Обратная связь
|
Первый этап компоновки редуктора Компоновку редуктора обычно проводят в два этапа. На первом приближенно определяют положения зубчатых колес и звёздочек (шкивов) относительно опор для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников, а также внешние и внутренние размеры редуктора.
Компоновочный чертеж выполняется тонкими линиями в масштабе 1 : 1 в одной проекции с разрезом по осям валов при снятой крышке редуктора (рекомендуется выполнять на миллиметровой бумаге).
f1 δ
δ
δ 1,2δ = х W
W/2
l1 l2 l3 = f2
Рис. 6.1 Пример первого этапа компоновки цилиндрического редуктора
Примерно посередине листа параллельно его длинной стороне проводят горизонтальную осевую линию; затем две вертикальные линии - оси валов на расстоянии aw . Вычерчиваем упрощенно шестерню и колесо в виде прямоугольников; шестерня выполнена за одно целое с валом; длина ступицы колеса равна ширине венца и не выступает за пределы прямоугольника.
Далее проводят контур внутренней стенки корпуса исходя из следующих соображений:
- зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса А1 = 1,2δ, где δ – толщина стенки редуктора (при наличии ступицы зазор берется от торца ступицы);
- зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса А = δ;
- расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса А = δ (если диаметр окружности вершин зубьев шестерни окажется больше наружного диаметра подшипника, то расстояние А надо брать от шестерни). Допускается устанавливать подшипники так, чтобы их среднее сечение проходило через середину фланца корпуса (W/2).
Затем предварительно намечают контуры подшипников необходимой серии; габариты подшипников выбираются по диаметру вала в месте посадки подшипников
Вопрос о смазывании подшипников решается в зависимости от быстроходности и нагруженности привода. Обычно в приводах общего назначения применяют для подшипников пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления на вал между подшипником и большей шейкой устанавливают мазеудерживающие кольца. Пример оформления данного участка вала представлен на рис. 5.2.
0,1-0,2 1-2
Рис. 5.2 Установка мазеудерживающего кольца на шейку вала
Глубина гнезда подшипника принимается равной lт = 1,5 В.
Толщина фланца t подшипника принимается равной диаметру d0 отверстия. Высоту головки болта принимают равной около 0,7dв . Зазор между головкой болта и торцом соединительного пальца цепи или торцом шкива обычно принимают равным 10 мм.
Определение конструктивных размеров зубчатых колес
Обычно, если отношение диаметра шестерни к диаметру соответствующей шейки вала невелико, то ее выполняют за одно целое с валом. Размеры шестерни определены выше.
Колесо при средних габаритах принимается кованым или штампованным. Его основные размеры также определены выше.
b2
b0
С
dк2 dст
Lст
| Другие конструктивные размеры согласно [14].
Диаметр ступицы dст = 1,6dк2 ;
Длина ступицы Lст = (1,2 – 1,5)dк2 , или Lст = b2 ,или Lст =b2 +(5-10).
Толщина обода b0 = (2,5 - 4)m .
Толщина диска С = 0,3b2.
Рис. 7.1 К определению конструктивных элементов зубчатого колеса
|
Определение размеров конструктивных элементов корпуса редуктора
Расчет может проводиться по методике, изложенной в [14]. Толщина стенок корпуса b = 0,025аW + 1 и крышки: bк = 0,02аW + 1. Поскольку корпус редуктора общего назначения представляет собой чугунную отливку в песчано-глиняную форму, то по техническим возможностям данного метода принимается, что полученная толщина не может быть менее 8 мм.
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки: - верхнего пояса корпуса и пояса крышки bкф = 1,5b; bкрф = 1,5bк ; - нижнего пояса корпуса р = 2,35b.
Глубина гнезда подшипника lп = 1,5В
Диаметр болтов:
- фундаментных dф = (0,03 – 0,036)аW + 12.
- крепящих крышку к корпусу у подшипников dк = (0,7 – 0,75) dф;
- соединяющих крышку с корпусом dкк = (0,5 – 0,6) dф
Полученное значение округляется в большую сторону до ближайшего стандартного диаметра резьбы.
Расчет внешней передачи
В большинстве редукторов общего назначения между редуктором и двигателем или между редуктором и рабочим органом машины устанавливаются открытые передачи. При этом на входе обычно применяются клино- или плоскоременные передачи, либо передачи отсутствуют и связь редуктора с валом двигателя осуществляется при помощи муфт различных типов. На выходе чаще всего устанавливают цепные, винтовые или зубчатые передачи.
