Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ ДО СЕРЕДИНЫ I ТЫС.

Я.Г.РИЕР

ИСТОРИЯ

СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

В 5 частях

 

 

Часть I

ЗАПАДНАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ

Е В Р О П А

В V – Х вв.

Часть IΙ

АЗИЯ, АФРИКА И АМЕРИКА

В V – ХV вв.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Могилев – 2001


 

Я.Г.Риер. ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. В 5 частях. Часть 1. Западная, Центральная и Южная Европа в V – Х вв. Часть 2. Азия, Африка и Америка в V – ХV вв. ___с.

Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов исторических специальностей высших учебных заведений.

 

 

Пособие открывает собой серию очерков о средневековых обществах Европы, Азии и Америки, которые планируется издавать отдельными частями. В части 1 предлагаемой вниманию книги рассматривается история нашего континента в середине - второй половине I тыс. н.э. и через основные ее факты - зарождение и развитие средневековых европейских цивилизаций, их типология, сходные черты и отличительные особенности. В части 2 рассматривается история основных средневековых государств Азии, а также государства Африки и Америки, выделяются и сопоставляются региональные цивилизации, их типология, сходные черты и отличительные особенности. Пособие адресовано не только студентам-историкам, также учителям истории, учащимся специализированных классов и всем тем, кто интересуется нашим прошлым.

 

Работа выполнена в рамках проекта "История средневековых цивилизаций" по гранту Министерства образования Республики Беларусь.

 

Рецензенты: кафедра всеобщей истории Гродненского государственного университета.



Кафедра всеобщей истории Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка.

Заведующий кафедрой истории древнего мира и средних веков Белорусского государственного университета, доктор исторических веков, профессор В.А.Федосик.

Заведующий кафедрой истории нового и новейшего времени Белорусского государственного университета, доктор исторических веков, профессор В.С.Кошелев.

 

© Я.Г.Риер, 2000 г.


 

 

К ЧИТАТЕЛЮ

 

 

Предлагаемое пособие, основанное на курсе лекций, читаемых на историческом факультете Могилевского госуниверситета, открывает серию учебных изданий, посвященных истории средневековья как раздела всеобщей истории. Предполагается подготовить 5 частей: Европа в раннем средневековье; Азия, Африка и Америка в средние века; Европа в развитом и позднем средневековье; Европа на пороге нового времени; Духовная жизнь и культура в средневековой Европе. В планируемой серии зарождение и развитие средневековых цивилизаций, их типология, сходные черты и отличительные особенности будут рассматриваться на основе подробного рассмотрения и анализа исторических фактов во всем их многообразии. Этим содержание серии отличается от ранее изданного нами пособия, основное внимание в котором было уделено не столько самим событиям, сколько их теоретическому осмыслению[1].

Потребность в новом учебном пособии определяется обнаружившимся в последние годы хроническим недостатком учебной и научной литературы по проблемам средневековой истории. Избранная форма отдельных книжек-частей общего курса лекций позволит оперативнее обеспечивать спрос и откликаться, при этом, на новейшие научные достижения. Отзывы на каждую книжку будут учитываться при подготовке очередной части серии. С просьбой о таких отзывах с пожеланиями и замечаниями обращаюсь к читателям, которым буду за это весьма признателен.

 

ТЕМА 1.

