Виды и формы международно-правовой ответственности Ответственность реализуется в конкретных видах и формах. Видами ответственности являются материальная и нематериальная (политическая). Каждый вид ответственности может выражаться в различных формах. В практике международных отношений нет жесткого соответствия между характером ущерба и видом ответственности: материальный ущерб может повлечь политическую ответственность.
КМП посвятила вторую часть проекта статей содержанию международной ответственности государств. В качестве форм ответственности (или, как их назвала Комиссия, форм возмещения) она выделила реституцию, компенсацию, сатисфакцию. Со ссылками на судебную и арбитражную практику в доктрине называются также некоторые иные формы, в частности, реституция in integrum (восстановление прежнего правового состояния).
Как гласит ст. 43 второй части проекта, потерпевшее государство вправе получить от государства-нарушителя реституцию,т. е. восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния. Она может выражаться в возвращении неправомерно захваченного имущества, оборудования, художественных ценностей, транспортных средств и т. д.
Потерпевшее государство вправе получить от совершившего международное правонарушение государства компенсацию за ущерб,причиненный таким деянием, когда ущерб не покрывается реституцией в натуре. Компенсация охватывает любой экономически оценимый ущерб, понесенный потерпевшим государством, и может включать проценты и упущенную выгоду (ст. 44). Компенсация означает репарацию в форме выплаты денег в качестве возмещения за причиненный вред.
Сатисфакция— это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам.
На практике сатисфакция чаще всего облекается в форму официального выражения сожаления, сочувствия или соболез-
§ 8. Виды и формы международно-правовой ответственности
нования, принесения извинений, признания неправомерности совершенного действия, дезавуирования действий представителя государства, издания специальных законодательных, иных нормативных актов для обеспечения выполнения обязательств.
Согласно проекту в соответствующих случаях потерпевшее государство вправе получить от нарушителя заверенияили гарантии неповторенияподобного деяния в будущем. Данная форма близка к сатисфакции, иногда рассматривается как ее разновидность.
Реституцияin integrum представляет собой восстановление прежнего правового положения (состояния) и несение издержек в связи с этим. Например, освобождение незаконно занятой территории и несение расходов, связанных с выводом войск, техники, демонтажем поселений и установок.
Ответственность за совершение международных преступлений не может сводиться к возмещению материального ущерба или восстановлению нарушенных прав. Она обретает и иные формы, которые могут носить ограничительно-карательный характер и выходить за рамки простого возмещения. Ими являются чрезвычайные сатисфакции и чрезвычайные репарации. Надо подчеркнуть вместе с тем, что современное международное право признает незаконными военные контрибуции, которые являлись, по сути, данью побежденного победителю. Уже в Версальском мирном договоре о них не было речи.
Чрезвычайные сатисфакции— это временные ограничения суверенитета и правоспособности государства. Ими могут быть: приостановление деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства и осуществление верховной власти за него органами других государств, реорганизация политической системы, упразднение отдельных институтов (преступных политических партий), оккупация части или всей территории, контроль за использованием научного и промышленного потенциала, демилитаризация или сокращение вооруженных сил, промышленности, осуществление юрисдикции для наказания лиц, непосредственно совершивших международные преступления. Согласно Декларации о поражении Германии и решениям Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. Германия была обязана признать верховную власть союзного Контрольного совета вместо центрального германского правительства, подчиниться режиму послевоенной оккупации и другим требованиям стран антигитлеровской коалиции.
Глава 9. Международно-правовая ответственность
§ 9. Осуществление ответственности
Чрезвычайные репарациисостоят в ограничении правомочий государства распоряжаться своими материальными ресурсами. Их цель не только в возмещении материального ущерба, но и в том, чтобы исключить факторы, способствовавшие совершению международных преступлений.
Особой формой ответственности Германии после Второй мировой войны явилось отторжение от нее по решению Потсдамской конференции от 1 августа 1945 г. города Кенигсберга и прилегающего к нему района Восточной Пруссии.
§ 9. Осуществление ответственности
Реализация ответственности — основная проблема этого института в международном праве. Именно на данном этапе определяются конкретный объем, виды, формы ответственности, обеспечивается восстановление нарушенных прав и международного правопорядка.
