Обратная связь
|
О психологической природе речи И языка
Ранний этап
Загадка природы человеческой речи давно будоражила пытливые умы. Дошедшие до нас источники обнаруживают, что уже античные ученые обсуждали вопросы о том, как связаны между собой звук и значение, чем слово отличается от обозначаемой вещи, можно ли через имя воздействовать на его носителя, каким образом говорящий человек выражает себя в речи. Многие из этих вопросов остались трудноразрешимыми и в наши дни; для древних же ученых они были загадками без ответов.
Высокого уровня достигала у них практика использования речи в жизненных ситуациях. С древности дошли до нас имена знаменитых ораторов — таких, как Демосфен, Цицерон, — владевших умением убеждать, способных увлечь за собой аудиторию. Тогда же были заложены основы специальной науки — риторики как области знаний и приемов красивой, убеждающей речи. В сочинениях Платона, Аристотеля мы находим рецепты построения такой речи. Платон сравнивал публичную речь с живым существом, у которого должны быть соразмерны голова, туловище, конечности. Аристотель выделил четыре ее нормативные части: предисловие — в нем содержится основная тема («мелодия»); рассказ — последовательно по частям представляются факты; доказательство — дает их толкование; заключение — оратор напоминает о цели выступления и стремится добиться к себе расположения.
Античная риторика была истинно практической, так как ориентировалась на нужды общества, ценившего красноречие. Впоследствии практическая направлен ность интереса к речи была утрачена, и риторика трансформировалась в отвлечен ное исследование специальных речевых форм — риторических фигур. Она превра тилась в схоластику и надолго потеряла свое значение. : >
Идея рациональности
Рациональное понимание речи и языка отразилось в появившемся в XVII в. исследовании под названием «Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля». В Пор-Рояле, недалеко от Парижа, находился монастырь, где двое молодых ученых А. Арно и К. Лансло, философ и лингвист, соединили свои усилия для создания труда по теории языка. Вскоре этот труд появился; в нем была последовательно выражена рационалистическая идея. Язык изобретается, придумывается людьми, в нем они проявляют операции своего рассудка. Каждому акту сознания — созерцанию, суждению, умозаключению — соответствует своя грамматическая операция. Грамматика призвана выражать логику. Рассматривая последовательно разные стороны языка: буквы, слоги, слова, включив лексику, синтаксис, авторы стремились проследить эту связь. Поскольку ее не обнаружили в ряде моментов, было предложено объяснение: логика образует высший рациональный слой языка, однако в процессе его использования возникают «испорченные» формы, которые создают низкий слой повседневного языка (см. [Арно, Лансло, 1990]).
ЯЗЫК и дух
На смену рационализму XIX в. принес «романтическую» идею: язык — проявление человеческого духа. Секрет языка состоит в том, как дух обнаруживает себя в нем. Крупнейшим представителем этой позиции стал немецкий ученый Вильгельм Гумбольдт (1767-1835). Знаток многих языков, он исследовал, какими путями языки разных типов образуют слова, каковы способы обозначения их родства, как слова связываются в предложении и каким образом обозначается эта связь. Он пришел к мысли, что эти операции необходимы человеческому духу для самовыражения, они представляют собой «чисто умственную» сторону языка, его внутреннюю форму. Внутренняя форма языка тесно связана со сферой понятий человека, его видением мира. Даже при, казалось бы,
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
простом наименовании предметов человек выражает не сам предмет, а свой взгляд на него. Давая имя, человек относит предмет к системе, затрагивает общие отношения и логические понятия.
По мысли Гумбольдта, язык выражает дух не только отдельного человека, но и целого народа. Существуют языки реалистические (например, греческий) и субъективные (например, немецкий). Национальный характер языка проявляется в словосочинении, речевых периодах. Богатство понятий увеличивает их сложность. Народы с сильным поэтическим и философским духом имеют развитой и сложный язык (см. [Гумбольдт, 1985]).
