Международные трибуналы. Международный уголовный суд Современное международное уголовное право, резюмируя преимущественное использование в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера национальных судебных и иных органов, предусматривает возможность создания международных учреждений для осуществления судебных функций в особых ситуациях. Такие учреждения конституируются и функционируют на основе международных договоров (статутов) или, как свидетельствует практика, на основе актов Совета Безопасности ООН.
Истории известны два выполнивших свои задачи судебных органа, именовавшихся международными военными трибуналами. Они действовали сразу же после окончания Второй мировой войны.
Первым — в соответствии с Соглашением между правительствами СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 г. — был образован Международный военный трибунал, призванный выполнить судебные функции в отношении государственных и военных лидеров гитлеровской Германии. Вопросы его организации, юрисдикции и компетенции были ре-
§ 8. Международные трибуналы. Международный уголовный суд 227
шены в приложенном к Соглашению Уставе Международного военного трибунала.
Трибунал состоял из четырех членов и четырех заместителей — по одному от каждого из названных государств. Каждое государство назначило также своего главного обвинителя и соответствующий персонал. Главные обвинители, действовавшие в качестве комитета, выполняли свои обязанности как индивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Для подсудимых были предусмотрены процессуальные гарантии, включая выделение защитников.
Трибунал, согласно Уставу, был наделен правом судить и наказывать лиц, совершивших действия, влекущие индивидуальную ответственность: преступления против мира (планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров), военные преступления (действия, нарушающие закон или обычаи войны), преступления против человечности, убийства (истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения).
Трибунал был создан с ориентацией на неопределенное количество судебных процессов. Его постоянным местонахождением был назначен Берлин, где и состоялось первое организационное заседание 9 октября 1945 г. На практике его деятельность ограничилась Нюрнбергским процессом, проведенным в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Порядок заседаний и судебного разбирательства был зафиксирован в Уставе и в регламенте. В качестве санкции к виновным предусматривались смертная казнь или другое наказание. Приговор Трибунала считался окончательным, не подлежал пересмотру и приводился в исполнение согласно приказу Контрольного совета в Германии — единственного органа, компетентного изменить приговор и рассматривать ходатайства осужденных о помиловании. Приговор в отношении осужденных к смертной казни после отклонения ходатайства о помиловании был приведен в исполнение в ночь на 16 октября 1946 г.
Генеральная Ассамблея ООН 11 декабря 1946 г. приняла резолюцию, подтвердившую принципы международного права, воплощенные в Уставе Нюрнбергского трибунала и в его приговоре.
Второй Международный военный трибунал был предназначен для суда над главными японскими преступниками и полу-
228 Глава 10. Международное право и международное правосудие
чил название Токийского. Его правовой основой был также специально для него принятый группой государств Устав.
Этот Трибунал включал представителей 11 государств — СССР, США, Китая, Великобритании, Франции, Нидерландов, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Филиппин. Предусматривался лишь один главный обвинитель, назначавшийся главнокомандующим оккупационными войсками в Японии (представитель США); все остальные государства, представленные в Трибунале, назначали дополнительных обвинителей. Токийский процесс был проведен в период с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. и завершился вынесением обвинительного приговора.
Потенциальная возможность создания новых международных судебных учреждений была зафиксирована в конвенциях о таких международных преступлениях, как геноцид и апартеид. Так, согласно ст. VI Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него лица, обвиняемые в совершении геноцида, «должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда».
Уникальной по своему характеру можно считать Резолюцию Совета Безопасности ООН 827 от 25 мая 1993 г. относительно учреждения Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии, где разгорелся трагический для народов вооруженный конфликт. Одновременно был утвержден Устав (Статут) Трибунала1.
Устав определяет юрисдикцию Трибунала в отношении лиц, совершающих серьезные нарушения правил Женевских конвенций 1949 г. и других норм, в том числе такие деяния, как умышленное убийство или причинение тяжелых страданий, пытки и бесчеловечное обращение, взятие гражданских лиц в качестве заложников или их незаконное депортирование, применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий, геноцид и т. д.
1 См.: Документ ООН S/25704.
§ 8. Международные трибуналы. Международный уголовный суд 229
Трибунал состоит из 11 независимых судей, выделяемых государствами и избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на четыре года из представляемого Советом Безопасности списка, а также включает обвинителя, назначаемого Советом Безопасности по рекомендации Генерального секретаря ООН. В составе Трибунала выделяют две судебные камеры (по три судьи в каждой) и апелляционную камеру (пять судей). Местопребывание — г. Гаага.
