Тема 2. Коллективные договоры и соглашения Вопросы
1. Социальное партнерство и его правовые формы.
2. Понятие соглашений и коллективных договоров, их содержание.
3. Порядок заключения коллективного договора.
4. Ответственность за нарушение коллективного договора.
1. В гражданском обществе основными социальными группами являются предприниматели и трудящиеся, между которыми отсутствуют антагонистические противоречия, так как трудящиеся тоже являются собственниками, акционерами. Их интересы выражают представительные органы предпринимателей (ассоциации, союзы) и профсоюзы трудящихся. При таких условиях роль государства (правительства) заключается в нахождении средств социального компромисса между различными социальными группами общества и в нахождении цивилизованных способов преодоления противоречий между ними.
Достижение социального согласия и сотрудничества между работодателями и работниками является одной из целей трудового права. А чтобы достичь указанной цели должно осуществляться социальное партнерство на государственном, отраслевом и производственном уровнях, должен осуществляться диалог между профсоюзами, правительством и предпринимателями. В связи с этим Указом Президента Украины в 1993 г. был создан Национальный Совет социального партнерства в составе представителей Кабинета Министров, объединений предпринимателей и объединений профсоюзов.
Система социального партнерства в Украине стала складываться в начале 90-х годов. Одной из форм такого партнерства является проведение переговоров и заключение коллективных соглашений и договоров. С принятием 1 июля 1993 г. Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» такие переговоры стали проводиться не только на уровне отдельных предприятий, но также и на трех других уровнях: государственном, отраслевом и региональном; наряду с коллективными договорами стали заключаться коллективные соглашения. В указанном законе определен порядок урегулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений между собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом и профсоюзом. Этот закон решил вопросы согласования интересов работников с собственником или уполномоченным им органом, вопросы участия трудовых коллективов в установлении условий труда и осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде.
Законодательство предусматривает различные формы взаимодействия собственника (или уполномоченного им органа) и профсоюзных организаций:
1) совместное решение вопросов на паритетных началах (например, заключение коллективного договора);
2) согласительный порядок решения вопросов, т.е. собственник (или уполномоченный им орган) решение определенных вопросов должен предварительно согласовать с профсоюзным органом (установление очередности предоставления отпусков, решение вопроса о проведении сверхурочных работ, увольнение работника по инициативе администрации и т.п.);
3) решение вопросов с участием профсоюзного органа (профсоюзы привлекаются для обсуждения определенных вопросов).
2. Коллективные соглашения и договоры являются локальными нормативными актами.
Коллективное соглашение - это срочное соглашение, которое заключается на государственном, отраслевом и региональном уровне между собственниками и органами, уполномоченными представлять трудящихся, об установлении нормативных положений с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов государства, трудящихся и собственников, а также уполномоченных ими органов.
Коллективный договор представляет собой соглашение между собственником предприятия, учреждения, организации (или уполномоченным им органом) и трудовым коллективом наемных работников с целью урегулирования:
1) производственных, трудовых и социально-экономических отношений, требующих дополнительной регламентации с учетом особенностей труда на данном предприятии, в учреждении, организации;
2) вопросов, не урегулированных действующим законодательством.
Коллективный договор является разновидностью коллективного соглашения, которое заключается на производственном уровне. Положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятий, независимо от того, являются ли они членами профсоюза.
Условия коллективных договоров и соглашений являются обязательными для заключивших их сторон и для предприятий, на которые они распространяются.
Нормативная сущность коллективных соглашений и договоров заключается в том, что государство в определенных пределах предоставляет их сторонам право в установленном порядке создавать локальные нормы права. При этом условия коллективных договоров и соглашений не могут противоречить действующему законодательству. Условия этих договоров и соглашений, ухудшающие по сравнению с действующим законодательством положение работников, являются недействительными, и их запрещается включать в договоры и соглашения.
Все работающие, а также вновь принятые на предприятие работники должны быть ознакомлены с коллективным договором собственником или уполномоченным им органом.
Сферы заключения коллективных договоров и соглашений различны. Коллективные договорызаключаются на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд и имеющих право юридического лица. Коллективные договоры могут заключаться также в структурных подразделениях предприятий в пределах компетенции этих подразделений. Соглашения заключаются на: а) государственном, б) отраслевом и в) региональном уровнях на двухсторонней основе.
