Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методические указания по выполнению контрольной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

"ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ"

 

 

Чебоксары 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины  
2. Методические указания по выполнению контрольной работы
3. Задания для выполнения контрольной работы
4. Материалы тестовой системы
5. Контрольные вопросы для подготовки зачету
6. Учебно – методическое и информационное обеспечении дисциплины
Приложение 1. Номера вариантов контрольного задания  
Приложение 2. Образец оформления титульного листа контрольной работы  

 

 

Введение

Успешное освоение будущими специалистами дисциплины теория управления возможно только при комплексном изучении смежных областей знаний, а также при активной самостоятельной работе студентов с законодательными актами, нормативно-справочной, научной, учебной и периодической литературой по изучаемым вопросам дисциплины.

В процессе самостоятельной работы студенты должны закрепить знания и навыки, полученные в ходе аудиторных занятий, изучить материал дисциплины по учебникам и учебным пособиям, освоить:

- основные понятия и определения теории управления;

- представление об эволюции управленческой мысли и практики, ее основных школах и современных теоретических аспектах социального управления;

- роль и значение теории управления для развития практики, особенно в сфере управления внутри организации;

- процесс управления, выделять такие его содержательные компоненты, как разработка управленческого решения, общие функции управления, информационные и коммуникативные процессы в управлении, эффективность процесса управления.



 

 

1. Методические рекомендации для студентов по изучению данной дисциплины

Знания, полученные в ходе самостоятельного изучения основных разделов дисциплины, потребуются при выполнении контрольной работы и при подготовке к сдаче зачета.

Распределение часов по разделам и темам представлены в табл.1

Таблица 1. Тематический план учебной дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины (модуля), темы раздела Виды учебной работы, включая СРС и трудоемкость (в часах)
Всего Л ЛПЗ СРС
1. Сущность и методологические основы управления организацией --- ---
2. История развития управленческой мысли и практики --- ---
3. Возникновение и развитие науки управления на рубеже XX века --- ---
4. Сущность и содержание теории управления 13,5 0,5
5. Системный метод в управлении 13,5 0,5
6. Организационные формы и структуры управления
7. Процесс управления и его содержания
8. Методология и организация процесса разработки управленческого решения
9. Общие функции управления 13,5 0,5
10. Информационные и коммуникативные процессы в управлении
11. Эффективность процесса управления
12. Основы теории социального управления 12,5 0,5 ---
13. Человек в системе управления 12,5 0,5 ---
Система государственного управления 12,5 0,5 ---
  Итого по дисциплине

 

1.1. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса

Специфика решения тестовых заданий по всем темам дисциплины заключается в выборе одного правильного ответа из предложенных вариантов в каждом тесте.

 

Методические указания по выполнению контрольной работы

Методические указания разработаны в соответствии с программой дисциплины «Управление качеством», утвержденной и рекомендованной для ведения в учебный план подготовки специалистов по специальности 120700.62 «Землеустройство и кадастры»

Выполнение контрольной работы является обязательной частью всего учебного процесса и соответственно каждый студент при изучении этой дисциплины должен выполнить одну контрольную работу.

Цель контрольной работы — закрепление теоретических аспектов в области природы и сущности спектра отношений управления как определяющего фактора эффективности работы на всех уровнях в организации.

В ходе выполнения контрольной работы студентами решаются следующие задачи:

-ознакомление с теоретическими аспектами сущности и содержании теории управления;

-знание в области технологии управления и прогрессивных подходов к принятию управленческих решений;

-- умение и владение практическими навыками по разработке системы управления и выбору модели принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска

Информационной и научно-методической базой для выполнения контрольной работы являются учебные пособия, методические материалы, а также нормативно – правовые документы организаций.

Данные методические рекомендации могут использоваться студентами и для самостоятельной работы. С их помощью можно проконтролировать уровень усвоения той или иной темы дисциплины, проверить свои знания по теоретическим и практическим заданиям.

Задания для выполнения контрольной работы составлены с учетом действующей примерной учебной программы дисциплины.

Темы (задания) для выполнения контрольной работы студенты получают на установочной лекции у преподавателя кафедры менеджмента и маркетинга, который ведет занятия по данной дисциплине.

Контрольная работа в соответствии с тематическим планом состоит из 4-х заданий (три теоретических вопроса и одна задача):

Номер варианта контрольной работы следует выбирать по последней и предпоследней цифре зачетной книжки (приложение 1). В таблице по горизонтали размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых соответствует последней цифре зачетной книжки. По вертикали размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых соответствует предпоследней цифре зачетной книжки. Пересечение вертикальной и горизонтальной линии определяет клетку, в которой указан номер варианта контрольной работы.

К контрольной работе по дисциплине «Теория управления» предъявляются следующие требования:

-оптимальный объем работы: 12 страниц, шрифт Times New Roman 14, интервал 1,5, поля: левое – 2 см, правое – 1, верхнее и нижнее по 2 см;

-обязательное наличие в контрольной работе оглавления, введения, заключения и списка использованных источников. Во введении должны быть отражены цель и задачи работы, актуальность выбранной темы, структура работы. В заключении, как правило, делаются выводы и даются рекомендации;

-при подготовке контрольной работы необходимо использовать 4-5 источников, (учебные пособия, монографии, периодические издания, материалы научных конференций, Интернет-ресурсы);

- в тексте контрольной работы обязательно должны быть ссылки на использованную литературу. Например: [2; с. 77], где 2 - номер источника в списке литературы; с. 77 - страница в данном источнике, на которой завершается цитируемый фрагмент текста.

