Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основания международно-правовой ответственности

Ответственность наступает при наличии определенных ос­нований, понимаемых в двух значениях — на основе чего и за что возникает ответственность.

Исходя из этого, различаются юридические и фактические основания ответственности. Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С дру­гой — если в поведении субъекта нет признаков правонаруше­ния, то постановка вопроса об ответственности также исключа­ется.

Юридические основания.Это совокупность юридически обя­зательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение.

Статья 3(4) Проекта статей об ответственности гласит: «Ква­лификация деяния государства как международно-противо­правного регулируется международным правом. На такую ква­лификацию не влияет квалификация этого же деяния как пра­вомерного согласно внутригосударственному праву».

1 На 52-й сессии в 2000 г. КМП приняла Проект статей об ответст­венности государств. Текст см.: Международное публичное и частное право. 2002. № 2.

Глава 9. Международно-правовая ответственность

Юридические основания ответственности могут содержаться в любых источниках международного права и иных актах, фик­сирующих обязательные для государства правила поведения. Ими являются договоры, обычаи, решения международных су­дов и арбитражей, обязательные акты международных органи­заций, некоторые акты международных конференций и сове­щаний, отдельные односторонние акты государств международ­но-правового характера.



Договор и обычай содержат обязательные правила поведе­ния как традиционные источники международного права.

Акты международных организаций могут являться юридиче­ским основанием ответственности в виде резолюций, постанов­лений, деклараций, если им придается обязательный характер. Таковы, например, правила процедуры, решения о бюджете и распределении взносов, о приеме в организацию и исключении из нее, акты толкования общепризнанных норм международно­го права, а также регламенты, правила, стандарты в рамках ря­да специализированных учреждений ООН.

Обязательства государств могут вытекать не только из нор­мативных актов, но и из актов применения права. Такими акта­ми являются, в частности, резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания мира и безопасности, о приме­нении принудительных мер, решения международных судов, арбитражей и трибуналов. Суд устанавливает факт правонару­шения, определяет виды и формы ответственности государства-нарушителя. При этом он не создает новые нормы, но в его ре­шении содержатся определенные обязанности нарушителя и права потерпевшего государства индивидуального характера — для данных государств и для конкретных ситуаций.

В отдельных случаях юридическим основанием международ­но-правовой ответственности государства могут быть его одно­сторонние акты, посредством которых оно принимает на себя международные обязательства и которые признаются другими государствами (провозглашение свободы транзита через его территорию, установление определенной ширины территори­альных вод, разрешение иностранным судам ловли рыбы в морской экономической зоне, использование ресурсов конти­нентального шельфа и т. д.). В таких случаях государство не вправе до завершения соответствующих действий других госу­дарств либо без предварительного уведомления прекращать од­ностороннее обязательство.

§ 2. Основания международно-правовой ответственности

В 1974 г. Международный Суд ООН высказал следующее су­ждение: «Общепризнано, что декларации, составленные по­средством односторонних актов, касающихся правовой или фактической ситуации, могут иметь своим следствием создание правовых обязательств... Обязательства такого рода обязывают государство, даже если они не были приняты в рамках пере­говоров».

Фактические основания ответственности.Как уже отмеча­лось, фактическое основание есть то, за что наступает ответст­венность. В силу этого необходимо четко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в каче­стве фактического основания ответственности. КМП выделила два элемента правонарушения. В статье «Элементы междуна­родно-противоправного деяния» Проекта статей об ответствен­ности говорится: «Международно-противоправное деяние госу­дарства налицо в том случае, когда: какое-либо поведение, за­ключающееся в действии или бездействии а) может, согласно международному праву, присваиваться государству и б) пред­ставляет собой нарушение международного обязательства этого государства».

Государство — это единый социальный организм, все функ­ции которого осуществляются через систему государственных органов. Поэтому, решая вопрос о вменении поведения госу­дарству, надо установить круг органов, за которые оно несет ответственность. Статья 4(5) Проекта статей формулирует об­щее правило: «Поведение любого органа государства, дейст­вующего в качестве такового, рассматривается согласно между­народному праву как деяние такого государства, независимо от того, осуществляет этот орган законодательные, исполнитель­ные, судебные или какие-либо иные функции, независимо от положения, которое он занимает в структуре государства, и не­зависимо от того, является ли он органом центрального прави­тельства или же административно-территориального подразде­ления государства».