Коллективный договор заключается между собственником (или уполномоченным им органом) и профсоюзными или другими органами, уполномоченными на это трудовым коллективом. А если такие органы отсутствуют, то трудовой договор заключается со специально избранными и уполномоченными трудовым коллективом представителями трудящихся.
Стороны соглашений зависят от уровня этих соглашений. Нагосударственном уровне сторонами в генеральном соглашении выступают: а) профессиональные союзы, объединившиеся для ведения коллективных переговоров и заключения генерального соглашения, и б) объединившиеся для тех же целей собственники или уполномоченные ими органы, на предприятиях которых занято большинство наемных работников государства.
На отраслевомуровне сторонами соглашения являются: а) собственники, объединения или уполномоченные ими органы и б) профсоюзы, объединения профсоюзов или иных представительных организаций трудящихся, имеющие соответствующие полномочия, достаточные для ведения переговоров, заключения соглашения и реализации его норм на большинстве предприятий, входящих в сферу их действия.
На региональномуровне соглашение заключается между: а) местными органами государственной власти или региональными объединениями предпринимателей, если они имеют соответствующие полномочия, и б) объединениями профсоюзов или иными уполномоченными трудовыми коллективами органами.
Право на ведение переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений от имени наемных работников предоставляется профессиональным союзам, объединениям профсоюзов (в лице их выборных органов) или иным представительным организациям трудящихся, наделенных трудовыми коллективами соответствующими полномочиями. При наличии на предприятии, на государственном, отраслевом, территориальном уровнях нескольких профсоюзов, их объединений или иных органов, уполномоченных трудовыми коллективами на представительство, они должны сформировать совместный представительный орган для ведения переговоров и заключения коллективного договора или соглашения.
Закон запрещает ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников политическими партиями, а также организациями или органами, созданными или финансируемыми собственниками (уполномоченными ими органами).
Содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции. Оно заключается на основе генерального, отраслевых и региональных соглашений. В нем детализируется и конкретизируется действующее законодательство о труде с учетом специфики данного предприятия, решаются вопросы, не урегулированные действующим законодательством и т.п. В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в том числе по:
- изменению в организации производства и труда;
- обеспечению продуктивной занятости;
- нормированию и оплате труда, установлению формы, системы, размеров заработной платы и иных видов трудовых выплат (премий и т.п.);
- установлению гарантий, компенсаций, льгот;
- участию трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия (если это предусмотрено уставом);
- режиму работы, продолжительности рабочего времени и отдыха;
- условиям и охране труда;
- обеспечению жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников;
- гарантиям деятельности профсоюзной или иных представительных организаций трудящихся и т.п.
В связи с тем, что законодательство устанавливает только минимальные гарантии для наемных работников на всей территории государства, коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии и социально-бытовые льготы.
Соглашениями на государственном уровне регулируются основные принципы и нормы реализации социально-экономической политики и трудовых отношений, в том числе в отношении гарантий труда и обеспечения продуктивной занятости, минимальных социальных гарантий оплаты труда и доходов всех групп и слоев населения, которые обеспечивали бы достаточный уровень жизни; размера прожиточного минимума, минимальных нормативов, социального страхования, трудовых отношений, режима работы и отдыха, условий охраны труда и окружающей природной среды, удовлетворения духовных потребностей населения и т.п.
Соглашениями на отраслевом уровне регулируются отраслевые нормы, в том числе в отношении нормирования и оплаты труда, установления для предприятий отрасли минимальных гарантий заработной платы, минимальных социальных гарантий, компенсаций, льгот в сфере труда и занятости, трудовых отношений, условий и охраны труда, жилищно-бытового, медицинского, культурного обслуживания, организации оздоровления и отдыха. Отраслевые соглашения не могут ухудшать положение трудящихся по сравнению с генеральным соглашением.
Соглашения на региональном уровне регулируют нормы социальной защиты наемных работников предприятий, включают более высокие по сравнению с генеральным соглашением социальные гарантии, компенсации, льготы.
3. Заключению коллективных договоров и соглашений предшествуют коллективные переговоры. Любая из сторон не ранее чем за 3 месяца до истечения срока действия коллективного договора или соглашения письменно уведомляет другую сторону о начале переговоров. Другая сторона в течение 7 дней должна начать переговоры. Порядок ведения переговоров по вопросам разработки, заключения или внесения изменений в коллективный договор или соглашение определяется сторонами и оформляется соответствующим протоколом.
