Обратная связь
|
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОАКУСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Введение
Краткая характеристика проблемы
Невербальная коммуникация —важнейшее наряду с вербальной речью средство общения и взаимопонимания людей. Б.Ф. Ломов назвал проблему общения «базовой категорией, логическим центром общей системы психологической проблематики», указав на ее недостаточную разработанность в психологии, в том числе и в плане невербальных средств общения [Ломов, 1981, 1984]. В процессе общения реализуются такие специфические человеческие свойства и субъективные особенности людей, как мышление и речь [Бруш-линский, Поликарпов, 1990; Брушлин-ский, 1996], формирование, актуализация и диагностика способностей [Дружинин, 1996].
Традиционно принято отождествлять речь со словом, т. е. с вербальной знаково-символической (собственно лингвистической) функцией речи. Между тем звуковая речь как средство общения несет слушателю независимо от семантики слова, т. е. как бы «между слов», невербально весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношении к собеседнику, предмету разговора, самому себе и т. п. Таким образом, невербальная коммуникация (НК) осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет как бы второй по отношению к слову информационный канал в системе общения.
Вместе с тем понятие «невербальная коммуникация» выходит далеко за рамки речевого общения, поскольку имеет самостоятельное значение и реализуется во многих других (неречевых) системах и каналах передачи информации, например, в сфере полисенсорного взаимодействия человека с внешним миром (с участием
разных органов чувств: зрения, слуха виброрецепции, хеморецепции, кожно-тактиль-ной рецепции и др.), в разного рода неречевых биотехнологических информационных системах сигнализации и связи, в различных видах сценического и изобразительного искусства и др. В области зоопсихологии можно говорить о невербальной коммуникации как средстве информационного взаимодействия животных, тем самым подчеркивается эволюционная древность невербальной коммуникации по отношению к вербальной [Горелов, 1985], на что указывал еще Ч. Дарвин.
Как самостоятельное научное направление невербальная коммуникация (известная в зарубежной литературе под термином nonverbal communication) сформировалась сравнительно недавно, в 50-х гг. XX в. [Birdwhistell, 1970; Jandt, 1976; Key, 1982; Poyatos, 1983; Akert, Panter, 1988], хотя основы этой науки можно найти и в более ранних работах. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике [Sebeok, 1976], теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый терминами паралинг-вистическая [Колшанский, 1974] кип экстралингвистическая коммуникация [Trager, 1964; Горелов, 1985; и др.].
Специалисты вкладывают различный смысл в термин «паралингвистическая» и «экстралингвистическая» коммуникация. Нет единого взгляда и на модальность информационного экстралингвистического канала (согласно Дж. Трайгеру, это информация, передаваемая только голосом, а по Т. Себеоку — голос плюс кине-сика). Ряд работ по невербальной коммуникации посвящен информационно-коммуникационным свойствам кинесики, т. е. выразительных движений: мимики, жестов, пантомимики [Лабунская, 1986; Фейнберг, Асмолов, 1988; LaFrance, Mayo, 1978; Nierenberg, Calero, 1971]. Таким образом, понятие «невербальная коммуникация» можно определить как систему неязыковых (несловесных) форм и средств передачи информации.Настоящая глава посвящена в основном описанию звуковой модальности невербальной коммуникации в системе речевого общения.
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
Значение исследований невербальной коммуникации
Значение исследований невербальной коммуникации для таких областей психологической науки, как теория общения [Ломов, 1981, 1984; Брушлинский, Поликарпов, 1990], теория субъекта [Брушлинский, 1996], восприятие и понимание человека человеком [Бодалев, 1982, 1996], психология личности, психология речи [Рубинштейн, 1976; Леонтьев, 1997; Ушакова, 1992; Павлова, 1995; Никонов, 1974; Цуканова, 1985], психология индивидуальности [Голубева, 1993; Русалов, 1979], представляется очевидным. Примером важнейшей психологической ролиневербальной коммуникации в процессе речевого общения служит тот факт, что невербальная информация может как значительно усилить семантическое значение слова, так и существенно его ослабить, вплоть до полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе «Я рад Вас видеть», произнесенной раздраженным или насмешливым тоном). Ввиду эволюционной древности, значительной степени непроизвольности и подсознательности восприятия невербальной информации ее реципиент (слушатель) склонен (и это также в значительной степени неосознанно, подсознательно) более верить не столько вербальному, сколько невербальному смыслу сообщения.
