Анализ продукта речевой деятельности В результате речемыслительной деятельности может возникнуть продукт двух видов: физический, в виде звучащей (или записанной) речи, и идеальный, выраженный в содержании речи. Разработаны исследовательские методики, анализирующие каждый из видов речевого продукта.
Психоакустика.Характеристики звучания речи привлекают к себе внимание как к объективному материалу, дающему возможность производить его физический анализ и искать корреляты физических и психологических данных. Акустика речи стала объектом изучения специального направления — психоакустики.
Акустический анализ состоит в фиксации речи субъекта в виде аудиозаписи и дальнейшего аппаратурного выявления в электрическом сигнале ряда показателей. В психологических исследованиях обычно используются следующие параметры речевых сигналов. Спектр звука — показатель частотных составляющих, образующих данный звук. Для спектрального анализа применяются анализаторы, позволяющие получать статические и динамические спектрограммы. Первые из них показывают, какие частоты и в какой мере представлены в данном звуке; вторые отражают изменение частот звучания во времени. Амплитуда звуковых колебаний характеризует степень интенсивности звука. Основной тон — это область усиленной частоты спектра в его нижней части (от 50 до 400 Гц), возникающая вследствие колебания голосовых связок и зависящая от их длины, толщины, натяжения. Основной тон включается в образование гласных и звонких согласных звуков. Форманты — области частот, усиленных за счет резонансных систем надгортанных полостей. В качестве информативных обычно используются первая и вторая форманты — более низ-
кие, расположенные ближе к частоте основного тона. (Подробнее описание акустики речи см. в подразд. 3.9)
Анализ акустических характеристик речи используется в психологических исследованиях и на практике. Так, запись производимых звуков и их акустический анализ — необходимая часть работы специалистов, занимающихся исследованием речи детей на ранних этапах развития, в так называемый доречевой период. Исследователи пытаются дать ответ на вопрос о том, как природно заданный набор вокализаций детей постепенно трансформируется в фонетическую систему, аналогичную системе языка, употребляемого окружающими.
Выявлен ряд акустических показателей речи говорящего, по которым можно характеризовать его функциональное состояние — эмоции, утомление и др. Это полезно, например, в практике космических полетов и позволяет понимать состояние удаленного от наблюдателя человека без применения сложной аппаратуры. При диагностике состояний ориентируются на спектральные и амплитудные характеристики речи, основной тон, мелодический контур, длительность речевых элементов. Выделены многие формальные признаки речевой акустики, с помощью которых можно с большой долей уверенности диагностировать эмоциональное возбуждение или энергетический спад в состоянии человека.
Анализ содержания речевой продукции.Методические подходы, дающие возможность проникнуть в глубинные основы формирования речи и понять стоящие за речью мысль, настроение, интенцию субъекта, являются в наши дни одним из наиболее актуальных направлений развития. Это направление обращено к анализу различных сторон содержания речевой продукции. Одной из таких сторон, допускающей психологическую интерпретацию, являются ошибки, оговорки, спонтанные трансформации языкового материала.
Интерес психологов к указанным феноменам проявился еще в прошлом веке. Немецкие ученые Р. Мерингер и К. Майер собрали и опубликовали большую коллекцию речевых ошибок и классифицирова-
3.8. Речь, язык, коммуникация
ли их на основании описания вызвавших их причин. В. Вундт использовал такой материал с целью проникновения в сознание человека. Речевые обмолвки, очитки и описки анализировал 3. Фрейд, усматривавший за ними действие скрытых вытесненных мотивов.
В настоящее время активное исследование материалов речевых ошибок продолжается в русле психолингвистики. Задача заключается в том, чтобы составить обоснованное представление о протекании процесса создания предложений, организации развернутой связной речи человека, а также функционировании сложной когнитивной системы, обеспечивающей порождение и восприятие речи.
