Скрытый постулат Питера, согласно Годину Каждый служащий начинает со своего уровня компетентности.
Наблюдение Питера
Сверхкомпетентность более желательна, чем некомпетентность.
Закон эволюции Питера
Компетентность всегда содержит в себе зерно некомпетентности.
Закон заменяемости Питера
Проявляйте заботу о мухах, а слоны сами о себе позаботятся.
Плацебо Питера
Унция репутации стоит фунта работы.
Аксиома Вейля
В любой организации работа тяготеет к самому низкому уровню иерархии.
Закон Имхоффа
Всякая бюрократическая организация похожа на отстойник: самые крупные куски всегда стремятся подняться вверх.
Третий закон Паркинсона
Расширение означает усложнение, а усложнение – разложение.
Четвертый закон Паркинсона
Число людей в рабочей группе имеет тенденцию возрастать независимо от объема работы, которую надо выполнить.
Пятый закон Паркинсона
Если есть способ отложить принятие важного решения, то настоящий чиновник всегда им воспользуется.
Я аксиома Паркинсона
Всякий начальник стремится к увеличению числа подчиненных, а не соперников.
Я аксиома Паркинсона
Начальники создают работу друг для друга.
Закон Корнуэлла
Начальство склонно давать работу тем, кто менее всего способен ее выполнить.
Закон добровольного труда Зиммерги
Люди всегда согласны сделать работу, когда необходимость в этом уже отпала.
Закон связей
Неизбежным результатом расширяющихся связей между различными уровнями иерархии является возрастающая область непонимания.
Правила Спарка для руководителей проекта:
Е Правило
Старайтесь выглядеть более значительным.
Е Правило
Стремитесь к тому, чтобы Вас видели в обществе значительных людей.
Е Правило
Говорите уверенно и опирайтесь лишь на очевидные факты.
Е Правило
Не вступайте в спор. А если уж попали в трудное положение, то задайте совершенно не относящийся к делу вопрос и, пока Ваш оппонент пытается сообразить, что происходит, – быстро меняйте предмет разговора.
Е Правило
Внимательно слушайте, когда другие обсуждают проблему. Это даст Вам возможность придраться к какому-нибудь банальному утверждению и уничтожить соперника.
Е Правило
Если подчиненный задает Вам вопрос по существу, то уставьтесь на него, как на сумасшедшего. Когда он отведет взгляд, то задайте ему его же вопрос.
Е Правило
Получайте на здоровье щедрые ассигнования, но не предавайте их гласности.
Е Правило
Выйдя из кабинета, всегда шагайте так, как будто Вы очень спешите. Это избавит Вас от вопросов подчиненных и начальства.
Е Правило
Держите закрытой дверь кабинета. Это затруднит проникновение к Вам посетителей и создаст у них впечатление, что у Вас вечно проходят важные совещания.
Е Правило
Все приказы отдавайте устно. Не оставляйте записей и документов, которые могут обернуться против Вас.
Первый закон руководства Джея
Суметь изменить положение дел – главное свойство руководителя. А менять его раньше других – верный признак творческой личности.
Афоризм Мэтча
Кто может – делает. Кто не может – учит.
Дополнение Мартина
Кто не может учить – управляет.
Армейская аксиома
Любой приказ, который может быть неправильно понят, понимается неправильно.
Закон Джоунса
Человек, который улыбается во время неудач, непременно думает о том, на кого он сможет свалить вину за очередную неудачу.
Наука о совещаниях
Закон Оулда и Кана
Эффективность совещания обратно пропорциональна числу участников и затраченному времени.
Второй закон комитетодинамики
Чем меньше удовольствия Вы испытываете от отсутствия на совещании, тем больше вероятность, что Вам придется в нем участвовать.
Закон Хендриксона
Если решение проблемы требует множества совещаний, то, в конечном счете, они сами превратятся в важную проблему.
Правило Фалькланда
Когда нет необходимости принимать решение, то необходимо не принимать его.
Первый закон спроса
Никогда не спорьте с дураком, – люди могут не заметить между вами разницы.
Правило очередности Свиппла
Кто кричит громче всех, – тому и дают слово.