В теоретическом плане соотношения мышления и речиутвердилось представление о речи как механизме мышления. В настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о важной роли невербальных и подсознательных механизмов психики в процессах мышления [Рамишвили, 1978; Симонов, 1988; Горелов, 1985], связанных в значительной мере с деятельностью «немого» правого полушария головного мозга. В этом смысле оправдываются, по-видимому, высказывания Л. Фейербаха, писавшего: «Мыслить — значит связно читать евангелие чувств» (Избр. философ, произв. 1955. Т. I. С. 238).
Проблема невербальной коммуникации имеет большое значение не только в системе общения «человек-человек», но и в системах «человек—машина» (т. е. в об-
ласти инженерной психологии),в частности в решении сложнейших научно-технических вопросов автоматического распознавания речи [Ли, 1983; Морозов, 1991], идентификации и верификации личности говорящего [Рамишвили, 1981; Пашина, Морозов, 1990], психологического контроля эмоциональных состояний человека-оператора, работающего в стрессовых условиях [Речь и эмоции, 1974; Речь, эмоции, личность, 1978].
Наконец, особым, весьма важным и в то же время далеко не разработанным аспектом является изучение невербальной коммуникации как основы художественного творчества[Эйзенштейн, 1980; Михалкович, 1986], в частности, в области музыкального искусства [Морозов, 1977, 1988, 1994; и др.]. Если слово адресуется к сознанию человека, его рационально-логической сфере, то невербальная информация, доминирующая в большинстве видов искусства, — к эмоционально-образной сфере человека и его подсознанию. На этой важной психофизиологической закономерности основана огромная убеждающая сила искусства, которое как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, эффективной агитации любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений автора и исполнителей.
Таким образом, невербальная коммуникация является междисциплинарной комплексной проблемой, охватывающей многие области теоретических и прикладных наук.
Классификация видов невербальной коммуникации -...,* , !
Существуют разные подходы к классификации видов НК. На рис. 3.37 представлена наиболее полная классификация, построенная по принципу максимального приближения к природной сущности НК,
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
ОБЩАЯ СИСТЕМА КОММУНИКАЦИИ
|
СЛУХОВАЯ
|
| ЗРИТЕЛЬНАЯ
| КОЖНО-ТАКТИЛЬНАЯ
|
| ХЕМОРЕЦЕПЦИЯ: ОБОНЯНИЕ, ВКУС
| ТЕПЛОРЕЦЕПЦИЯ: ЧУВСТВО ТЕПЛА, ХОЛОДА
| k
|
|
|
| ЖЕСТ, МИМИКА, ПОЗА, ДВИЖЕНИЕ И ДР.
| | | | | | | | | |
-> пол, возраст, рост, вес
|
»•[ воля, характер, темперамент, самооценка и др. |
У
| <Г^
| расстояние
| ^
| удаление
| ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
| азимут
| приближение
| ^-~— ^
| движение
| движение вокруг и др.
| общее медицинское состояние
логопедическая — заикание, дизартрии
фониатрическая — дисфонии, афонии
физические нарушения артикуляции — напряжение, давление, ускорение
акустические помехи — реверберация
электроакустические искажения в тракте
Рис. 3.37.Классификация основных видов невербальной информации и примеры их разновидностей
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
т. е. учитывающая ее полисенсорную природу (разные сенсорные субканалы), основные, наиболее значимые виды невербальной информации (эмоциональную, эстетическую, индивидуально-личностную, биофизическую, социально-типологическую, пространственную, психологическую, медицинскую, о физических помехах), их разновидности и общую иерархическую структуру НК в системе речевого общения.
3.9.2. Особенности невербальной коммуникации по сравнению с речью
Невербальная экстралингвистическая коммуникация обладает особенностями, принципиально отличающими ее от вербальной лингвистической коммуникации. Это:
1) полисенсорная природа НК, т. е. реализация ее одновременно через разные органы чувств (слух, зрение, обоняние и др.);
2) эволюционно-историческая древность по сравнению с вербальной речью;
3) независимость от семантики речи (слова могут говорить одно, а информация голоса — другое);
4) значительная непроизвольность и подсознательность;
5) независимость от языковых барьеров;
6) особенности акустических средств кодирования;
7) особенности психофизиологических механизмов восприятия (декодирование мозгом).
