Обратная связь
|
Выбор типа смазки (сорта масла) и определение ее объема Смазывание зубчатых колес редуктора производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10 мм. Объем масляной ванны определяется по формуле: V = k N.
В этой формуле N – передаваемая редуктором мощность в кВт, k – объем масла в дм3, приходящийся на 1 кВт мощности. Обычно в редукторах общего назначения k =0,25.
Различают два вида смазок – пластичные (консистентные) и жидкие. Основной параметр пластичных смазок – температура каплеобразования tK.
По данному параметру смазки подразделяют на три группы:
- низкоплавкие tK < 650
- среднеплавкие tK < 1000
- тугоплавкие tK > 1000.
Пластичные смазки применяют в подшипниках, при этом в подшипниках качения и3спользуют легкоплавкие смазки (например УТ-1).
В качестве жидких смазок используют минеральные масла:
- индустриальное 12, 20, 30, 40, 50;
- турбинное 22, 30, 46;
- цилиндровое 11, 24, 38, 52.
Эти смазки применяют для зубчатых колес. Их основной характеристикой является кинематическая вязкость ν. Жидкие смазки различаются значением кинематической вязкости:
- при ν < 10 – легкие масла;
- при 10 < ν < 50 – средние масла;
- при ν > 50 – тяжелые масла.
Вязкость масла устанавливают в зависимости от контактных напряжений и скорости вращения зубчатых колес. Для большинства средненагруженных редукторов можно рекомендовать масло индустриальное И-30А (по ГОСТ 20799-75).
Особенности вычерчивания редуктора
Сборочный чертеж редуктора выполняют в двух проекциях на листе формата А1 в масштабе 1 : 1 с основной надписью. На чертеже показывают все необходимые разрезы и местные сечения, достаточные для уяснения устройства редуктора и сборки его узлов. Показывают посадки зубчатых колес, подшипников, крышек и элементов внешней передачи, предельные отклонения резьб. На выходном конце ведомого вала вычерчивают крепежную шайбу. Показывают габаритные размеры и все позиции. На чертеже показывают блистеры или щупы для контроля уровня масла и пробки для заливки и слива масла. В конических редукторах вал-шестерню (шестерню на ведущем валу) размещают в отдельном стакане, устанавливаемом в корпусе редуктора. Спецификацию выполняют на отдельных форматах А4 по стандартным формам. При выполнении чертежей корпуса редуктора можно воспользоваться примерами аналогичных конструкций, приведенных в [15, 16], а также примерами сборочных чертежей из [12, 14]. Размеры отдельных элементов редуктора (крышки подшипников, уплотнения, кольца, шайбы достаточно полно приведены в [12].
Вычерчивание общего вида привода
Общий вид привода выполняют на формате А2. На чертеже в трех проекциях показывают установленные на общей раме редуктор, электродвигатель, внешнюю передачу (ведомый элемент внешней передачи показывают условно без вала, поскольку в курсовой работе рабочий механизм не разрабатывается).
Электродвигатель выполняют по размерам, взятым из справочного каталога для двигателя, выбранного в процессе кинематического расчета привода, редуктор – по размерам со сборочного чертежа.
На чертеже общего вида показывают укрупнено позиции: двигатель, редуктор, рама, внешняя передача, узел связи двигателя с редуктором, соединительные болты (винты, шпильки). Показывают габаритные, установочные и присоединительные размеры. К установочным относят размеры, необходимые для размещения и закрепления привода: длина и ширина рамы, диаметры отверстий под фундаментные болты и расстояния между их осями. К присоединительным размерам относят диаметры отверстий в ведомых шкивах и звездочках внешней передачи, а также – диаметр и длину выходного конца ведомого вала.
На чертеже общего вида над угловым штампом размещают краткую техническую характеристику: тип двигателя, его мощность и частоту вращения; момент на ведомом валу и частоту его вращения.
Поскольку материалы проекта (текстовые документы и графические материалы) представляются также в электронном виде, допускается крупноформатные чертежи (А1 и А2) выполнять отмасштабированными с уменьшением до формата А3.
