Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Коми государственный педагогический институт

Кафедра общей психологии

Психолого-педагогическая практика студентов

(методическое пособие)

Сыктывкар

 

ПЕЧАТАЕТСЯ ПО РЕШЕНИЮ РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА КОМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ОТ 21.12.2005 г.

 

Рецензент:кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Коми государственного педагогического института О.А. Старцева

 

Психолого-педагогическая практика студентов /Сост. Г.М. Юшкова, О.П. Морозова. Сыктывкар: Изд-во Коми пединститута, 2006.

 

 

Методическое пособие включает примерные схемы психологических характеристик на учащихся и классный коллектив, а также примерные планы анализа уроков и воспитательных мероприятий. Данное пособие предназначено для студентов очного и заочного обучения, проходящих педагогическую практику в учебных заведениях, а также может быть полезным классным руководителям и методистам.

 

© Коми государственный педагогический институт, 2006


ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая практика – это важный этап освоения студентами будущей профессиональной деятельности. В период педагогической практики студенты должны показать приобретенные знания, умения, навыки по предметам психолого-педагогического цикла, в том числе систематизированные, обобщенные знания по общей, возрастной, педагогической психологии, знания, приобретенные на спецкурсах по психодиагностике личности.

В ходе педагогической практики перед студентами ставятся следующие задачи:



1. Развитие и совершенствование психологических умений:

а) умение ставить конкретные задачи развития личности и коллектива на определенных этапах педагогического процесса;

б) умение изучать личность и коллектив воспитанников; анализировать и обогащать психологические факты;

в) умение отбирать, конструировать и реализовать необходимую для развития учащихся систему педагогических средств, опирающуюся на закономерности развития личности и коллектива, на возрастные и индивидуальные особенности школьников;

г) умений анализировать учебно-воспитательную работу, находить причины несоответствия результатов с поставленными задачами.

2. Формирование специфических профессиональных умений учителя-предметника (определять и решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока, организовать учебно-познавательную деятельность школьников; отбирать учебный материал, обоснованно отбирать и применять различные методы, приемы и форму организации обучения, технические средства).

3. Применение и углубление знаний, полученных в процессе обучения в институте, интеграция знания по психолого-педагогическим и специальным дисциплинам.

4. Выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности, приобретение умений изучать и обобщать педагогический опыт

5. Овладение методиками, методиками изучения личности ученика и классного коллектива.

Учебно-методическое пособие по педагогической практике состоит из трех глав: глава I, составленная Г.М.Юшковой, включает различные варианты схем психологических характеристик учащегося и коллектива, а также схемы анализа уроков и воспитательных мероприятий. Студентам предлагается выбрать нужную схему соответственно их интересам, особе6нностям педагогической практики и условий ее прохождения. Предложенный материал позволит снять некоторые трудности при оформлении отчетной документации как по психологическому циклу, так и педагогическому.

Во вторую главу (составители Юшкова Г.М., О.П.Морозова) включены различные методики, позволяющие студентам объективно раскрыть личность учащегося. Подобранный комплекс методик раскрывает некоторые личностные особенности развития познавательных процессов, а также индивидуально-психологические особенности личности учащегося.

В третьей главе (составитель Морозова О.П.) представлен материал по профориентационной работе, включающий методики на изучение профессиональных интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, а также познавательный материал для бесед по проблемам выбора профессии.

Учебно-методическое пособие может быть полезным не только студентам IV – V курсов, проходящих педагогическую практику, но и студентам, изучающим психологию на более ранних этапах обучения в вузе: при подготовке к практическим занятиям, при написании курсовых и дипломных работ, а также учителям и воспитателям в их непосредственной профессиональной деятельности.


Глава I. Примерные схемы характеристик учащихся, классного коллектива, схемы анализа уроков и воспитательных мероприятий

ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА

 

1 ВАРИАНТ

 

1. Анкетные данные

Имя и фамилия, дата и место рождения, возраст во время исследования.

Дата исследования.

Место жительства ребенка.

Имена и фамилии родителей, профессия родителей.

Школа, класс и год обучения, адрес школы и классный руководитель.

2. Факты развития и жизненные условия

Серьезные заболевания у родителей, братьев, сестер и других родственников ребенка. Психические нарушения и аномалии у родителей, братьев, сестер и других родственников.

Раннее развитие. Физическое состояние и развитие ребенка. Развитие анализаторов, движений, речи, обращение с предметами, эмоциональные проявления.

Перенесение заболевания. Легкие и частые заболевания, серьезные заболевания. Реакция родителей и окружения на болезнь и травму. Последствия.