Наиболее популярный тип рассматриваемых ошибок — так называемые спуне-ризмы. Термин произошел от фамилии англичанина Спунера, декана одного из Оксфордских колледжей, вошедшего в историю психолингвистики как автор широко известных речевых оговорок. Спунеризмы состоят в непроизвольном нарушении порядка следования речевых единиц. (Литературный пример одного из вариантов такого рода оговорок в русском языке находим у С. Маршака: «Нельзя ли у трамвала вокзай остановить?».) Подробный анализ собранного материала показал, что оговорки происходят из-за смешения вербальных элементов разных уровней: звуков, слогов, слов, фраз. Выявлены условия, провоцирующие такие смешения. Показано, что при построении связной речи все составляющие ее целостные грамматически оформленные единицы образуются в ходе речевой динамики.
Богатый материал для психологического исследования речеязыкового механизма предоставляет так называемое детское словотворчество. Этим термином обозначается непреднамеренное создание и использование детьми слов, не являющихся общепринятыми. Словотворчество наблюдается примерно у 80% нормально развивающихся детей в возрасте от 2-х до 6-7 лет и обнаруживается на материале различных языков. Исследование большого материала по детскому словотворчеству позволило проникнуть во внутренние механизмы формирования языка у детей.
Оно обнаружило, что нормальное развитие речи идет не только путем подражания и имитации, но и через активную внутреннюю переработку вербального материала, что обеспечивает быстрое усвоение языка. Другой формой речевой продукции, активно используемой в психологии, является текст. Н.И. Жинкин предложил предикативный анализ текста. Его идея состояла в том, чтобы характеризовать текст через описание иерархии предикатов. В письменных текстах предикаты выстраиваются в определенном порядке, представляя главные, дополнительные и дополнительные к дополнительным признаки. Такая структура соответствует тому, как человек видит и понимает описываемый объект (см. [Жинкин, 1982]). Варианты предикативного и субъектно-предикатив-ного анализа были предложены позднее рядом авторов: Л.П. Доблаевым, Н.Д. Павловой, А.И. Новиковым, И.Ф. Неволиным.
Одним из популярных подходов к анализу текста стал так называемый контент-анализ, зародившийся как метод анализа текстов главным образом политического характера. Контент-анализ направлен на выявление, обобщение и количественную оценку слов и других языковых элементов некоторого определенного содержания. Например, в газетном тексте выделяются и просчитываются все слова о войне, оружии, переговорах и т. п. В результате получаются данные, в количественном выражении представляющие темы обсуждения. В дальнейшем возможна аттрибуция тех или иных тем субъекту наблюдения, а также прослеживание смены тем с течением времени или изменением обстоятельств.
Контент-анализ проводится как целиком объективная процедура, ориентированная на формальные показатели анализируемой речи. В последнее время в психологии поднимается вопрос об ограниченности подходов, ориентирующихся только на объективные и количественные показатели. Разрабатываются интерпретационные подходы к анализу речи. Одним из них является так называемый интент-анализ. Он состоит в том, что все элементы анализируемого текста определяются по их целевой ориентации, или интенцио-нальному содержанию. По совокупности
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
подобных интерпретаций возможно построение своего рода субъективной «картины мира» говорящего, которую он выражает в своем дискурсе.
3.8.5. Проблемы и перспективы рассматриваемой области
Одну из основных проблем (трудностей) рассматриваемой области составляет многопрофильность ее объекта, отчетливо обнаруживаемая в приведенных нами материалах. Они показывают, что различные науки и подходы (психология, лингвистика, социология, психофизиология, психоакустика, компьютерное моделирование) вносят свой вклад в исследование речи и языка. Внутри психологии тема речи^ тесно связанна со многими другими темами: личности, мышления, эмоции, памяти. Способность человека выразить в словах то или другое психологическое состояние — мысль, чувство, воспоминание, опасение, желание — в каком-то смысле является всепроникающей. Соответственно адекватное описание речевого функционирования по своей сущности оказывается комплексным и многоплановым. Данные разных наук и подходов должны быть привлечены для такого описания. На рис. 3.36 показан их возможный на сегодняшний день состав.
