Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации Служба в таможенных органах РФ в силу ст. 1 Федерального закона «О службе в таможенных органах РФ»[71] (далее по тексту — ФЗ № 114) представляет собой особый вид государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ.
Здесь следует упомянуть, что в российском законодательстве, регулирующем таможенную службу отсутствуют такие понятия как «таможенный орган» и «система таможенных органов».На наш взгляд было бы целесообразно включить данные понятия в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», изложив их следующим образом:«Таможенный орган» - федеральный орган исполнительной власти РФ, осуществляющий таможенное регулирование в пределах, поставленных перед ним задач и закрепленных за ним властных полномочий и входящий в единую, вертикально организованную систему таможенных органов; «Система таможенных органов» - совокупность таможенных органов, имеющих общие функции, цели и задачи при непосредственном осуществлении таможенного дела.
Особенности государственной службы в таможенных органах можно найти, обратившись к анализу понятия «должностные лица таможенных органов».Так, в соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ № 311 и ст. 3 ФЗ № 114 должностными лицами таможенных органов являются граждане РФ, замещающие в порядке, установленном законодательством РФ, должности сотрудников или федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов. Принимая во внимание, что:
а) система государственной службы (п. 1 ст. 2 ФЗ № 58) включает в себя такие виды как государственная гражданская, военная и государственная служба иных видов;
б) в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов (п. 3 ст. 8 ФЗ № 58)
можно сделать вывод, что государственную службу в таможенных органах составляют государственная гражданская и государственная служба иных видов.
Здесь необходимо упомянуть, что должность в таможенных органах —представляет собой объем функций и правомочий по реализации компетенции соответствующего таможенного органа, нормативно установленный для одного лица. Соответственно, можно выделить и две основные категории должностных лиц:
- сотрудники таможенных органов — лица, занимающие должности правоохранительной службы (подразделения, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, административными расследованиями, подразделения силового обеспечения, авиационные, морские, воздушные подразделения), которым присвоены специальные звания, к ним как правило, относят руководящий состав таможенных органов.
- федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов - должностные лица, обеспечивающие исполнение полномочий таможенных органов, не связанные с правоохранительной деятельностью, которым присвоены классные чины.
Исходя из этого, наряду с Федеральным законом РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который является единым законодательным актом, регламентирующим правовые, экономические и организационные основы прохождения государственной службы в таможенных органах, в исследуемой области подлежат применению нормы Федерального закона от 27.07.2004 года № 79.
Законодательство предусматривает наличие еще одной, отдельной категории - работники таможенных органов. В соответствии со ст. 4 ФЗ № 114 должности работников таможенных органов предусматриваются в штатных расписаниях таможенных органов в целях технического обеспечения их деятельности. Следует отметить, что должностные обязанности вышеуказанных лиц не связаны с выполнением задач и функций, возложенных на таможенные органы, должности работников таможенных органов занимают водители, уборщики, коменданты, кладовщики, лифтеры, сторожа, архивариусы и пр[72]. Перечень указанных должностей и отдельные условия работы определяются Приказами и иными актами Федеральной таможенной службы[73], а трудовые отношения регулируются ТК РФ.
Федеральным законом РФ № 58 определены основные принципы построения и функционирования системы государственной службы, имеющие непосредственное отношение к государственной службе в таможенных органах (ст.3):
1) федерализм, который обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
2) законность;
3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
4) равный доступ граждан к государственной службе;
5) единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
8) профессионализм и компетентность государственных служащих;
9) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Кроме того, в ст. 4 Федерального закона РФ № 79, помимо вышеназванных, отражены следующие принципы гражданской службы:1)стабильность гражданской службы;2)доступность информации о гражданской службе;3)взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.
На наш взгляд было бы целесообразно включить принципы построения и функционирования таможенной службы как одного из видов государственной службы в ФЗ № 114, поскольку именно он является единым законодательным актом, который регламентирует различные основы прохождения государственной службы в таможенных органах.