Как и институт ответственности в целом, механизм реализации ответственности находится еще в процессе становления, нормы его не систематизированы, распределены в разных актах либо существуют в форме обычных норм.
Обобщая вместе с тем существующую практику, можно отметить два основных способа реализации ответственности: добровольный (согласительный) и с использованием принудительных (обязательных) средств.
Когда государство-нарушитель не соглашается добровольно нести ответственность, потерпевшее государство должно иметь возможность использовать принудительные средства осуществления ответственности. В более широком плане международное право должно располагать не только механизмом обеспечения выполнения его норм, но и механизмом обеспечения реализации ответственности за международные правонарушения.
Институт ответственности включает международно-правовые санкции (контрмеры) и процессуальный механизм урегулирования (установленный порядок защиты нарушенных прав).
Санкции (контрмеры).Это ответные принудительные меры, призванные обеспечивать привлечение нарушителя к ответственности (ст. 47). Контрмеры не являются особой формой ответственности, это специальные меры обеспечения ее реализации в конкретной форме. Их отличие от ответственности со-
стоит в следующем: ответственность есть действия нарушителя, контрмеры — действия потерпевшего государства либо международной организации; ответственность — обязанность нарушителя, контрмеры — право потерпевшего, последний может и не применять их; ответственность — волевое действие нарушителя, тогда как контрмеры применяются вопреки его воле.
Проект предусматривает условия применения контрмер: потерпевшее государство должно прежде прибегнуть к переговорам, хотя может принять и временные меры защиты для обеспечения своих прав; оно также должно соблюдать процедуру урегулирования споров, изложенную в третьей части проекта; контрмеры должны быть соразмерны со степенью тяжести правонарушения; в качестве контрмер не могут использоваться угроза силой и ее применение, такое экономическое и политическое принуждение, которое могло бы поставить под угрозу территориальную целостность или политическую независимость, нарушение неприкосновенности дипломатических и консульских агентов и представительств, ущемление основных прав человека, любое нарушение jus cogens.
Практика позволяет выделить два вида контрмер (санкций): индивидуальные (самопомощь) и коллективные (в рамках международных организаций). Каждый вид имеет несколько форм: индивидуальные — реторсии, репрессалии, непризнание, разрыв отношений, самооборона; коллективные — отказ в членстве организации, приостановление прав члена организации, исключение из международного общения, коллективные вооруженные меры.
Реторсии — принудительные меры в ответ на недружественный акт. Они направлены на ущемление прав, не охраняемых международным правом: ограничение импорта, повышение таможенных пошлин, изъятие вкладов из банков государства, отзыв своего посла, ответное ограничение прав граждан государств, на территории которых граждане применяющего меры государства ущемлены в правах.
Репрессалии — принудительные меры, которые ограничивают права другого государства, охраняемые международным правом, в ответ на правонарушение. Без правонарушения такие действия сами были бы противоправным актом: их можно применять только как ответную меру. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии — бомбардировку, интервенцию, мирную блокаду. Это подчеркивается в Заключи-
Глава 9. Международно-правовая ответственность
тельном акте СБСЕ 1975 г. и в Декларации о принципах международного права 1970 г. В современных условиях репрессалии — это меры лишь экономического характера (эмбарго, бойкот) либо политического (так, ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. предусматривает возможность полного прекращения договора в ответ на существенное его нарушение другой стороной).
Непризнание есть отказ признавать ситуацию, созданную неправомерными актами: непризнание юридической силы противоправных договоров, территориальных изменений в результате агрессивной войны, противоправных режимов и т. д.
В определенных ситуациях государства прибегают к разрыву дипломатических и консульских отношений для защиты своих прав. В рамках международных организаций предусмотрены санкции, включающие приостановление членства и исключение из организации.
Самооборона — особый вид санкций, поскольку представляет собой вооруженные принудительные меры. Право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН может быть реализовано исключительно в ответ на вооруженное нападение.