Расчет цепной передачи
В ведущей ветви цепи в процессе стационарной работы передачи действует постоянная сила F1, состоящая из окружной силы Ft и силы натяжения ведомой ветви F2: F1 = Ft + F2.
Окружная сила на звездочках:
где М1 - вращающий момент на ведущей звездочке,
d1 - делительный диаметр ведущей звездочки,
N1 - мощность на ведущей звездочке,
V1 - скорость движения цепи.
Сила натяжения ведомой ветви: F2 = F0 + FЦ
где F0 - натяжение цепи от силы тяжести; FЦ - натяжение от центробежных сил.
Натяжение от силы тяжести при горизонтальном (и близком к нему) положении линии, соединяющей оси звездочек, определяется как для гибкой нерастяжимой нити: .
где m1 - погонная масса цепи; g - ускорение свободного падения, aW - межосевое расстояние; f - стрела провисания цепи.
При вертикальном (и близком к нему) положении линии центров звездочек: F0 = m1 g aW
Натяжение цепи от действия центробежных сил определяют по аналогии с ременными передачами: FЦ = m1 V2.
где V - скорость движения цепи.
Если ветви цепей параллельны, сила, действующая на валы равна FΣ = F1 + F2.
Расчетная сила, действующая на валы передачи: FΣ = kB Ft.
где kB - коэффициент, учитывающий вес цепи. Для горизонтальной передачи принимают kB = 1,15; для вертикальной передачи kB = 1,05.
Предварительный расчет начинают с определения величины статической разрушающей силы проектируемой цепи:
FP/ = Ft S
где S - коэффициент безопасности, зависящий от степени ответственности передачи, точности определения действующих нагрузок и коррозионного воздействия на передачу. При отсутствии коррозии Smin = 6-10, при активной коррозии Smin = 18-50.
По найденному значению FP/ по стандартам на приводные цепи находят несколько вариантов цепи, для которых разрушающая сила больше требуемой FP > FP/. Найденные варианты различаются шагом, числом рядов и типом цепи. Предварительный расчет, как правило, не позволяет выбрать единственный наиболее целесообразный вариант, а лишь определяет набор возможных решений.
Основной расчет цепной передачи проводят по условию износостойкости шарниров цепи.
Давление в шарнирах р не должно превышать допустимого значения в данных условиях эксплуатации. Его связывают с путем трения Sf зависимостью: C = pmSf.
где C – константа для конкретных условий эксплуатации, m - показатель степени, зависящий от вида трения в шарнирах, равный 3 при хорошем смазывании и 1-2 при недостаточном смазывании.
Условное давление в шарнирах цепи в предположении нулевого зазора между валиком и втулкой и равномерного распределения давления в шарнире равно:
где КЭ - коэффициент эксплуатации; Ft - окружная сила на звездочках; А - площадь проекции шарнира на диаметральное сечение, [p]- допустимое давление, для средних эксплуатационных условий эксплуатации, при которых КЭ = 1.
Площадь проекции шарнира: А=d b,
где d - диаметр валика; b - длина втулки. Для стандартных цепей А определяется по таблицам в зависимости от шага t.
Значения входящих в приведенные формулы параметров приведены в табл. 9.1-9.4 [13].