Неотъемлемой частью законодательного регулирования государственной службы в таможенных органах является правовой статус должности государственной службы. Под должностью государственной службы понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий для выполнения им должностных обязанностей[74].
Одновременно должность в названном понимании является основой для разработки должностных регламентов и инструкций государственных служащих и других документов об их специальных правах, обязанностях и порядке деятельности. Должность государственной службы в таможенных органах определяет круг обязанностей государственного служащего в таможенных органах, его права и ответственность по обеспечению исполнения служебных полномочий.
В таможенных органах предусмотрены должности государственной службы следующих видов:
- должности, замещаемые сотрудниками таможенных органов, которым присваиваются специальные звания (должности, непосредственно связанные с осуществлением правоохранительной деятельности);
- должности, замещаемые государственными гражданскими служащими, которым присваиваются классные чины (должности государственной гражданской службы);
- должности, которые не являются должностями государственной службы (должности технического обеспечения деятельности таможенных органов).
Система должностей сотрудников таможенных органов строится по иерархическому признаку, подразделяясь на следующие четыре группы (п. 2 ст. 5 ФЗ № 114):а) младший состав; б) средний начальствующий состав; в) старший начальствующий состав; г) высший начальствующий состав.
Перечни должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств (представителей) таможенной службы РФ в иностранных государствах, соответствующих им специальных званий и квалификационных требований утверждены Приказом ФТС России от 22.09.2014 г. № 1841[75].
Перечень должностей высшего начальствующего состава в таможенных органах РФ и соответствующих этим должностям специальных званий утвержден Указом Президента РФ от 19.08.2011 № 1104[76].
В рамках государственной гражданской службы в таможенных органах РФ должности подразделяются на группы и категории. В соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ № 79 должности гражданской службы подразделяются на следующие группы: а) высшие; б) главные; в) ведущие; г) старшие; д) младшие.
Должности федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах предусмотрены Реестром должностей Федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ от 31.12.2005 г. № 1574[77], в общем и Главой 2 «Отдельные должности в Федеральной таможенной службе» Раздела 8 «Перечень должностей в федеральных службах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, в государственных комитетах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации» названного Реестра в частности. Кроме того, перечни должностей государственной гражданской службы в таможенных органах содержат приказы и иные акты ФТС России, изданные по отдельным вопросам ее компетенции. В частности, Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации», утвержденный Приказом ФТС России от 14.11.2012 года № 2315[78], а также Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах РФ, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс может не проводиться, утвержденный Приказом ФТС России от 27.03.2014 г. № 553[79].
Еще один отличительный признак должности государственной службы заключается в том, что объем полномочий по конкретной должности, включенной в перечень должностей соответствующего вида государственной службы, ограничен тем кругом обязанностей, вытекающими из полномочий соответствующего государственного органа. Для определения объема полномочий используется деление должностей государственной службы на группы и категории. К категориям должностей государственной гражданской службы ФЗ № 79 (п. 2 ст. 9) отнесены: а) руководители; б) помощники (советники); в) специалисты; г) обеспечивающие специалисты.
Должности категорий «руководители» и «помощники (советники)»соответственно, подразделяются на высшую, главную и ведущую группу должностей.
Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.
Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы (п.п. 4-6 ст. 9 ФЗ № 79).
Должностные регламенты федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом утверждены Приказом ФТС России от 17.03.2014 г. № 464[80]
Как следует из п. 1 ст. 13 ФЗ № 58, в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.
В настоящее время должностным лицам таможенных органов в зависимости от их отношения к государственной службе иных видов или гражданской службе присваиваются специальные звания и классные чины. Специальные звания, которые могут быть присвоены гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов указаны в п. 1 ст. 5 ФЗ № 114. Такие звания присваиваются сотрудникам таможенных органов в соответствии с занимаемыми ими должностями, при этом они подразделяются на первое и очередные.
Первое специальное звание сотруднику таможенного органа младшего состава и очередные специальные звания до капитана таможенной службы включительно присваиваются начальниками таможенных органов в соответствии с Приказом ФТС России от 30.08.2007 г. № 1048[81].
