Обратная связь
|
Система государственной службы
Реформирование государственной службы продолжается и на сегодняшний день. Это напрямую коснулось системы государственной службы. В соответствии со статьей 2 ФЗ РФ № 58 в редакции от 02.07.2013 г. система государственной службы включала в себя следующие виды: государственную гражданскую службу;военную службу; правоохранительную службу. В связи с вступлением с 01.01.2016 г. в законную силу ФЗ РФ от 13.07.2015 г. N 262-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"[35] система государственной службы претерпела изменения. Теперь согласно статье 2 вышеназванного закона государственная гражданская служба представляет собой систему, состоящую из: государственной гражданской службы; военной службы; государственной службы иных видов.
Видами государственной гражданской службы, как и прежде, являются:
- федеральная государственная гражданская служба;
- государственная гражданская служба субъекта РФ.
Военная же и государственная служба иных видов, устанавливаемая федеральными законами, относятся к федеральной государственной службе.
В соответствии с законодательством правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы осуществляется исключительно РФ. А вот правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ осуществляется совместно Российской Федерацией и ее субъектами. Организация государственной гражданской службы субъекта РФ находится в компетенция конкретного субъекта РФ.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона №58-ФЗ, федеральная государственная служба является профессиональной служебной деятельностью граждан по обеспечению исполнения полномочий как Российской Федерации, так федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.
Государственная гражданская служба, - один из видов государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан, находящихся на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (ст. 5 ФЗ РФ №58-ФЗ).
Президентом РФ и Правительством РФ для создания правового механизма реализации положений ФЗ РФ №58-ФЗ было принято более 30 указов и постановлений.
Поскольку государственная гражданская служба двухуровневая (1-ый уровень - федеральная государственная служба, 2-ой уровень - государственная гражданская служба субъекта РФ), законодатель закрепил в нормативно-правовых актах принципы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы. В каждом из субъектов РФ приняты и действуют свои нормативно-правовые акты, направленные на регламентацию вопросов государственной гражданской службы конкретного субъекта РФ.
Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. Условия прохождения службы и порядок заключения трудовых отношений определены федеральными законами[36] и ведомственными положениями[37]. Так, в соответствии с Федеральными законами N 79-ФЗ, N 273-ФЗ и Указом Президента РФ N 821 утверждено «Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и урегулированию конфликта интересов»[38]. Кроме того, ведомственными нормативно-правовыми актами регламентируются порядок приема и увольнения федеральных государственных гражданских служащих, определяются права и обязанности сторон в трудовых правоотношениях[39].
Государственная гражданская служба субъекта РФ является профессиональной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ. По статистике во II квартале 2015 г. в органах власти субъектов РФ работало 784,9 тысячи человек, что составило 71,2% от общей численности государственных гражданских служащих в РФ, следовательно, основная часть государственных гражданских служащих работает в органах власти субъектов РФ.
Военная служба[40] является отдельным видом федеральной государственной службы, режим и условия прохождения которой определены ведомственными нормативными актами[41]. В соответствии со статьей 6 ФЗ РФ №58-ФЗ она представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в ВС РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства[42]. Военную службу могут проходить как граждане РФ, так и иностранцы (ст. 18.1 ФЗ РФ №58-ФЗ)[43]. Граждане РФ могут проходить военную службу по призыву или по контракту, иностранные граждане могут поступать на военную службу по контракту. Гражданам, проходящим такую службу, присваиваются воинские звания.На ряду с военной службой законодательно установлена возможность прохождения гражданами РФ альтернативной гражданской службы, которая представляет собой «особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву»[44]. Так в соответствии со статьей 2 указанного закона гражданин имеет право на замену исключительно военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. Такая замена возможна исключительно в определяемых федеральным законом случаях: если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина; если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии со своими полномочиями и представляет собой «комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы - Министерством труда и социальной защиты РФ, Министерством обороны РФ, Федеральной службой по труду и занятости, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями, подведомственными указанным органам исполнительной власти, в целях реализации гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой»[45].Перечни организаций и должностей на которых гражданин может пройти альтернативную гражданскую службу, в соответствии с Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным Постановление Правительства РФ от 28.05.2004 г. N 256, утверждаются Министерством труда и социальной защиты РФ.
Что же касается правоохранительной службы, то до 01.01.2016 г., то есть до момента вступления в законную силу ФЗ РФ N 262-ФЗ она была указана как один из видов федеральной государственной службы и представляла собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. К правоохранительной службе относились служба в таможенных органах, в МВД и т.д. Надо предполагать, что на сегодняшний день к государственной службе иных видов в первую очередь следует отнестислужбу в так называемых правоохранительных органах, в том числе и в таможенных органах.
Таким образом, можно сделать вывод, что на современном этапе в Российской Федерации продолжается реформирование системы государственной службы. По состоянию на 01 января 2016 г. система государственной службы состоит из государственной гражданской службы; военной службы;государственной службы иных видов. В свою очередь в государственную гражданскую службу входят федеральная государственная гражданская служба и государственная гражданская служба субъекта РФ. Поскольку с 01.01.2016 г. из перечня видов государственной службы исключено понятие "правоохранительная служба", определяющее отдельный вид государственной службы то теперь к федеральной государственной службе относятся военная служба и государственная служба иных видов, устанавливаемые федеральными законами. На наш взгляд такое исключение произведено законодателем для дальнейшего уточнения видов государственной службы РФ, поскольку на сегодняшний день перечень видов государственной службы РФ является открытым.
|
|