Таблица 9.1 Допускаемое среднее давление [p] в зависимости от шага цепи при числе зубьев звездочки z1 = 15-30
Максимальная частота вращения меньшей звездочки, об/мин
| Величина [p], Н/мм2 при шаге цепи
|
12,7-15,87
|
19,05-25,04
|
31,75-38,1
|
44,45-50,8
|
| 34,3
| 34,3
| 34,3
| 34,3
|
| 30,9
| 29,4
| 28,1
| 25,7
|
| 28,1
| 25,7
| 23,7
| 20,6
|
| 25,7
| 22,9
| 20,6
| 17,2
|
| 23,7
| 20,6
| 18,1
| 14,7
|
| 22,0
| 18,6
| 16,3
| -
|
| 20,6
| 17,2
| 14,7
| -
|
| 18,1
| 14,7
| -
| -
|
| 16,3
| -
| -
| -
|
| 14,7
| -
| -
| -
|
| 13,4
| -
| -
| -
|
Таблица 9.2 Проекции опорных поверхностей шарниров А приводных роликовых цепей, мм2
Шаг цепи t, мм
| Тип цепи
| однорядная
| двухрядная
| трехрядная
| четырехрядная
|
|
| -
| -
| -
| 9,525
|
| -
| -
| -
| 12,7
| 39,6
| 85,3
| 125,5
| -
| 15,875
| 51,5
|
|
| -
| 19,05
|
|
|
|
| 25,4
|
|
|
|
| 31,75
|
|
|
|
| 38,1
|
|
|
|
| 44,45
|
|
|
|
| 50,8
|
|
|
|
|
Таблица 9.3 Рекомендуемые числа зубьев меньшей звездочки в зависимости от передаточного числа передачи
Тип цепи
| z1 при передаточном числе
| z1 min
| 1-2
| 2-3
| 3-4
| 4-5
| 5-6
|
| Втулочная и роликовая
| 31-27
| 27-25
| 25-23
| 23-21
| 21-17
| 17-15
| 13 (9)
| Зубчатая
| 35-32
| 32-30
| 30-27
| 27-23
| 23-19
| 19-17
| 17 (13)
|
Таблица 9.4 Минимально допустимые числа зубьев звездочки в зависимости от шага цепи, мм
t
|
| 9,525
| 12,7
| 15,875
| 19,05
| 25,4
| 31,75
| 38,1
| 44,45
| 50,08
| z1 min
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пользуясь табл. 9.3 и 9.4 сначала по передаточному числу выбирают минимальное число зубьев ведущей звездочки, а затем – по нему предварительно выбирают шаг звеньев цепи.
Коэффициент эксплуатации представляет собой произведение:
КЭ = КД КА КН КРЕГ КСМ КРЕЖ КТ
Коэффициент КД учитывает динамичность нагрузки, при спокойной нагрузке равный 1; при нагрузке с толчками 1,2…1,5; при сильных ударах 1,8. Коэффициент КА учитывает влияние длины цепи (межосевого расстояния), чем длиннее цепь, тем реже каждое звено входит в зацепление со звездочкой и тем меньше износ в шарнирах; при aW = (30…50)t КА = 1; в других случаях , где L0 - длина цепи при aW =40t, L- длина рассчитываемой цепи. Коэффициент КН учитывает влияние наклона линии центров звездочек передачи к горизонту. Чем больше наклон передачи, тем меньше допустимый суммарный износ цепи: при угле наклона ψ≤450 КН = 1; при ψ>450 КН =0,15√ ψ. Коэффициент КРЕГ учитывает влияние регулировки цепи; для передач с регулировкой положения оси одной из звездочек он равен 1, для передач с нерегулируемым положением звездочек – 1,25. Коэффициент КСМ учитывает влияние характера смазывания; при непрерывном смазывании в масляной ванне или от насоса он равен 0,8; при регулярном капельном или внутришарнирном смазывании - 1, при нерегулярном смазывании - 1,5. Коэффициент КРЕЖ учитывает влияние режима работы передачи. С учетом пропорциональность пути трения и числа смен NСМ работы передачи, получают . Коэффициент КТ учитывает влияние температуры окружающей среды, при – 250 < T < 1500 C его принимают равным 1; при экстремальных условиях – больше 1.
Если по расчету значение коэффициента КЭ >3, то возможности передачи используются недостаточно и следует принять меры по улучшению условий работы.
С учетом полученных результатов получают расчетный шаг цепи, величину которого округляют до ближайшего стандартного значения:
где N – мощность, передаваемая цепной передачей.
Проверочные расчеты передачи проводят при значительных отличиях реальных условий эксплуатации от средних. Проверку на прочность при пиковых перегрузках проводят для передач землеройных, сельскохозяйственных и других машин, при работе которых возникают неучитываемые предельные состояния (встреча с непрогнозируемым препятствием). Условие прочности: Fmax = kn Ft ≤ FP
где kn - кратность кратковременной перегрузки.
Для тяжелонагруженных быстроходных передач (при скорости цепи более 20 м/с) проводят расчет деталей на сопротивление усталости. По этому критерию разрушающую силу Fy определяют раздельно для пластин, валиков, втулок и роликов. Допускаемая окружная сила на звездочках по условию сопротивления усталости: Ft/ = Fymin / S.
где Fymin - меньшая сила из определенных; S - коэффициент безопасности.