Полисенсорная природа невербальной коммуникации
Одной из важнейших особенностей НК является то, что она осуществляется через разные сенсорные системы: слух, зрение, кожно-тактильные чувства, хеморецепцию (обоняние, вкус), терморецепцию (чувство тепла—холода).
В процессе речевого общения через слух передается та часть невербальной информации (НИ), которая представлена в звуке голоса говорящего или поющего,
т. е. в особенностях фонации (интонация, тембр и т. п.). Через зрительный анализатор передаются сопровождающие речь особенности кинесики [Birdwhistell, 1970], т.е мимики, жестов, поз, телодвижений говорящего.
Кожно-тактильное чувство(осязание) имеет большое значение при дефиците зрительного восприятия: ориентации в темноте и особенно при отсутствии зрения у слепых. В последнем случае возможна информационная связь со слепым с помощью дактилографии — восприятие буквенных и других знаков, выполненных в осязаемой форме (например, выпуклые контуры), считываемых поверхностью ладони или пальцами [Ярмоленко, 1961]. К кожной рецепции принадлежит и тепловое чувство (терморецепция), имеющее существенное значение при ориентации в окружающем мире. Жизненно важное значение терморецепции состоит, в частности, в том, что она предупреждает организм о разрушительных для него воздействиях жары или холода.
Хеморецепция,представленная такими анализаторами, как обоняние и вкус, также весьма значительный канал НК. Помимо обыденных запахов, распространяемых человеческим телом и свидетельствующих о состоянии здоровья, гигиены и т. п., существуют запахи, создаваемые специфическими для мужчин и женщин веществами — феромонами. В обонятельной системе человека обнаружен парный рецеп-торный феромоназальный орган (ФНО), реагирующий на ничтожные концентрации феромонов. Феромоны, выраженные у людей в различные возрастные периоды и в разных психологических состояниях, оказывают сильное (причем подсознательное) влияние на формирование симпатий и антипатий противоположного пола (т. е. половой привлекательности) и, следовательно, играют важнейшую роль в качестве невербального межполового средства воздействия. На этом основании некоторые ученые причисляют ФНО к третьему по важности органу чувств человека после слуха и зрения [Шустер, 1996].
Таким образом, полисенсорная природа НК обеспечивает возможность восприятия человеком практически всех
биологически и социально значимых видов информации внешнего мира. Важно отметить, что в процессе непосредственного речевого общения происходит взаимодействие всех видов НИ, передаваемой по разным сенсорным каналам, а также с собственно речевой вербальной информацией. Этим обеспечивается высокая надежность адекватного восприятия и взаимопонимания людей в процессе общения.
Эволюционно-историческая древность НК
Многие теории происхождения языка рассматривают невербальную коммуникацию как исторически древнюю основу возникновения современной речи [Рубинштейн, 1976; Иди, 1977; Уайт, Браун, 1978; Линден, 1981; Фирсов, Плотников, 1981; Якушин, 1989]. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера (онтогенез повторяет филогенез) также является свидетельством эволюционной древности НК: в онтогенезе НК предшествует вербальной коммуникации. Ребенок рождается с уже готовыми средствами невербальной голосовой вокализации, а речь появляется лишь к 1,5-2-годовалому возрасту. Наконец, нарушения речи, вызванные различными воздействиями на мозг (например, наркоз), приводят прежде всего к потере вербальной речи, а затем к нарушению невербальной коммуникации как базирующейся на более древних структурах мозга (подкорка) и потому более устойчивой к деструктивным воздействиям. • ,•
Независимость НК от семантики речи
Канал невербальной коммуникации обладает свойством функциональной независимости от вербальной. Практически это проявляется: а) в возможности адекватного восприятия человеком всех видов НК вне зависимости от семантического значения слова (опознавание личности говорящего, его эмоционального состояния, пола, возраста и т. п.); б) в дивергенции между семантикой слова и значением невербальной информации (например,
радушные слова, произнесенные холодным тоном). Физиологической основе? независимости невербальной функции речи от вербальной является функциональная асимметрияголовного мозга человека (ФАМ). Исследования ФАМ, начатые еще в 1861 г. французским антропологом П. Брока, а также в 1874 г. К. Вернике блестяще продолженные в наше время Р. Сперри, удостоенным за эти работы Нобелевской премии в 1981 г., и другими, привели к доказательству ведущей роли левого полушария мозга в обеспечении вербальной функции психики (центры Брока и Вернике). Вместе с тем ряд современных зарубежных и отечественных работ свидетельствует о ведущей роли правого полушария в переработке невербальной информации (см. обзоры: [Морозов и др., 1988; Bryden, 1982; Kimura, 1967; Darwin, 1969]).