Для ведения переговоров и подготовки проектов коллективного договора или соглашения образуется рабочая комиссия из представителей сторон. Состав этой комиссии определяется сторонами. Стороны могут прерывать переговоры с целью проведения консультаций, экспертиз, получения необходимых данных для выработки соответствующих решений и поиска компромиссов.
Рабочая группа готовит проект коллективного договора, соглашения с учетом предложений, поступивших от работников, трудовых коллективов отраслей, регионов, общественных организаций, и принимает решение, которое оформляется соответствующим протоколом.
Для урегулирования разногласий во время ведения коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры.
Если в ходе переговоров стороны не пришли к согласию по независящим от них причинам, то составляется протокол разногласий, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин, а также о сроках возобновления переговоров. В течение 3-х дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию, а при недостижении согласия обращаются к посреднику, избранному сторонами. Примирительная комиссия или посредник в срок до 7 дней рассматривает протокол разногласий и выносит рекомендации по существу спора.
При недостижении согласия между сторонами относительно внесения рекомендации допускается организация и проведение забастовок в порядке, не противоречащем законодательству Украины.Для поддержки своих требований при проведении переговоров по разработке, заключению или изменению коллективного договора или соглашения профсоюзы (иные уполномоченные работниками органы) могут проводить в установленном порядке собрания, митинги, пикетирования, демонстрации.
Проект коллективного договора обсуждается в трудовом коллективе и выносится на рассмотрение общего собрания (конференции) трудового коллектива. В случае, если это собрание (конференция) отклонит проект коллективного договора или отдельные его положения, стороны возобновляют переговоры для поиска необходимого решения. Срок этих переговоров не должен превышать 10 дней. После этого проект в целом выносится на рассмотрение собрания (конференции) трудового коллектива.
После одобрения проекта коллективного договора общим собранием (конференцией) трудового коллектива он подписывается уполномоченными представителями сторон не позднее чем через 5 дней с момента его одобрения. Соглашение (генеральное, отраслевое, региональное) подписывается уполномоченными представителями сторон не позднее чем через 10 дней после завершения коллективных переговоров (в отличие от коллективных договоров, коллективные соглашения не выносятся на одобрение трудовыми коллективами).
Коллективный договор и соглашение вступают в силу со дня их подписания представителями сторон или со дня, указанного в этих документах. По окончании срока действия коллективный договор продолжает действовать до тех пор, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий, если иное не предусмотрено договором.
Отраслевые и региональные соглашения подлежат уведомительной регистрации Министерством труда Украины, а коллективные договоры регистрируются местными органами государственной исполнительной власти.
4. Контроль за выполнением коллективного договора и соглашения проводится непосредственно заключившими их сторонами или уполномоченными ими представителями. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять необходимую для этого имеющуюся информацию.
Стороны, подписавшие коллективный договор и соглашение, ежегодно в предусмотренные в них сроки отчитываются об их выполнении. За нарушения, допускаемые при заключении и выполнении коллективных договоров и соглашений, наступает административная и дисциплинарная ответственность (вплоть до освобождения от должности).
На лиц, представляющих стороны, которые уклоняются от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора (соглашения) или которые умышленно нарушают 7-дневный срок начала переговоров после получения письменного извещения другой стороны о начале переговоров, или не обеспечивают работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, налагается административное взыскание - штраф в размере до 10 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением договоров и соглашений, влечет административную ответственность в виде штрафа в размере до 5 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
На указанных лиц, по вине которых нарушено или не выполнено обязательство по коллективному договору и соглашению, налагается штраф в размере до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Указанные дела об административных правонарушениях рассматриваются судом.
По требованию профсоюза или иного уполномоченного трудовым коллективом органа собственник или уполномоченный им орган обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются либо не выполняются обязательства по коллективному договору или соглашению. В частности, в соответствии со ст.45 КЗоТ Украины по требованию профсоюзного органа, который по поручению трудового коллектива подписал коллективный договор, собственник или уполномоченный им орган обязан расторгнуть трудовой договор с руководителем или освободить его с занимаемой должности, если он нарушает законодательство о труде и не выполняет обязательства по коллективному договору.