ВВЕДЕНИЕ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА "СРЕДНИЕ ВЕКА", ФОРМАЦИИ И ЦИВИЛИЗАЦИИ, ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ.История средних веков, как учебная дисциплина, является частью общего курса мировой или всеобщей истории. Сам термин "средние века", как и многие другие - условный, кабинетный[2]. Он возник в среде итальянских гуманистов в XV в. для обозначения эпохи между античностью и их временем[3]. В XVII в. название "средние века", с подачи немецкого историка Христофора Келлера закрепилось в литературе[4]. Таким образом, понятие средневековья возникло в Западной Европе и обозначало первоначально отрезок именно западноевропейской истории от крушения Римской империи до так называемой эпохи Возрождения, распространившейся по западноевропейским землям в XIV-XVI вв. Концом средневековья обычно считали переломные - или просто яркие события: открытие Америки Колумбом (1492 г.), или начало Реформации в Германии (1517 г.), или падение Константинополя (1453 г.); были и другие точки отсчета. Последующую эпоху относили к новому времени. Как видно, грани этих двух периодов человеческой истории оказались весьма нечеткими. Ещё более размытыми стало представление о хронологии средних веков, когда европейскую периодизацию стали переносить на историю других регионов. Прежде всего это относится к странам Азии, которые с легкой руки позднесредневековых путешественников получили обобщающее обозначение - Восток. Но европейские представления об исторических периодах не совпадали с традициями и ритмами жизни восточных обществ, весьма, кстати, многоликих. Там не было столь заметных, как в Европе, смен эпох. И лишь высокомерие бурно развивавшейся капиталистической Западной Европы, видевшей Восток отсталым объектом колониальной экспансии, привело к закреплению европоцентризма в представлении об историческом процессе - в переносе понятий "средние века", как, кстати, "древний мир" и "новое время" - на всемирную историю.

С середины ХVIII в., с распространением в европейской науке идей прогресса, концепция сменяющих друг друга все более развитых стадий человеческого развития стала разрабатываться историками. Большинство из них исходили из идей греческого философа еще IV в. до н.э. Декеарха Мессинского о трех стадиях общественного развития: охотническо-собирательской, скотоводческой (пастушеской) и земледельческой, содержавшихся и в известном произведении римского мыслителя I в. до н.э. Лукреция "О природе вещей". Как видно, представления о человеческой истории как развитии от примитивных форм к более совершенным, возникли еще в античную эпоху. В средние века, однако, такие идеи не воспринимались из-за господства религиозных представлений о сотворении и развитии мира[5].

В сочинениях второй половины ХVIII в. появляется и название средневековой эпохи как феодальной. Первоначально феодальными называли особые отношения, возникшие в политическом устройстве и правовых нормах западноевропейских стран. В начале ХIХ в. французский мыслитель-утопист А.Сен-Симон на материале все той же западноевропейской истории выработал стадиальную концепцию человеческого развития, в которой выделил и феодальную, отнеся к ней некоторые средневековые страны Западной Европы. Эта концепция оказала существенное влияние на всю европейскую историческую науку ХIХ в. Ее использовал и К.Маркс, когда при создании своей теории общества обратился к истории докапиталистических способов производства. Он и его последователи рассматривали историю человечества как закономерную, прогрессивную смену господствующих типов производственных отношений, или иначе, социально-экономических формаций. Отсюда средние века - это история возникновения, развития и упадка особого, специфического феодального строя. Под феодализмом они понимали особые общественные отношения, сложившиеся в средневековом обществе. Понятие феодализм и средние века стали синонимами у марксистов. Отсюда хронологические рамки средневековья во всемирном масштабе определялись ими существованием феодализма.

Поначалу эти философско-политэкономические воззрения особо не заинтересовали историков. Но в 30-е гг. XX в. на их основе советские ученые разработали периодизацию средневековья, отраженную во всех советских учебниках истории. В этой периодизации сохранялся европоцентристский подход. В основу было положено существование европейского, точнее западноевропейского, феодализма, зародившегося по тогдашнему мнению, в V-VI вв. В Центральной и Восточной Европе феодализм датировался с VIII-X до XIX вв., в Азии - III-IX до XIX вв.

Но уже при становлении указанного формационного подхода к истории и ее периодизации стали выявляться его слабости, отдельные противоречия. История Востока, например, плохо укладывалась в созданную схему, ибо там рабовладельческие и феодальные черты переплетались долгие столетия. Это вызвало длительную дискуссию о так называемом "азиатском способе производства", периодически разгоравшуюся в 30-60-е гг. ХХ в. Кстати, зарубежные, так называемые (в советской литературе) буржуазные историки эту формационную схему не приняли из-за ее односторонности, преувеличения роли экономики и социальных отношений в обществе.