Правило Рейберна
Хочешь жить в согласии – соглашайся.
Закон Паттона
Хороший план сегодня лучше безупречного завтра.
Ответьте на следующие вопросы:
1. какие основные проблемы организационного или личностного управления затронуты в приведенном выше перечне высказываний?
2. какие условия породили эти проблемы?
3. существуют ли аналогичные проблемы в современном российском обществе?
4. всегда ли следует прибегать к названным выше способам решения проблем?
5. на Ваш взгляд, какие существуют альтернативные варианты?
Вариант 6
Вопросы
1. Организационных формы управления первобытным обществом
2. Связи управления и их организационные структуры
3. Роль и место информации в управлении
Практическая задача
Руководство текстильного комбината разработало программу перспективного развития организации, в которой наряду с другими мерами предусматривалась замена устаревшего оборудования. В связи с этим было принято решение о закупке крупной партии нового оборудования, для чего комбинату требовался кредит в размере 1 млн. долларов.
Ответьте на вопросы:
1. насколько правомерным было решение руководства комбината закупить крупную партию нового оборудования?
2. что, по Вашему мнению, следовало предпринять руководству для того, чтобы убедить инвесторов в целесообразности выделения валютного кредита?
Вариант 7
Вопросы
1. Вопросы управления в рамках государственной власти по Гераклиту и Платону. Различия и сходство
2. Линейная система управления и ее основные характеристики
3. Классификация управленческой информации.Информационные процессы в социальных средах
Практическая задача
Группой экспертов была исследована структура управления крупнейших автомобильных фирм «Тойота», «Форд Моторс», «Дженерал Моторс». Оказалось, что максимальное число уровней управления звеньев составило: в «Тойоте» – 7, у «Форд Моторс» – 17, у «Дженерал Моторс» – 22.
Ответьте на вопросы:
1. каковы отрицательные последствия многозвенности структур управления в компаниях?
2. пять уровней управления между исполнителем и директором: много это или мало?
3. как влияет применение того или иного типа структуры управления на число уровней управления?
Вариант 8
Вопросы
1. Система управления Древнеримской республики
2. Функциональная система управления и ее основные характеристики
3. Понятие коммуникации. Коммуникативные процессы в управлении
Практическая задача
Сборка автомобилей, изготовление колбас и пошив одежды, внутригородские автобусные перевозки и сельскохозяйственное производство – таков спектр деятельности одной российской акционерной компании. Возникшая на базе машиностроительного завода, компания стремительно расширяет круг своих интересов. «Мы создаем двухэтажную экономику, – подчеркивает генеральный директор И.Н. Иванов. – К основному машиностроительному ядру примыкают мелкие фирмы. Малые предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, кооперативы пользуются нашими ресурсами. Это позволяет компании ускорять оборот капитала и, что немаловажно сегодня, решать многие социально-бытовые вопросы коллектива».
Ответьте на вопросы:
1. какой тип структуры управления больше всего подходит для приведенной ситуации?
2. как отразится на эффективности управления применение данного типа структуры
Вариант 9
Вопросы
1. Идей Конфуция в управлении обществом. Положительные и отрицательные черты
2. Особенности линейно – функциональной системы управления
3. Информация как основа государственного управления
Практическая задача
Малое предприятие «Строитель» выделилось из крупного строительного треста в период приватизации. Фирма развивалась быстро и заняла большую долю рынка индивидуального жилищного строительства (ИЖС). В последние годы условия изменились, появилось многочисленные конкуренты. Многие конкуренты, имеющие средства, предпочитают при проведении столярных работ и при отделке стиль «евро», требующий более высокой квалификации исполнителей, иного подхода к дизайну, подбору материалов. Фирма может вести относительно недорогое и качественное строительство для менее обеспеченных слоев населения, но те нуждаются в кредитах под низкий процент.
Ответьте на вопросы:
1. какой должна быть стратегия предприятия, если основной его целью на ближайшие два года являются восстановление утраченного рынка ИЖС в городе, его расширение?
2. каким будет комплекс новых управленческих задач в соответствии с принятой стратегией?