В случае особо опасных посягательств на международный правопорядок может быть использован международный механизм для применения против государства-нарушителя коллективных принудительных мер с использованием вооруженной силы. Главенствующая роль здесь принадлежит Совету Безопасности ООН. Статья 42 Устава ООН уполномочивает его предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Итак, контрмеры— это целый комплекс принудительных мер, выполняющих функцию защиты безопасности государства. Вместе с тем они не являются единственным и достаточным средством реализации ответственности. Проблема, во-первых, в том, что во многих случаях основная роль в пресечении правонарушений отводится самому потерпевшему государству в порядке самопомощи, и все попытки могут оказаться безуспешными даже после применения контрмер. Эффективность международного права ограничивается недостаточной развитостью централизованного процесса пресечения неправомерного поведения. Во-вторых, индивидуальные контрмеры существуют, как
§ 9. Осуществление ответственности
правило, в форме обычных норм и не имеют таких возможностей в обеспечении защиты прав, какими обладают зафиксированные в договоре коллективные принудительные меры. В-третьих, поскольку контрмеры сами по себе не обладают правовосста-новительным эффектом, а лишь содействуют тому, чтобы побудить нарушителя нести ответственность, они должны дополняться процессуальным механизмом урегулирования, порядком защиты прав и осуществления ответственности.
Процессуальный механизм урегулирования.Четкое договорное оформление процессуального механизма урегулирования представляет собой необходимую предпосылку реальной силы норм международного права. Именно в этом усматриваются значительные возможности повышения их эффективности. Когда порядок защиты прав нормативно не закреплен, государству трудно заставить нарушителя нести ответственность. Третья часть «Урегулирование споров» проекта статей представляет собой попытку формулирования такого порядка и называет следующие меры: переговоры, добрые услуги и посредничество, примирение, согласительные комиссии, арбитраж.
По общему правилу возможности арбитражной и судебной процедуры ограничены необходимостью согласия сторон. Скажем, к ведению Международного Суда относятся, как правило, дела, переданные обеими конфликтующими сторонами. Государства могут сделать заявления о признании обязательной юрисдикции Суда в отношении конкретного государства, и тогда Суд компетентен рассматривать дела по заявлению одной из сторон. Однако такую юрисдикцию признают в настоящее время далеко не все государства — члены Статута Международного Суда. Проект предусматривает некоторые случаи обязательной юрисдикции, в частности, возможность в одностороннем порядке вынесения спора на рассмотрение арбитражного суда, подтверждения Международным Судом действительности арбитражного решения по просьбе любой из сторон. Но открытым пока остается вопрос — согласятся ли с данными положениями государства.
Интересы международного общения на цивилизованной основе и нормального функционирования международного правопорядка подчеркивают нарастающую потребность развития не только координационных и согласительных, но в определенной мере и субординационных отношений, в частности, централизованного механизма пресечения грубых правонарушений
Глава 9. Международно-правовая ответственность
и расширения признания на универсальной основе обязательной юрисдикции международной судебной процедуры.
Что касается международной уголовной ответственности физических лиц за международные преступления, то в центре внимания находится вопрос о статусе, функциях и деятельности Международного уголовного суда (см. § 8 гл. 10 настоящего учебника).
Литература
Алексеев Н. С. Ответственность нацистских преступников. М., 1968.
Василенко В. А. Международно-правовые санкции. Киев, 1982.
Василенко В. А. Ответственность за международные правонарушения. Киев, 1976.
Колосов Ю. М. Ответственность в международном праве. М., 1975.
Курис П. М. Международные правонарушения и ответственность государства. Вильнюс, 1973.
Левин Д. Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 1966.
Лукашук И. И. К вопросу о возможной криминализации международной ответственности государств // Журнал российского права. 2002. № 12.
Лукашук И. И. Право международной ответственности // Международное публичное и частное право. 2002. № 2.
Мазов В. А. Ответственность в международном праве. М., 1979.
Михеев Ю. Я. Применение принудительных мер по Уставу ООН. М., 1967.
Моджорян Л. А. Ответственность в современном международном праве // Советский ежегодник международного права. 1970. М., 1972.
Раскалей С. Б. Объективная ответственность государств в международном праве. Киев, 1985.
Ушаков Н. А. Основания международной ответственности государств. М., 1983.
Глава 10
|