Первое специальное звание сотруднику таможенного органа, назначенному на должность среднего начальствующего состава или старшего начальствующего состава, и очередные специальные звания от майора таможенной службы до полковника таможенной службы включительно присваиваются руководителем Федеральной таможенной службы.
Специальные звания от генерал-майора таможенной службы и выше присваиваются Президентом РФ в соответствии с Указом от 28.02.2011 года № 243 «О присвоении специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам таможенных органов Российской Федерации»[82].
По общему правилу, очередное специальное звание сотруднику таможенного органа присваивается в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании. Исключения предусмотрены п. 9 ст. 12 ФЗ № 114.
Очередное специальное звание, соответствующее занимаемой должности, может быть присвоено сотруднику таможенного органа в день когда истекает срок его службы в предыдущем звании. Представление к присвоению очередного специального звания сотрудника таможенного органа, который имеет дисциплинарное взыскание (за исключением объявленного устно) либо в отношении, которого возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения им служебной дисциплины, не производится соответственно до снятия дисциплинарного взыскания либо прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или окончания служебной проверки.
Наряду со специальными званиями сотрудникам таможенных органов также могут быть присвоены квалификационные звания. Порядок присвоения, подтверждения и понижения квалификационных званий сотрудникам таможенных органов РФ утвержден Приказом ФТС России от 10.04.2013г.№ 683[83]. При присвоении квалификационного звания сотрудникам таможенных органов учитывается уровень профессионального образования, стаж службы в таможенных органах или стажа (опыта) работы по специальности в соответствии с полученным профессиональным образованием, профессиональных знаний и навыков сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие.
Присвоение квалификационных званий является дополнительным средством стимулирования роста профессионального мастерства сотрудников таможенных органов.
Для присвоения (подтверждения) квалификационных званий проводятся квалификационные испытания, при представлении сотрудников к которым учитываются следующие условия: а) стаж службы в таможенных органах или стаж (опыт) работы по специальности; б) уровень исполнительской дисциплины; в) показатели служебной деятельности; г) знание нормативных правовых актов; д) стаж службы в занимаемой должности (не менее одного года);е) уровень физической подготовки (для сотрудников подразделений силового обеспечения и сотрудников подразделений таможенных органов, которые при выполнении служебных задач применяют физическую силу, оружие и специальные средства).
Уровень профессиональной подготовки сотрудников при этом определяют квалификационные комиссии, регламент работы и регламент которых определяется приказом таможенного органа.
Классный чин гражданского служащего таможенного органа — это присваиваемый на основании аттестации или по результатам государственного квалификационного экзамена чин (служебный разряд), соответствующий служебному положению (замещаемой должности), уровню профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуге лет, принадлежности к ФТС России и заслугам. Классные чины имеют пять наименований и групп: а) секретарь — младшая группа; б) референт — старшая группа; в) советник РФ — ведущая группа; г) государственный советник РФ — главная группа; д) действительный государственный советник РФ — высшая группа.
В каждом классе чинов предусмотрено три степени: 1,2 и 3 класс. Классный чин бывает первым или очередным. Гражданскому служащему таможенного органа, который не имеет классного чина гражданской службы присваивается первый классный чин гражданской службы в таможенных органах. Порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы РФ федеральным государственным гражданским служащим определен Указом Президента РФ от 01.02.2005 г. № 113[84]. В этом же нормативном акте приведена Таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников.
Очередной классный чин может быть присвоен федеральному гражданскому служащему таможенного органа по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, который присваивается федеральному гражданскому служащему. Очередной классный чин не может быть присвоен федеральным гражданским служащим таможенных органов, которые имеют дисциплинарные взыскания, а также в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.
Одним из необходимых условий для замещения лицом должности государственной службы в таможенных органах является его соответствие установленным законодательством квалификационным требованиям, то есть уровню профессиональной квалификации, необходимому для исполнения служебных обязанностей. Речь, главным образом, идет об образовании и стаже (опыте) работы по специальности. В соответствии с абзацем первым п. 3 ст. 5 ФЗ № 114 квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим должности младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава, утверждаются руководителем ФТС.