Вариант 10
Вопросы
1. Научные идеи управления Сен-Симона
2. Матричная система управления и ее основные характеристики
3. Понятие эффективности управления
Практическая задача
Проведите сравнительный анализ и заполните таблицу
Элементы философии
| Философия организации
| Япония
| США
| Россия
| Традиции
| ?
| ?
| ?
| Корпоративные принципы
|
|
|
| Структура управления
|
|
|
| Принятие управленческих решений
|
|
|
| Распределение ответственности
|
|
|
| Мотивация
|
|
|
| Оплата труда
|
|
|
| Оценка персонала
|
|
|
| Научно-технический прогресс
|
|
|
| Обучение
|
|
|
| Расстановка кадров
|
|
|
| Формализация отношений в коллективе
|
|
|
| Приоритетные качества руководителя
|
|
|
| Недостатки
|
|
|
|
Вариант 11
Вопросы
1. Рационалистических идей М. Вебера
2. Понятие и сущность управления
3. Основные подходы к оценке эффективности управления
Практическая задача
Компания, специализирующая на разработке и изготовлении электрических приборов, отменила привилегии для руководящих работников – все без исключения сотрудники фирмы пользуются общей столовой, стоянкой автомашин, летают на обычных пассажирских самолетах. Для руководителей нет отдельных кабинетов. Все рабочие места – комнатушки, разделенные звуконепроницаемыми перегородками высотой в полтора метра, одинаковы для всех – от президента компании до низовых работников.
Ответьте на вопросы:
1. согласны ли вы с практикой компании?
2. что в ней положительного и что отрицательного?
3. обоснуйте свою позицию.
Вариант 12
Вопросы
1. Принципы бюрократии М. Вебера
2. Управленческий цикл и его этапы
3. Показатели оценки эффективности управления. Результативность и производительность в менеджменте
Практическая задача
Как известно, целью руководителя является стремление внушить сотрудникам, что их работа важна, интересна и полезна фирме, что их вклад в ее успехи значителен. Для создания хорошего морального климата в коллективе, мотивации высокоэффективного труда, развития каждого работника как личности обычно используются следующие направления деятельности:
1. Создание в коллективе климата взаимного доверия, уважения и взаимовыручки.
2. Обеспечение каждого сотрудника интересной перспективной работой, способствующей развитию его творческого потенциала.
3. Постановка перед каждым работником четких, конкретных, выполнимых задач.
4. Определение вклада сотрудника в результат деятельности фирмы и соответствующее стимулирование его, особенно за творчество и инициативу.
5. Побуждение коллектива фирмы к единению, искренности и честности.
Исходя и специфики современного этапа развития экономики России, предложите свою систему мер стимулирования высокой отдачи в работке каждого сотрудника, его всестороннего развития, поощрения в соответствии с достигнутыми результатами.
Задание:
Исходя и специфики современного этапа развития экономики России, предложите свою систему мер стимулирования высокой отдачи в работке каждого сотрудника, его всестороннего развития, поощрения в соответствии с достигнутыми результатами.
Вариант 13
Вопросы
1. Основные положения философии Трентовского
2. Процесс управления и его основные функции
3. Понятие социального управления
Практическая задача
Руководство университета было поставлено перед необходимостью принятия стратегического решения о путях дальнейшего развития учебного заведения. На проведенном Ученом совете было принято решение о разработке концепции развития университета на перспективу.
Перед структурными подразделениями университета была поставлена задача: прежде чем приступить к разработке концепции, надо представить руководству университета согласованную систему целей, обеспечивающих достижение поставленной генеральной цели. В частности, в качестве одной из подцелей достижения генеральной цели, поставленной руководством, в систему целей должна быть включена подцель по повышению конкурентноспособности выпускников.
Ответьте на вопросы:
1. как Вы оцениваете принятое руководством университета решение о разработке системы стоящих перед учебным заведением целей до разработки концепции перспективного развития университета?
2. постройте дерево целей концепции развития университета.
Вариант 14
Вопросы
1. Школа научного управления. Ф. Тейлора и ее последователи
2. Принципы управления
3. Понятие и типы стимулов
Практическая задача
Предприятие, выпускавшее ранее продукцию оборонного характера, в результате конверсии перешло к выпуску продукции бытового назначения, пользующейся определенным спросом на рынках сбыта. Если раньше вся деятельность предприятия осуществлялась в соответствии с достаточно жестким планом, то теперь от разработки планов на предприятии отказались, плановый отдел был расформирован.
