Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОАКУСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Введение

Краткая характеристика проблемы

Невербальная коммуникация —важней­шее наряду с вербальной речью средство общения и взаимопонимания людей. Б.Ф. Ломов назвал проблему общения «базовой категорией, логическим центром общей системы психологической пробле­матики», указав на ее недостаточную раз­работанность в психологии, в том числе и в плане невербальных средств общения [Ломов, 1981, 1984]. В процессе общения реализуются такие специфические челове­ческие свойства и субъективные особен­ности людей, как мышление и речь [Бруш-линский, Поликарпов, 1990; Брушлин-ский, 1996], формирование, актуализация и диагностика способностей [Дружинин, 1996].

Традиционно принято отождествлять речь со словом, т. е. с вербальной знаково-символической (собственно лингвисти­ческой) функцией речи. Между тем зву­ковая речь как средство общения несет слушателю независимо от семантики слова, т. е. как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, предмету раз­говора, самому себе и т. п. Таким образом, невербальная коммуникация (НК) осу­ществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову инфор­мационный канал в системе общения.

Вместе с тем понятие «невербальная коммуникация» выходит далеко за рамки речевого общения, поскольку имеет само­стоятельное значение и реализуется во многих других (неречевых) системах и ка­налах передачи информации, например, в сфере полисенсорного взаимодействия человека с внешним миром (с участием


разных органов чувств: зрения, слуха вибро­рецепции, хеморецепции, кожно-тактиль-ной рецепции и др.), в разного рода нере­чевых биотехнологических информаци­онных системах сигнализации и связи, в различных видах сценического и изобра­зительного искусства и др. В области зоо­психологии можно говорить о невербаль­ной коммуникации как средстве инфор­мационного взаимодействия животных, тем самым подчеркивается эволюционная древность невербальной коммуникации по отношению к вербальной [Горелов, 1985], на что указывал еще Ч. Дарвин.



Как самостоятельное научное направ­ление невербальная коммуникация (из­вестная в зарубежной литературе под тер­мином nonverbal communication) сформи­ровалась сравнительно недавно, в 50-х гг. XX в. [Birdwhistell, 1970; Jandt, 1976; Key, 1982; Poyatos, 1983; Akert, Panter, 1988], хотя основы этой науки можно найти и в более ранних работах. Понятие невербаль­ной коммуникации тяготеет к семиотике [Sebeok, 1976], теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквива­лент, обозначаемый терминами паралинг-вистическая [Колшанский, 1974] кип экст­ралингвистическая коммуникация [Trager, 1964; Горелов, 1985; и др.].

Специалисты вкладывают различный смысл в термин «паралингвистическая» и «экстралингвистическая» коммуникация. Нет единого взгляда и на модальность информационного экстралингвистичес­кого канала (согласно Дж. Трайгеру, это информация, передаваемая только голо­сом, а по Т. Себеоку — голос плюс кине-сика). Ряд работ по невербальной ком­муникации посвящен информационно-коммуникационным свойствам кинесики, т. е. выразительных движений: мимики, жестов, пантомимики [Лабунская, 1986; Фейнберг, Асмолов, 1988; LaFrance, Mayo, 1978; Nierenberg, Calero, 1971]. Таким об­разом, понятие «невербальная коммуни­кация» можно определить как систему не­языковых (несловесных) форм и средств передачи информации.Настоящая глава по­священа в основном описанию звуковой модальности невербальной коммуникации в системе речевого общения.