В настоящее время квалификационные требования и специальные звания для должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов РФ утверждены Приказом ФТС России от 22.09.2014 года № 1841. Так, например: для должностей сотрудников старшего начальствующего состава таможен начальник таможни; первый заместитель начальника таможни; заместитель начальника таможни; начальник службы)установлены предельное специальное звание полковник таможенной службы и следующие квалификационные требования:1) высшее образование (государственное и муниципальное управление, таможенное дело, юриспруденция, экономика) либо другое высшее образование и специальная профессиональная подготовка в области управления;2) стаж государственной службы не менее 4-х лет или работы по специальности не менее 5-ти лет;3) знание законодательства РФ (таможенного, налогового и уголовного), основ административного и международного права, нормативных правовых актов, необходимых для исполнения должностных обязанностей (Приложение № 3 к Приказу ФТС России от 22.09.2014 г. № 1841).
Законодатель под квалификационными требованиями к должностям гражданской службы в таможенных органах подразумевает единые требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, для лиц, претендующих на замещение соответствующих должностей гражданской службы в таможенных органах (ст. 12 ФЗ «О государственной гражданской службе»).При этом квалификационные требования устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы. Кроме того, квалификационным требованием к должностям гражданской службы в таможенных органах также является требование к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности. Стаж работы по специальности – это временной интервал, когда приобретается профессиональный опыт и его качество. Профессиональный опыт- это часть жизненного опыта, рассматриваемая как область профессиональной деятельности. В настоящее время квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ от 27.09.2005 г. № 1131[85].
Кроме того, дополнительные квалификационные требования к навыкам и профессиональным знаниям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей по должностям федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате ФТС России, в представительствах таможенной службы РФ за рубежом и таможенных органах РФ утверждены Приказом ФТС России от 31.07.2012 г. № 1535[86].
И так, служба в таможенных органах представляет собой особый вид государственной службы граждан РФ, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, которая разделяется на два вида: первый вид - служба на должностях сотрудников; второй вид - службу на должностях федеральных гражданских служащих.В соответствии с этими видам службами, в таможенных органах существуют и две категории должностных лиц. Необходимо отметить, что принимая во внимание нормы статьи 2 Закона о системе государственной службы, что служба в таможенных органах России относится к двум видам государственной службы, так прохождение службы в таможенных органах на должностях федеральных гражданских служащих относится к федеральной государственной гражданской службе, а вот службу граждан на должностях сотрудников таможенных органов следует отнести к государственной службе иных видов. В связи с этим и нормативно-правовые акты, регламентирующие эти виды служб различны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Авторитет государственной службы непосредственно соотносится с авторитетом сильного государства, в котором государственное управление и люди, осуществляющие все его функции, должны действовать в соответствии с нормами закона, морали и чести. Следовательно, правовое регулирование деятельности государственных служащих таможенных органов решающим образом определяет результативность полномочий государственных органов, а через них целей, задач и экономических и внешнеторговых функций государства. На основании проведенного анализа формулируются следующие выводы:
1. Сущность государственной службы составляет деятельность, направленная на обеспечение эффективного функционирования государства и общества в их взаимосвязи и взаимодействии. Граждане осуществляют такую деятельность в рамках органов государственной власти на основе присущих государственной службе принципов, которые определяют сущность, основополагающие характеристики, содержание и значение, как самой государственной службы, так и лиц, ее осуществляющих.
2. Под принципами государственной службы необходимо понимать обязательные для всех лиц и организаций требования, в соответствии с которыми должна функционировать система государственной службы, и которым должны соответствовать лица, занимающие государственные должности. Как видится, неукоснительное соблюдение указанных принципов позволит, во-первых, повысить авторитет государственной власти, а, во-вторых, приведет к повышению эффективности государственной службы.