На предприятие поступил крупный заказ, требующий подключения практически всех его цехов и служб. Координацию выполнения заказа взял на себя непосредственно директор предприятия.
Ответьте на вопросы:
1. определите свое отношение к планированию в условиях рыночной экономики.
2. как Вы относитесь к сложившейся на рассматриваемом конверсионном предприятии практике управления ходом выполнения заказа?
Вариант 15
Вопросы
1. Принципы и методы рациональной организации Ф. Тейлора
2. Понятие синергетики. Синергетика и управление
3. Факторы активности в целеполагании. Управленческие цели
Практическая задача
Проведите разработку стратегического плана муниципального образования на краткосрочный и среднесрочный периоды по следующим этапам:
1) определение целей муниципального образования;
2) анализ внешней и внутренней среды;
3) анализ стратегических альтернатив;
4) выбор стратегии и тактики перспективного развития муниципального образования по основным видам деятельности.
Вариант 16
Вопросы
1. Административная (классическая) школа управления. А. Файоля.
2. Решение. Сущность управленческого решения
3. История и причины управленческих революций
Практическая задача
В Древней Греции при принятии важнейших управленческих решений, например, объявлении войны и мира, решения важного спора, обращались к дельфийскому оракулу. Оракул, впадая в экстаз, выкрикивал порой бессвязные слова, которые, как считалось, вкладывались в его уста богами и были исполнены высшего смысла. Совет старейшин, находившийся при храме Апполона, где происходило действие, интерпретировал откровения оракула и затем объявлял всему населению города о принятом решении.
Ответьте на вопросы:
1. оцените с точки зрения современного руководителя этот способ конструирования управленческого решения.
2. можно ли использовать элементы этой технологии в современной практике управления?
Вариант 17
Вопросы
1. Школа психологии Э. Мэйо
2. Этапыи условия разработки управленческого решения
3. Личность как объект управления
Практическая задача
Оптимальное управленческое решение немыслимо без использования информации. Проходя по управленческим коммуникациям организации, информация может терять исходное значение, видоизменяться, искажаться. Разное понимание различными управленцами одной и той же информации, перестановка и искажение слов могут изменять ее первоначальный смысл. Французский аналитик Л. Моль проиллюстрировал происходящие с информацией преобразования по мере ее прохождения от одного человека к другому следующим примером:
Капитан адъютанту: «Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав в пять часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам необходимые пояснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме».
Адъютант дежурному сержанту: «По приказу капитана завтра утром в пять часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан даст необходимые пояснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме».
Дежурный сержант капралу: «Завтра в пять часов капитан произведет солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день».
Один солдат другому: «Завтра в самую рань, в пять часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если не будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день».
Ответьте на вопросы:
1. каковы причины искажения информации?
2. какие требования, предъявляемые к управленческой информации, на Ваш взгляд, были нарушены? Обоснуйте свой ответ.
Вариант 18
Вопросы
1. Основные положения и принципы школы «человеческих отношений» Э. Мэйо
2. Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения
3. Личность как субъект управления
Практическая задача
В управлении особую роль играет принятие правильных управленческих решений, поскольку от этого зависит успех в бизнесе. В практике встречаются следующие варианты:
- руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо;
- руководитель принимает решение и сообщает, почему он его принял;
- руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, приветствует их вопросы, получая, таким образом, возможность проверить решение и в случае необходимости внести изменения;
- руководитель принимает решение и представляет его группе на доработку;
- руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения, и, выслушав их, принимает решение;
- руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждение варианта.
Ответьте на вопрос:
какой из предложенных вариантов Вы считаете предпочтительным? Обоснуйте свою позицию.
Вариант 19
Вопросы
1. Современная «Школа науки управления». Предпосылки возникновения и методы исследований
2. Классификация управленческих решений
3. Роль персонала в современном обществе. Факторы влияния
Практическая задача
Полдня грузчики одного из цехов простаивали без работы из-за отсутствия груза. За 10 минут до конца рабочего дня прибыли, наконец, автомашины с листовым фольгированным гетинаксом. Его необходимо было срочно выгрузить, так как машины – заказные, и предприятию придется платить значительный штраф за простой.
