Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 3. Правовое регулирование предпринимательской

Деятельности

 

Вопросы

 

1. Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки и принципы.

2. Условия осуществления предпринимательской деятельности.

 

1.Правовую основу предпринимательства составляют законодательные и другие нормативно-правовые акты, нормы гражданского, финансового, административного, трудового и других отраслей права. Центральное место в этой системе занимают законы о собственности, о предпринимательстве, о предприятиях, о банках и банковской деятельности, об инвестициях, о банкротстве, об антимонопольном законодательстве, о налогообложении и др.

Государство осуществляет поддержку предпринимательства следующим образом:

1) путем создания субъектам предпринимательства условий для эффективной внешнеэкономической деятельности;

2) информационным обеспечением субъектов бизнеса;

3) путем оказания помощи в материальном обеспечении и сбыте продукции предпринимателей;

4) путем подготовки кадров для сферы предпринимательства и др.

Предпринимательство выполняет важную общественную функцию и государство должно содействовать его развитию.

Государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность за исключением установления налогов, процентов по государственным кредитам, правил ценообразования, валютных курсов, экономических санкций. Если государственный или иной орган издает акт, нарушающий права предпринимателей и противоречащий законодательству, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе обратиться в суд с иском о признании такого акта недействительным.

Предпринимательство стало темой анализа и дискуссий в XVIII столетии и начало привлекать интерес экономистов XIX столетия, тогда в мире стали употребляться такие слова как «предпринимательство», «свободное предпринимательство», «капитализм». Ученые стали признавать, что предприниматели выступают проводниками прогрессивных изменений.



Переход к рыночным отношениям требует новой правовой основы хозяйственной деятельности. В ряде законов, регулирующих рыночные отношения, появились такие термины как «предпринимательство», «предпринимательская деятельность». Конституция Украины впервые закрепила за каждым право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст.42 Конституции). Однако деятельность по изготовлению и реализации наркотических средств, оружия и взрывчатых веществ, а также по изготовлению ценных бумаг и денежных знаков осуществляется только государственными предприятиями (ст.4 Закона «О предпринимательстве»). Для осуществления некоторых других видов деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), которое выдается Кабинетом Министров Украины или иным уполномоченным органом. Закон Украины «О предпринимательстве» определяет также правовые, экономические и социальные основы предпринимательской деятельности. Некоторым лицам занятие предпринимательской деятельностью прямо запрещено законом (ст.2 Закона «О предпринимательстве»). К таким лицам относятся: военнослужащие, должностные лица прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, органов государственной власти и управления, осуществляющих контроль за деятельностью предприятий. Лица, которым по решению суда запрещено заниматься какой-либо деятельностью, могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей по истечении срока запрета, определенного судом.

Предпринимательство представляет собой самостоятельную, инициативную, систематическую, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятием торговлей с целью получения прибыли. Такое содержание характерно для любой хозяйственной деятельности. Предпринимательская деятельность отличается признаками, которые позволяют понимать данную деятельность уже, чем хозяйственную. Основные признаки предпринимательской деятельности содержатся в законах «О предпринимательстве», «О предприятиях в Украине», «О хозяйственных обществах».

Выделяют следующие основные признаки предпринимательской деятельности:

1) инициативность и самостоятельность состоят в том, что предприниматели имеют право самостоятельно принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если она не затрагивает предусмотренные законодательством права государственных органов по осуществлению контроля за предпринимательской деятельностью.

2) систематичность означает, что деятельность осуществляется непрерывно, регулярно.

3) деятельность на собственный риск означает, что предприниматель должен предвидеть неблагоприятные последствия (например, убытки и др.) и принимать меры по их устранению.

4) получение прибыли является одним из основных признаков. Деятельность не может считаться предпринимательской, если ее целью не является получение прибыли.

Кроме того, к признакам предпринимательской деятельности можно отнести также самостоятельную юридическую ответственность и творческий, инновационный, социально ответственный характер.

Законодательство Украины определяет следующие принципы предпринимательской деятельности:

1) свободный выбор видов деятельности, привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

2) самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции;

3) установление цен в соответствии с законодательством;

4) свободный наем работников;

5) привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;

6) свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законодательством;

7) самостоятельное осуществление предпринимателем - юридическим лицом внешнеэкономической деятельности.