Гумбольдта принято считать языковедом, лингвистом. Однако его глубокое проникновение во внутреннюю структуру языка в ее связи с человеческим духом дает все основания рассматривать его работы как психологические или, быть может, психолингвистические. Не удивительно, что многие его последователи развивали именно психологическую сторону его учения.
Наряду с этим многие последующие лингвистические разработки развивались по линии чисто объективного изучения своего объекта, глубоко проникая в природу языка (с. 270-272). Тем не менее в наши дни наука приходит ко все большему пониманию значения субъективного фактора в языке — позиции, составившей основу теории Гумбольдта.
Язык и мысль
Среди последователей Гумбольдта видное место принадлежит нашему соотечественнику А.А. Потебне (1835-1891). Он, как и Гумбольдт, использовал в исследовании свое знание многих языков. Главная тема его труда — вопрос о соотношении языка и мысли. Эта тема, по его мнению, исчерпывает все языковедение. Основная идея Потебни состояла в том, что язык формирует мысль, является ее порождающим механизмом. Отсюда возникает возможность увидеть в языкознании материал для изучения развития мысли. Так, грамматические категории дают возможность развиться основным катего-
риям мысли. Построение предложений можно рассматривать как взаимодействие понятийных категорий. Рост предикативности в языке связан с эволюцией сознания, когда идея процесса, т. е. динамики, становится ведущей (см. [Потебня, 1976]). В этих общих воззрениях Потебни на природу языка можно видеть далекое предвосхищение тех идей, которые в наши дни оформились как гипотеза лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа.
Язык и природа
В. Вундт (1832-1920) - крупнейший ученый на границе веков, разрабатывавший вопросы психологии языка и речи. С его именем связывают начало психологии как самостоятельной науки, имеющей свои экспериментальные основания. Среди многих изученных им психологических вопросов проблема языка и речи рассмотрена не только в психологическом, но и естественнонаучном аспекте. Он интересовался происхождением человеческого языка и объяснял его присущей людям общей способностью выражать свои чувства и аффекты. Язык, по мнению Вундта, имеет то же происхождение, что и жесты, крики радости или горя, являясь средством выражения психологических состояний и эмоциональной сферы. Он анализировал язык жестов маленьких детей и глухонемых, сравнивал жесты первобытных народов и европейцев. Большое значение Вундт придавал использованию в речи природных звуков, считая, что звукоподражание и звуковые жесты составляют натуральную основу человеческого языка. Наблюдаемую изменчивость языков он объяснял сдвигами в звуковой структуре, которые вызваны причинами физиологического и психологического характера: затруднениями в произнесении, смешением звуков, заимствованиями одного языка из другого, влиянием социального окружения, культуры.
Основная работа Вундта, посвященная проблеме языка и речи, издана в 1900 г. и, к сожалению, не переведена на русский язык. Кроме многих ценных мыслей и наблюдений, она представляет естественно-
3.8. Речь, язык, коммуникация
ориентированный подход к рассматриваемой проблеме, что оказывается актуальным и в наши дни.
Аналитическая установка
До XX в. исследования по интересующей нас тематике носили глобальный характер. Ставились и обсуждались вопросы наиболее общего свойства: происхождения языка, его природы, связи с рациональной или эмоциональной стороной психики. Такого рода подход соответствовал современному уровню развития естественных и гуманитарных наук. Он сохраняет свою ценность и в наши дни. В то же время для дальнейшего развития области было необходимо накопление конкретных фактических данных, проверка и уточнение гипотез, порой сужение сферы исследования для достижения более точных результатов.
Именно это и произошло в начале XX в., когда в науке активно развивался эксперимент, возникали подходы к формированию психологии как позитивной науки, опирающейся на объективные факты. В области исследования речи появились темы конкретно-эмпирического характера. Поначалу исследователи пользовались первым доступным объективным методом — наблюдением. Стали накапливаться описания развития детской речи (ее онтогенеза). Собирались и издавались словари речевых ошибок типа оговорок. Привлекли внимание формы речевых нарушений, патологий речи, наблюдаемых при недоразвитиях, мозговых травмах. Несколько позднее появились темы взаимоотношения речи и мышления, речевой памяти, внутренней и эгоцентрической речи, биологического и социального в языке и речи. Возник поток исследований по отдельным, порой частным проблемам. Здесь следует сказать об этапе эмпирической многоаспектности исследований (как это квалифицируется Я.А. Пономаревым).