Дальнейшие исследования подтверждали отмеченные недостатки формационного подхода. Дело даже не столько в его опоре только на европейскую историю. Главное, что он не учитывал многообразия развития человеческого общества, в котором нередко и политика, и сознание, и даже бытовые привычки людей влияли на экономику. Как писал в начале ХХ в. русский философ Сергий Булгаков, не экономика создала типы человеческой жизни, а сам человек, который решает свои потребности, в том числе и с помощью экономики[6]. Постепенно всё больше ученых стало склоняться к тому, что историческое развитие - многофакторный процесс, что учитывает так называемый цивилизованный подход к периодизации и систематизации истории[7].

В обобщенном понимании цивилизации - это человеческие сообщества с определенным уровнем различных явлений материальной и духовной культуры, формировавших условия жизни людей. При таком подходе в равной степени, в отличие от формационного, сочетаются антропогенные (биологические) и социальные явления. В этом смысле цивилизация как понятие шире формации, так как охватывает и социально-экономические отношения, и культуру, а также, как будет показано, лучше учитывает региональные различия. Но главное, в отличие от формационного подхода цивилизационный позволяет раскрыть смысл любой эпохи через человеческое измерение[8].

В соответствии с цивилизационным пониманием человеческого развития, большинство современных историков, исходя из географических, этнических, экономических, социальных, политических и культурных особенностей выделяет ряд цивилизаций Европы, Азии, Африки, Америки, одни из которых возникли в древности, другие - в средние века. Развитие и видоизменения в цивилизациях продолжались и в новое время, продолжаются и теперь; выделяются и переходные формы. При таком подходе, на основе которого, кстати, в Беларуси составлены новые школьные программы по истории, основной упор делается не только на изучение общих закономерностей исторического процесса, но и на многочисленные региональные особенности.

Но цивилизационный подход еще более усложняет проблему периодизации, в том числе и истории средних веков[9]. Так, для Западной Европы по экономическим, а также отчасти по политическим и идеологическим параметрам средними веками считаются V-ХV вв. Но характерная для этой эпохи монархическая власть продолжала существовать и позднее; то же относится и к месту религиозности в общественной и частной жизни. В современной медиевистике появилось понятие "долгое средневековье", учитывающее медленную эволюцию особого "средневекового" типа сознания и поведения людей - ментальности[10]. Это сознание определялось господством христианства, сословных представлений, "эпохой лошади" и зародившись II-III вв., сохранялось даже в Западной Европе до первой половины ХIХ в.[11] Прав, очевидно, русский медиевист А.К.Дживелегов, написавший, что не исходной, ни заключительной даты периода средних веков наука не знает: о них можно лишь условиться[12]. И вообще, как отметил другой известный историк - голландский - Й.Хейзинга, периодизация в истории хотя и необходима, но всегда играет второстепенную роль, всегда неточна, в известной мере произвольна. Потребность в ней происходит не из занятия историей, а из общего стремления к упорядоченности[13].