Результаты автоматизированного проектирования редуктора в программной среде APM WinMachine представляются в виде пошаговых скрин-шотов как приложения к пояснительной записке.
Литература
1.Колокольцев В. А. Расчет зубчатых и червячных передач в системе APM WinMachine : учеб. пособие / В. А. Колокольцев, В. Ю. Карачаровский, А. В. Васильков ; Сарат. гос. техн. ун-т. - Саратов : СГТУ, 2008. - 48 с.
2. Основы расчетов деталей машин с задачами и примерами : учеб. пособие / П. Н. Учаев [и др.] ; под ред. П. Н. Учаева. - Старый Оскол : ООО "ТНТ", 2007. - 120 с. : ил. ; 20 см
3. Курмаз Л. В. Конструирование узлов и деталей машин : Справ. учеб.-метод. пособие / Л. В. Курмаз, О. Л. Курмаз . - М. : Высш. шк., 2007. - 455 с. : ил. ; 29 см
4. Дунаев П. Ф. Детали машин. Курсовое проектирование : учеб. пособие / П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов. - 5-е изд., доп. - М. : Машиностроение, 2007. - 560 с. : ил. ; 20 см
5. Проектирование механизмов и машин : учеб. пособие / В. Г. Гущин [и др.]. - Старый Оскол : ООО "ТНТ", 2008. - 484 с. : ил. ; 20 см
6. Дунаев П. Ф. Конструирование узлов и деталей машин : учеб. пособие / П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов. - 10-е изд., стереотип. - М. : ИЦ "Академия", 2007. - 496 с. : ил. ; 24 см. - (Высшее профессиональное образование)
7. Проектирование и конструирование в машиностроении : в 2 ч. : учеб. пособие / В. П. Бахарев [и др.] ; под ред. А. Г. Схиртладзе. - Старый Оскол : ТНТ. – 2008.
Ч. 1 : Общие методы проектирования и расчета. Надежность техники. - 2008. - 248 с. : ил. ; 21 см
8. Детали машин в примерах и задачах / С.И.Ничипорчик и др. / изд. 2-е. - Минск: Вышэйша школа, 1981.
10. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1990. – 399 с., ил.
11. Детали машин: Атлас конструкций /Под ред. Д.Н. Решетова. М. Машиностроение. 1992. Ч. I, П.
12. Перель Л. Я., Филатов А. А. Подшипники качения: Расчет, проектирование и обслуживание опор: Справочник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1992. – 608 с.
13. Буланже А.В., Палочкина Н.В., Фадеев В.З. Методические указания по расчету зубчатых передач редукторов и коробок скоростей по курсу "Детали машин". М.: Издательство МГТУ, 1992.
13. Чернин И.М. Расчеты деталей машин / И.М. Чернин, А.В.Кузьмин, Г.М.Ицкович.- Мн.: Выш. Школа, 1978. – 472 с.
14. Петракова Е.А., Ковчегин Д.А. Привод ленточного конвейера. Курсовое проектирование: учебное пособие, 2010. url: http://demo.sde.ru/file1.php/Books/detali_mashin/SM_index.htm;
дата последнего обращения 07.12.2015 г.
26. APM Trans. Система проектирования механических передач вращения. Версия 9.4. Руководство пользователя (Научно-технический центр «Автоматизированное Проектирование Машин», Московская область, г. Королёв). – url: http://www.apm.ru, APM_trans.pdf.
27. Замрий А.А. CAD/CAE система APM WinMachine. Практический учебный курс: учебно-методическое пособие.-М.: изд-во АРМ. 2007.- 144с.
Приложение 1
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Кафедра «Техническая механика и детали машин»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовому проекту по дисциплине
«Детали машин и основы конструирования» («Детали машин»)
Тема: «….»
| Выполнил (а):
студент (ка) группы ………
______________ (Ф.И.О.)
(подпись)
|
| Проверил:
(ученая степень, звание)
_____________ (Ф,И,О)
(подпись)
«____» _______ 20___ г.
|
Саратов 20___ г.