3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 


Значение исследований невербальной коммуникации

Значение исследований невербальной коммуникации для таких областей психо­логической науки, как теория общения [Ломов, 1981, 1984; Брушлинский, Поли­карпов, 1990], теория субъекта [Брушлин­ский, 1996], восприятие и понимание че­ловека человеком [Бодалев, 1982, 1996], психология личности, психология речи [Рубинштейн, 1976; Леонтьев, 1997; Уша­кова, 1992; Павлова, 1995; Никонов, 1974; Цуканова, 1985], психология индивидуаль­ности [Голубева, 1993; Русалов, 1979], представляется очевидным. Примером важнейшей психологической ролиневер­бальной коммуникации в процессе ре­чевого общения служит тот факт, что невербальная информация может как зна­чительно усилить семантическое значение слова, так и существенно его ослабить, вплоть до полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе «Я рад Вас видеть», произнесенной раздражен­ным или насмешливым тоном). Ввиду эво­люционной древности, значительной сте­пени непроизвольности и подсознатель­ности восприятия невербальной информа­ции ее реципиент (слушатель) склонен (и это также в значительной степени нео­сознанно, подсознательно) более верить не столько вербальному, сколько невербаль­ному смыслу сообщения.

В теоретическом плане соотношения мышления и речиутвердилось представ­ление о речи как механизме мышления. В настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о важ­ной роли невербальных и подсознательных механизмов психики в процессах мышле­ния [Рамишвили, 1978; Симонов, 1988; Горелов, 1985], связанных в значительной мере с деятельностью «немого» правого полушария головного мозга. В этом смыс­ле оправдываются, по-видимому, высказы­вания Л. Фейербаха, писавшего: «Мыслить — значит связно читать евангелие чувств» (Избр. философ, произв. 1955. Т. I. С. 238).

Проблема невербальной коммуникации имеет большое значение не только в сис­теме общения «человек-человек», но и в системах «человек—машина» (т. е. в об-


ласти инженерной психологии),в частности в решении сложнейших научно-техничес­ких вопросов автоматического распозна­вания речи [Ли, 1983; Морозов, 1991], идентификации и верификации личности говорящего [Рамишвили, 1981; Пашина, Морозов, 1990], психологического контроля эмоциональных состояний человека-опе­ратора, работающего в стрессовых усло­виях [Речь и эмоции, 1974; Речь, эмоции, личность, 1978].

Наконец, особым, весьма важным и в то же время далеко не разработанным ас­пектом является изучение невербальной коммуникации как основы художествен­ного творчества[Эйзенштейн, 1980; Ми­халкович, 1986], в частности, в области музыкального искусства [Морозов, 1977, 1988, 1994; и др.]. Если слово адресуется к сознанию человека, его рационально-логической сфере, то невербальная инфор­мация, доминирующая в большинстве видов искусства, — к эмоционально-образ­ной сфере человека и его подсознанию. На этой важной психофизиологической закономерности основана огромная убеж­дающая сила искусства, которое как спе­цифическая форма невербальной комму­никации является могущественным средст­вом не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического форми­рования личности, эффективной агитации любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воз­действия на психику может быть употреб­лено как во благо, так и во зло, в зави­симости от намерений автора и исполни­телей.

Таким образом, невербальная комму­никация является междисциплинарной комплексной проблемой, охватывающей многие области теоретических и приклад­ных наук.

Классификация видов невербальной
коммуникации -...,*
, !

Существуют разные подходы к класси­фикации видов НК. На рис. 3.37 представ­лена наиболее полная классификация, по­строенная по принципу максимального приближения к природной сущности НК,



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 


ОБЩАЯ СИСТЕМА КОММУНИКАЦИИ

 


СЛУХОВАЯ       ЗРИТЕЛЬНАЯ   КОЖНО-ТАКТИЛЬНАЯ       ХЕМОРЕЦЕПЦИЯ: ОБОНЯНИЕ, ВКУС   ТЕПЛОРЕЦЕПЦИЯ: ЧУВСТВО ТЕПЛА, ХОЛОДА  
k              
ЖЕСТ, МИМИКА, ПОЗА, ДВИЖЕНИЕ И ДР.  
                 


ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ

 


БИОФИЗИЧЕСКАЯ

-> пол, возраст, рост, вес

 


> национальность(акцент)

СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВАЯ

ранг — иерархия

 


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

»•[ воля, характер, темперамент, самооценка и др. |


У   <Г^   расстояние   ^   удаление  
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ   азимут   приближение  
^-~— ^   движение   движение вокруг и др.  

общее медицинское состояние


 


МЕДИЦИНСКАЯ

логопедическая — заикание, дизартрии

фониатрическая — дисфонии, афонии


 


ФИЗИЧЕСКИЕ ПОМЕХИ

физические нарушения артикуляции — напряжение, давление, ускорение

акустические помехи — реверберация

электроакустические искажения в тракте


Рис. 3.37.Классификация основных видов невербальной информации и примеры их разновидностей



3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 


т. е. учитывающая ее полисенсорную природу (разные сенсорные субканалы), основные, наиболее значимые виды невер­бальной информации (эмоциональную, эстетическую, индивидуально-личност­ную, биофизическую, социально-типоло­гическую, пространственную, психоло­гическую, медицинскую, о физических помехах), их разновидности и общую иерархическую структуру НК в системе речевого общения.

3.9.2. Особенности невербальной коммуникации по сравнению с речью

Невербальная экстралингвистическая коммуникация обладает особенностями, принципиально отличающими ее от вер­бальной лингвистической коммуникации. Это:

1) полисенсорная природа НК, т. е. реа­лизация ее одновременно через разные органы чувств (слух, зрение, обоняние и др.);

2) эволюционно-историческая древ­ность по сравнению с вербальной речью;

3) независимость от семантики речи (слова могут говорить одно, а информа­ция голоса — другое);

4) значительная непроизвольность и подсознательность;

5) независимость от языковых барье­ров;

6) особенности акустических средств кодирования;

7) особенности психофизиологических механизмов восприятия (декодирование мозгом).

Полисенсорная природа невербальной коммуникации

Одной из важнейших особенностей НК является то, что она осуществляется через разные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла—холода).

В процессе речевого общения через слух передается та часть невербальной информации (НИ), которая представлена в звуке голоса говорящего или поющего,


т. е. в особенностях фонации (интонация, тембр и т. п.). Через зрительный анали­затор передаются сопровождающие речь особенности кинесики [Birdwhistell, 1970], т.е мимики, жестов, поз, телодвижений говорящего.

Кожно-тактильное чувство(осязание) имеет большое значение при дефиците зрительного восприятия: ориентации в темноте и особенно при отсутствии зрения у слепых. В последнем случае возможна информационная связь со слепым с по­мощью дактилографии — восприятие бук­венных и других знаков, выполненных в осязаемой форме (например, выпуклые контуры), считываемых поверхностью ладони или пальцами [Ярмоленко, 1961]. К кожной рецепции принадлежит и теп­ловое чувство (терморецепция), имеющее существенное значение при ориентации в окружающем мире. Жизненно важное зна­чение терморецепции состоит, в частности, в том, что она предупреждает организм о разрушительных для него воздействиях жары или холода.

Хеморецепция,представленная такими анализаторами, как обоняние и вкус, также весьма значительный канал НК. Помимо обыденных запахов, распространяемых человеческим телом и свидетельствующих о состоянии здоровья, гигиены и т. п., существуют запахи, создаваемые специ­фическими для мужчин и женщин вещест­вами — феромонами. В обонятельной сис­теме человека обнаружен парный рецеп-торный феромоназальный орган (ФНО), реагирующий на ничтожные концентра­ции феромонов. Феромоны, выраженные у людей в различные возрастные периоды и в разных психологических состояниях, оказывают сильное (причем подсознатель­ное) влияние на формирование симпатий и антипатий противоположного пола (т. е. половой привлекательности) и, следова­тельно, играют важнейшую роль в качестве невербального межполового средства воз­действия. На этом основании некоторые ученые причисляют ФНО к третьему по важности органу чувств человека после слуха и зрения [Шустер, 1996].

