Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Выбор необходимых видов документов

 

Работая с документами, имеющими место в общественной жизни, исследователь должен соблюдать определенные правила и нормы использования документов. Приступая к проведению исследования, очень важно определить весь круг документов, которые могут быть использованы, и решить вопрос об их сравнительной ценности, в первую очередь с точки зрения надежности содержащейся в них информации.

Выбор необходимых видов документов зависит от замысла и цели применения анализа документов. Нельзя начинать подборку документов до тех пор, пока не определена цель. Необходимый и достаточный круг документальных источников при проведении анализа документов определяется проблемой, целью, задачами исследования, а также организационными, техническими и финансовыми возможностями исследователя.

При сборе информации из документальных источников В.И. Волович рекомендует исследователю руководствоваться двумя взаимодополняющими друг друга критериями - количеством и качеством информации. В связи с этим исследователь должен придерживаться следующих правил: 1. Исключать информацию, которая взята из документов сомнительной надежности, или информацию, степень научной пригодности которой близка к нулю; 2. Использовать информацию исключительно из документального первоисточника или перепроверенных данных; 3. Рассматривать документальную информацию во взаимосвязи с другой информацией, надежность которой уже определена (6, с.93).

Первоначально следует проверить, какие из интересующих исследователя документов есть в наличии и доступны для обработки, а также в каком они находятся состоянии. Очень часто даже официальные документы бывают составлены недобросовестно, бывают неполными по содержанию, малопоказательными, устаревшими, поэтому на данном этапе необходимо параллельно вести поиск новых, ранее неизвестных документов, содержащих необходимую информацию.



После этого необходимо определить пригодность выбранных документов. Для этого анализируются и оцениваются условия, обстоятельства и намерения, с которыми составлялись документы. Очень важно перед началом анализа документов иметь общее представление, насколько наличные документы полны и надежны, а также отвечают требованиям репрезентативности (32, с.358).

Перед началом исследования необходимо определить, какое количество документов нужно изучить, чтобы данные об объекте были достоверными, т.е. решить вопрос с выборкой.

При изучении документов, специально созданных для целей исследования, особых сложностей не возникает, анализу подвергают все без исключения документы. В остальных случаях при построении выборки необходимо производить отбор источника информации и отбор документов (34, с.300).

Прежде всего исследователь должен решить, какие источники могут наилучшим образом представить изучаемые характеристики объекта. В том случае, если все документальные источники информации имеют одинаково важное значение для целей исследования, то может быть построена случайная выборка с помощью одного из стандартных методов. А если документы не равнозначны, то исследователь может обратиться к расслоенной выборке, отражающей те качественные и количественные стороны источников информации, которые для него будут важными и которые он выберет в качестве критериев расслоения. В некоторых случаях выбор источника информации может быть решен и с помощью экспертной оценки.

Характер выборки может определяться качественными или количественными критериями. В первую очередь это относится к средствам массовой коммуникации. В данном случае, например, выборка может строиться в соответствии с такими количественными критериями, как тиражность газет и журналов.

Часто в процессе отбора источников информации количество документов, подлежащих обработке, автоматически сокращается до приемлемых размеров. Но иногда и после этого количество документов остается чрезмерно большим, тогда необходимо провести отбор документов.

При построении выборки в первую очередь следует определить, какой объем выборки позволит распространить полученные в ходе исследования результаты на генеральную совокупность с необходимой точностью. На размер выборки существенным образом оказывают влияние цели исследования и характер получаемых данных. Но в любом случае, каков бы ни был размер выборки, необходимо убедиться, что ей не присущи циклические колебания, свойственные генеральной совокупности. Если исследователь не учтет такого рода колебания (например, в выборку попадут только субботние номера определенной газеты), то даже при хорошо составленной программе достоверность полученных данных будет искажена.

Следует подчеркнуть, что построение выборки в каждом исследовании, проводимом с помощью анализа документов, решается по-своему, в зависимости от целей исследования, от имеющихся в распоряжении исследователя документов и от необходимого уровня точности результатов.