3. Государственная служба выполняет двуединую задачу: 1) оказывает аппаратную поддержку политическому руководству страны; 2) изучает проблем управления и интересов всех слоев населения, в чем непосредственно нуждаются государственные органы.
Основными задачами государственной службы являются: -обеспечение конституционного строя; -выработка стратегии экономического, социального, политического развития страны; -создание организационных структур государственной власти; -принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны; -защита прав, свобод и законных интересов граждан, создание условий для развития человеческой личности; -создание необходимых условий для реализации функций государственных органов.
4. Одним из существенных пробелов в правовом регулировании государственной службы является отсутствие в законодательстве определения «функций государственной службы» и их видов.
На наш взгляд было бы целесообразно законодательно закрепить следующее определение «функции государственной службы - основные направления воздействия государственных служащих на общественные отношения для достижения целей и задач государства». Следует упомянуть о том, функции государственной службы в целом совпадают с функциями органов государственной власти и государственного управления.
5. На современном этапе (по состоянию законодательства на 01.01.2016 г.) в Российской Федерации сложилась система государственной службы, которая состоит из государственной гражданской службы; военной службы; государственной службы иных видов, к которой следует отнести и таможенную службу. Государственная служба иных видов отнесена законодателем к федеральной государственной службе.
6. В ходе проведенного анализа развития в нашей стране таможенной службы, можно с уверенностью сказать, что назначение и функции таможенных органов напрямую связаны с таможенной политикой, проводимой государством и которая в свою очередь имеет циклический характер и на прямую зависит от экономической ситуации, существующей на том или ином этапе развития государства. В результате этого на различных этапах развития нашего государства таможенная политика выдвигала поочередно на первый план или задачи таможенно-тарифного регулирования, или фискальные задачи таможенного. На современном этапе фискальная функция таможенного дела отошла на второй план, уступив место функциям таможенного-тарифного регулирования внешнеторгового обмена товарами и услугами. А от сложившегося соотношения задач таможенной политики на конкретном этапе развития государства напрямую зависит и круг полномочий таможенных органов, и их система.
6. В результате последних реформ ФТС передана в ведении Министерства финансов РФ, в результате чего Минфин получил функции по «выработке и реализации государственной политики, и нормативно-правовому регулированию …в области таможенного дела». Можно с уверенностью сказать, что в стране создается единая системы администрирования налоговых и неналоговых платежей, что фактически означает передачу ФНС полномочий по сбору таможенных пошлин, которые сейчас администрируются таможенной службой. На наш взгляд это повысит эффективность администрирования платежей. Отметим, что идея передачи таможенных органов в ведение Минфина не нова, с 1802 г. по 1917 г. все таможенные органы Российской Империи находились в подчинении у гражданского ведомства – Министерства финансов, являвшегося органом исполнительной власти и выполняли фискальную функцию.
7. В современном законодательстве, регулирующем таможенную службу, отсутствуют такие понятия как «таможенные органы» и «система таможенных органов». На наш взгляд было бы целесообразно включить данные понятия в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», изложив их следующим образом:«Таможенный орган» - орган исполнительной власти РФ, осуществляющий таможенное регулирование в пределах, поставленных перед ним задач и закрепленных за ним властных полномочий и входящий в единую, вертикально организованную систему таможенных органов; «Система таможенных органов» - совокупность таможенных органов, имеющих общие функции, цели и задачипри непосредственном осуществлении таможенного дела.
8. В процесс реформирования таможенной службы продолжается поиск более эффективной модели административно-правого статуса таможенных органов, рациональных форм и методов их деятельности, которые позволят обеспечить поступательное экономическое развитие России в условиях финансово-экономического кризиса, введенных санкций и т.п. Все это нашло отражение в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года[87]. Решение поставленных задач осложняется особым местом таможенных органов, которое они занимают в системе органов исполнительной власти РФ, стоящими перед ними задачами и разнообразием функций, ими выполняемыми.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20 декабря 2015г.).
2. Федеральный закон от 13.07.2015 №262-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.01.2016 г.).
