Изучение индивидуально-типологических особенностей личности
Правое или левое?
Человеческий мозг имеет два полушария - правое и левое. Существует четкое «разделение труда» между ними: правое управляет одними функциями организма, левое - другими. При этом одно из полушарий является ведущим, что во многом определяет особенности характера человека.
Какое из полушарий ведущее у тебя, можно определить самому.
1. Сомкни несколько раз пальцы рук, и ты заметишь, что сверху всегда оказывается один и тот же большой палец. Если левый - ты эмоциональный человек, если правый - у тебя преобладает аналитический склад ума.
2. Возьми ручку или карандаш. Попробуй прицелиться, выбрав мишень, и гляди на нее обоими глазами через кончик ручки или карандаша. Зажмурь один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз - ведущий, и наоборот. Правый ведущий говорит о твердом и настойчивом характере, левый - о мягком и уступчивом.
3. Если при переплетении рук на груди сверху (на локте) оказывается правая рука, ты склонен к простоте и добродушию, левая - к кокетству.
4. Если тебе удобнее, аплодируя, хлопать правой рукой, можно говорить о решительности твоего характера. Если левой, то ты подвержен колебаниям перед принятием решения.
Теперь обозначь полученные при этих четырех тестах результаты буквами П (правый) и Л (левый) и найди особенности своего характера в следующих вариантах ответов.
П-П-П-П: для тебя характерно постоянство, ориентация на общепринятое мнение. Ты не любишь конфликтовать, спорить, ссориться.
П-П-П-Л: определяющая черта твоего характера - нерешительность.
П-П-Л-П: для тебя характерны решительность, чувство юмора, артистизм. Это очень контактный тип характера.
П-П-Л-Л: редкий тип характера, близкий к предыдущему, но мягче. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью.
П-Л-П-П: вариант, сочетающий аналитический склад ума с мягкостью характера. Медленное привыкание к новому, осторожность.
П-Л-П-Л: слабый и самый редкий тип характера. Обладатели его подвержены различному влиянию, часто беззащитны.
Л-П-П-П: такое сочетание встречается очень часто. Основная черта -эмоциональность, граничащая с недостаточной настойчивостью, ты поддаешься чужому влиянию, а также легко приспосабливаешься к различным условиям жизни. Счастлив в дружбе, легко сходишься с людьми.
Л-П-П-Л: для тебя характерны мягкость и наивность. Требуешь особо внимательного отношения к себе.
Л-Л-П-П: тебе присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, а также склонность к самоанализу.
Л-Л-П-Л: в твоем характере преобладают простодушие, мягкость, доверчивость, очень редкое сочетание.
Л-Л-Л-П: ты эмоционален, энергичен, решителен. Но часто наспех принимаешь решения, которые приносят значительные осложнения. Тебе необходимо выработать у себя надежный «тормозной механизм».
Л-Л-Л-Л: неконсервативный тип характера. Ты способен взглянуть на старые вещи по-новому. Характерны эмоциональность, эгоизм, упрямство, иногда переходящие в замкнутость.
Л-П-Л-П: самый сильный тип характера. Тебя трудно в чем-то убедить. Ты с трудом меняешь свою точку зрения. Но в то же время энергичен, упорно добиваешься своих целей.
Л-П-Л-Л: очень похоже на предыдущий тип. Та же настойчивость в достижении поставленных целей, склонность к самоанализу. Но друзей находишь с трудом.
П-Л-Л-П: у тебя легкий характер. Умеешь избегать конфликтов, любишь путешествовать. Легко находишь друзей. Но часто меняешь свои увлечения.
П-Л-Л-Л: непостоянство и независимость. Ты кажешься мягким, но когда доходит до дела, ты требователен и настойчив.
Опросник для определения творческих наклонностей
У школьников
Текст методики
Внимательно прочитай каждый вопрос. Поставь галочку в графе «Да», если ты согласен с тем, что написано, если это верно по отношению к тебе - и «Нет», если написанное не подходит к тебе.