Таким образом, полисенсорная при­рода НК обеспечивает возможность вос­приятия человеком практически всех


з. познание и общем;


 


 


биологически и социально значимых ви­дов информации внешнего мира. Важно отметить, что в процессе непосредствен­ного речевого общения происходит взаи­модействие всех видов НИ, передаваемой по разным сенсорным каналам, а также с собственно речевой вербальной информа­цией. Этим обеспечивается высокая на­дежность адекватного восприятия и взаи­мопонимания людей в процессе общения.

Эволюционно-историческая древность НК

Многие теории происхождения языка рассматривают невербальную коммуника­цию как исторически древнюю основу возникновения современной речи [Рубин­штейн, 1976; Иди, 1977; Уайт, Браун, 1978; Линден, 1981; Фирсов, Плотников, 1981; Якушин, 1989]. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера (онтогенез повторяет филогенез) также является свидетельством эволюционной древности НК: в онтоге­незе НК предшествует вербальной комму­никации. Ребенок рождается с уже гото­выми средствами невербальной голосовой вокализации, а речь появляется лишь к 1,5-2-годовалому возрасту. Наконец, на­рушения речи, вызванные различными воздействиями на мозг (например, нар­коз), приводят прежде всего к потере вер­бальной речи, а затем к нарушению не­вербальной коммуникации как базирую­щейся на более древних структурах мозга (подкорка) и потому более устойчивой к деструктивным воздействиям. • ,•

Независимость НК от семантики речи

Канал невербальной коммуникации обладает свойством функциональной не­зависимости от вербальной. Практически это проявляется: а) в возможности адек­ватного восприятия человеком всех видов НК вне зависимости от семантического значения слова (опознавание личности говорящего, его эмоционального состоя­ния, пола, возраста и т. п.); б) в диверген­ции между семантикой слова и значением невербальной информации (например,


радушные слова, произнесенные холод­ным тоном). Физиологической основе? независимости невербальной функции речи от вербальной является функциональ­ная асимметрияголовного мозга человека (ФАМ). Исследования ФАМ, начатые еще в 1861 г. французским антропологом П. Брока, а также в 1874 г. К. Вернике блестяще продолженные в наше время Р. Сперри, удостоенным за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с тем ряд со­временных зарубежных и отечественных работ свидетельствует о ведущей роли пра­вого полушария в переработке невербаль­ной информации (см. обзоры: [Морозов и др., 1988; Bryden, 1982; Kimura, 1967; Darwin, 1969]).

Существуют разные методы, подтверж­дающие реальность функциональной асимметрии мозга: а) фармакологический метод — введение в правую или левую артерию мозга (по медицинским пока­заниям, например, снятие болей) анесте­зирующего вещества, что приводит к тор­можению функций соответствующего полушария (проба Вада); б) электрофизио­логический метод — воздействие на правое или левое полушарие мозга электрическим током (по медицинским показаниям, на­пример, как способ лечения психических заболеваний); в) клинический метод на­блюдений людей с травматическими нарушениями правого или левого мозга: г) психоакустические методы — сравни­тельные исследования особенностей вос­приятия человеком вербальной или невер­бальной информации через правое или левое ухо при моноуральном и дихоти-ческом восприятии [Морозов и др., 1988]. В последнем случае показано, что вербаль­ная информация по критерию запомина­ния слов лучше воспринимается правым ухом (так как в этом случае адресуется к левому полушарию, т. е. речевым центрам Вернике, вследствие перекреста нервных путей), а невербальная информация по критерию узнавания эмоциональной ин­тонации лучше воспринимается левым ухом (так как в этом случае адресуется к правому полушарию мозга).



