Обратная связь
|
Второй этап компоновки редуктора Целью второго этапа компоновки редуктора является конструктивное оформление зубчатых колес, валов, корпуса, подшипниковых узлов и подготовка данных для уточненного расчета валов.
В ходе выполнения данного этапа проводят следующие мероприятия [14].
1. Вычерчивают шестерню и колесо по конструктивным размерам, найденным ранее. Шестерню рекомендуется при малых размерах выполнять заодно целое с валом.
2. Конструируют узел ведущего вала:
а) наносят осевые линии, вычерчивают в разрезе подшипники качения (можно вычерчивать одну половину подшипника, а для второй половины нанести габариты);
б) между торцами подшипников и внутренней поверхностью стенки- корпуса вычерчивают мазеудерживающие кольца, для уменьшения числа ступеней вала кольца устанавливают на тот же диаметр, что и подшипники (фиксация их в осевом направлении осуществляется заплечиками вала и торцами внутренних колец подшипников);
в) вычерчивают крышки подшипников с уплотнительными прокладками (толщиной ~ 1 мм) и болтами; болт условно заводится в плоскость чертежа, о чем свидетельствует, вырыв на плоскости разъема; показывают уплотнения в крышках, через которые выходит конец вала (войлочные и фетровые уплотнения применяют главным образом в узлах, заполненных пластичной смазкой, уплотнения манжетного типа используют как при пластичных, так и при жидких смазках);
г) переход подшипниковой шейки вала к присоединительному концу выполняют на расстоянии 10 — 15 мм от торца крышки подшипника так, чтобы ступица муфты не задевала за головки болтов крепления крышки (длина присоединительного конца вала определяется длиной ступицы муфты и принимается по стандартному ряду).
3. Аналогично конструируется узел ведомого вала. При этом необходимо учитывать следующие особенности:
а) для фиксации зубчатого колеса в осевом направлении предусматривается утолщение вала с одной стороны и установка распорной втулки — с другой; место перехода вала от большего диаметра к меньшему смещают на 2 — 3 мм внутрь распорной втулки с тем, чтобы гарантировать прижатие мазеудерживающего кольца к торцу втулки;
б) проводят осевые линии и вычерчивают подшипники;
в) вычерчивают мазеудерживающие кольца, крышки подшипников с прокладками и болтами;
г) вычерчивают звездочку цепной передачи, шкив или зубчатое колесо внешней передачи; ступица при этом может быть смещена в одну сторону для того, чтобы вал не выступал за пределы редуктора на большую длину.
д) от осевого перемещения звездочка, шкив или колесо фиксируется на валу торцовым креплением при помощи шайбы; шайба прижимается к торцу ступицы одним или двумя винтами (следует обязательно предусмотреть зазор между торцом вала и шайбой в 2 — 3 мм для натяга).
На ведущем и ведомом валах применяют обычно шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360 — 78. Вычерчиваются шпонки, при этом их длины принимают на 5 — 10 мм меньше длин ступиц.
Непосредственным измерением уточняют расстояния между опорами и расстояния, определяющие положение зубчатых колес и звездочки, шкива или внешнего колеса относительно опор. При значительном изменении этих расстояний уточняют реакции опор и вновь проверяют долговечность подшипников.
Проверка прочности шпоночных соединений
Как уже указывалось в большинстве редукторов применяют шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов и длины шпонок выбирают по ГОСТ 23360 – 78 в зависимости от диаметра шейки вала. Материал шпонок — сталь 45 нормализованная. Напряжения смятия и условие прочности проверяют по формуле [13]:
где T – вращающий момент, d – диаметр соответствующей шейки вала, h – высота шпонки, t – глубина шпоночного паза в шейке вала, l – длина шпонки, b – ширина шпонки, z – число шпонок в данном сечении.
Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице [σсм] = 60-100 МПа, при чугунной - [σсм] = 50 - 70 МПа, для неподвижных соединений или подвижных без нагрузки [σсм] до 150 МПа, для неподвижных соединений под нагрузкой, выполненных из незакаленной стали - [σсм] = 30- 50 МПа, для шпонок ходовых валиков [σсм] = 10 МПа.