Существуют разные методы, подтверждающие реальность функциональной асимметрии мозга: а) фармакологический метод — введение в правую или левую артерию мозга (по медицинским показаниям, например, снятие болей) анестезирующего вещества, что приводит к торможению функций соответствующего полушария (проба Вада); б) электрофизиологический метод — воздействие на правое или левое полушарие мозга электрическим током (по медицинским показаниям, например, как способ лечения психических заболеваний); в) клинический метод наблюдений людей с травматическими нарушениями правого или левого мозга: г) психоакустические методы — сравнительные исследования особенностей восприятия человеком вербальной или невербальной информации через правое или левое ухо при моноуральном и дихоти-ческом восприятии [Морозов и др., 1988]. В последнем случае показано, что вербальная информация по критерию запоминания слов лучше воспринимается правым ухом (так как в этом случае адресуется к левому полушарию, т. е. речевым центрам Вернике, вследствие перекреста нервных путей), а невербальная информация по критерию узнавания эмоциональной интонации лучше воспринимается левым ухом (так как в этом случае адресуется к правому полушарию мозга).
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
Значительная непроизвольность и подсознательность НК
Значительная непроизвольность и в определенной мере подсознательность НК восприятия и формирования экстралингвистической информации является также ее существенной особенностью по сравнению с речью. При речевом общении человек прежде всего озабочен восприятием смысла слов. Интонационно-тембровый ••аккомпанемент» звуковой речи остается как бы на втором плане нашего сознания и в большей степени подсознания. Это вызвано тем, что невербальные средства общения имеют наиболее древнее эволюционное происхождение и более глубоко расположенные области мозгового представительства. Так, например, помимо центров в правом полушарии коры головного мозга мощнейший центр регулирования эмоционального поведения находится в лимбической системе мозга. Непроизвольность и подсознательность невербального поведения человека (не только голосового, но и двигательного — жест, поза, мимика) часто выдает истинные намерения и мнения говорящего, про-~иворечащие его словам.
готовится преступление, и даже знал какое. Это было понятно из того, что слышалось в обоих голосах, это было в их тембре, в кадансе, в ритме, в паузах, в цезурах... Музыка — точная вещь, точнее речи!». Здесь автором подчеркивается особая способность именно музыканта и дирижера Калины с его тонким слухом воспринять и понять, что хотели сказать друг другу люди. Это несомненно так, но предметно-образным эмоциональным слухом, который в данном случае оказал услугу Калине, обладают не только музыканты, но и все люди, правда, в существенно разной степени.
Научные психологические исследования подтверждают межъязыковую универсальность невербальной коммуникации. Исследователи показывали фотографии людей с выражением радости, отвращения, удивления, печали, гнева и страха представителям разных языковых культур и просили их определить характер этих эмоций. В результате были получены высокие проценты адекватного восприятия данных эмоций, несмотря на значительные различия между языковыми культурами опрошенных [Блум и др., 1988].