3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 


Значительная непроизвольность и подсознательность НК

Значительная непроизвольность и в определенной мере подсознательность НК восприятия и формирования экстралинг­вистической информации является также ее существенной особенностью по срав­нению с речью. При речевом общении человек прежде всего озабочен восприя­тием смысла слов. Интонационно-тембровый ••аккомпанемент» звуковой речи остается как бы на втором плане нашего сознания и в большей степени подсознания. Это вызвано тем, что невербальные средства общения имеют наиболее древнее эволю­ционное происхождение и более глубоко расположенные области мозгового пред­ставительства. Так, например, помимо центров в правом полушарии коры голов­ного мозга мощнейший центр регули­рования эмоционального поведения на­ходится в лимбической системе мозга. Непроизвольность и подсознательность невербального поведения человека (не только голосового, но и двигательного — жест, поза, мимика) часто выдает истин­ные намерения и мнения говорящего, про-~иворечащие его словам.


готовится преступление, и даже знал ка­кое. Это было понятно из того, что слы­шалось в обоих голосах, это было в их тембре, в кадансе, в ритме, в паузах, в цезурах... Музыка — точная вещь, точнее речи!». Здесь автором подчеркивается осо­бая способность именно музыканта и дирижера Калины с его тонким слухом воспринять и понять, что хотели сказать друг другу люди. Это несомненно так, но предметно-образным эмоциональным слу­хом, который в данном случае оказал услугу Калине, обладают не только музы­канты, но и все люди, правда, в сущест­венно разной степени.

Научные психологические исследова­ния подтверждают межъязыковую универ­сальность невербальной коммуникации. Исследователи показывали фотографии людей с выражением радости, отвращения, удивления, печали, гнева и страха пред­ставителям разных языковых культур и просили их определить характер этих эмо­ций. В результате были получены высокие проценты адекватного восприятия данных эмоций, несмотря на значительные разли­чия между языковыми культурами опро­шенных [Блум и др., 1988].


Независимость НК ".'•.'••'".'• ;, зт языковых барьеров

Всеобщая, независящая от языковых барьеров понятность, т. е. универсальность невербального экстралингвистического кода, позволяет людям объясняться и по-

-шмать друг друга при незнании языков. Любопытный пример такого рода приво­дит чешский писатель К. Чапек в рассказе

-Дирижер Калина». Человек оказывается ло воле судьбы в чужой стране и, не зная

-.зыка этой страны, тем не менее понимает случайно подслушанный разговор двух тюдей: «Слушая этот ночной разговор, я был совершенно убежден, что Контрабас склонял Кларнет к чему-то преступному. Я знал, что Кларнет вернется домой и безвольно сделает все, что велел Контра­бас. Я все это слышал, а слышать — это больше, чем понимать слова. Я знал, что


Особенности акустических средств передачи (кодирования) невербальной информации

Основными акустическими средствами передачи различных видов невербальной информации от говорящего к слушателю являются: а) тембрголоса, физическим эквивалентом которого является спектрзвука, т. е. графическое отображение час­тотного (обертонового) состава голоса; б) мелодика речи(изменение высоты го­лоса во времени); в) энергетические харак­теристики(сила голоса и ее изменение);

г) темпоритмическиеособенности речи;

д) атипичные индивидуальные особенностипроизношения (смех, покашливание, заи­кание и т. п.).

Носителем вербальной фонетической информации является спектр сложного речевого звука, точнее — динамика фор-мантной структуры спектра во времени



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 


[Фант, 1964]. При этом для речи высота голоса, т. е. частота основного тона, прак­тически не имеет значения1, поскольку всякую речевую информацию можно пе­редать голосом любой частоты в пределах звуковысотного диапазона говорящего. Что же касается невербальных видов информации, то носителем ее наряду со спектром являются и звуковысотные характеристики голоса (мелодика речи, т. е. динамика частоты основного тона). Указанная особенность невербальной, в частности эмоциональной, информации позволяет моделировать ее средствами ин­струментальной музыки, голосом певца, поющего одну лишь мелодию на одной гласной (вокализ), и даже частотно-моду­лированным чистым тоном (свистом). Музыкальные категории — минор и ма­жор — следствие этой закономерности.