Уточненный расчет валов
Уточненный расчет валов выполняют как проверочный, он сводится к расчету коэффициента запаса прочности в опасных сечениях ведущего и ведомого валов. К опасным сечениям относят шейки со шпоночными пазами, места посадки подшипников, шлицы, радиальные отверстия, ступенчатые участки вала (сопряжения шеек разного диаметра).
Расчет начинают с вычерчивания в пояснительной записке рассматриваемого вала с установленными на нем деталями и сборочными единицами с указанием опасных сечений (рис. 13.1).
Условие прочности вала выглядит следующим образом [13, 14]:
,
Где S – расчетный коэффициент запаса прочности;
[S]=1,3 – 1,5 требуемый коэффициент запаса для обеспечения прочности;
[S]=2,5 – 4 требуемый коэффициент запаса для обеспечения жесткости;
- коэффициент запаса по нормальным напряжениям;
- коэффициент запаса по касательным напряжениям.
В
Б
А
А
Б
В
Рис. 13.1 Выбор опасных сечений для проверочного расчета вала
А-А шейка меньшего диаметра со шпоночным пазом, Б-Б галтель в сопряжении шеек разных диаметров, В-В место посадки внутреннего кольца подшипника на шейку вала
В этих формулах: σ-1 и τ-1 – пределы выносливости для материала вала при симметричных циклах изгиба и кручения; σа , τа, σm и τm – амплитудные и средние значения циклов нормальных и касательных напряжений; kσ и kτ – эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении (значения коэффициентов принимаются по табл. 13.1); εσ и ετ – масштабные факторы для нормальных и касательных напряжений (значения принимаются по табл. 13.2); ψσ и ψτ – коэффициенты, учитывающие влияние постоянной составляющей на усталостную прочность (определяются по табл. 13.3).
Для углеродистых сталей σ-1 = 0,43 σВ.
Для легированных сталей σ-1 = 0,35 σВ + (70-120).
Для всех материалов τ-1 = (0,5 – 0,58) σ-1.
Считают [13], что нормальные напряжения, возникающие в поперечном сечении вала от его изгиба, изменяются по симметричному циклу, т.е. σm = 0. Тогда σа = Т / W.
Поскольку величина момента Т, передаваемая валом, не есть величина постоянная, то при расчетах принимают для касательных напряжений, возникающих при кручении, пульсационный цикл нагружения, тогда: τа = τm =T /2WK.
Таблица 13.1 Значения коэффициентов концентрации напряжений при рассматриваемых типах опасных сечений [13]
Концентратор напряжений
| kσ
| kτ
| Момент сопротивления
| Предел прочности σВ, Н/мм2
| W
| WK
| < 700
| >1000
| < 700
| >1000
| (D/d = 1,25 – 2) r Галтель
D d
|
|
|
|
|
|
| r /d = 0,02
| 2,5
| 3,5
| 1,8
| 2,1
| r /d = 0,06
| 1,85
| 2,0
| 1,4
| 1,53
| r /d = 0,1
| 1,6
| 1,64
| 1,25
| 1,35
| Посадка подшипника на вал
| 2,4
| 3,6
| 1,8
| 2,5
|
|
| Шпоночная канавкаd
b
t
| 1,75
| 2,0
| 1,5
| 1,9
| -
| -
|
Таблица 13.2 Значения масштабного фактора ε [13]
Вид нагружения и материал
| Диаметр вала d, мм
|
|
|
|
|
|
|
| Масштабный фактор
| Изгиб для углеродистой стали
| 0,92
| 0,88
| 0,85
| 0,81
| 0,76
| 0,70
| 0,61
| Изгиб для легированной стали и кручение для всех марок сталей
| 0,83
| 0,77
| 0,73
| 0,70
| 0,65
| 0,59
| 0,52
|
Таблица 13.3 Значения коэффициентов ψσ и ψτ в зависимости от группы сталей [13]
|
|