Законом предусмотрены условия осуществления предпринимательской деятельности: государственная регистрация предпринимательства, право найма работников и социальные гарантии при использовании их труда; соблюдение законодательства о предпринимательстве; юридическая ответственность субъектов предпринимательской деятельности; право государства на прекращение предпринимательской деятельности.

2.Условиями осуществления предпринимательской деятельности являются установленные государством и закрепленные законодательством требования прохождения определенных процедур: государственной регистрации, лицензирования и патентования некоторых видов предпринимательства.

В законе «О предпринимательстве» в качестве необходимого условия осуществления предпринимательской деятельности названа государственная регистрация предпринимательства независимо от видов деятельности. Порядок регистрации регулируется «Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности».

Предпринимателями в Украине могут быть: граждане Украины, граждане других государств, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности, юридические лица независимо от форм собственности.

Для занятия предпринимательской деятельностью законом предоставляется выбор организационно-правовых форм. Предпринимательство может осуществляться частным лицом без образования юридического лица, а также путем создания различного вида предприятий (частных, коллективных и др.).

Государственная регистрация осуществляется в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной городов Киева и Севастополя государственных администрациях по месту нахождения или месту проживания субъекта предпринимательской деятельности.

Для государственной регистрации предоставляются следующие документы:

1) учредительные документы, решение собственника или уполномоченного им органа об образовании юридического лица (кроме частного предпринимательства). Если собственников или уполномоченных им органов несколько, таким документом является учредительный договор, а также протокол учредительной конференции. Предоставляется также устав, если в соответствии с законодательством это необходимо для образования организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности;

2) регистрационная карта установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации;

3) документ, подтверждающий оплату за государственную регистрацию;

4) документ, подтверждающий внесение собственником взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности.

Исполком должен произвести регистрацию в течение 5 рабочих дней со дня подачи документов и выдать свидетельство о государственной регистрации. Одновременно с этим, исполком представляет в налоговую администрацию и орган государственной статистики сведения о зарегистрированном субъекте предпринимательства.

Порядок присвоения органами государственной статистики органам государственной регистрации идентификационных кодов регулируется Госкомстатом совместно с Лицензионной палатой.

Свидетельство о государственной регистрации и копия документа, подтверждающего взятие предпринимателя на учет в органы государственной налоговой службы, являются основанием для открытия счета в банке в установленном законом порядке.

Новыми положениями, предусмотренными в постановлении Кабинета Министров Украины «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» от 25.05.98г. №740, являются следующие: введение ускоренной (в течение 1дня) регистрации (перерегистрации) за более высокую плату, уменьшение платы за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, уплата регистрирующим органом пени в размере 20 % регистрационного сбора за каждый день задержки регистрации, положение о возможности административной ответственности должностных лиц регистрирующего органа за нарушения порядка регистрации.

Следующим условием осуществления предпринимательской деятельности является ее лицензирование. Это означает, что предпринимателю необходимо получить документ (лицензию), выдаваемый Кабинетом Министров Украины или уполномоченными ими органами исполнительной власти, дающий право заниматься определенным видом предпринимательской деятельности. Перечень органов государственной исполнительной власти утвержден постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке лицензирования предпринимательской деятельности» от 03.07.98г. №1020. С момента получения лицензии у предпринимателя возникает право осуществлять соответствующий вид деятельности, которое он может реализовать в течение срока действия лицензии.

Отдельные виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента – государственного свидетельства, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного подразделения заниматься ими. В соответствии со ст.1 Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», торговая деятельность за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей и других требуют получения торгового патента.

 

 

Тема 4. Право собственности

 

Вопросы

1. Понятие и содержание права собственности.

2. Право частной собственности.

3. Право коллективной собственности.

4. Право государственной и коммунальной собственности.

5. Защита права собственности.

 

1. Институт права собственности занимает центральное место в гражданском праве. Его основные положения обуславливают содержание всех остальных разделов гражданского права (обязательственное право, наследственное право и др.).