Высота голосаи ее измерения во вре­мени — носитель не только эмоциональ­ной, но и других видов невербальной ин­формации, например возрастной, половой, индивидуально-личностной. Биофизичес­кой основой этого является, в частности, обратно пропорциональная зависимость частоты основного тона речи человека от длины и мощности его голосовых связок. У женщин и детей, связки которых короче и тоньше, чем у мужчин, высота голоса выше примерно на октаву. Этой же зако­номерностью определяются индивидуаль­ные различия в высоте голоса разных лю­дей: высокие и полные люди имеют, как правило, более крупную гортань и более низкие голоса по сравнению с низкорос­лыми и худыми людьми. Указанные зако­номерности находят отражение в высоких коэффициентах корреляции между высо­той голоса людей, с одной стороны, и их полом, возрастом и весом — с другой.

Наряду с этим установлено, что важ­нейшим средством психоакустического кодирования невербальной информации является спектр звука, определяющий тембр голоса. Интегральный спектр голоса

'Следует заметить, что мелодика речи, будучи важнейшим компонентом интонации (последняяя реализуется также с участием ударения и темпорит-мических характеристк речи), играет немаловажную роль в передаче и смысловых характеристик выска­зывания (вопрос, утверждение, завершенность, не­завершенность) [Зиндер, 1979].


и речи с разным эмоциональным содер­жанием существенно различается особенно в высокочастотных областях спектра. Так. для гнева характерно усиление высоких обертонов, что приводит к увеличении: звонкости, «металличности» тембра, а для страха, наоборот, сильное падение высо­ких обертонов, что делает голос глухим, «тусклым», «сдавленным». Радость приводит к смещению формантных частот в более высокочастотную область, в результате чего человек говорит как бы «на улыбке».

При распознавании знакомых и незна­комых людей по звуку их голоса (индиви­дуально-личностная невербальная инфор­мация) испытуемые указывают, что они ориентируются на свойственное разным людям различие в тембрах (т. е. в спект­рах) голосов наряду с интонационными и другими особенностями их речи [Пашина. Морозов, 1990]. Сила голоса, в особен­ности динамика ее изменений во време­ни, — важное акустическое средство ко­дирования невербальной информации. Так, для печали характерна слабая, а для гнева — увеличенная сила голоса и т. п.

Наконец, существенная роль в кодиро­вании невербальной информации принад­лежит темпоритмическим характеристи­кам речи. Одна и та же фраза («Прости, я сам все расскажу...»), произнесенная по просьбе исследователей народным артис­том СССР О. Басилашвили с разными эмоциональными оттенками, имела сред­ний темп произнесения (слогов в секунду) при выражении: радости — 5,00, печали — 1,74, гнева — 2,96, страха — 4,45. Анало­гичные результаты получены при анализе эмоциональной выразительности вокаль­ной речи.

При исследовании людей разных воз­растных групп (биофизическая информа­ция) оказалось, что их средние статистиче­ские характеристики темпа речи сущест­венно различаются: в группе молодых лю­дей (17—25 лет) — 3,52 слога в секунду, в группе среднего возраста (38—45 лет) — 3,44, в группе старшего возраста (50-64 года) — 2,85, в группе старческого воз­раста (75-82 года) — 2,25 слога в секунду. Это вызвано тем, что с возрастом замед­ляется активность артикуляционного про­цесса.



3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 



РАДОСТЬ

Иллюстрацией важности ритмической организации речи в передаче эстетичес­кой информации может служить ритм стиха. Стихотворный ритм, как известно, отли­чается от ритма прозы своей упорядочен­ностью, т. е. равномерным чередованием ударных или безударных слогов (ямб, хо­рей, дактиль, амфибрахий и др.), а также одинаковым числом слогов в строке. Таким образом, помимо поэтического изящества мысли (метафоричность, ли­ричность и др.), что достигается вербаль­ными средствами, стихотворный жанр характеризуется и невербальными особен­ностями — упорядоченной ритмической организацией и рифмой, что достигается фонетическими средствами, т. е. извест­ным подбором благозвучных (сходных по звучанию) фонемных окончаний послед­них слов в стихотворных строках.