3. Семейное влияние. Социальное положение.

а) экономическое положение семьи;

б) образование;

в) культурный уровень семьи;

г) состав семьи (полная - неполная, родители родные - неродные, наличие прародителей);

д) подготовка ребенка для школы и условия учения дома; отношение семьи к школе.

4. Внесемейные и внешкольные влияния.

а) организованные: протекание воспитания ребенка вне семьи (ясли, родственники, воспитательные дома); членство и активность в организациях; культурные влияния (чтение, искусство); лагерь отдыха, субботники, воскресники и др.

б) неорганизованные: товарищи, которых себе ребенок выбирает, способ проведения свободного времени: неформальные компании и детские общества.

 

5. Внешняя картина личности

Проявления

а) физическая внешность (внешний вид, чистота, одежда, прическа, кожа, форма головы и черты лица, бросающиеся в глаза признаки);

б) пантомимика (особенности физических движений: быстрота, напряжение, гармоничность, координация, осанка, особенности походки, жестикуляция);

в) голос и речь (громкость, скорость, высота, окраска, тон, ритм, интонация и мелодия, артикуляционные особенности);

г) речевое поведение (многоречивость - молчаливость, речевая готовность, грамматические и стилистические особенности, содержание и культура речи);

д) письмо (индивидуальные особенности почерка, зрелость и организованность письма).

6. Способ поведения (приводятся с точки зрения возрастных изменений)

а) основные черты поведения (активность - пассивность, общение - уклонение от общения, организованность - хаотичность, дезинтегрированность) и его нарушения, как например, активности, контакта, организованности;

б) отношение к самому себе (к своему телу, здоровью, внешности, к собственной личности: к недостаткам, преимуществам, возможностям; к личным вещам, к будущему: перспективы);

в) поведение по отношению к остальным (положение в коллективе: популярность, внушение опасений, самостоятельность - доминантность; поведение по отношению к отдельным лицам: к родителям, братьям и сестрам, сверстникам, руководящим и подчиненным, старшим и младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта);

г) действия при психологически значимых ситуациях (общественно и этически важных, при получении задания, в конфликте: спокойствие, рассудочность - хаос, сопротивление);

д) поведение по отношение к воспитательным средствам, реакция на поведение коллектива (послушание, самокритичность, равнодушие, сопротивление, негативизм; улучшается - ухудшается и т.п.);

е) обзор успеваемости, особенно по главным предметам с 1 класса.

 

7. Особенности познавательной сферы и личности

Особенности восприятия (ширина, глубина, объективность, схватывание).

Особенности внимания (постоянство, активность, ширина, сосредоточенность, распределение, сдвиги).

Особенности памяти (запечатление, постоянство, точность, готовность; механическая - логическая; к чему особенно).

Особенности воображения (живость, активность, творческий характер).

Особенности мышления (быстрота, объективность, понятливость, ширина, критичность; особенности сравнения, анализа, синтеза, конкретности, антиципирования и т.п.)

Особенности речи (ясность, яркость, выразительность; различие в устной и письменной речи; объективность; зрелость запасов и т.п.).

8. Структурные свойства личности (уравновешенность, стойкость, единство, постоянство, ширина и глубина, масштаб, ценность, зрелость).

 

Педагогические выводы

Предпосылки и условия дальнейшего развития (исправления) с привидением вероятных пределов возможных изменений при тех или иных условиях.

 

 

ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА

 

2 ВАРИАНТ

1. Общие данные

Фамилия, имя.

Дата рождения.

Класс.

Общее физическое развитие.

Состояние здоровья.

Условия жизни в семье. Правильность основной линии семейного воспитания.

 

2. Учебная деятельность

Успеваемость (преобладающие оценки, успеваемость по разным предметам).

Общее умственное развитие (кругозор, начитанность).

Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность, умение выразить свою мысль письменно и устно).

Способность к учению:

особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению);

осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;

уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (механическое или осмысленное заучивание, овладение приемами преднамеренного запоминания, быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти);

развитие мышления (умение различать существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстрота нахождения решения).

Старательность в учебной работе.

Интерес к знаниям и отношение к учению (наличие или отсутствие интереса к учебе, к каким предметам проявляется наибольший интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя или родителей, основной мотив учебной деятельности).

Умение учиться (соблюдение режима дня, организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять план, конспект и пр.).

 

3. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома).

Отношение к труду (уважительное или пренебрежительное, заинтересованность в общественной пользе своего труда, любовь к труду, что именно более привлекательно в труде - процесс работы, сделанная вещь или овладение трудовыми навыками).

Наличие трудовых навыков и умений, легко ли они приобретаются?