Выбор документов может зависеть от того, каким образом будет строиться выборка. Если выборка производится чисто математическими методами, то это могут быть простые списки (списки студентов в деканате, списки избирателей, списки рабочих в отделе кадров и т.д.), а если выборка строится логическим путем, то это будут специально составленные исследователем документы, в которых отражены некоторые существенные характеристики генеральной совокупности (34, с.288).

При анализе больших массивов текстов исследователю часто приходится решать проблему обеспечения репрезентативности результатов при отборе текстов из общей генеральной совокупности текстов. В данном случае исследователю необходимо руководствоваться общими принципами выборочных исследований и использовать статистические данные при построении репрезентативной выборки.

Формирование репрезентативной выборки тех или иных документов осуществляется в общем так же, как и в исследованиях, объектами которых выступают люди (например, при анкетном опросе). Если необходимо провести анализ сообщений в сфере массовой коммуникации, то построение репрезентативной выборки проходит как бы несколько уровней (36, с.54). На первом отбираются определенные коммуникационные источники (газеты, журналы, радио- и телевизионные передачи) за определенные периоды времени (дни, месяцы, годы). На втором - определенные виды сообщений данных источников (например, очерки, молодежные программы, "последние известия" и т.д.). На третьем - определенные сообщения, которые содержат интересующие исследователя единицы анализа (например, очерки на исторические темы, передачи о подростках с девиантным поведением, сообщения о военных действиях в Чечне и т.д.).

При выборе необходимых документов, как отмечает Андреева (1, с.76-77), перед исследователем возникают три основных проблемы. Одна из проблем заключается в выяснении, какие документы - официальные или личные целесообразнее использовать. Иногда изучение именно личных документов имеет определенное преимущество, в таком случае - какие меры необходимо предпринять исследователю, чтобы "нейтрализовать" субъективный характер информации, заключенной в личных документах.

Другая проблема касается сравнительной оценки "естественных" и "целевых" документов. В каком из этих двух видов документов качество информации наиболее достоверно? Одни ученые признают безусловное преимущество "естественных" документов, так как "целевые" по их мнению крайне тенденциозны. Другие ученые, в свою очередь, справедливо указывают на трудность оперирования "естественным" документом, так как его язык не соответствует языку гипотез исследования.

Вызывает споры и проблема соотношения меры преобразования информации в "первичных" и "вторичных" документах. В данном случае основным является вопрос, каким образом можно уловить прирост искажения информации во "вторичных" документах.

При решении перечисленных проблем необходимо учитывать общий характер исследования, его цель, и то, каким образом предполагается использовать документ. Например, если исследователь хочет воспроизвести какой-то этап прошлого существования объекта, то есть использовать документ как средство своеобразной реконструкции объекта исследования, то в данном случае наиболее важной в документе будет чисто событийная информация, а мнения, чувства и оценки автора будут лишь помехой. Поэтому в такой ситуации целесообразно отдать предпочтение тем видам документов, которые в наименьшей мере содержат субъективные суждения авторов. При проведении анализа такого рода документов исследователь должен обладать навыками исторического исследования.

Часто в конкретных социологических (особенно в социально-психологических исследованиях) исследователь использует документ с другой целью, как средство изучения самого источника, от которого он исходит. Например, как средство исследования личности автора. В этом случае наиболее важным для исследователя будет не то, что говорится в документе, а то, как говорится. Его будет интересовать не событийная информация, а информация относительно характеристик самого источника. При проведении подобного рода исследования социолог должен воспользоваться методами анализа, разработанными для таких целей в психологии.

Анализ документов позволяет получить относительно полное и достоверное представление как об определенных общественных условиях, отношениях и процессах, так и об определенных субъективных точках зрения, образе мыслей и поведении. Практика все больше подтверждает необходимость и рациональность использования анализа документов в научных исследованиях.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.