В Уставе сформулированы полномочия обвинителя по расследованию и составлению обвинительного заключения, оговорены права подозреваемого, в том числе на услуги адвоката, и права обвиняемого в процессе судебного разбирательства (в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах). Регламентированы процедура судебного разбирательства и порядок вынесения приговора и назначения наказания в виде тюремного заключения, сроки которого устанавливаются с учетом практики вынесения приговоров в судах бывшей Югославии. Судебные камеры согласно ст. 20 Устава обеспечивают справедливое и оперативное судебное разбирательство и осуществление судопроизводства в соответствии с правилами процедуры и доказывания при полном уважении прав обвиняемого и надлежащем обеспечении защиты жертв (потерпевших) и свидетелей. Лицо, в отношении которого утверждено обвинительное заключение, заключается под стражу, информируется о предъявляемых ему обвинениях и направляется в место нахождения Трибунала. В ст. 21 зафиксированы права обвиняемого, в том числе на справедливое и публичное разбирательство дела, на защиту себя лично или через выбранного им самим защитника, на пользование бесплатной помощью переводчика и на другие процессуальные гарантии. Тюремное заключение отбывается в государстве, определенном Трибуналом из перечня государств, заявивших о готовности принять осужденных лиц; при этом применяется законодательство соответствующего государства при надзоре со стороны Трибунала. Уже известны первые приговоры Трибунала. Практическая деятельность этого судебного учреждения вызывает критические замечания ввиду селективного подхода и процедурных нарушений в ходе привлечения лиц к ответственности.
В 1994 г. также в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН был создан Международный трибунал по Руан-Де с целью судебного преследования лиц, ответственных за ге-
230 Глава 10. Международное право и международное правосудие
ноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права в период межэтнического конфликта в Руанде. Положения Устава этого Трибунала в главных чертах аналогичны приведенным выше формулировкам.
На дипломатической конференции представителей ООН по учреждению Международного уголовного суда, состоявшейся в Риме, был принят 17 июля 1998 г. и открыт для подписания Римский статут Международного уголовного суда. Его подписали более 140 государств, из них около 90 его ратифицировали (март 2003 г.). Российская Федерация пока не ратифицировала Статут и не участвует в деятельности Суда. Статут вступил в силу 1 июля 2002 г. На первой Ассамблее государств — участников Статута в сентябре 2002 г. были приняты Правила процедуры и доказывания и документ «Элементы преступлений».
Международный уголовный суд обладает международной правосубъектностью и является «постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества». Он призван дополнять национальные органы уголовной юстиции.
В соответствии со Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: 1) преступление геноцида; 2) преступления против человечности; 3) военные преступления; 4) преступление агрессии. Имеются в виду деяния, совершенные после вступления в силу Статута. Было решено, что Суд начнет осуществлять юрисдикцию в отношении преступления агрессии после принятия общеприемлемого определения этого деяния. Применительно к осуществлению юрисдикции Суда предусмотрена особая роль государства — участника Статута, Совета Безопасности ООН и Прокурора Суда («передача ситуации»). В Статуте сформулированы компоненты применимого права, включая общие принципы уголовного права, и содержание юрисдикции Суда ё отношении физических лиц. Суд имеет апелляционное отделение, судебное отделение и отделение предварительного производства.
Суд состоит из 18 судей, избранных Ассамблеей государств — участников Статута в феврале 2003 г.
Предусмотрена должность Прокурора, компетентного в возбуждении дел о расследовании и уголовном преследовании.
Статут регламентирует процедуру судебного разбирательства в рамках судебной палаты и апелляционного производства. Об-
Литература
виняемый присутствует на судебном разбирательстве, имеет право на публичное и справедливое слушание и на гарантии, сформулированные в Статуте в соответствии с положениями ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Предусмотрены различные методы международного сотрудничества и правовой помощи.
Применимые меры наказания — лишение свободы на срок, не превышающий 30 лет, или пожизненное лишение свободы; возможны также штраф и конфискация доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления. Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, определяемом Судом из перечня государств, уведомивших Суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор. Исполнение наказания осуществляется под надзором Суда.
Местопребывание Суда — г. Гаага.
Литература
Бернхардт Р. Европейский Суд по правам человека в Страсбурге: новый этап, новые проблемы // Государство и право. 1999. № 7.
Блищенко И. П., Фисенко И. В. Международный уголовный суд. М., 1994.
Верещетин В. С. Международный Суд ООН на новом этапе // Московский журнал международного права. 2002. № 2.
Европейский Суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. М., 2000.
Каюмова А. Р. Юрисдикция международного уголовного суда // Российский юридический журнал. 2000. № 3.
Клеандров М. И. Международные суды. Тюмень, 2000.
Клеандров М. И. Экономический суд СНГ: статус, проблемы, перспективы. Тюмень, 1995.
Кожевников Ф. И., Шармазанашвили Г. В. Международный Суд ООН. Организация, цели, практика. М., 1971.
Колодкин А. Л. Международный трибунал по морскому праву // Московский журнал международного права. 1997. № 2.
Костенко Н. И. Международный уголовный суд. М., 2002.
Глава 10. Международное право и международное правосудие
Крылов С. Б. Международный Суд Организации Объединенных Наций. М., 1998.
Лукашук И. И. Международный уголовный суд // Российский юридический журнал. 1999. № 2.
Туманов В. А. Европейский Суд по правам человека. Очерк организации и деятельности. М., 2001.
Фриберг Э. Европейский Суд по правам человека: сегодняшние заботы и завтрашние реформы // Российская юстиция. 2002. № 12.
Шинкарецкая Г. Г. Международная судебная процедура. М., 1992.
Энтин М. Л. Международные судебные учреждения. Роль международных арбитражных и судебных органов в разрешении межгосударственных споров. М., 1994.
Глава 11
|