Независимость НК ".'•.'••'".'• ;, зт языковых барьеров
Всеобщая, независящая от языковых барьеров понятность, т. е. универсальность невербального экстралингвистического кода, позволяет людям объясняться и по-
-шмать друг друга при незнании языков. Любопытный пример такого рода приводит чешский писатель К. Чапек в рассказе
-Дирижер Калина». Человек оказывается ло воле судьбы в чужой стране и, не зная
-.зыка этой страны, тем не менее понимает случайно подслушанный разговор двух тюдей: «Слушая этот ночной разговор, я был совершенно убежден, что Контрабас склонял Кларнет к чему-то преступному. Я знал, что Кларнет вернется домой и безвольно сделает все, что велел Контрабас. Я все это слышал, а слышать — это больше, чем понимать слова. Я знал, что
Особенности акустических средств передачи (кодирования) невербальной информации
Основными акустическими средствами передачи различных видов невербальной информации от говорящего к слушателю являются: а) тембрголоса, физическим эквивалентом которого является спектрзвука, т. е. графическое отображение частотного (обертонового) состава голоса; б) мелодика речи(изменение высоты голоса во времени); в) энергетические характеристики(сила голоса и ее изменение);
г) темпоритмическиеособенности речи;
д) атипичные индивидуальные особенностипроизношения (смех, покашливание, заикание и т. п.).
Носителем вербальной фонетической информации является спектр сложного речевого звука, точнее — динамика фор-мантной структуры спектра во времени
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
[Фант, 1964]. При этом для речи высота голоса, т. е. частота основного тона, практически не имеет значения1, поскольку всякую речевую информацию можно передать голосом любой частоты в пределах звуковысотного диапазона говорящего. Что же касается невербальных видов информации, то носителем ее наряду со спектром являются и звуковысотные характеристики голоса (мелодика речи, т. е. динамика частоты основного тона). Указанная особенность невербальной, в частности эмоциональной, информации позволяет моделировать ее средствами инструментальной музыки, голосом певца, поющего одну лишь мелодию на одной гласной (вокализ), и даже частотно-модулированным чистым тоном (свистом). Музыкальные категории — минор и мажор — следствие этой закономерности.
Высота голосаи ее измерения во времени — носитель не только эмоциональной, но и других видов невербальной информации, например возрастной, половой, индивидуально-личностной. Биофизической основой этого является, в частности, обратно пропорциональная зависимость частоты основного тона речи человека от длины и мощности его голосовых связок. У женщин и детей, связки которых короче и тоньше, чем у мужчин, высота голоса выше примерно на октаву. Этой же закономерностью определяются индивидуальные различия в высоте голоса разных людей: высокие и полные люди имеют, как правило, более крупную гортань и более низкие голоса по сравнению с низкорослыми и худыми людьми. Указанные закономерности находят отражение в высоких коэффициентах корреляции между высотой голоса людей, с одной стороны, и их полом, возрастом и весом — с другой.
Наряду с этим установлено, что важнейшим средством психоакустического кодирования невербальной информации является спектр звука, определяющий тембр голоса. Интегральный спектр голоса
'Следует заметить, что мелодика речи, будучи важнейшим компонентом интонации (последняяя реализуется также с участием ударения и темпорит-мических характеристк речи), играет немаловажную роль в передаче и смысловых характеристик высказывания (вопрос, утверждение, завершенность, незавершенность) [Зиндер, 1979].
и речи с разным эмоциональным содержанием существенно различается особенно в высокочастотных областях спектра. Так. для гнева характерно усиление высоких обертонов, что приводит к увеличении: звонкости, «металличности» тембра, а для страха, наоборот, сильное падение высоких обертонов, что делает голос глухим, «тусклым», «сдавленным». Радость приводит к смещению формантных частот в более высокочастотную область, в результате чего человек говорит как бы «на улыбке».
При распознавании знакомых и незнакомых людей по звуку их голоса (индивидуально-личностная невербальная информация) испытуемые указывают, что они ориентируются на свойственное разным людям различие в тембрах (т. е. в спектрах) голосов наряду с интонационными и другими особенностями их речи [Пашина. Морозов, 1990]. Сила голоса, в особенности динамика ее изменений во времени, — важное акустическое средство кодирования невербальной информации. Так, для печали характерна слабая, а для гнева — увеличенная сила голоса и т. п.
Наконец, существенная роль в кодировании невербальной информации принадлежит темпоритмическим характеристикам речи. Одна и та же фраза («Прости, я сам все расскажу...»), произнесенная по просьбе исследователей народным артистом СССР О. Басилашвили с разными эмоциональными оттенками, имела средний темп произнесения (слогов в секунду) при выражении: радости — 5,00, печали — 1,74, гнева — 2,96, страха — 4,45. Аналогичные результаты получены при анализе эмоциональной выразительности вокальной речи.