Приложение 2
Габаритные, установочные и присоединительные размеры электродвигателей серии АИР [14]
Тип двигателя
| Число полюсов
| d1
| l1
| l30
| b1
| h1
| d30
| l10
| l31
| d10
| b10
| h
| h10
| h31
| 71А, В
| 2, 4, 6, 8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 80А
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 80В
|
| 90L
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 100S
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 100L
|
|
| 112М
| 2, 4, 6, 8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 132S
| 4, 6, 8
|
|
|
|
|
|
|
|
| 132М
| 2, 4, 6, 8
|
|
| 160S
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4, 6, 8
|
|
|
| 160М
|
|
|
|
|
|
| 4, 6, 8
|
|
|
| 180S
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 180М
|
|
|
|
|
|
| 4, 6, 8
|
|
|
|
Пример обозначения двигателя:
Двигатель AИP100L2 ТУ 16—525.564—84
Продолжение приложения 2
Технические характеристики двигателей серии АИР
(тип/асинхронная частота вращения, мин-1) [14]
Мощность Р, кВт
| Синхронная частота, мин-1
|
|
|
|
| 0,37
| —
| —
| 71А6/915
| —
| 0,55
| —
| 71А4/1357
| 71В6/915
| —
| 0,75
| 71А2/2820
| 71В4/1350
| 80А6/920
| 90LA8/705
| 1,1
| 71В2/2805
| 80А4/1395
| 80В6/920
| 90LB8/715
| 1,5
| 80А2/2850
| 80В4/1395
| 90L6/925
| 100L8/702
| 2,2
| 80В2/2850
| 90L4/1395
| 100L6/945
| 112МА8/709
|
| 90L2/2850
| 100S4/1410
| 112МА6/950
| 112МВ8/709
|
| 100S2/2850
| 1001Л/1410
| 112МВ6/950
| 432S8/716
| 5,5
| 100L2/2850
| 112М4/1432
| 132S6/960
| 132М8/712
| 7,5
| 112М2/2895
| 132S4/1440
| 132М6/960
| 160S8/7273
|
| 132М2/2910
| 132М4/1447
| 160S6/S704
| 160М8/7273
|
| 160S2/29101
| 160S4/14552
| 160М6/9705
| 180М8/731
| 18,5
| 160М2/29101
| 160М4/14552
| 180М6/9803
| —
|
| 180S2/29191
| 180S4/14623
| —
| —
|
| 180М2/29251
| 180М4/14701
| —
| —
|
Приложение 3
Шариковые радиальные однорядные подшипники (по ГОСТ 8338-75) [14]
Обозначение подшипников
| d
| D
| В
| r
| Шарики
| Масса, кг
| С, кН
| С0, кН
| nпред ××10-3, мин‑1
| Dw
| z
| Легкая серия диаметров 2, узкая серия ширин 0
|
|
|
|
| 1,5
| 7,94
|
| 0,12
| 14,0
| 6,95
| 12,0
|
|
|
|
| 1,5
| 9,53
|
| 0,20
| 19,5
| 10,0
| 10,0
|
|
|
|
| 2,0
| 11,11
|
| 0,29
| 25,5
| 13,7
| 9,0
|
|
|
|
| 2,0
| 12,7
|
| 0,36
| 32,0
| 17,8
| 8,0
|
|
|
|
| 2,0
| 12,7
|
| 0,41
| 33,2
| 18,6
| 7,5
|
|
|
|
| 2,0
| 12,7