3. Федеральный закон Российской Федерации от 04.11.2014 №328-ФЗ г. «О внесении изменений в ст. 26.3 и 26.11 Федерального закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – №45. – Ст. 6138.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 (ред. от 31.12.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. - № 31. - Ст. 3215.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015 г. №262-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20 декабря 2015 г.).
6. Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 25.11.2013 г. №317-ФЗ) // Собрание законодательства РФ.– 2002. – №30. – Ст. 3030.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» (в ред. от 05.10.2015 г. №285-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20 декабря 2015 г.).
8. Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в ред. от 22.12.2014 г. №431-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – №30. – Ст. 3586.
9. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» // Российская газета. - N 107. 05.06.1993.
10. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)// Собрание законодательства РФ. 13.12.2010. - N 50. - Ст. 6615.
11. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008 // Российская газета. - N 138, 21.07.1993.
12. Таможенный кодекс СССР (утв. ВС СССР 26.03.1991 N 2052-1) // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. – 1991. - N 17. - Ст. 484.
13. Таможенный кодекс Союза ССР (утв. Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР 19.12.1928) // Собрание законодательства СССР, 1929. - N 1. - Ст. 2.
14. Указ Президента РФ от 15.01.2016 N 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» // http://www.pravo.gov.ru. 15.01.2016
15. Указ Президента РФ от 28.02.2011 № 243 «О присвоении специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам таможенных органов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20 декабря 2015 г.).
16. Указ Президента РФ от 19.08.2011 № 1104 «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в таможенных органах Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий» // Собрание законодательства РФ. 22.08.2011. - № 34. - Ст. 4952.
17. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 10.09.2014) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 19.05.2008. - N 20. - Ст. 2290.
18. Указ Президента РФ от 11.05.2006 N 473 (ред. от 24.09.2007) «Вопросы Федеральной таможенной службы» // Собрание законодательства РФ. 15.05.2006. - N 20. - Ст. 2162.
19. Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 113 (ред. от 30.09.2013) «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» // Собрание законодательства РФ. 07.02.2005. - № 6. - Ст.440.
20. Указ Президента РФ от 27.09.2005 № 1131 (ред. от 15.11.2013) «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20 декабря 2015 г.).
21. Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 12.03.2015) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ. 02.01.2006. - № 1. - Ст. 118.
20. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 15.03.2004. - N 11. - Ст. 945.
21. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (в ред. от 16 июля 2009 г. №814) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20 декабря 2015 г.).
22. Указ Президента РСФСР от 25.10.1991 N 161 (ред. от 19.12.1991) "О Государственном таможенном комитете РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 31.10.1991. - N 44. - Ст. 1479.
23. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 N 459 (ред. от 16.09.2013) «О Федеральной таможенной службе» //СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20 декабря 2015 г.).
24. Постановление Правительства РФ от 28.05.2004 № 256 «Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы» (в ред. от 24.12.2014 г. №1469) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20 декабря 2015 г.).
25. Постановление Правительства РФ от 21.08.2004 N 429 (ред. от 14.11.2014) «Вопросы Федеральной таможенной службы» // Собрание законодательства РФ. 30.08.2004. - N 35. - Ст. 3637.
26. Постановление СНК РСФСР от 29.12.1917 «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров» // Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. - N 1. 03.01.1918.
27. Указ Президиума ВС СССР от 05.05.1964 "Об утверждении Таможенного кодекса Союза ССР" (вместе с Таможенным кодексом СССР") // Ведомости ВС СССР. – 1964. - N 20. - Ст. 242.
28. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 14.01.2013. - N 2. - Ст. 109.
29. Распоряжение Правительства РФ от 01.02.2005 № 103-р (ред. от 27.12.2006) «О перечне федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении ФТС России» // Собрание законодательства РФ. 07.02.2005. - № 6. - Ст. 481.
30. Приказ ФТС России от 17.03.2014 № 464 «Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом» // 30.07.2014. - № 169.
31. Приказ ФТС России от 27.03.2014 № 553 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс может не проводиться» // Российская газета. 23.05.2014. - № 115.
|