При исследовании людей разных возрастных групп (биофизическая информация) оказалось, что их средние статистические характеристики темпа речи существенно различаются: в группе молодых людей (17—25 лет) — 3,52 слога в секунду, в группе среднего возраста (38—45 лет) — 3,44, в группе старшего возраста (50-64 года) — 2,85, в группе старческого возраста (75-82 года) — 2,25 слога в секунду. Это вызвано тем, что с возрастом замедляется активность артикуляционного процесса.
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
Иллюстрацией важности ритмической организации речи в передаче эстетической информации может служить ритм стиха. Стихотворный ритм, как известно, отличается от ритма прозы своей упорядоченностью, т. е. равномерным чередованием ударных или безударных слогов (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и др.), а также одинаковым числом слогов в строке. Таким образом, помимо поэтического изящества мысли (метафоричность, лиричность и др.), что достигается вербальными средствами, стихотворный жанр характеризуется и невербальными особенностями — упорядоченной ритмической организацией и рифмой, что достигается фонетическими средствами, т. е. известным подбором благозвучных (сходных по звучанию) фонемных окончаний последних слов в стихотворных строках.
Важнейшая особенность кодирования невербальной информации речи состоит во взаимодействии различных акустических средств.Иными словами, любой вид невербальной информации передается, как правило, не каким-либо одним акустическим средством, а одновременно несколькими. Например, информация о разном эмоциональном состоянии говорящего найдет выражение не только в изменении тембра (т. е. спектра) голоса, но и в характерных для каждой эмоции изменениях высоты, силы, темпоритмических показателях речевой фразы (рис. 3.38).
Указанные характерные комплексные изменения акустических свойств голоса и речи вызваны соответствующими изменениями общего физиологического состояния человека при разных эмоциях, например усилением общей нервно-мышечной активности в состоянии гнева или нервно-психологической подавленностью и мышечной расслабленностью организма при печали. Это закономерно и отражается на работе органов образования голоса и речи.
Таким образом, различные психофизические характеристики человека (пол, возраст, рост, вес, эмоциональное состояние и др.), его психологические свойства закономерно отражаются в акустических особенностях речи и голоса, а это в свою очередь является объективной основой для адекватного субъективного восприятия говорящего слушателем.
Спи,
ди - тя мо - е..
Спи, ди-тя мое..
Рис. 3.38.Осциллограммы голоса (графическое
изображение динамики звука во времени)
показывают, что каждая эмоциональная интонация
выражается особыми, характерными для нее
акустическими средствами
Особенности психофизиологических механизмов восприятия невербальной информации
В предыдущем разделе показано, что акустические свойства (носители) вербальной и невербальной информации существенно различны. Значительно различаются и психофизиологические механизмы мозга, обеспечивающие декодирование (т. е. выделение из акустического сигнала) вербальной и невербальной информации речи.
Сложность проблемы состоит в том, что такая важнейшая акустическая характери-
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
стика речи, как спектр, является носителем одновременно как вербальной (фонетической), так и невербальной (тембр голоса) информации. Каким образом мозг разделяет то и другое? Выдвинута гипотеза, что данное разделение возможно благодаря реализуемым мозгом человека двум принципам (механизмам) обработки речевой информации, каждый из которых соответствует правому или левому полушарию мозга [Галунов и др., 1985; Морозов и др., 1988]. Первый механизм характеризуется тем, что мозг производит детальный посегментный (пофонемный) анализ временной последовательности речевых звуков подобно тому, как обучающийся речи ребенок составляет слово из кубиков с изображением букв. Это свойственно левому полушарию мозга. Второй механизм заключается в интегральной целостной оценке речевых единиц (паттернов), например слов, и сравнении их с хранящимися в памяти эталонами звучания тембральных, интонационных, ритмических и других характеристик речи (право-полушарный принцип обработки речевой информации).
Эту гипотезу подтверждают проведенные разными авторами исследования, в частности опыты по восприятию чело-
веком эмоциональной, индивидуально-личностной и других видов невербальной экстралингвистической информации речи в условиях ее инвертированного во времени звучания.