В соответствии с этими потребностями средневековая история делится на 3 основных периода: раннее, развитое и позднее средневековье. Под ранним средневековьем понимается эпоха возникновения обществ с определенной спецификой, о которой пойдет речь ниже, становление основных параметров этих обществ (т.е. их генезис[14]); развитое - время максимального развития этих параметров; позднее - кризис, изживание основных признаков средневековых обществ и складывание новых, буржуазных. Для европейских цивилизаций под ранним средневековьем подразумевается обычно вторая половина I тыс. (для восточных регионов - это и первые 100-200 лет II тыс.). Развитое средневековье хронологически менее определенно даже для Европы. В Западной оно, в большинстве исследований, охватывает Х/ХI - ХIII вв. Для остальных европейских регионов хронологические рамки развитого средневековья определить сложнее из-за неравномерности развития отдельных земель и дискуссионности многочисленных критериев тогдашних цивилизаций. Подробнее это проблема будет рассмотрена в следующих очерках. Здесь же отметим, что в странах Центральной и Северной Европы развитое средневековье скорее всего приходится на ХI/ХII-ХV вв. В Восточной Европе к этой эпохе можно отнести и более поздние времена, пожалуй, до ХVIII в. К позднему средневековью в Западной Европе относят обычно, ХIV-ХV вв. В Центральной и Северной Европе к ним можно отнести ХVI-ХVII вв., в Восточной - ХVIII, и, отчасти, ХIХ вв. В хронологии восточного средневековья еще больше различий, о которых тоже - в особом очерке. Но, в силу традиции, западноевропейское деление изучаемой эпохи часто применяют и для других регионов.

Противоречия в определении хронологических рамок средневековья и его отдельных этапов обусловлены различиями в развитии разных цивилизаций. Иными словами, сложности в периодизации отражают глубокие, существенные различия в средневековых обществах. Но все эти общества были объединены одним - господством в них феодальных порядков.

СУЩНОСТЬ ФЕОДАЛИЗМА. Для начала представим общее и предварительное толкование этого понятия, которое будет уточнено и дополнено по мере дальнейшего изложения.

Феодализм возникал при формировании крупного землевладения в условиях разложения первобытного общества или в следствии преобразований, которые происходили во впавшем в кризис рабовладении. Последний вариант был характерен для Позднего Рима, когда в условиях кризиса рабовладельческой экономики труд рабов в поместьях стал заменяться трудом колонов. В отличие от рабов колоны имели определенные гарантии на земельные наделы и некоторую хозяйственную самостоятельность, что способствовало их заинтересованности в результатах своего труда. Такие колоны стали предшественниками средневековых крепостных.

Но в большей части средневековых обществ феодализм вырос из первобытности. В процессе развития крестьянских общин в них выделялись зажиточные верхи, заинтересованные в сохранении своего положения. Одновременно происходила консолидация социальных верхушек общин, племен и их союзов. Из них выделялись правители со своим военным окружением. Основой благосостояния этой формирующейся знати была земля. Господствующее положение позволяло знати не только накапливать у себя свободный земельный фонд, но и на правах правителей или от их имени прибирать к рукам контроль за всей землей данного сообщества - раннего государства. Сбор даней, налогов, административная и судебная деятельность постепенно укрепляли земельные права господствовавшего слоя, и он подчинял своему контролю земли, на которых вели хозяйство обычные, рядовые крестьяне. Так образуются разнообразные системы земельных владений, речь о которых пойдет впереди.

Итак, и при крушении рабовладения, и при распаде первобытного общества формируется, с одной стороны, слой земельных собственников разного ранга, с другой - намного более многочисленный слой крестьян, постепенно терявших свои права на землю и попадавших в зависимость от землевладельцев. Из этих слоев вырастали два основных сословия феодального общества - землевладельцы и крестьяне, которые разделялись не только правами на землю, но и общественными функциями. Крестьяне трудились на земле, а управленческие и военные функции сосредотачивались у землевладельцев. Правители, обладая правами на подконтрольные земли, раздавали их своим приближенным, воинам на условиях несения ими службы, прежде всего военной. Крестьяне, проживавшие на этих землях, должны были обеспечивать новых владельцев. Земли, розданные на указанных условиях, в Западной Европе получили название феоды, а их владельцев стали называть феодалами[15]. Отсюда и название строя, основанного на таком землевладении - феодализм. Власть при этой системе была приватизирована крупными земельными собственниками и обеспечивалась личной зависимостью получавших у них землю служилых людей. Часто эти личные связи закреплялись в договорах.