При выполнении контрольной работы следует учитывать, что работа не засчитывается в том случае, если она не носит самостоятельного характера, дословно списана из литературных источников, а также, если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, в тексте содержатся ошибочные положения, научный аппарат оформлен не по стандарту, текст напечатан небрежно, с ошибками.

Контрольная работа должна быть обязательно оформлена на стандартном листе бумаги формата А4. При оформлении контрольной работы на ученических тетрадях, они возвращаются обратно для оформления на стандартных листах бумаги.

Объем контрольной работы не ограничен, страницы должны быть пронумерованы. В конце контрольной работы необходимо указать список использованной литературы.

Титульный лист контрольной работы должен быть оформлен правильно (приложение 2).

Контрольная работа в окончательно оформленном виде представляется на кафедру для проверки и последующей защиты. Она защищается до начала приема зачетов.

 

Задания для выполнения контрольной работы

Вариант 1

Вопросы

1. Методологические принципы познания

2. Концепция Г. Саймона. Ее роль и место в теории управления. Четыре признака искусственного

3. Значение и содержание функции координирования

Практическая задача

Одним из важнейших следствий динамичного взаимодействия внутренних и внешних факторов является тот факт, что руководитель никогда не может предполагать, что какой-то конкретный метод или способ, как бы хорошо он ни срабатывал, является априорно «правильным». При высоких темпах научно-техничес­кого прогресса в современном мире организации, которые могут быстро адаптироваться к этим переменам, заслуживают всяческой похвалы и одобрения. Однако, хотя многие компании добились своих успехов благодаря применению новых методов, это вовсе не означает, что эти методы – лучшие для всех. Римская католическая церковь, например, редко меняет свою политику и то – только после многих лет размышлений. Вместе с тем ее деятельность характеризуется стабильностью и сохранением своих функций в обществе.

Ответьте на вопросы:

1) для каких организаций важен курс на изменение ориентации развития, а для каких это опасно и может вызвать кризис в ее деятельности?

2) какая методология лежит в основе принятия данного типа управленческих решений?

Вариант 2

Вопросы

1. Методология и теория. Основные понятия, сходство и отличия

2. Понятие и признаки системы

3. Функция стимулирования

Практическая задача

Приведите в соответствие основные концепции управления с их характеристиками.

Укажите представителей каждого научного подхода к управлению организациями.

Подходы к управлению   Сущность концепции Представители
Классический, или традицион­ный – методы управления меняются в зависимости от ситуации; на практике результаты деятельности организации анализируются в различных практических ситуациях; выявляются наиболее значи­мые ситуационные факторы, влияющие на показатели деятельности организации, на основании полученных данных планируется ее будущая деятельность.   ?
Процессный – организация рассматривается как система со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работы по показателям), обратными связями (между персоналом и руководством и др.), внешними воз­действиями (налоговое законодательство, конкуренты и др.)   ?
Системный – отдельно рассматривается работа, администрирование, персонал, мотивация труда, лидерство, организационная культура и т.д.   ?
Ситуацион­ный – управление рассматривается как процесс, например: «постановка целей – планирование – организация работ – мотивация – контроль. Разработка алгоритма управления организацией ставится на первое место   ?

 

Вариант 3

Вопросы

1. Соотношение понятий менеджмент и управление

2. Типы и классификация систем

3. Контрольная функция

Практическая задача

С началом становления в стране рыночных отношений руководство предприятия столкнулось с необходимостью решения принципиально новых проблем. Промышленный спад привел к резкому снижению объемов производства отечественной продукции и к падению спроса на продукцию, производимую заводом. Перед руководством завода встала задача выработки новой стратегии развития предприятия.

Проанализируйте и:

1. дайте анализ ситуации, сложившейся на заводе при переходе к рыночным отношениям. Как изменение условий функционирования предприятия повлияло на его хозяйственную деятельность?

2. какую стратегию развития предприятия, по Вашему мнению, следовало бы принять руководству завода в условиях изменившейся внешней среды?

Вариант 4

Вопросы

1. Значение менеджмента как вида деятельности и науки

2. Понятие и роль структуры. Признаки характеризующие иерархическую структуру

3. Система функций органов государственной власти и управления

Практическая задача

Внимательно прочтите текст (Из «Поучения сыновьям» Владимира Мономаха):

«…Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу короткую и соблюдайте слова Господние: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь: не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не склоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладиться.

…Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь, а Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею…

Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, но не губите никакой христианской души. Старых чтите как отца, а молодых как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тьма и отрока, чтобы не посмеялись проходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим…

Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь чада погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол: если не можете почтить его подарком – то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым, или злым. Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего.

Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Ученость ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее… пусть не застанет вас солнце в постели…»

Ответьте на следующие вопросы:

1. попытайтесь определить, что из заветов великого предка имеет для современного руководителя особую актуальность.

2. если бы Владимир Мономах был нашим современником, что, по Вашему мнению, он добавил бы еще к своим заветам?

Вариант 5

Вопросы

1. Методологические основы менеджмента

2. Общие структурные элементы системы управления. Понятие субъекта и объекта управления

3. Понятие информации

Практическая задача

Подумайте, насколько обоснованы следующие утверждения и можно ли ими руководствоваться в условиях современной России:

Иерархология. Закон Хеллера

Первый миф науки управления состоит в том, что она существует.

Следствие Джонса

Никто не знает, что происходит в действительности в пределах данной организации.

Принцип Питера

В любой иерархической системе каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности.

1-е следствие из принципа Питера

С течением времени каждая должность будет занята служащим, который некомпетентен в выполнении своих обязанностей.

2-е следствие из принципа Питера

Работа выполняется теми служащими, которые еще не достигли уровня некомпетентности.

Преобразование Питера

Внутренняя согласованность ценится больше эффективной работы.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.