Отношения собственности, будучи общественными, регулируются правом, в силу чего они становятся правовыми. Право собственности - это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в результате реализации материальных благ гражданами, юридическими лицами и государством, которые наделяют субъектов права собственности равными правами и обязанностями по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право собственности принято рассматривать в двух смыслах: объективном и субъективном. В объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Указанные нормы содержатся в Конституции Украины, ГК Украины, в Законах Украины «О собственности», «О предприятиях в Украине», «О местном самоуправлении в Украине» и др. В субъективном смысле право собственности рассматривается через основные правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Собственнику свойственны три правомочия: право владения, право пользования, право распоряжения. Право владения представляет собой правомочие собственника, заключающееся в фактическом обладании имуществом (вещью). Это правомочие собственник может осуществлять не только лично, а и передавать право владения другим лицам (по договору), сохраняя при этом право собственности на имущество. Право пользования - это более емкое по сравнению с правом владения правомочие собственника. Оно заключается в том, что собственник имеет право извлекать из вещи полезные свойства, получать доходы и т.д. Пользование имуществом может осуществляться в различных, не противоречащих закону, формах и способах. При осуществлении этого полномочия нельзя причинять вред или какое-либо неудобство другим лицам. В правомочии пользования заложена возможность удовлетворения личных, бытовых, хозяйственных и других потребностей. Право распоряжения - это способность собственника решать правовую судьбу имущества (определять его правовой статус), изменять его по своему усмотрению, т.е. изменять или прекращать отношения собственности (продать, подарить, заложить, потребить и т.д.). Право распоряжения может осуществляться в разнообразных правовых формах при условии, что оно не должно противоречить закону. Это правомочие собственник может передать другим лицам. В совокупности все три правомочия составляют содержание права собственности.

Субъектами права собственности в соответствии с Законом Украины «О собственности» являются:

1) народ Украины;

2) граждане;

3) юридические лица;

4) государство;

5) совместные предприятия;

6) международные организации;

7) граждане других государств и лица без гражданства.

В Конституции Украины закреплены частная, государственная, коммунальная и другие формы собственности.

 

2. Римским юристам принадлежит приоритет в разработке основ права частной собственности. Впервые о частной собственности в Украине было сказано в «Декларации о государственном суверенитете Украины» в 1990 г., затем в законе «О собственности» и в 1996 г. в Конституции Украины - Основном законе. Кроме того, в ст. 41 Конституции Украины закреплено право коммунальной собственности. Право коммунальной собственности регулируется законом Украины «О местном самоуправлении».

Право частной собственности - это исключительное право физического лица владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Исключительным данное право является потому, что оно нераздельно, т.е. принадлежит только собственнику, который ни с кем его не делит.

Субъектами права частной собственности являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются равными правами и несут обязанности в отношении принадлежащего им на территории Украины имущества наравне с гражданами Украины. Объектами права частной собственности могут быть предприятия, жилые дома, квартиры, предметы личного пользования, садовые дома, предметы домашнего хозяйства, продуктивный и рабочий скот, насаждения на земельном участке, средства производства и т.д.

3. Право коллективной собственности возникает на основании:

1) добровольного объединения имущества граждан и юридических лиц для создания кооперативов, акционерных обществ, других хозяйственных обществ и объединений;

2) передачи государственного имущества;

3) преобразования государственных предприятий в акционерные и другие общества;

4) безвозмездной передачи имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива;

5) государственных субсидий;

6) пожертвований организаций и граждан;

7) иных гражданско-правовых соглашений.

Субъектами права коллективной собственности являются трудовые коллективы государственных предприятий, коллективы арендаторов, коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества, хозяйственные объединения, профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, религиозные и иные организации, являющиеся юридическими лицами. Субъектами права коллективной собственности на землю являются коллективные сельскохозяйственные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы, садоводческие общества, сельскохозяйственные акционерные общества, в том числе созданные на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий (ст.20 закона «О собственности»).

Объекты права собственности коллектива арендаторов, коллективного предприятия, кооператива (колхоза), акционерного общества, хозяйственного объединения и т. д. предусмотрены в ст.22-30 указанного закона.

Коллективный собственник самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащими ему объектами собственности. Право коллективной собственности осуществляют высшие органы управления собственника (общие собрания, конференции и т.д.). Отдельные функции по хозяйственному управлению коллективным имуществом могут быть возложены высшими органами управления собственника на создаваемые ими органы.

4.Согласно ст.31 закона Украины «О собственности» к государственной собственности относятся общегосударственная, республиканская (Республики Крым).

Субъектом права общегосударственной, республиканской собственности является государство в лице Верховной Рады Украины и Верховной Рады Республики Крым.