Важнейшая особенность кодирования невербальной информации речи состоит во взаимодействии различных акустических средств.Иными словами, любой вид не­вербальной информации передается, как правило, не каким-либо одним акустичес­ким средством, а одновременно несколь­кими. Например, информация о разном эмоциональном состоянии говорящего найдет выражение не только в изменении тембра (т. е. спектра) голоса, но и в харак­терных для каждой эмоции изменениях высоты, силы, темпоритмических показа­телях речевой фразы (рис. 3.38).

Указанные характерные комплексные изменения акустических свойств голоса и речи вызваны соответствующими измене­ниями общего физиологического состоя­ния человека при разных эмоциях, напри­мер усилением общей нервно-мышечной активности в состоянии гнева или нервно-психологической подавленностью и мы­шечной расслабленностью организма при печали. Это закономерно и отражается на работе органов образования голоса и речи.

Таким образом, различные психофизи­ческие характеристики человека (пол, воз­раст, рост, вес, эмоциональное состояние и др.), его психологические свойства за­кономерно отражаются в акустических особенностях речи и голоса, а это в свою очередь является объективной основой для адекватного субъективного восприятия говорящего слушателем.


 

ди - тя мо - е..

БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Спи, ди - тя мо - е..



ГНЕВ

Спи,

Спи,
страх

ди - тя мо - е..

Спи, ди-тя мое..

Рис. 3.38.Осциллограммы голоса (графическое

изображение динамики звука во времени)

показывают, что каждая эмоциональная интонация

выражается особыми, характерными для нее

акустическими средствами

Особенности психофизиологических механизмов восприятия невербальной информации

В предыдущем разделе показано, что акустические свойства (носители) вербаль­ной и невербальной информации сущест­венно различны. Значительно различаются и психофизиологические механизмы мозга, обеспечивающие декодирование (т. е. вы­деление из акустического сигнала) вер­бальной и невербальной информации речи.

Сложность проблемы состоит в том, что такая важнейшая акустическая характери-



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ


 


стика речи, как спектр, является носите­лем одновременно как вербальной (фоне­тической), так и невербальной (тембр го­лоса) информации. Каким образом мозг разделяет то и другое? Выдвинута гипо­теза, что данное разделение возможно бла­годаря реализуемым мозгом человека двум принципам (механизмам) обработки рече­вой информации, каждый из которых соответствует правому или левому полу­шарию мозга [Галунов и др., 1985; Моро­зов и др., 1988]. Первый механизм харак­теризуется тем, что мозг производит детальный посегментный (пофонемный) анализ временной последовательности речевых звуков подобно тому, как обучаю­щийся речи ребенок составляет слово из кубиков с изображением букв. Это свойст­венно левому полушарию мозга. Второй механизм заключается в интегральной целостной оценке речевых единиц (паттер­нов), например слов, и сравнении их с хра­нящимися в памяти эталонами звучания тембральных, интонационных, ритмичес­ких и других характеристик речи (право-полушарный принцип обработки речевой информации).

Эту гипотезу подтверждают проведен­ные разными авторами исследования, в частности опыты по восприятию чело-


веком эмоциональной, индивидуально-личностной и других видов невербальной экстралингвистической информации речи в условиях ее инвертированного во вре­мени звучания.

Модель двухканальной структуры речевой коммуникации

Согласно получившей широкое рас­пространение схеме К. Шеннона [1983] (рис. 3.39,А), любая система коммуника­ции, в том числе и рассматриваемая нами невербальная экстралингвистическая, представляет собой взаимодействие трех основных частей: 1) источника информации,в данном случае говорящего человека, генерирующего и передающего эту инфор­мацию; 2) сигнала,несущего информацию в закодированной определенным образом форме (в данном случае в форме акусти­ческих особенностей речи и голоса); 3) приемника,обладающего свойством де­кодировать указанную информацию, в данном случае слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия (слушателя).