На требование мастера Ломова разгрузить груз рабочие ответили отказом, выставив условие – оплата за сверхурочные по 20 у.е. Они мотивировали это тем, что им надоело через день оставаться после работы и «отдуваться» за плохую организацию дела. Тогда мастер отправился к начальнику цеха и объяснил ему положение. Тот не стал вникать в подробности ситуации и потребовал немедленной разгрузки машин, упрекнув мастера в неспособности организовать работу. Мастер в ответ указал начальнику цеха на необходимость своевременной организации подвоза, чтобы избежать простоя рабочих. Начальник цеха собирает рабочих и категорически отказывается платить им по 20 у.е. за сверхурочную работу, мотивируя это тем, что они не устали. Бригада ушла, ситуация осложнилась. Чтобы разгрузить машины, необходимо срочно кого-то искать. Мастер идет в другой цех, где уже работает вторая смена и договаривается с ее мастером, согласившимся отпустить рабочих своей бригады на разгрузку.
Рабочие, не специалисты погрузочно-разгрузочных работ, не имеют необходимых приспособлений и поэтому колеблются. Тогда мастер Ломов обещает выплатить им по 15 у.е. Бригада соглашается и быстро разгружает обе машины (необходимо успеть сделать и свою работу).
Мастер, показав, куда складывать материал, ушел, не дожидаясь конца разгрузки. На следующий день, придя на работу, он узнает, что четыре грузчика из его бригады (всего 7 человек) подали заявление об увольнении. Мастер выписал «липовый» наряд за сверхурочную работу бригаде другого цеха. Но так как фонд мастера был уже исчерпан, а в цехе не были предусмотрены расценки на подобные виды работ (погрузочно-разгрузочные работы выполняла бригада с повременной, а не сдельной формой оплаты труда), он обратился за помощью к начальнику цеха. Тот обратился к начальнику отдела труда и заработной платы, рассказав ему все, как было. Начальник ОТиЗ посочувствовал, но отказался помочь, отослав его к заместителю директора. А тот высказал идею, что платить должны виновные, а он не может оплатить одночасовую работу по 15 у.е. на человека. Вызвав начальника отдела снабжения, он предлагает ему оплатить издержки, на что тот отвечает, что, очевидно, не было заказных машин и надо узнать у диспетчера. Диспетчер также отрицает свою вину, поскольку он вовремя отправил машины, но они три часа простояли на складе, так как не работал подъемник. Заведующий складом, в свою очередь, объяснил причину задержки не проблемами с техникой, а тем, что инспектор по технике безопасности запретил работать, так как рабочий-такелажник не прошел вовремя инструктаж и был неожиданно отстранен от работы.
К концу дня к заместителю директора поступила из ОТК докладная записка, в которой сообщалось о большом браке продукции, изготовленной из завезенного накануне гетинакса, явившемся следствием повреждений фольгирующего слоя при разгрузке.
Заместитель директора издает распоряжение:
1. непредвиденные расходы за разгрузку гетинакса оплатить заведующему складом (150 у.е.), так как именно он отвечает за своевременное прохождение инструктажа по технике безопасности всеми подчиненными ему работниками.
2. с мастера Ломова частично удержать стоимость забракованной продукции (30 у.е.).
3. начальника цеха предупредить о необходимости строгого исполнения финансовой дисциплины и упорядочения погрузочно-разгрузочных работ.
Начальник цеха объявляет выговор наиболее активным рабочим, отказавшимся выполнить его приказ. Мастер Ломов подает заявление об уходе. Через две недели из цеха уволилось пять человек.
Ответьте на вопросы:
1. кто виноват в этой производственной ситуации?
2. какой ущерб нанесен цеху?
3. какое можно было принять управленческое решение, чтобы уменьшить вероятность ошибок и негативных последствий конфликта?
4. дайте анализ конфликта.
