Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.А.Реана) Инструкция: Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным.
Текст опросника
1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
2. В деятельности активен.
3. Склонен к проявлению инициативности.
4. При выполнении ответственных заданий стараюсь но возможности найти причины отказа от них.
5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистически высокие по трудности.
6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.
10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
12. Если рискую, то скорее с умом, а не бесшабашно.
13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
14. Предпочитаю ставить перед собой среднее по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереалистически высокие.
15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь па ближайшее время.
18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.
19. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.
20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательности еще более возрастает.
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ
Да: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.
Нет: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8 или 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12 или 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Опросник Спилбергера
Данная методика позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
Бланк шкал самооценки Спилберга включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 – для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).
Фамилия, _________________________ имя _________________________, отчество __________________.
Дата_____________Возраст___________Образование__________________
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
ИНСТРУКЦИЯ: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
Суждения шкалы
| Выбираемые ответы
| Нет, это не так
| Пожалуй так
| Верно
| Совершенно не верно
| Я спокоен
|
|
|
|
| Мне ничего не угрожает
|
|
|
|
| Я нахожусь в состоянии напряжения
|
|
|
|
| Я внутренне скован
|
|
|
|
| Я чувствую себя свободно
|
|
|
|
| Я расстроен
|
|
|
|
| Меня волнуют возможные неудачи
|
|
|
|
| Я ощущаю душевный покой
|
|
|
|
| Я встревожен
|
|
|
|
| Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
|
|
|
|
| Я уверен в себе
|
|
|
|
| Я нервничаю
|
|
|
|
| Я не нахожу себе места
|
|
|
|
| Я взвинчен
|
|
|
|
| Я не чувствую скованности и напряжения
|
|
|
|
| Я доволен
|
|
|
|
| Я озабочен
|
|
|
|
| Я слишком возбужден и мне не по себе
|
|
|
|
| Мне радостно
|
|
|
|
| Мне приятно
|
|
|
|
|
Шкала личностной тревожности (ЛТ)
ИНСТРУКЦИЯ: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.
Суждения шкалы
| Выбираемые ответы
| Никогда
| Почти никогда
| Часто
| Почти всегда
| У меня бывает приподнятое настроение
|
|
|
|
| Я бываю раздраженным
|
|
|
|
| Я легко могу расстроиться
|
|
|
|
| Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие
|
|
|
|
| Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть
|
|
|
|
| Я чувствую прилив сил, желание работать
|
|
|
|
| Я спокоен, хладнокровен и собран
|
|
|
|
| Меня тревожат возможные трудности
|
|
|
|
| Я слишком переживаю из-за пустяков
|
|
|
|
| Я бываю вполне счастлив
|
|
|
|
| Я все принимаю близко к сердцу
|
|
|
|
| Мне не хватает уверенности в себе
|
|
|
|
| Я чувствую себя беззащитным
|
|
|
|
| Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
|
|
|
|
| У меня бывает хандра
|
|
|
|
| Я бываю доволен
|
|
|
|
| Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
|
|
|
|
| Бывает, что я чувствую себя неудачником
|
|
|
|
| Я - уравновешенный человек
|
|
|
|
| Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
|
|
|
|
|
Обработка результатов: Подсчитать сумму баллов по всем ответам. При интерпретации показателей можно применять следующие ориентировочные оценки тревожности:
до 30 баллов - низкая;
31-44 балла – умеренная;
45 и выше – высокая.
|