Точное определение ресурса цепи по износу шарниров весьма затруднительно. Интенсивность изнашивания шарниров цепей при изменении конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов в пределах, характерных для реальных машин, изменяется от 0,00001 до 1000 мкм на 1 м пути трения. Поэтому расчет приводных цепей на износ по единой зависимости пока невозможен. С достаточной точностью такие расчеты выполняют по методу подобия, согласно которому срок службы рассчитываемой приводной цепи равен Т = Та К
В этой зависимости Та - ресурс цепи в эталонной передаче; К - коэффициент, учитывающий отличия в конструкции, технологии и эксплуатации реальной передачи от эталонной.
Основные конструктивные размеры звездочек приведены на рис. 9.1.
Рис. 9.1 Конструктивные элементы звездочки
Конструктивные размеры звездочек для втулочных и роликовых цепей определяются по следующим зависимостям [ 13].
- Число зубьев малой звездочки:
рекомендуемое
минимальное
- Максимальное число зубьев большой звездочки zmax = 120
- Угол поворота звеньев цепи на звездочке φ = 360/ z
- Диаметры окружностей:
делительный
выступов
впадин
- Углы:
половина угла зуба γ = 170 – 640/z
половина угла впадины α = 550 – 600/ z
- сопряжения β = 180 – 560/ z
- Радиусы:
впадины зуба r = 0,5025D + 0,05
сопряжения r1 = 0,8D + r
головки зуба r2 = D(0,8cos β + 1,24cos γ – 1,3025) – 0,05
- Длина прямого участка fg = D(1,24sin γ – 0,8sin β)
- Радиус закругления зуба r3 = 1,7D
- Расстояние О1О2 O1O2 = 1,24D
- Координаты: x1 = 0,8Dsin α
y1 = 0,8Dcos α
x2 = 1,24Dcos 1800/z
y2 =1,24Dsin 1800 /z
- Координаты центра радиуса hr = 0,8D
- Ширина зуба:
однорядная цепь b = 0,93BBH – 0,15
двух- и трехрядная цепь b = 0,9BBH – 0,15
многорядная цепь b = 0,86BBH – 0,3
-Толщина обода звездочки δO = 0,5t (для стали)
δO = 0,7t (для чугуна)
- Толщина диска звездочки δД = 0,5t (для стали)
δД = 0,7t (для чугуна)
Примечания:
1. Для высокоскоростных приводов (V>16 м/с) z следует выбирать в 1,8-2 раза большим, но не менее 45-50.
2. Коэффициент К принимают: для звездочек с числом зубьев z<11 К=0,58;
при 11<z<17 К=0,56; при 17<z<35 К=0,53; при z>35 К=0,5.
3. Во всех формулах t – шаг цепи, S – толщина пластин, BBH – расстояние между внутренними пластинами цепи.
4. Диаметр втулки (ролика) цепи D выбирается по ГОСТ10947-64.
Расчет ременной передачи
В основе расчета ременных передач лежит выбор длины ремня и уточнение межосевого расстояния.
1 этап. В зависимости от принятого межосевого расстояния и принятых диаметров шкивов рассчитывается предварительная длина ремня.
Из геометрических построений можно расчитать длину ремня.
2 этап Округление до ближайшего большего стандартного значения ( .
3 этап. Рассчитывается межосевое расстояние как функция диаметров и принятой стандартной длины ремня .
В целях обеспечения нужного значения , предварительного натяжения и компенсации вытяжки ремня применяются натяжные устройства. В большинстве приводов общего назначения, которые как правило не являются быстроходными, но передают значительные усилия, применяют клиновые ремни. Поэтому в данной работе необходимо осуществить выбор и расчет клиноременной передачи. По известному моменту на ведомом валу выбирают тип ремня и его размеры, а также определяют минимально допустимый диаметр шкива в соответствии с табл. 9.5 [13]. Основные размеры сечения ремня указаны на рис. 9.2.
a ap
y0
Рис. 9.2 Размеры сечения клинового ремня
| |
h
φ0
Таблица 9.5 Размеры клиновых ремней
Тип и сечение ремня
| Размеры сечения, мм
|
F1, мм2
| L, мм
| Dmin,
мм
| T2
Н м
| ap
| h
| a
| y0
| min
| max
| Норм.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О
| 8,5
|
|
| 2,1
|
|
|
|
|
| А
|
|
|
| 2,8
|
|
|
|
| 11-70
| Б
|
| 10,5
|
|
|
|
|
|
| 40-190
| В
|
| 13,5
|
| 4,8
|
|
|
|
| 110-550
| Г
|
|
|
| 6,9
|
|
|
|
| 450-2000
| Д
|
| 23,5
|
| 8,3
|
|
|
|
| 1100-4500
| Е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Узкий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1-8,5
| 8,5
|
| 10,5
| 2,4
|
|
|
|
|
| 1-11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1-14
|
|
|
| 3,9
|
|
|
|
|
|
На меньшем шкиве необходимо обеспечивать угол обхвата не менее 1200.