ВОПРОС
| ДА
| НЕТ
| 1. Я люблю сочинять собственные песни
|
|
| 2. Я люблю гулять один
|
|
| 3. Мои мама и папа любят играть со мной
|
|
| 4. Я задаю много вопросов
|
|
| 5. Сочинение рассказов и сказок - пустое занятие
|
|
| 6. Я люблю, чтобы у меня был только один или два друга
|
|
| 7. Я ничего не имею против, если иногда меняются правила игры
|
|
| 8. У меня есть несколько действительно хороших идей
|
|
| 9. Я люблю рисовать
|
|
| 10. Я люблю вещи, которые трудно делать
|
|
| 11. Солнце на рисунке должно быть всегда желтым
|
|
| 12. Я люблю все разбирать, чтобы понять, как это работает
|
|
| 13. Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжке, чем рисовать самому
|
|
| 14. Легкие загадки - самые интересные
|
|
| 15. Иногда папа или мама занимаются чем-нибудь вместе со мной
|
|
| 16. Я люблю узнавать новое о животных
|
|
| 17. Мой папа любит делать что-нибудь по дому
|
|
| 18. Я не люблю, когда другие дети задают много вопросов
|
|
| 19. Трудно найти себе занятие, когда находишься один
|
|
| 20. Мой папа думает, что я обычно поступаю правильно
|
|
| 21. Я люблю рассказы о далеком прошлом
|
|
| 22. Я охотнее играю в старые игры, чем в новые
|
|
| 23. Когда я хочу что-то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от этой затеи и берусь за что-нибудь другое
|
|
| 24. Я всегда люблю играть с друзьями, а один не люблю
|
|
|
Подсчет результатов:
За каждый положительный ответ (галочка в графе «Да») начисляется 1 балл, за отрицательные ответы (галочка в графе «Нет») - 0 баллов.
Внимание! В пунктах 5, 6, 11, 13, 14, 18, 19, 22, 23, 24 оценка проводится следующим образом: вместо 1 балла начисляется 0, а вместо 0 баллов -1 балл. Это делается потому, что в указанных пунктах утверждается признак, противоположный оцениваемому. Другими словами, в этих пунктах за ответ «Да» начисляется 0 баллов, а за ответ «Нет» - 1 балл.
Склонность ребенка к творчеству складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость. Наконец, существенное значение имеет и обстановка в семье ребенка. Проанализируем эти качества.
1. Разнообразие интересов
Подсчитаем общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 1, 5, 9, 16, 21. (Не забудьте оценку в пункте 5 перевести на обратную!). Количество набранных баллов соответствует степени выраженности разнообразия интересов ребенка:
/ степень - 0 - 1 балл (слабо выражена).
// степень -2-3 балла (выражена средне). III степень - 4 - 5 баллов (явно выражена).
2. Независимость
Подсчитайте общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 2, 8, 11, 13, 19, 24. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности независимости ребенка.
/ степень -0-2 балла (слабо выражена). // степень - 3 - 4 балла (выражена средне). III степень — 5 - 6 баллов (выражена сильно).
3. Гибкость, приспособляемость
Посчитайте общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 6, 7, 22. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности гибкости поведения ребенка.
/ степень - 0 -1 балл (выражена слабо). // степень - 2 балла (выражена средне). /// степень - 3 балла (выражена явно).
4. Любознательность
Подсчитайте общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 4, 12, 18. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности любознательности ребенка.
/ степень - 0 -1 балл (выражена слабо). // степень - 2 балла (выражена средне). /// степень - 3 балла (выражена явно).
5. Настойчивость
Подсчитайте общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 10, 14, 23. Количество набранных баллов соответствует степени выраженности настойчивости ребенка.
/ степень - 0-1 балл (выражена слабо). II степень - 2 балла (выражена средне). /// степень - 3 балла (выражена явно).
6. Сведения о семейной обстановке
Подсчитайте общую сумму баллов за ответы ребенка в пунктах 3, 15, 17, 20. Количество набранных баллов соответствует степени благоприятного влияния семейной обстановки на развитие творческих способностей ребенка.
/ степень - 0 -1 балл (мало способствует).
// степень - 2 - 3 балла (способствует средне). /// степень - 4 балла (явно способствует).
|