Последующие статьи проекта конкретизируют общее прави­ло и устанавливают, что не имеет значения, к какой власти принадлежит орган государства — учредительной, законода­тельной, исполнительной, судебной или иной, а также какой — международный или внутригосударственный — характер имеют эти функции.

Глава 9. Международно-правовая ответственность

Презумпция, следовательно, такова, что государство несет международную ответственность за действия любых своих орга­нов, независимо от их функций. По словам уругвайского про­фессора Э. Хименеса де Аречаги, «государство ответственно за свои органы, только за свои органы и за все свои органы»1.

Исходя из этих общих положений, можно отметить следую­щие наиболее характерные случаи.

Действия законодательной власти. Применительно к законо­дательству государства Постоянная палата международного пра­восудия в одном из судебных разбирательств отметила как само собой разумеющееся, что государство, принявшее определенное международное обязательство, непременно должно внести в за­конодательство поправки. Это означает, что оно навлекает на себя ответственность как в случае издания противоречащих обя­зательствам законов, так и при отсутствии необходимых актов. Согласно ст. 27 Венской конвенции о праве международных до­говоров государство «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора».

В равной мере государство несет ответственность за дейст­вия своих исполнительных органов, прежде всего правительства. Это могут быть неправомерные решения либо действия долж­ностных лиц, наносящие ущерб иностранной собственности либо гражданам.

Следует четко разграничивать ответственность хозяйствен­ных, политических, общественных и других организаций, не яв­ляющихся органами государства и не действующих от его имени. Международной практике известны случаи, когда суды пыта­лись возлагать на государство ответственность за деятельность хозяйственных организаций.

Государство не отвечает по обязательствам хозяйственных организаций, так же как последние не отвечают по обязательст­вам государства.

Принимаемое какой-либо судебной инстанцией решение явля­ется решением органа государства. Государство может уполно­мочить судебные органы применять договоры. Однако если су­ды выносят решения в нарушение международных обязательств или отказываются применить договор либо не могут сделать

1 Хименес де Аречага Э. Современное международное право. С. 416-417.

 

§ 2. Основания международно-правовой ответственности

это в силу непринятия необходимых законодательных измене­ний, само государство становится ответственным за нарушение договора.

Международная практика знает примеры ответственности федеративных государств за действия властей субъектов федера­ции. В каждой конкретной ситуации все зависит от статуса субъектов. И если они имеют определенные права в области внешних отношений, могут принимать на себя международные обязательства, то они, следовательно, несут ответственность за них.

Разные последствия имеют действия индивидов, совершенные в связи с деятельностью государства. Проект констатирует, что поведение лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действо­вали от имени данного государства (ст. 8). Таковы, например, организация и засылка вооруженных групп и банд на террито­рию другого государства, выполнение отдельными лицами по­ручений государственных органов на иностранной территории и т. д.

Действия, не связанные с осуществлением прерогатив госу­дарственной власти либо не имеющие отношения к политике государства, рассматриваются как действия частных лиц и не присваиваются государству. Вместе с тем они также могут по­сягать на защищаемые международным правом интересы дру­гого государства (покушение на его честь, достоинство и иму­щество, преступления против его представителей и граждан, организация вооруженных отрядов, подрывная деятельность и т. п.). Государство обязано предотвращать подобные деяния, а если они совершены — пресекать их и наказывать виновных лиц. В противном случае возникает международно-правовая от­ветственность государства, но не за действия частных лиц, а за бездействие своих органов.

Следовательно, общая концепция такова: государство несет ответственность за действия всех своих органов, а также за дей­ствия официальных лиц, осуществляющих прерогативы госу­дарственной власти, и за непринятие необходимых мер против правонарушений находящихся под его юрисдикцией лиц.

Кроме того, по некоторым договорам на государство возла­гается ответственность за всю национальную деятельность — как органов государства, так и любых физических и юридиче­ских лиц. Такое правило устанавливают, например, ст. 6—7 До-

Глава 9. Международно-правовая ответственность

говора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел 1967 г., в соответствии с которыми государства-участники несут ответственность за ущерб, причиненный как государственны­ми, так и частными космическими объектами.

Решение вопроса о том, является ли конкретное деяние го­сударства нарушением международных обязательств и фактиче­ским основанием ответственности, зависит от наличия в нем необходимых признаков правонарушения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.