Предельные межосевые расстояния в клиноременной передаче должны выбираться из соотношений:
Amin = 0,55(D1 + D2) + h
Amax =2(D1 + D2)
Для уменьшения напряжений изгиба в ремне рекомендуется придерживаться следующих соотношений межосевого расстояния, диаметра большего шкива и передаточного числа передачи (табл. 9.6) [13].
Таблица 9.6 Рекомендуемые соотношения A/ D2
Передаточное число u
|
|
|
|
|
| 6-9
| Отношение A/ D2
| 1,5
| 1,2
| 1,0
| 0,95
| 0,9
| 0,85
|
На выбор сечения ремня оказывает влияние кроме передаваемого момента мощность и окружная скорость (табл. 9.7) [13].
Таблица 9.7 Рекомендуемые сечения ремней в зависимости от скорости и передаваемой мощности
V, м/с
| Передаваемая мощность N, кВт
| До 1
| 1-2
| 2-4
| 4-7,5
| 7,5-15
| 15-30
| 30-60
| 60-120
| 120-200
| Более 200
| До 5
| О, А
| О,А,Б
| А,Б
| Б,В
| В
| -
| -
| -
| -
| -
| 5-10
| О,А
| О,А
| О,А,Б
| А,Б
| Б,В
| В
| Г,Д
| Д
| Д,Е
| -
| Более 10
| О
| О,А
| О,А
| А,Б
| Б,В
| В,Г
| В,Г
| Г,Д
| Г,Д
| Д,Е
|
Клиноременные передачи рассчитывают на тяговую способность по допускаемому удельному окружному усилию К по эмпирической зависимости [13]:
K = K0 Cα CV CP
где K0 – удельное окружное усилие для данных условий работы; Cα – коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата на меньшем шкиве на тяговую способность; CV – коэффициент, учитывающий влияние центробежных сил; CP – коэффициент режима работы.
Указанные коэффициенты выбирают по табл. 9.8 – 9. 11.
Таблица 9.8 Допускаемое удельное окружное усилие K0 [13]
Диаметр малого шкива, мм
| Сечение ремня
| K0, Н/мм2
| σ0 = 0,9 Н/мм2
| σ0 = 1,2 Н/мм2
| σ0 = 1,5 Н/мм2
|
|
| 1,18
| 1,45
| 1,62
|
| О
| 1,28
| 1,57
| 1,74
| 90 и более
|
| -
| 1,65
| 1,86
|
|
| 1,23
| 1,51
| 1,67
|
| А
| 1,31
| 1,61
| 1,8
| 125 и более
|
| -
| 1,7
| 1,91
|
|
| 1,23
| 1,51
| 1,67
|
| Б
| 1,36
| 1,67
| 1,88
| 180 и более
|
| -
| 1,74
| 2,05
|
|
| 1,23
| 1,51
| 1,67
|
| В
| 1,38
| 1,69
| 1,89
|
|
| -
| 1,84
| 2,07
| 280 и более
|
| -
| 1,91
| 2,24
|
|
| 1,23
| 1,51
| 1,67
|
|
| 1,40
| 1,72
| 1,93
|
| Г
| -
| 1,91
| 2,16
| 450 и более
|
| -
| 1,92
| 2.24
|
|
| 1,23
| 1,51
| 1,67
|
| Д
| 1,40
| 1,72
| 1,93
| 630 и более
|
| -
| 1,92
| 2,24
|
|
| 1,23
| 1,51
| 1,67
|
| Е
| -
| 1,73
| 1,95
| 1000 и более
|
| -
| 1,92
| 2,24
|
При числе перебегов u < 5 1/c принимают σ0 = 1,5 Н/мм2, при u = 5-10 1/c - σ0 = 1,2 Н/мм2, при u > 10 1/c - σ0 = 0,9 Н/мм2.
|
|