Большое значение в науке первой половины XX в. приобрела аналитическая установка. Образцом для подражания стали естественные и точные науки. Их идеалы и нормы определили представле-
ние о научном результате, доказательности, организации научного знания. Аналитическая установка ориентирована на изучение таких аспектов речи и языка, которые поддаются объективной регистрации и измерению, являются устойчивыми, повторяющимися, допускают классификацию. Школа И.П. Павлова, бихевиористский подход, структурная теория языка, другие работы, относящиеся к этому периоду, выражали стремление ученых подойти к предмету изучения так, чтобы избегать всякого рода субъективных, «ментальных» составляющих, связанных с оперированием смыслами, сознанием говорящего человека. Результатом развития в этом направлении стали знания, относящиеся к системе языка, активное проведение экспериментальных исследований. Наряду с достигнутыми успехами полезными оказались и те поражения, которые испытала наука, встав на этот путь.
Вторая сигнальная система •>•'''•••
Развивая физиологическую теорию высшей нервной деятельности, И.П. Павлов ставил задачу раскрытия законов психической деятельности, в том числе в самых сложных ее формах, — таких, как речь человека. По Павлову, «слово благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внутренними и внешними раздражителями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет»; оно допускает отвлечение и обобщение и свидетельствует о «чрезвычайной прибавке» в механизмах высшей нервной деятельности человека по сравнению с животными. У человека формируется вторая сигнальная система, которую Павлов понимал как сложнейший физиологический механизм, осуществляющий речеязыковую деятельность. Идея второй сигнальной системы была выдвинута в конце жизни ученого и не получила серьезного развития при его участии. Однако она обладала большим внутренним потенциалом, поскольку способствовала укреплению естественнонаучной позиции, ориентации на изучение механизмов речи
ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
и соблюдение объективности анализа. С этой точки зрения есть основания считать, что павловский подход подготовил почву для появления когнитивного направления в психологии нашего времени, который как раз и направлен на точное описание скрытых механизмов познания.
Идея второй сигнальной системы повлияла и на конкретные исследовательские разработки. Они оказались ценными, поскольку показали возможность исследования внутренних механизмов речи и воспроизведения в эксперименте некоторых сторон их организации. Наиболее ранними в этой области были эксперименты Н.И. Красногорского и А.Я. Федорова (1935), в которых выявлялись межсловесные временные связи — те, которые в психологии называются ассоциативными. Опыт состоял в том, что детям для заучивания давался ряд слов, обозначающих птиц («воробей», «грач» и др.), и между этими словами устанавливались ассоциации. Затем лишь на одно из слов («воробей») путем подкрепления его безусловным раздражителем вырабатывался условный рефлекс. После закрепления условно-рефлекторной реакции каждое слово из ассоциативного ряда стало вызывать ту же реакцию, что и слово «воробей». Далее вводилась проба на обобщающее слово «птица». Оно без специальной выработки, «с места», вызвало условно-рефлекторную реакцию. Данный факт с очевидностью свидетельствовал о возможности устанавливать в опыте межсловесные временные связи, а также выявлять те, которые сложились в прежнем опыте детей.
Позднее ряд авторов в нашей стране и за рубежом в разных формах воспроизвели аналогичную экспериментальную ситуацию (Г. Разран, Б. Рис, Л.А. Шварц, О.С. Виноградова, Т.Н. Ушакова и др.). Было накоплено много свидетельств тому, что слова языка хранятся в нервной системе человека в виде связанных структур, получивших названия «вербальные сети», «семантические поля». Позднее эти данные оказались ценными при разработке проблемы организации вербальной памяти человека. Выяснилось, что все слова человеческого лексикона включены в
структуру вербальной сети (рис. 3.28). Этой структуре принадлежит важная роль в общем речеязыковом механизме.