Вариант 20
Вопросы
1. Исследователи «школы науки и управления». Их теории и концепции
2. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
3. Капитал. Понятие человеческого капитала
Практическая задача
В последние годы выросла потребность покупателей в товарах и услугах высочайшего качества. Один из способов, который избрали американские компании, представлен разработкой коммуникационных стратегий, помогающих активизировать контакты с потребителями и оперативно реагировать на их проблемы. Наиболее популярным подходом стало применение системы бесплатных телефонных номеров, обслуживающих клиентов круглосуточно. Например, компания «Кадиллак» после увеличения количества бесплатных номеров до 22, смогла сократить расходы по гарантийному обслуживанию автомобилей и обеспечить круглосуточную техническую помощь на дорогах.
Ответьте на вопросы:
1. в чем заключается внешняя коммуникационная стратегия американской компании?
2. какие приемы и методы работы с клиентами способны также улучшить внешние коммуникации?
Вариант 21
Вопросы
1. Понятие, основные цели и задачи управления
2. Организация контроля за выполнением решения
3. Японская модель накапливания капитала
Практическая задача
В частной таксомоторной компании начальник технической службы ввел программу профилактического предупреждения поломок автомобилей, в основу которой был положен пункт об обязательном заполнении каждым водителем специального отчета в случае, если возможна неполадка. Однако водители заполнять отчет не хотели, часто машины выезжали в рейс с серьезными неполадками технического характера. Многочисленные устные предупреждения результатов не давали. Тогда начальником была использована другая тактика: на каждый рапорт о технической неполадке он письменно сообщал, какая неисправность была обнаружена, и что конкретно было сделано бригадой технического обслуживания и ремонта для ее устранения. Это дало результат и в течение месяца вдвое увеличилось количество отчетов водителей и соответственно сократилось количество вызовов ремонтных бригад на маршруты.
Ответьте на вопросы:
1. чем объяснить успех начальника в соответствии с теорией коммуникаций?
2. каким может быть нисходящий процесс коммуникации в данной ситуации?
3. каким может быть восходящий процесс коммуникации в данной ситуации?
Вариант 22
Вопросы
1. Объект и предмет теории управления
2. Руководитель в процессе принятия и реализации решений
3. Компания «Ай-Би-Эм» и ее модель накапливания человеческого капитала
Практическая задача
Считается, что для успешной работы в различных сферах производственного управления наиболее важными являются следующие качества:
искусство устанавливать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми;
искусство быть лидером – способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью;
искусство решать конфликты, предупреждать их, а если это не удалось, способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом;
искусство обрабатывать информацию и на этой основе строить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать;
искусство принимать нестандартные управленческие решения – способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны;
искусство наиболее эффективно распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях короткого периода времени и ограниченности ресурсов;
искусство предпринимателя – способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации;
искусство самоанализа – способность объективно оценивать свою позицию лидера, роль организации; умение видеть, какое воздействие Вы способны оказывать на коллектив.
Проанализируйте перечисленные выше качества специалиста и ответьте на следующие вопросы:
1.можно ли считать отмеченные качества руководителя исчерпывающими?
2. какие еще качества необходимы современному руководителю для успешного выполнения своих функций?
3. какими дополнительными свойствами и качествами должен обладать руководитель в социальной сфере, работающий в современных российских условиях?
Вариант 23
Вопросы
1. Законы управления. Виды и классификация
2. Принятие решений в государственном и муниципальном управлении
3. Понятие кадров. Концепции формирования кадров
Практическая задача
Руководитель должен уметь нравиться людям, вызывать у них положительные эмоции. Проанализируйте следующие предложения:
1. вырабатывайте у себя положительный настрой к своим ближним
2. относитесь к окружающим с интересом
3. внимательно слушайте собеседника
4. попытайтесь поставить себя на место другого
5. всегда будьте готовы оказать другому помощь
6. признавайте достижения и сильные стороны других людей, выражая это, например, комплиментами или похвалой
7. чаще называйте в разговоре своего собеседника по имени
8. ведите себя вежливо и корректно по отношению к окружающим
9. будьте в общении непринужденны и естественны
10. по возможности настраивайтесь на радостный и оптимистический лад
11. Будьте энергичны и уверенны
12. Выражайте свои мысли точно и понятно
13. В беседе с окружающими чаще употребляйте местоимения «ты» и «вы», а не «я» и «мы»
14. Критические замечания высказывайте сдержанно и доброжелательно
15. Постоянно повышайте свой образовательный уровень
Ответьте на следующие вопросы:
1. что из предложенного Вы намерены использовать или уже применяете на практике?