Объекты общегосударственной собственности составляют: земля, имущество обеспечивающее деятельность Верховной Рады Украины и образуемых ею государственных органов; имущество Вооруженных сил, органов государственной безопасности, пограничных и внутренних войск; оборонные объекты; единая энергетическая система; системы транспорта общего пользования, связи и информации, имеющие общегосударственное значение; средства государственного бюджета; различные государственные банки и фонды; имущество высших и средних специальных учебных заведений; имущество государственных предприятий; объекты социально-культурной сферы или иное имущество, составляющее материальную основу суверенитета Украины и обеспечивающее ее экономическое и социальное развитие.

В общегосударственной собственности может находиться также иное имущество, переданное в собственность другими государствами, юридическими лицами, гражданами (ст.34 закона «О собственности»).

Ведению Республики Крым в лице ее высших органов законодательной власти подлежит осуществление неотъемлемого права использования земли, недр, растительного и животного мира, рекреационных, водных и других природных ресурсов, находящихся на территории Республики Крым и прилегающей к ней части континентального шельфа Украины.

Закон Украины «О местном самоуправлении» установил порядок формирования коммунальной собственности, полномочия органов местного самоуправления по управлению коммунальной собственностью и другие вопросы.

Коммунальная собственность представляет собой собственность соответствующей территориальной громады, которая рассматривается как совокупность жителей, объединенных постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющихся самостоятельными административно - территориальными единицами, или добровольного объединения жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр.

Субъектами права коммунальной собственности являются территориальная громада, а от ее имени представительный орган местного самоуправления (совет), который избирается жителями города, села, поселка или объединения сел. По своей экономической природе коммунальная собственность является коллективной формой, так как отражает отношения коллективного присвоения жителями городов, поселков, и сел средств, объектов и имущества этой собственности.

Согласно ст.60 Закона Украины «О местном самоуправлении» органам местного самоуправления принадлежит право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, землю, природные ресурсы, предприятия, учреждения и организации, в том числе банки, страховые общества, а также пенсионные фонды, доли в имуществе предприятий, жилищный фонд, нежилые помещения, учреждения культуры, образования, спорта, здравоохранения, науки, социального обслуживания, другое имущество и имущественные права, движимые и недвижимые объекты, определенные в соответствии с законом как объекты права коммунальной собственности, а также средства, полученные от их отчуждения.

5.Гражданско-правовая защита права собственности осуществляется в исковом порядке судом. Нарушителем права собственности может быть любое лицо из числа окружающих собственника. Конституция Украины гарантирует всем субъектам права собственности равные условия защиты независимо от форм собственности.

Основным способом защиты права собственности является предъявление двух видов исков: виндикационного и негаторного. Виндикационный иск - это право собственника требовать возврата своего имущества из чужого незаконного владения. Собственник может истребовать только свое имущество. Предметом виндикационного иска является имущество, обладающее индивидуально - определенными признаками. Для истребования имущества из чужого незаконного владения важно знать о том, у добросовестного или недобросовестного владельца истребуется имущество. Добросовестным владельцем признается лицо, которое не знало и не должно было знать о том, что имущество приобретено у лица, не имеющего право его отчуждать (ст.145 ГК Украины). У такого владельца собственник вправе истребовать имущество лишь в случаях, когда оно было утеряно собственником, либо похищено у него, либо выбыло из владения иным путем помимо воли собственника и приобретено владельцем безвозмездно. Недобросовестным признается владелец, который знал или должен был знать о том, что приобретает имущество у лица, не имеющего права на отчуждение. У недобросовестного владельца имущество изымается в любом случае и передается собственнику. Но деньги и ценные бумаги на предъявителя изъяты быть не могут.

Следующим вещно-правовым способом защиты права собственности является негаторный иск, который представляет собой требование собственника об устранении препятствий в осуществлении права собственности, т.е. о прекращении таких нарушений, которые не связаны с лишением права владения имуществом. Ответчиком по данному иску является тот, кто каким-то образом мешает собственнику осуществлять свое право. Ответственность по этому иску сводится к обязанности нарушителя прекратить неправомерные помехи.

Иски о признании права собственности также являются одним из способов защиты права собственности. Примером такого иска являются иски о признании права собственности на часть домовладения или иного имущества, приобретенного за счет совместных средств субъектов, оформленного ненадлежащим образом.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2021 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.