|
| 0,47
| 35,1
| 19,8
| 7,0
|
|
|
|
| 2,5
| 14,29
|
| 0,60
| 43,6
| 25,0
| 6,5
|
|
|
|
| 2,5
| 15,88
|
| 0,80
| 52,0
| 31,0
| 6,0
|
|
|
|
| 2,5
| 16,67
|
| 0,98
| 56,0
| 34,0
| 5,5
|
|
|
|
| 2,5
| 17,46
|
| 1,08
| 61,8
| 37,5
| 5,0
|
|
|
|
| 2,5
| 17,46
|
| 1,18
| 66,3
| 41,0
| 4,8
|
|
|
|
| 3,0
| 19,05
|
| 1,40
| 70,2
| 45,0
| 4,5
|
|
|
|
| 3,0
| 19,84
|
| 1,80
| 83,2
| 53,0
| 4,3
| Продолжение приложения 3
|
|
|
|
| 3,0
| 22,23
|
| 2,2
| 95,6
| 62,0
| 3,8
|
|
|
|
| 3,5
| 25,4
|
| 3,2
| 124,0
| 79,0
| 3,4
| Средняя серия диаметров 3, узкая серия ширин 0
|
|
|
|
| 2,0
| 9,53
|
| 0,14
| 15,9
| 7,8
|
|
|
|
|
| 2,0
| 11,51
|
| 0,23
| 22,5
| 11,4
|
|
|
|
|
| 2,0
| 12,3
|
| 0,34
| 28,1
| 14,6
|
|
|
|
|
| 2,5
| 14,29
|
| 0,44
| 33,2
| 18,0
| 8,5
|
|
|
|
| 2,5
| 15,08
|
| 0,63
| 41,0
| 22,4
| 7,5
|
|
|
|
| 2,5
| 17,46
|
| 0,83
| 52,7
| 30,0
| 6,7
|
|
|
|
| 3,0
| 19,05
|
| 1,08
| 61,8
| 36,0
| 6,3
|
|
|
|
| 3,0
| 20,64
|
| 1,35
| 71,5
| 41,5
| 5,6
|
|
|
|
| 3,5
| 22,23
|
| 1,70
| 81,9
| 48,0
| 5,0
|
|
|
|
| 3,5
| 23,81
|
| 2,11
| 92,3
| 56,0
| 4,8
|
|
|
|
| 3,5
| 25,4
|
| 2,60
| 104,0
| 63,0
| 4,5
|
|
|
|
| 3,5
| 26,99
|
| 3,10
| 112,0
| 72,5
| 4,3
|
|
|
|
| 3,5
| 28,58
|
| 3,60
| 124,0
| 80,0
| 3,8
|
|
|
|
| 4,0
| 30,16
|
| 4,30
| 133,0
| 90,0
| 3,6
|
|
|
|
| 4,0
| 31,75
|
| 5,10
| 143,0
| 99,0
| 3,4
|
|
|
|
| 4,0
| 36,51
|
| 7,00
| 174,0
| 132,0
| 3,0
| Тяжелаясерия диаметров 4, узкая серия ширин 0
|
|
|
|
| 2,0
| 12,7
|
| 0,27
| 22,9
| 11,8
|
|
|
|
|
| 2,5
| 16,67
|
| 0,5
| 36,4
| 20,4
|
|
|
|
|
| 2,5
| 19,05
|
| 0,72
| 47,0
| 26,7
| 8,5
|
|
|
|
| 2,5
| 20,64
|
| 0,93
| 55,3
| 31,0
| 7,0
|
|
|
|
| 3,0
| 22,23
|
| 1,20
| 63,7
| 36,5
| 6,7
| Продолжение приложения 3
|
|
|
|
| 3,0
| 23,02
|
| 1,52
| 76,1
| 45,5
| 6,0
|
|
|
|
| 3,5
| 25,4
|
| 1,91
| 87,1
| 52,0
| 5,3
|
|
|
|
| 3,5
| 26,99
|
| 2,3
| 100,0
| 63,0
| 5,0
|
|
|
|
| 3,5
| 28,58
|
| 2,8
| 108,0
| 70,0
| 4,8
|
|
|
|
| 3,5
| 30,16
|
| 3,4
| 119,0
| 78,0
| 4,5
|
|
|
|
| 4,0
| 34,93
|
| 5,3
| 143,0
| 105,0
| 3,8
|
|
|
|
| 4,0
| 38,1
|
| 7,0
| 163,0
| 125,0
| 3,4
|
|
|
|
| 5,0
| 39,69
|
| 8,0
| 174,0
| 135,0
| 3,2
|
|
|
|
| 5,0
| -
| -
| 11,4
| 186,0
| 146,0
| -
|
Пример обозначения шарикового радиального подшипника легкой серии с d=50 мм, D = 80 мм, В=16 мм:
Подшипник 210 ГОСТ 8338-75
Приложение 4
|
|