Приведенная схема Шеннона представ­ляет систему коммуникации как однока-нальную (рис. 3.39,А). Однако, имея в виду


Рис. 3.39.Традиционная схема коммуникации (А), представленная одним каналом [Шеннон, 1983], и схема речевого общения (Б), подчеркивающая его двухканальную природу [Морозов, 1989]

ШУМ

 


©

ИСТОЧНИК РЕЧИ

ПРИЕМНИК (СЛУШАТЕЛЬ)

1 1 1 1 1 1 1   Левый мозг           —>   Лингвистическая информация               Левый  
                    >   мозг  
>   i г   h   ^   t       >   i г      
Правый мозг   Экстралингвистическая информация   Правый  
                    — >   мозг  
           
                               

Шум

Шум

Шум

 


 


Система обратных связей

 



3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения


 


сложную вербально-невербальную приро­ду системы речевой коммуникации и ряд вышеприведенных принципиальных отли­чий невербальной коммуникации от соб­ственно речевой — вербальной, общую структуру системы речевой коммуникации следует представить как двухканальную(разумеется, не в технологическом, а в психологическом смысле), т. е. как состоя­щую из вербального,собственно речевого лингвистического, и невербальногоэкстра­лингвистического каналов (рис. 3.39,Б) [Морозов, 1989].

Рассмотренная выше (см. с. 308) роль функциональной асимметрии мозга чело­века в переработке вербальной и невер­бальной информации проявляется как в процессах восприятия речи и других зву­ков (у слушателей), так и в механизмах ее формирования (порождения) у говоря­щего (поющего, музицирующего). Это обстоятельство находит отражение в тео­ретической модели (см. рис. 3.39,Б) в виде разделения вербального и невербального каналов не только в среднем звене сис­темы коммуникации (акустический сиг­нал), но и в начальном (говорящий) и конечном (слушатель) звеньях. Таким об­разом, вербальный (собственно лингвис­тический) и невербальный (экстралинг­вистический) каналы оказываются обособ­ленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации.

Вместе с тем между вербальным и не­вербальным каналами наблюдается тес­нейшее взаимодействие и взаимовлияние, что на схеме отмечено вертикальными стрелками. Например, радушные слова, произнесенные язвительным тоном, теряют радушный смысл. Две категории обратных связей на схеме обозначают: ОС-1 — сис­тему собственно сенсорного самоконтроля говорящим процессов образования его речи и ОС-2 — контроля говорящим ре­зультатов воздействия его речи на слуша­теля.

В рамках невербального канала, функ­ционирующего в системе речевого обще­ния, слушателю передается акустическим яугем до десяти основных категорий ин­формации о говорящем вне зависимости от того, что произносит человек (см. рис. 3.39).


3.9.3. Виды невербальной информации и особенности их восприятия

В системе речевого общения можно выделить до девяти видов невербальной информации (НИ), передаваемой особен­ностями звукопроизношения, т. е. средст­вами фонации:1) эмоциональную, 2) эсте­тическую, 3) индивидуально-личностную, 4) биофизическую, 5) социально-группо­вую, 6) психологическую, 7) пространст­венную, 8) медицинскую, 9) информацию о физических помехах, сопровождающих процесс речевого общения. Эти виды НИ могут быть переданы и средствами кине-сики с учетом специфики зрительного информационного канала. Каждый из перечисленных девяти видов НИ можно условно разделить на значительное число подвидов, так что в целом можно насчи­тать сотни разновидностей невербальной информации, характеризуемой соответст­вующим числом словесных определений и характеристик. Рассмотрим кратко виды НИ, передаваемые особенностями звуко­произношения, т. е. средствами фонации.

Эмоциональная информация






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.