Тема 3. Трудовой договор
Вопросы
1. Понятие трудового договора. Условия его заключения.
2. Характеристика трудового контракта.
3. Порядок приема на работу.
4. Переводы на другую работу, их виды.
1. Трудовой договор - это соглашение между работником и собственником предприятия или уполномоченным им органом, или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы (ст. 21 КЗоТ Украины).
В соответствии с Законом Украины от 24.12.99 г. «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины». КЗоТ дополнен ст. 241 следующего содержания: «Регистрация трудового договора. В случае заключения трудового договора между работником и физическим лицом физическое лицо должно в недельный срок с момента фактического допущения работника к работе зарегистрировать заключенный в письменной форме трудовой договор в государственной службе занятости по месту своего проживания в порядке, определенном Министерством труда и социальной политики Украины».
Сторонами трудового договора выступают работник, собственник предприятия или уполномоченный им орган или физическое лицо.
Трудовой договор является результатом взаимного волеизъявления сторон. Без взаимной воли сторон трудовой договор заключить нельзя.
Работником является любое физическое лицо, обладающее трудовой право- и дееспособностью. Данные лица могут стать субъектами трудового правоотношения лишь в том случае, если способны систематически выполнять определенную меру труда. Поэтому трудовая дееспособность возникает с 16-ти лет, но при согласии одного из родителей или лица, его замещающего. Могут, в виде исключения, приниматься на работу лица, достигшие 15 лет, а в некоторых случаях и с 14-ти лет (при условии выполнения ими легкой работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающей процесс учебы, в свободное от учебы время) с согласия одного из родителей или лица его заменяющего (ст. 188 КЗоТ Украины).
Другой стороной трудового правоотношения, предоставляющей гражданам работу, могут быть предприятия, учреждения, организации (различных форм собственности), предприниматели, общественные объединения, религиозные организации.
Содержанием трудового договора являются условия, предусмотренные сторонами по поводу реализации права на труд. Следует различать условия, устанавливаемые законодательством, и условия, вырабатываемые сторонами. Последние, в свою очередь, делятся на необходимые (обязательные) и дополнительные (факультативные).
Необходимыми являются такие условия, по которым стороны должны обязательно договориться. Если по ним не будет достигнуто соглашение, то не будет заключен трудовой договор.
Дополнительные условия - это договоренности о предоставлении общежития, служебного транспорта и т.д. Отсутствие соглашения по этим условиям не исключает возможности существования трудового договора.
Трудовые договора могут быть заключены на различные сроки:
1) на неопределенный срок;
2) на определенный срок, установленный по соглашению сторон;
3) на время выполнения определенной работы (ст. 23 КЗОТ Украины).
2. В ч. 3 ст. 21 КЗоТ Украины указано, что особой формой трудового договора является контракт.
Контракт – это срочный трудовой договор, который заключается в письменной форме. Контракт является основанием для издания приказа или распоряжения о зачислении на работу; других документов, например, заявления, не нужно.
В контракте указывается: срок его действия, права и обязанности сторон, объем работы, требования к ее качеству, ответственность сторон (в т.ч. материальная, моральная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия его расторжения, в т.ч. досрочного. Условия разрешения социально-бытовых проблем могут устанавливаться соглашением сторон. Например, в соответствии со ст. 132 КЗоТ Украины - за вред, причиненный предприятию, учреждению, организации во время выполнения трудовых обязанностей работники, по вине которых он причинен, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более их среднемесячного заработка, кроме случаев, когда законодательством она предусмотрена в большем, чем этот заработок, размере. Если границы материальной ответственности были определены в заключенном с работником контракте, она возлагается на него в соответствии с условиями контракта.
Одновременно законодательством устанавливаются конкретные ограничения, прежде всего, для работодателя – в любом случае условия контракта не должны ухудшать положение работника в сравнении с законодательством о труде. Если в контракте будут записаны условия, ухудшающие положение работника, то они признаются недействительными. Так, недействительными будут считаться положения контракта об установлении штрафных санкций к работнику, который ненадлежащим образом выполняет обязанности, предусмотренные контрактом.
