Методики изучения некоторых особенностей личности
1. Изучение самосовершенствования (А.А. Кронин, Е.И. Головаха) Инструкция: «Какие 3-7 психологических качеств вы бы хотели добавить в себе и в себе убавить?»
Обработка: От каждой возрастной группы подсчитывается среднее количество упоминаний того или иного психологического качества, которое испытуемые хотели бы добавить в себе или, наоборот, убавить. Выявляются наиболее-часто упоминаемые качества.
2. Целевая направленность личности (Я.В. Васильев)
Инструкция: «Напишите, пожалуйста, 20 высказываний, которые начинаются словами «Я хочу ...», «Мне хочется ...», Работайте достаточно быстро, время вашей работы ограниченно 10 минутами».
Обработка. Подсчитывается продуктивность работы. Цели классифицируются в несколько групп, категорий. Для каждой возрастной группы подсчитывается среднее количество упоминаний определенной категории цели. Анализируется содержание целей и время их достижения.
3. «Кто Я?»
Цель - исследование образа «Я».
Инструкция: «Дайте, пожалуйста, 20 различных ответов на вопрос: «Кто Я?», к вам обращенный. Работайте достаточно быстро, время вашей работы ограничено».
На выполнение задания отводится 12 минут.
Обработка. Подсчитывается продуктивность работы. Все суждения классифицируются в определенные группы (например, склонности интересов, социальные контакты, личностные характеристики, учебная деятельность; фамилия, имя; возраст и т.д.). Подсчитывается частота упоминаний каждой группы отдельно для каждого возраста. Анализируется содержание самоописаний. Подсчитывается индекс самоприятия, определяемый как отношение положительных ответов ко всем остальным.
«Цветик - семицветик»
Цель - изучение желаний школьников.
Инструкция: «Напишите, пожалуйста, семь ваших самых-самых заветных желаний, какие бы вы хотели осуществить, если бы имели цветик-семицветик».
Обработка. Все желания классифицируются на группы. Подсчитывается число упоминаний желаний определенного типа для каждой возрастной группы.
«Составление расписания» (А.А. Ерошенко, К.А. Родионова).
Цель - изучение направленности учебно-познавательных интересов школьников.
Инструкция: «Представьте себе, что вам поручили составить расписание занятий на неделю, причем в расписание вы можете включить в любом количестве предметы, изучаемые и не изучаемые в школе. Составьте, пожалуйста, желаемое расписание с учетом того, чтобы каждый день было не более пяти уроков».
Обработка. Подсчитывается количество уроков по каждому предмету. На основе анализа частоты упоминаний каждого предмета выявляется направленность и широта учебных интересов учащихся.
Литература
1. Альманах психологических тестов. – М.: Изд-во КСП, 1996.
2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994.
3. Возрастная психология. Методические рекомендации для студентов индустриально-педагогического факультета /Сост. Т.А. Юшко. – Сыктывкар, 1999.
4. Гамезо М.В., Домашенко И.А.Контрольные работы по психологии. – М.: Просвещение, 1984.
5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2001.
6. Оботурова И.А. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте. – Сыктывкар, 1994.
7. Оценка способностей школьника //Детский психолог. Вып. 15. – Ростов – на – Дону, 1997.
8. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
9. Практикум по возрастной и педагогической психологии /Под ред. А.И.Щербакова. – М.: Просвещение, 1987.
10. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие /Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – М., 2000.
11. Психологические тесты /Под ред. А. Карелина. Т. 1. – М., 2001.
12. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: «ВАКО», 2005. - 240 с.
13. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб.: Изд-во «Речь», 2004. – 408 с.
14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1996.
15. Экспериментальное изучение самооценки и уровня притязаний. Практический материал по возрастной психологии /Сост. В.И. Завалина. - Сыктывкар: Коми пединститут, 2003. – 46 с.
16. Энциклопедия психологических тестов /Под ред. А.А. Карелина. – М., 1997.
Приложения
Приложение1
Коми государственный педагогический институт
Факультет иностранных языков
Кафедра общей психологии
Психолого-педагогическая характеристика
на ученика .....................................
класса...........
школы №.........г..............................
200_-200_ учебный год
Характеристику составила
студентка 443 группы
................................................
Ф.И.О.
................................................
дата выполнения
Научный руководитель:
доцент кафедры общей
психологии,
канд. психол. наук
Юшкова Галина Мюдовна
С ы к т ы в к а р
Приложение 2
Социограмма или карта групповой дифференциации подготовительной группы детского сада № 9 , п.Пармы Усинского района
Экспериментатор – Афанасьева Л.В.
ВВЕДЕНИЕ.. 3
Глава I. Примерные схемы характеристик учащихся, классного коллектива, схемы анализа уроков и воспитательных мероприятий. 5
ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА.. 5
ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШКОЛЬНИКА.. 7
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.. 10
ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ.. 11
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА.. 12
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА.. 13
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА: 14
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ.. 15
Глава II. Методы изучения личности ученика и классного коллектива. 17
1. Методы изучения познавательной сферы учащихся. 17
2.Изучение личности учащегося и его отношения к учебной деятельности. 21
3. Изучение индивидуально-типологических особенностей личности 49
4. Изучение межличностных отношений в группе. 55
Глава III. Методический материал по профориентационной работе со школьниками. 62
Материал для беседы.. 62
Литература. 62
Приложения. 62
Приложение1. 62
Приложение 2. 62
|