В нашей литературе основные сословия феодального общества - феодалов и крестьян - часто называют классами. Думается, это не совсем точно. Ибо основной признак класса - отношение к собственности[16]. Но, как будет показано дальше, феодальная земельная собственность была многообразной и всегда условной (ограниченной разными условиями, сужавшими права собственников). То есть внутри сословия феодалов были люди и группы с разными правами на землю. Также и среди крестьян существовали категории с разными правами на наделы. Порой доходы зажиточных крестьян могли превышать доходы мелких феодалов, особенно в позднем средневековье. Много куда более богатых, чем даже среди средних по достатку феодалов, жило в средневековых городах. Но и крестьяне, и горожане считались в средние века единым низшим сословием, а "благородный" дворянин, порой одалживавший у своего слуги на мелкие расходы, оставался в общественном сознании господином для любого богатого, но не "благородного" по происхождению. Положение в обществе определялось не по имущественному положению, не по доходам, а по наличию "благородных" или "подлых" предков. Лишь с развитием капитализма денежные доходы, богатство, а не происхождение, стали определять общественное положение людей и появилось классовое самосознание. Так что понятие класс для средневекового общества чужеродно[17].

Термин же сословие точнее. Он означает наличие определённых групп населения с чётко очерченными правами и обязанностями, переходящими по наследству. Причём статус каждого сословия хорошо осознавался тогдашними людьми и закреплялся в традициях. Сословность - характерная черта средневековых, феодальных обществ.

Поскольку правящее сословие монополизировало права на землю, крестьяне из свободных земледельцев превращались в держателей наделов у феодалов и отрабатывали право сохранять за собой наделы путём внесения феодальной ренты. Она состояла, прежде всего, из платы продуктами, произведенными в крестьянском хозяйстве (продуктовая рента) и (или) внесения определенной суммы денег (денежная рента). Такая рента в виде платежей называется также оброком. Но нередко у феодала оказывались свободные, необрабатываемые земли и он принуждал своих зависимых крестьян обрабатывать их, отдавая всё собранное ему. Эта была отработочная рента или барщина. К ней относились также всевозможные строительные, ремонтные и иные работы, производившиеся крестьянами в пользу феодала. Таким образом, оброк и барщина составляли суть феодальной ренты - формы эксплуатации средневековых крестьян, основного источника существования и благополучия правящего сословия.

В процессе хозяйственного развития от сельского хозяйства отделяется ремесло, развивается торговля, возникают города и новое сословие - горожане. Однако это не меняет основы феодализма - монополии феодалов на землю. Лишь с разрушением этой монополии наступает конец феодальному сообществу. Путь к изживанию феодализма расчищали прежде всего горожане, которые своей деятельностью создавали новую, не совместимую с феодальной, экономику. Эта экономика требует для своего развития свободу от монополии на землю, свободу от сословных привилегий, ограничений и перегородок. Так постепенно в недрах феодального города возникает капитализм и его носитель - буржуазия. Борясь за свои интересы, буржуазия требует свободы частной собственности, и уводит за собой крестьян. Последние с требованиями закрепления своих прав на землю становятся основной силой будущих социальных движений и революций. С их помощью буржуазия оттесняет от политической власти дворянство, феодальное сословие. Средневековье сменяется новым временем.

Представленная выше общая картина отобразила, прежде всего, наиболее динамично развивавшуюся в средние века западноевропейскую цивилизацию. В других регионах история развивалась со своими особенностями, в том числе и иными темпами. К тому же именно из-за быстрого развития европейцы раньше других заинтересовались другими территориями и на время сумели подчинить многие из них. В результате именно в Европе сложилось представление о всемирной истории и ведущей роли в ней именно западноевропейского общества, которое долгое время считалось эталонным. Именно там сложились и основные понятия средневековья, в том числе и феодализм. Поэтому, даже с высот современных знаний трудно избежать европоцентристских представлений на историю средневековья. К тому же Европа - и наш дом, потому все в мире мы воспринимаем сквозь призму европейских взглядов. Ведь никто из нас не свободен ни от своего окружения, ни от своего прошлого. Но к особенностям других регионов мы обратимся в соответствующих очерках.