Применение трудового контракта возможно только в случаях, предусмотренных законодательством Украины. К слову, термин «законодательство», который применяется в правовой норме, определяющей понятие трудового контракта и условия его применения, был предметом рассмотрения в Конституционном Суде Украины. По обращению Киевского городского совета профсоюзов Конституционный Суд Украины дал официальное толкование этого термина. Необходимость такого толкования была вызвана тем, что термин «законодательство» трактовался по-разному. Скажем, профсоюзы понимали его как термин, который охватывает лишь законы Украины, а поэтому лишь они должны устанавливать сферу применения контракта. На практике контракт как разновидность трудового договора часто внедряется подзаконными актами, в частности, указами Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины, чем, по мнению профсоюзов, нарушаются конституционные права граждан на труд. В соответствии с официальным толкованием, которое предоставил Конституционный Суд Украины, термином «законодательство» охватываются законы Украины, действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины, а также постановления Верховной Рады Украины, указы Президента Украины, декреты и постановления Кабинета Министров Украины, принятые в пределах их полномочий и в соответствии с Конституцией Украины и законами Украины. В связи с предоставленным официальным толкованием контракт не может внедрятся нормативно-правовыми актами центральных (министерств, госкомитетов, учреждений) и местных органов исполнительной власти (местных государственных администраций), актами органов местного самоуправления, а также какими-либо актами локального характера (коллективными договорами, соглашениями и пр.).
В некоторых случаях законодательство устанавливает обязательное заключение контракта; как правило, это касается руководителей предприятий, учреждений и организаций. В частности, обязательно заключается контракт с руководителем предприятия, учреждения образования, находящегося в общегосударственной собственности, руководителем, научным, творческим и другим сотрудником национального учреждения Украины, руководителем объединений связи, предприятий связи и их филиалов, работниками железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют обслуживание пассажиров и т.д.
Значительная часть нормативно-правовых актов (около 40) предусматривает возможность применения контрактов на добровольном волеизъявлении его сторон. При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 23 КЗоТ, срочный трудовой договор (которым и является контракт) заключается лишь тогда, когда трудовые отношения нельзя установить на неопределенное время.
Особенностью контракта являются также условия его расторжения:
1) наряду с общими основаниями прекращения действия трудового договора, контракт может содержать и другие (дополнительные) условия, например, за несоблюдение сохранения конфиденциальности служебной информации или относительно конфиденциальности условий контракта.
В случаях расторжения контракта на основаниях, не предусмотренных действующим законодательством, увольнение осуществляется по п. 8 ст. 36 КЗоТ с предупреждением соответствующей стороны за 2 недели.
2) так как контракт – срочный трудовой договор, он не может быть расторгнут по инициативе работника. Исключением из этого правила являются следующие основания: когда заявление работника об увольнении с работы по собственному желанию обусловлено невозможностью продолжать работу (переезд на новое место жительства; перевод мужа или жены на работу в другую местность; поступление в учебное заведение; невозможность проживания в данной местности, подтвержденная медицинским заключением; беременность; уход за ребенком до достижения ним 14-ти летнего возраста или ребенком-инвалидом; уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, или инвалидом I группы; выход на пенсию; прием на работу по конкурсу, в случае болезни или инвалидности, которые мешают выполнению работы по договору, а также по иным уважительным причинам); нарушения собственником или уполномоченным им органом законодательства о труде, коллективного или трудового договора.
В указанных случаях собственник или уполномоченный им орган должен расторгнуть трудовой контракт в срок, названный работником.
Интересной особенностью контракта является и то, что при конкретных обстоятельствах он может преобразоваться из срочного договора в договор, заключенный на неопределенное время. Это связано с тем, что в соответствии со ст. 391 КЗоТ в случае, когда после окончания срока трудового договора трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не требует их прекращения, действие такого договора считается продленным на неопределенное время. Кроме того, трудовые договоры, которые были перезаключены один или несколько раз, считаются такими, которые заключены на неопределенное время, кроме случаев заключения трудового договора в ситуации, когда трудовые отношения невозможно было установить на неопределенное время с учетом характера работы или условий ее выполнения, или интересов работника и в других случаях, предусмотренных законодательством.
При заключении контрактов следует исходить из того, что они должны быть направлены на обеспечение условий для проявления инициативы и самостоятельности работника с учетом его индивидуальных способностей и профессиональных навыков, повышения взаимной ответственности сторон.
3. При приеме на работу собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган обязан потребовать от поступающего:
1) трудовую книжку, оформленную надлежащим образом, а если лицо поступает на работу впервые, справку о последнем занятии, выданную по месту жительства;
2) паспорт;
3) военный билет (от уволенных в запас из вооруженных сил).
