Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации идругими арбитражными судами
Высший Арбитражный Суд РФ и другие арбитражные суды как составная часть судебной системы России руководствуются нормой ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» относительно применения всеми судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.
Наряду с этим к арбитражным судам относятся специальные акты. Согласно Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. Высший Арбитражный Суд РФ решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ. АПК РФ от 24 июля 2002 г. включает в себя два значимых положения. Определяя нормативные правовые акты, применяемые при рассмотрении дел (ст. 13), Кодекс называет и международные договоры РФ, подчеркивая их приоритетное применение. Характеризуя подведомственность дел, он относит к ведению арбитражных судов дела с участием не только российских организаций, граждан РФ, но и иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 5 ст. 25).
Именно в делах с «иностранным (международным) элементом» более всего сказывается применение международно-правовых норм. В связи с такими делами, главным образом, Высший Арбитражный Суд РФ оценивает с учетом международных правил решения арбитражных судов субъектов РФ и федеральных окружных судов. Широкое распространение получили об-
§ 4. Применение международно-правовых норм ВАС РФ
зоры практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц.
Во многих случаях применяются положения Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров от И апреля 1980 г.
Так, в связи с иском польской фирмы к российскому акционерному обществу было сделано заключение о применимости это.й Конвенции к отношениям сторон, в частности ее ст. 12 относительно обязательности письменной формы сделки как при заключении конкретного договора международной купли-продажи, так и при его изменении. При оценке другого дела была использована ст. 79 указанной Конвенции об ответственности сторон. Имелось в виду положение, согласно которому «сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля», характеризуемым как непредвиденное, неотвратимое и непреодолимое обстоятельство.
В другом случае, рассматривая иск российского акционерного общества к болгарской фирме в связи с реализацией договора поставки, арбитражный суд отклонил ссылки истца на нормы ГК РФ и поддержал возражения ответчика, основанные на Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, сделав оговорку, что, когда спорные вопросы не урегулированы международным договором, суд применяет нормы российского гражданского права, в том числе нормы ГК РФ. Один из аргументов арбитражного суда представляется, однако, юридически некорректным: ссылка на ст. 15 Конституции РФ и на ст. 17 ГК РФ сопровождается выводом, что международные договоры входят в систему действующего российского законодательства (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 1998 г., содержащее обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров с участием иностранных лиц). Фраза «входят в систему... законодательства» неравнозначна нормативной формулировке «составная часть правовой системы».
Надлежащее решение арбитражными судами многих вопросов обусловлено применением договоров о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, Конвенции по вопросам гражданского процесса, Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, Нью-Йоркской конвенции о признании и приве-
264 Глава 11. Международное право в деятельности судов, прокуратуры
дении в исполнение иностранных арбитражных решений, ряда соглашений СНГ.
В одном из обзоров практики 1996 г. Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ было сформулировано положение о том, что арбитражный суд вправе принимать иностранные официальные документы без консульской легализации, если это предусмотрено двусторонним международным договором. Речь шла об иске китайской фирмы к российскому ответчику в связи с договором поставки, при этом документы, содержащие письменные доказательства, были составлены на китайском языке и не имели отметки об их легализации. Требование легализации иностранных документов, зафиксированное, в частности, в Консульском уставе СССР 1976 г., может быть отменено международным договором, устанавливающим иной порядок представления иностранных документов. В данной ситуации учитывается ст. 29 Договора между Российской Федерацией и КНР о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, согласно которой официальные документы, составленные на территории одной договаривающейся стороны, пользуются доказательственной силой официальных документов на территории другой договаривающейся стороны без легализации при наличии подписи и официальной печати.
Практике известен и нетрадиционный для арбитражного судопроизводства вопрос о статусе международной организации. Имеется в виду оценка обращения в арбитражный суд Объединенного института ядерных исследований, возражавшего против действий налоговых органов, которые наложили взыскание на Институт, ссылаясь на налоговое законодательство РФ. Этот Институт, штаб-квартира которого располагается на территории РФ, не только пользуется правами юридического лица по российскому законодательству, но и обладает привилегиями и иммунитетами в качестве международной межправительственной организации, в том числе от налогов и сборов, что не приняли во внимание налоговые органы.
В соответствии с Уставом Объединенного института ядерных исследований (утвержден в 1956 г., изменен в 1992 г.) Институт действительно является международной межправительственной научно-исследовательской организацией, обладает международной правосубъектностью. К деятельности Института применяется Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций,
§ 4. Применение международно-правовых норм ВАС РФ
действующих в определенных областях сотрудничества, от 5 декабря 1980 г., в том числе ее ст. VII, согласно которой организация и занимаемые ею помещения освобождаются от прямых налогов и других имеющих налоговый характер обязательных платежей и сборов, за исключением платежей за коммунальные и другие подобные виды обслуживания. Со ссылкой на норму АПК РФ о приоритете правил международного договора арбитражный суд установил, что Институт обладает в Российской Федерации привилегиями и льготами по налогообложению на основании международного договора.
Процессуальные аспекты деятельности арбитражных судов рассмотрены в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса?. В нем, наряду с воспроизведением ряда общих положений права международных договоров, содержатся предписания относительно судебного правоприменения с учетом международных договоров, прежде всего в делах с участием иностранных лиц. Даны разъяснения о порядке направления поручений арбитражных судов по совершению отдельных процессуальных действий в иностранных государствах, о процессуальных сроках, о легализации иностранных документов, о выполнении поручений судов иностранного государства и оформлении судебного поручения арбитражного суда в суд иностранного государства.
В деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ применяются информационные письма, содержащие разъяснения международно-правового характера и направляемые арбитражным судам для сведения и использования. Информационное письмо от 16 августа 1995 г. содержит Перечень международных договоров и соглашений, в исполнении которых участвуют арбитражные суды России. Имеются в виду, очевидно, прежде всего те договоры, которые согласно ст. 11 АПК РФ применялись судами при разрешении споров. В письме дана ссылка на ст. 22 Кодекса относительно подведомственности дел. Перечень включает в себя наименования договоров, даты подписания и вступления в силу, данные о составе участников и о доступных источниках. Перечень нуждается в восполнении пробелов (например, не указаны многочисленные договоры об избежании (устранении) двойного налогообложения, Договор между Российской Федерацией и КНР о правовой помощи по граждан-
266 Глава 11. Международное право в деятельности судов, прокуратуры
ским и уголовным делам, Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки). Сегодня нужны значительные дополнения договоров о правовой помощи и правовых отношениях.
В информационном письме от 1 марта 1996 г. «О применении международных договоров и исполнении решений арбитражных решений других государств» разъясняются конкретные вопросы применения Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и договоров о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, заключенных Россией с иностранными государствами (имеется в виду выбор договорных норм при решении вопроса об исполнении решений арбитражных судов одного государства на территории другого).
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ наряду с обычными обзорами судебной практики рассматривает специальные обзоры практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц (а именно в этих ситуациях типично применение международных договоров) и информирует арбитражные суды о выработанных рекомендациях.
Указанные выше информационные письма и обзоры публикуются в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».
Сотрудничество Высшего Арбитражного Суда РФ и других арбитражных судов с арбитражными (хозяйственными) судами иностранных государств включает обращения с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий, а также исполнение переданных им подобного рода поручений судов иностранных государств. Специфический характер имеет такая разновидность взаимоотношений Высшего Арбитражного Суда РФ с высшими арбитражным (хозяйственными, экономическими) судами стран СНГ, как совместное участие руководителей этих судов в работе Пленума Экономического суда СНГ.
|