ИСТОЧНИКИ.Основными из них являются письменные, среди которых выделяются документальные (судебники, описи, распоряжения, формулы и т.п.) и нарративные (повествовательные: хроники, деловые записи, художественные произведения и т.д.). Первые из них сообщают более объективную информацию, чем вторые, ибо отражают то, что было на самом деле. Но часто они отрывочны и столь лаконичны, что вызывают у исследователей разные толкования. Нарративные источники обычно обстоятельнее, но излагают, прежде всего, представления авторов о тех или иных событиях и явлениях. Их изучение требует не только понимания самого текста, но знания воззрений авторов и общих представлений той эпохи, в которой они писались. Поэтому источниковедение, в том числе и средневековья, является особым направлением в исторической науке. Но в условиях малограмотности средневекового населения (а в раннем средневековье - почти поголовной неграмотности) письменные источники отражают далеко не все.

Современная наука использует, поэтому, все иные возможности извлечения информации о нашем прошлом. Прежде всего, это относится к изучению материальных следов деятельности людей дописьменных и раннеписьменных эпох, что составляет поле деятельности археологии, которая позволяет изучать историю хозяйства, быта и, отчасти, социальные порядки и культуру. Из археологических находок получают информацию палеозоологи, палеоботаники и антропологи, изучающие свидетельства о хозяйстве и физическом облике людей. Для раннего средневековья их свидетельства столь же существенны, как для изучения древней и первобытной истории. Важны и палеолингвистические сведения, особенно о географических названиях, позволяющих уточнять территории и характер расселения раннесредневекового населения.

И хотя изучение средневековой эпохи насчитывает уже несколько столетий, многое еще остается неизвестным и непонятным. К тому же значение вещественных источников и изучающей их археологии, а также связанных с нею дисциплин стало осознаваться лишь недавно, примерно с середины ХХ в., когда историков стало интересовать все, что содержит сведения о человеческом прошлом[18]. Поэтому в последнее время источники по средневековой истории стали также интересовать историко-географов, демографов и психологов. Такой комплексный значительно расширил наши представления об эпохе, но не исключил разные оценки событий и фактов, дискуссии, наиболее существенные из которых будут отражены в дальнейшем изложении.

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ. В отличие от древности, средневековье - это детство большинства существующих и ныне цивилизаций. Современная наука реабилитировала средние века, которые уже не считаются "темными". Почти все достижения и проблемы современности зародились именно в средние века. Тогда сформировалось большинство нынешних народов и зародилось большинство современных государств. В средние века сложились основные социальные группы, существующие и поныне. Прежде всего, это крестьянство, обособление которого началось с выделения правящих верхов в ранних государствах и завершилось отделением ремесла от земледелия. Закат средневековья был вызван возникновением буржуазии, деятельность которой привела к массовому распространению наемного труда и появлению рабочего класса.

В средние века был накоплен богатейший опыт разных форм государственного правления (деспотии, монархии разных видов, республики). Все эти формы правления сохранились и теперь. Средневековые идеологии, прежде всего их религиозные воплощения также сохранили свое влияние в современных обществах. Сохранились и даже развиваются в наши дни практически все основные философские, мировоззренческие идеи и концепции, уже опробованные в средние века. Общее повышение образовательного уровня, по крайней мере, части человечества, и углубление знаний об окружающем мире мало затронуло современное обыденное сознание большинства людей. Корни многих противоречий, трагедий и вообще иррациональности в поступках людей, их сообществ, бурление так называемых "темных сил", проявления нетерпимости, экстремизма и ксенофобии лежат в наследии средневекового менталитета.

Таким образом, изучение и, главное, понимание средневековой истории, проникновение в нее позволяет не только обогатить эрудицию, но и понять многое в нас самих, нынешних.

☼☼☼

 

РАЗДЕЛ I.

СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ ДО СЕРЕДИНЫ I ТЫС.

ТЕМА 2.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.