2. какие еще замечания к формированию личного имиджа представляются Вам достаточно важными?
Вариант 24
Вопросы
1. Управленческая деятельность и ее особенности
2. Принципы организации управления А. Файоля
3. Государственное управление как социальное и системное явление
Практическая задача
Проанализируйте опыт молодого руководителя, не имеющего специальных управленческих знаний и неожиданно назначенного на руководящую должность. Укажите меры по избежанию или исправлению подобных ошибок. Дополните перечень, если это необходимо.
Основные источники ошибок:
1) беспечность;
2) безразличие;
3) невежество;
4) некомпетентность;
5) беспорядочность;
6) спешка;
7) гипертрофированное самомнение работника или руководителя.
Вариант 25
Вопросы
1. Методы управленческой деятельности
2. Роль и содержание функции планирования
3. Социальный механизм государственного управления
Практическая задача
Часто высказывается мнение, что зарплата сотрудников фирмы должна складываться из трех частей:
- за выполнение должностных обязанностей;
- за выслугу лет и с учетом фактора стоимости жизни;
- за достигнутые результаты в работе за прошедший период.
Задание
предложите свою систему материальных и моральных компонентов, определяющих динамику заработной платы сотрудника какой-либо конкретной организации в зависимости от имеющихся результатов, исходя из современных российских реалий.
Вариант 26
Вопросы
1. Исторические предпосылки возникновения системного подхода
2. Процесс прогнозирования в механизме социального планирования
3. Виды целей государственного управления
Практическая задача
С точки зрения юриспруденции и этики любое поведение организации и личности может быть охарактеризовано согласно такой матрице:
| ЭТИЧНОЕ
| НЕЭТИЧНОЕ
| ЗАКОННОЕ
| этичное,
законное (1)
| неэтичное,
законное (2)
| НЕЗАКОННОЕ
| этичное,
незаконное (3)
| неэтичное,
незаконное (4)
| где, например:
(1) – любая деятельность организации, не противоречащая законам государства и этическим нормам, принятым в обществе; любое поведение работника в коллективе, не противоречащее принятым в нем нормам;
(2) – деловые отношения со странами, отвергнутыми мировым сообществом по политическим соображениям; грубое, резкое поведение в коллективе, независимо от должности;
(3) – любая деятельность организации, у которой этична цель, но средства ее достижения незаконны; поведение руководства, содержащее дискриминацию и ущемление прав сотрудников, но безукоризненное с точки зрения внимания и вежливости;
(4) – полностью неправильное поведение, не принимается коллективом и обществом, ведет к юридическим санкциям или увольнению.
Следует иметь в виду, что незаконные действия всегда неэтичны. Но законные рассматриваются с точки зрения этики, в зависимости от целей и системы личных ценностей.
Этические проблемы в сфере управления всегда имеют отношение к конфликту или, по меньшей мере, вероятности конфликта между экономическими показателями организации, такими как измеряемые доходы, издержки и прибыль, и показателями социальной ответственности, выражающимися через обязательства по отношению к коллективу и обществу.
Нарушение этики в разной степени присуще практически всем работникам в коллективе. Поэтому определение уровня возможной этичности действий организации и ее коллектива целесообразно начинать с рассмотрения ценностей, определяющих этические нормы человека. Они всегда ранжированы по важности, качеству или признанию чего-либо благом или злом. Подобно другим индивидуальным характеристикам ценности приобретаются посредством обучения и могут развиваться и видоизменяться в течение всей жизни.
Задание:
Приведите примеры поведения организации и должностных лиц, соответствующего типам поведения, указанным в матрице.
Вариант 27
Вопросы
1. Феномен интеграции
2. Организационная функция в управлении
3. Система государственной службы в Российской Федерации. Управленческая деятельность государственной службы
Практическая задача
|