Организованность и дисциплинированность в труде.

Привычка к длительным трудовым усилиям.

Каким видам труда отдается предпочтение?

 

4. Общественная деятельность и активность

Отношение к общественной жизни коллектива (дорожит ею, равнодушен, относится отрицательно).

Интерес к общественной жизни страны (чтение газет, слушание радио, обсуждение общественных событий с учителями и товарищами).

Выполнение общественных обязанностей (постоянно, эпизодически, иногда).

5. Направленность личности учащегося и специальные способности.

Интересы (перечислите все, чем интересуется ученик: техникой, рисованием, музыкой, спортом, коллекционированием и т.д.): характер интересов с точки зрения их глубины и активности; особо осветить интерес к чтению (любит ли читать и что читает - художественную, научно-популярную или развлекательную литературу).

Наличие особых способностей к какой-нибудь деятельности (музыке, рисованию и т.д.) и их проявление.

Мечты и планы на будущее (отмечаются в характеристиках учащихся, начиная с VI класса).

 

6. Дисциплинированность.

Общая характеристика поведения (спокойное, сдержанное, ученик проявляет излишнюю подвижность, непоседлив).

Соблюдение школьного режима (соблюдается, нарушается намеренно, по небрежности, ученик не успевает уложиться в отведенное время и пр.).

Выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению; часто ли ученик отказывается выполнять требования и какие). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

 

7. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе.

Положение в коллективе (пользуется любовью, авторитетом; чем определяется то или иное отношение).

Отношение к товарищам по классу (любит их, равнодушен, дорожит мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана эта дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

Удовлетворенность своим положением в коллективе, и какое положение хотел бы занять?

Отношение к школе (дорожит ли пребыванием в ней, что особенно ценит).

Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит ли, уважает их).

 

8. Особенности характера и темперамента.

Ярко выраженные положительные и отрицательные качества характера: направленность личности (по отношению к людям, учебе, труду, самому себе - чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.); волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, внушаемость и т.д.).

Особенности темперамента (эмоциональность, работоспособность, подвижность, общительность).

Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), устойчивость настроения, чем вызываются его смены.

 

9. Общие психолого-педагогические выводы.

Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.).

Важнейшие психолого-педагогические задачи, стоящие перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы с учеником.

 

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

1. Общие сведения о классном коллективе и история его формирования (численность учащихся, их них мальчиков и девочек, возрастной состав, число второгодников, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.).

2. Руководство и организация классного коллектива:

организующее ядро класса, его актив; староста и его работа; характеристика активистов, инициативность, самостоятельность и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и на чем он основан, организаторские способности, забота об отдельных товарищах, отношение к общественному мнению);

наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на класс, его причины, отношение к «вожакам» актива класса; наличие «отверженных», возможные пути изменения отношения к ним товарищей;

взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в делах класса, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения); критика и самокритика в коллективе; особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками; проявления товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, их внутренняя основа; эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива;

личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.) и его влияние на коллектив; отношение коллектива к классному руководителю, авторитет последнего среди школьников.

3. Содержание и характер коллективной деятельности:

учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплины, наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее формы и организация); дисциплина класса в процессе учебной деятельности (на уроках и при выполнении домашних заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание и т.д.);

жизнь коллектива вне учебных занятий; интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе, спорту, коллекционированию и т.д.; формы проявления этого интереса (читательские конференции, посещения театра, кино, обсуждение увиденного и т.д.); участие классного коллектива и общешкольной жизни;

общественно полезный труд и его место во внеклассной жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины; профессиональная направленность интересов учащихся.

4. Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего эмоционального климата (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.), дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации.

 

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ

ТРЕБОВАНИЯ К КОНСПЕКТУ НАБЛЮДАЕМОГО УРОКА:

 

Записываются общие сведения: дата наблюдения, школа, класс, место урока в расписании учебного дня, фамилия, имя и отчество учителя, количество учащихся, присутствующих на уроке.

Записывается тема урока и выясняется место данного урока в общей системе уроков по теме.

Записывается цель урока (выясняется перед уроком у учителя).

Отмечается готовность к уроку:

санитарно-гигиеническое состояние классной комнаты, классная доска (чистота, наличие подготовленного заранее дидактического материала);

наглядные пособия, ТСО;

состояние рабочего места учащихся;

психологическая готовность учащихся к уроку.

Протокольную запись урока можно вести по следующей схеме:

 

 

Этап урока Взаимодействие Замечания
деятельность учителя деятельность учащихся
       

 

При необходимости можно уточнить некоторые моменты урока с учителем.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.