Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Правовой режим космических объектов

Под космическими объектамипонимаются искусственные те­ла, которые создаются человеком и запускаются в космос. К та­ким объектам относятся их составные части и средства достав­ки. Разновидностью космических объектов являются космиче­ские корабли — транспортные средства, предназначенные для людей и грузов. Космические объекты запускаются в космиче­ское пространство или на небесные тела для сбора и передачи информации. Они также служат целям производственных про­цессов, транспортировки грузов. Космические объекты могут принадлежать одному или нескольким государствам, неправи-

§ 3. Правовой режим космических объектов

тельственному юридическому лицу, международной межправи­тельственной организации.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, такая регистрация для ее участни­ков является обязательной. Государство, запустившее космиче­ский объект на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, регистрирует его путем записи в соответствую­щий регистр, который должен вестись данным государством. Оно также определяет содержание регистра и условия его веде­ния.

Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого ре­гистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляе­мая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Право собственности распространяется как на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, так и на их составные части.



Международное космическое право содержит правила нахо­ждения космических объектов на естественных небесных телах, в частности на Луне. Государства могут осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны, раз­мещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности 1уны и ее недр. Персонал и указанные космические объекты могут свободно передвигаться на поверхности Луны и в ее не­драх. Такие действия не должны, однако, создавать помех для деятельности на Луне других государств.

Государства могут также создавать на Луне обитаемые и не-эбитаемые станции, информируя Генерального секретаря ООН эб их месторасположении и целях размещения. Станции долж-

располагаться таким образом, чтобы не мешать свободному доступу персонала, аппаратов и оборудования других госу­дарств во все районы Луны. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудова­ния, станций, сооружений не создает права собственности на поверхность или недра Луны. Для того чтобы каждое государ-

 

Глава 23. Международное космическое право

ство-участник могло убедиться в том, что другие государства-участники действуют в соответствии с Соглашением 1979 г. о Луне, все космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения на Луне являются открытыми для кон­троля.

Ряд норм международного космического права регулирует вопрос о возвращении космических объектов. Договор 1967 г. о космосе устанавливает правило, согласно которому если такие объекты или их составные части по возвращении на Землю об­наружены за пределами государства — участника Договора, за­несшего их в свой регистр, то они должны быть возвращены данному государству. Более детально этот вопрос решен в Со­глашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое простран­ство. Каждое государство, которое получает сведения или обна­руживает, что космический объект или его составные части при возвращении на Землю оказались на территории, находящейся под его юрисдикцией, или в открытом море, или в любом дру­гом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо го­сударства, обязано информировать власти, осуществившие за­пуск, и Генерального секретаря ООН. По просьбе властей, осу­ществивших запуск, государство, на территории которого обнаружен космический объект, принимает меры для спасения этого объекта и его возвращения. Власти, осуществившие за­пуск, обязаны принять эффективные меры для устранения воз­можной опасности причинения вреда и в том случае, если госу­дарство, обнаружившее космический объект на своей террито­рии или в каком-либо другом месте, имеет основания считать этот объект опасным или вредным по своим характеристикам. Термин «власти, осуществившие запуск» относится как к ответ­ственным за запуск государствам, так и к международным меж­правительственным организациям.

Государства и межправительственные организации, осуще­ствляя запуски объектов в космос, обязаны предпринимать ме­ры предосторожности с целью недопущения угрозы жизни, здоровью физических лиц, уничтожения или повреждения иму­щества государств, их физических или юридических лиц либо международных организаций. Тем не менее возможность при­чинения ущерба сохраняется. С целью регулирования этого во­проса принята Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Она устанав-

§ 3. Правовой режим космических объектов

ливает принцип абсолютной ответственности запускающего го­сударства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если же ущерб причинен космическому объекту либо лицам или имуществу на его борту в любом месте за пре­делами поверхности Земли, то запускающее государство несет ответственность только в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.

Претензия о компенсации за такой ущерб может быть предъявлена запускающему государству тем государством, ко­торому причинен ущерб либо нанесен ущерб его физическим или юридическим лицам. Если запуск космического объекта производится двумя (или более) государствами совместно, то за причиненный ущерб они несут солидарную ответственность. В связи с этим запускающее государство, выплатившее компен­сацию за ущерб, вправе предъявить регрессное требование к остальным участникам совместного запуска.

Таким образом, ответственность за деятельность в космосе является видом международной ответственности. Ее субъекта­ми выступают государства. Именно государство несет ответст­венность за космическую деятельность не только государствен­ных учреждений, но и физических и юридических лиц, находя­щихся под его юрисдикцией.

Основаниями ответственности являются: во-первых, космическая деятельность государства, соответ­ствующая международному праву, но причинившая вред друго­му государству. Это ответственность за правомерную деятель­ность, которая привела к неблагоприятным последствиям на Земле;

во-вторых, космическая деятельность государства, причи­нившая вред вследствие нарушения международного права. Ес­ли государство посягает на основы международного правопо­рядка в космосе, наносит вред своей деятельностью другим го­сударствам, то оно совершает международное правонарушение.

Для предъявления претензии о компенсации за ущерб ис­пользуются дипломатические средства, но если дипломатиче­ские переговоры не приводят к урегулированию претензии, то по требованию любой из заинтересованных сторон создается комиссия по рассмотрению претензии, которая устанавливает «боснованность претензии о компенсации и в случае ее при­знания определяет сумму компенсации. Решение Комиссии яв-

Глава 23. Международное космическое право

ляется окончательным и обязательным, если стороны заранее об этом договорились. В ином случае Комиссия выносит опре­деление, имеющее рекомендательный характер.

Космические экипажи

Международное космическое право рассматривает космо­навтов как посланцев человечества в космос. Договор 1967 г. о космосе обязывает его участников оказывать космонавтам все­мерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на территории другого государства или в открытом мо­ре. Космонавтам, совершающим такую вынужденную посадку, должна быть обеспечена безопасность. Они незамедлительно возвращаются государству, в регистр которого занесен их кос­мический, корабль. Находясь в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государст­ва — участника Договора оказывают возможную помощь кос­монавтам других государств. Лицам, терпящим бедствие на Лу­не, предоставляется право укрытия на станциях, сооружениях, аппаратах и других установках государств — участников Согла­шения о Луне и других небесных телах.

Если авария или бедствие, вынужденная или непреднаме­ренная посадка экипажа космического корабля привели к при­землению на территории, находящейся под юрисдикцией како­го-либо государства, то оно должно принять все возможные ме­ры для спасения экипажа и оказания ему необходимой помощи. В операциях по поискам и спасению космонавтов мо­гут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие дейст­вия предпринимаются на основе сотрудничества сторон под ру­ководством и контролем государства, осуществляющего юрис­дикцию над территорией, где проводятся операции по поискам и спасению.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.