Прием на работу без предъявления указанных документов не допускается.
Если для работы необходимы специальные знания, собственник предприятия, учреждения, организации, или уполномоченный им орган вправе потребовать от работника предъявления диплома или иного документа об образовании или профессиональной подготовке.
При заключении трудового договора запрещается требовать от лиц, поступающих на работу, сведения об их партийной и национальной принадлежности, происхождении, а также документы, представление которых не предусмотрено законодательством (ст. 25 КЗоТ Украины).
Кроме того, в соответствии с законодательством, не допускается какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, либо установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств (ст. 22 КЗоТ Украины).
При заключении трудового договора может быть обусловлено соглашением сторон испытание с целью проверки соответствия работника поручаемой работе. Условие об испытании должно быть оговорено в приказе (распоряжении) о принятии на работу (ст. 26 КЗоТ Украины).
Срок испытания при приеме на работу, если иное не установлено законодательством Украины, не может превышать 3-х месяцев, в отдельных случаях, по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза - 6 месяцев.
Срок испытания при приеме на работу рабочих не может превышать 1 месяца. Если работник в период испытания отсутствовал на работе в связи с временной нетрудоспособностью или по другим уважительным причинам, срок испытания может быть продлен на соответствующее количество дней, в течение которых он отсутствовал.
Испытание не устанавливается при приеме на работу лиц, перечисленных в ст. 26 КЗоТ Украины.
Если срок испытания истек, а работник продолжает работать, то он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.
Если на протяжении срока испытания установлено несоответствие работника работе, на которую он принят, собственник или уполномоченный им орган в течение этого срока вправе расторгнуть трудовой договор. Расторжение трудового договора по этим основаниям может быть обжаловано работником в порядке, установленном для рассмотрения трудовых споров по вопросам увольнения.
4. Перевод на другую работу - это изменение существенных условий труда.
Перевод работника на другую постоянную работу возможен только при его согласии.
Временный перевод на другую работу регламентируется ст. 33 КЗоТ Украины, изложенной в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 24.12.99 г. В ней указано, что «временный перевод работника на другую работу, не обусловленную трудовым договором, допускается только с его согласия».
Владелец или уполномоченный им орган имеет право перевести работника сроком до 1 месяца на другую работу, не обусловленную трудовым договором, без его согласия, если она не противопоказана работнику по состоянию здоровья только для предотвращения или ликвидации последствий стихийного бедствия, эпидемий, эпизоотий, производственных аварий, а также других обстоятельств, которые ставят или могут поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия людей, с оплатой труда за выполненную работу, но не ниже, чем средний заработок по предыдущей работе.
В случаях, указанных в ч. 2 этой статьи запрещается временный перевод на другую работу беременных женщин, женщин, имеющих ребенка-инвалида или ребенка в возрасте до 6 лет, а также лиц в возрасте до 18 лет без их согласия.
При наличии этих оснований перевод можно осуществлять как на том же предприятии, учреждении, организации, где постоянно работает работник, так и на другое предприятие, но в той же местности, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка на прежней работе.
Возможен также перевод работника для замещения отсутствующего. Продолжительность такого перевода на другую работу не может превышать 1 месяц в течение календарного года. При необходимости замещения работника в течение более длительного времени требуется согласие переводимого работника.
Статья 34 КЗоТ, изложенная в новой редакции, регламентирует временный перевод на другую работу в случае простоя.
Простой – это приостановление работы, вызванное отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами.
В случае простоя работники переводятся с учетом их специальности и квалификации на другую работу на том же предприятии на все время простоя либо на другое предприятие, но в той же местности на срок до 1-го месяца. При переводе на нижеоплачиваемую работу вследствие простоя за работниками, выполняющими нормы выработки, сохраняется средний заработок по прежней работе, а за работниками, не выполняющими нормы выработки или переведенными на повременно оплачиваемую работу, сохраняется их тарифная ставка (оклад).
Перевод работника на другую работу следует отличать от перемещения. Перемещение - это поручение работнику работы на другом рабочем месте на том же предприятии или в другом структурном подразделении в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате без изменения существенных условий труда.
Перемещение возможно без согласия работника и осуществляется в интересах производства.
|