Сопряжение разного рода данных представляет в рассматриваемой области значительную проблему — как содержательную, связанную с осмысливанием существа дела, так и текстовую, имеющую задачей описание полученного наукой знания. Однако специалисты в области психологии, лингвистики, естественных и социальных наук, как правило, работают каждый в своем направлении. Осознание проблемной задачи создания комплексной науки применительно к исследованию речи и языка вызвало к жизни новую научную область, так называемую Speech sciences (речеведческие науки), делающую пока свои первые шаги. Существующие же учебники по психологии, как старые, так и новые, практически не решают задачу адекватного описания рассматриваемой
Рис. 3.36.Возможный состав наук и подходов,
необходимых для адекватного описания
речевого функционирования
области. Разделы «Психология речи», «Психолингвистика» либо просто не включены в них, либо представлены в «урезанном» объеме, порой имея довольно случайное содержание.
Проблема сопряжения разных факторов, с которыми связано осуществление речевой функции, в определенной степени разрабатывается современной когнитивной психолингвистикой при построении сложных многоэлементных моделей рече-мыслительной деятельности. Однако, решая проблему адекватной сложности описаний, специалисты данного направления сохраняют слабость другого рода — объективистский редукционизм (редукция — сокращение, упрощение). В теориях обычно не затрагивается субъективная сторона речи, которая тем не менее существует и вполне реальна. Вспомним, что в своей речи человек обнаруживает свободу воли: по своему желанию он может сказать нечто или воздержаться, сделать выбор между одним или другим высказыванием. Здесь уместно признать заслугу В. Гумбольдта, четко утверждавшего связь языка-речи с проявлением человеческого духа. В самом общем смысле — в речи, при говорении мы
3.8. Речь, язык, коммуникация
имеем переход от нематериальной мысли к материальному слову, а при слушании и понимании — от материально выраженного слова к нематериальной мысли, пониманию. В этом пункте исследователь фактически сталкивается с известной науке так называемой психофизиологической (психофизической) проблемой — проблемой отношения психического, нематериального, и физического, материального. В настоящее время, к сожалению, данная проблема практически не рассматривается позитивной наукой. И это оставляет большую лакуну в знаниях.
Намечая перспективы развития знаний в области психологии речи и психолингвистики, следует предположить, что более полное комплексное знание объекта позволит продвинуть работу в области его моделирования. Это будет означать успех в разработке искусственного интеллекта и еще более высокие, по сравнению с теперш-ними, достижения в передаче компьютерной технике речемыслительных и других психических функций человека.
Перспективным развитием темы должно стать и усиление ее возможностей при оказании помощи людям, страдающим нарушениями речевой способности.
Список литературы
Арно А., Лансло К. Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля. М., 1990.
Бурлаков Ю.А. Механизмы речи и мышления. М., 1995.
Выготский Л.С. Мышление и речь//Избранные психологические исследования. М., 1956.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985.
Дейк Т. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М„ 1989.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
Леонтьев А.А. (ред.). Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
Лингвистика текста//Новое в зарубежной лингвистике. М., 1978. Вып. 8.
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1997.
Методы обследования речи детей/Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. М., 1992.
Павлова А.А., Шустова Л.А. Методика выявления особенностей речевого развития детей// Вопр. психологии. 1987. № 6.
Павлова Н.Д. Современный диалог-анализ// Иностранная психология. 1996. № 6.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. Смоленск, 1997.
Потебня А. А. Мысль и язык//Эстетика и поэтика. М., 1976.
Психологические и психофизиологические исследования речи. М., 1985.
Рац У., Михайлова Н.Б. Новый метод диагностики языковой компетентности: Ц-тест//Иностран-ная психология. 1995. № 5.
Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1974.
Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977.
Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1971.
Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М., 1979.
Ушакова Т.Н. Речевое искусство//Психоло-гическое обозрение. 1995. № 1.
Ушакова Т.Н. и др. Ведение политических дискуссий. М., 1995.
Филичева Т.Б.,Чевелева Н.А.,Чиркина Г.Б. Основы логопедии. М., 1989.
Филмор Ч. Дело о падеже//Новое в зарубежной лингвистике. М., 1981. Вып. 10.
Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М., 1985.
Шахнарович A.M. (ред.). Психолингвистика. М., 1984.
Erneling С. Langage development//Discursive psychology in practice/Eds. R. Harre, P. Stearns L, 1995.
Harre R., Stearns P. (eds.). Discursive psychology in practice. L., 1995.
Potter J., Wetherell M. Discourse and social psychology. L., 1989.
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
|