Модель двухканальной структуры речевой коммуникации
Согласно получившей широкое распространение схеме К. Шеннона [1983] (рис. 3.39,А), любая система коммуникации, в том числе и рассматриваемая нами невербальная экстралингвистическая, представляет собой взаимодействие трех основных частей: 1) источника информации,в данном случае говорящего человека, генерирующего и передающего эту информацию; 2) сигнала,несущего информацию в закодированной определенным образом форме (в данном случае в форме акустических особенностей речи и голоса); 3) приемника,обладающего свойством декодировать указанную информацию, в данном случае слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия (слушателя).
Приведенная схема Шеннона представляет систему коммуникации как однока-нальную (рис. 3.39,А). Однако, имея в виду
Рис. 3.39.Традиционная
схема коммуникации (А),
представленная одним
каналом [Шеннон, 1983],
и схема речевого общения
(Б), подчеркивающая его
двухканальную природу
[Морозов, 1989]
|
ПРИЕМНИК (СЛУШАТЕЛЬ)
1 1 1 1
1 1 1
| Левый мозг
|
|
| —>
| Лингвистическая информация
|
|
|
| Левый
|
|
|
|
|
| — >
| мозг
| >
| i
г
| h
| ^
| t
|
| >
| i
г
|
| Правый мозг
| Экстралингвистическая информация
| Правый
|
|
|
|
|
| — >
| мозг
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | |
3.9. Невербальная коммуникация в системе речевого общения
сложную вербально-невербальную природу системы речевой коммуникации и ряд вышеприведенных принципиальных отличий невербальной коммуникации от собственно речевой — вербальной, общую структуру системы речевой коммуникации следует представить как двухканальную(разумеется, не в технологическом, а в психологическом смысле), т. е. как состоящую из вербального,собственно речевого лингвистического, и невербальногоэкстралингвистического каналов (рис. 3.39,Б) [Морозов, 1989].
Рассмотренная выше (см. с. 308) роль функциональной асимметрии мозга человека в переработке вербальной и невербальной информации проявляется как в процессах восприятия речи и других звуков (у слушателей), так и в механизмах ее формирования (порождения) у говорящего (поющего, музицирующего). Это обстоятельство находит отражение в теоретической модели (см. рис. 3.39,Б) в виде разделения вербального и невербального каналов не только в среднем звене системы коммуникации (акустический сигнал), но и в начальном (говорящий) и конечном (слушатель) звеньях. Таким образом, вербальный (собственно лингвистический) и невербальный (экстралингвистический) каналы оказываются обособленными во всех звеньях цепи речевой коммуникации.
Вместе с тем между вербальным и невербальным каналами наблюдается теснейшее взаимодействие и взаимовлияние, что на схеме отмечено вертикальными стрелками. Например, радушные слова, произнесенные язвительным тоном, теряют радушный смысл. Две категории обратных связей на схеме обозначают: ОС-1 — систему собственно сенсорного самоконтроля говорящим процессов образования его речи и ОС-2 — контроля говорящим результатов воздействия его речи на слушателя.
В рамках невербального канала, функционирующего в системе речевого общения, слушателю передается акустическим яугем до десяти основных категорий информации о говорящем вне зависимости от того, что произносит человек (см. рис. 3.39).
3.9.3. Виды невербальной информации и особенности их восприятия
В системе речевого общения можно выделить до девяти видов невербальной информации (НИ), передаваемой особенностями звукопроизношения, т. е. средствами фонации:1) эмоциональную, 2) эстетическую, 3) индивидуально-личностную, 4) биофизическую, 5) социально-групповую, 6) психологическую, 7) пространственную, 8) медицинскую, 9) информацию о физических помехах, сопровождающих процесс речевого общения. Эти виды НИ могут быть переданы и средствами кине-сики с учетом специфики зрительного информационного канала. Каждый из перечисленных девяти видов НИ можно условно разделить на значительное число подвидов, так что в целом можно насчитать сотни разновидностей невербальной информации, характеризуемой соответствующим числом словесных определений и характеристик. Рассмотрим кратко виды НИ, передаваемые особенностями звукопроизношения, т. е. средствами фонации.
Эмоциональная информация
|
|