Речь как поведение — бихевиористский подход
В общей форме позицию классического бихевиоризма отражает известное высказывание Дж. Уотсона: «...мыслительные процессы являются просто моторными навыками гортани» (1913). Речь есть не что иное, как рефлекторная деятельность артикуляторного аппарата. Развернутый вариант бихевиористской концепции речи представлен в книге Б.Ф. Скиннера «Вербальное поведение» (1957). Скиннер отождествлял вербальное поведение с любым другим и трактовал его по обычной схеме оперантного обусловливания: поведение осуществляется организмом в соответствии с частотой подкрепления. В итоге была сформирована едва ли не самая простая из существующих концепция речи. Наличное речевое поведение человека — результат индивидуального опыта подкрепления или неподкрепления словесных реакций. Все члены языковой общности, пишет Скиннер, приучаются употреблять определенную речевую форму всякий раз, когда ситуация представляет некоторые относительно постоянные характеристики. Ситуация автоматически вызывает употребление определенного слова. Эта словесная реакция служит стимулом для следующей реакции. В результате возникает цепь рефлекторных актов, которая и есть «вербальное поведение».
Бихевиористский подход к речи относится лишь к ограниченному кругу жизненных ситуаций, в которых люди дают полуавтоматические или вовсе автоматические словесные реакции на те или иные впечатления. За границами этих представлений оказывается огромный круг речевых проявлений, где обнаруживается способность человека с помощью речи выразить свою мысль, обнаружить личностные черты, осуществить речевое творчество. Речь — это нечто значительно более сложное, продуктивное, целенаправленное, что невозможно свести к накоплению вербальных реакций.
3.8. Речь, язык, коммуникация
Рис. 3.28.фрагмент вербальной сети
Знаковая система языка — структурализм
Сильнейшее влияние на развитие наук о речи и языке оказал структурный (или семиотический) подход, разработанный швейцарским лингвистом Ф. де Соссюром (1857-1913). Стремление к строгому (приближающемуся к математическому) формальному анализу потребовало выделения в реально наблюдаемом многообразии вербальных форм — так называемой «речевой деятельности» (langage) — двух разнокачественных явлений языка (langue) и речи (parole). Язык — это общее, надин-дивидуальное, устойчивое начало речевой деятельности. Речь представляет собой использование языка, она ускользающе непостоянна для изучения. Поэтому лингвистика должна сосредоточиться на исследовании языка, а речь относится к области психологии. Оппозиция «язык — речь» и связанное с ней дисциплинарное разграничение определили мировоззрение не одного поколения ученых, как лингвистов, так и психологов. Не меньшее значение имели и развитые Соссюром представления о языке и способах его изучения.
Соссюр положил в основу исследования языка понятие знака, которое стало в
Означающее (акустический образ)
| дальнейшем общенаучным. Знак (например, слово) — это двуединство означающего и означаемого (рис. 3.29) (см. [Соссюр, 1977]).
Рис. 3.29.Схема
языкового знака по
Ф. де Соссюру
Означающее, т. е. внешняя, чувственно воспринимаемая сторона знака, и означаемое, т. е. определенное мыслительное содержание, неразрывно связаны и предполагают друг друга. Взаимосвязь означаемого и означающего создает значение знака. Ищет ли человек значение незнакомого слова «sign» или, наоборот, подбирает слово, чтобы выразить по-английски понятие «знак», он соотносит означающее и означаемое, план выражения и план содержания.
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
Знаки скоординированы между собой и в совокупности образуют систему. Язык — это знаковая система, в основе организации которой лежит универсальный принцип: каждый знак имеет свои «дифференциальные признаки», отличающие его от любого другого элемента системы. Одна грамматическая форма отлична от другой (побежал, побегу, побежит), одно слово — от любого другого, даже близкого по звучанию (кот, рот, бот). Каково означающее, определяется сквозной системой фонетических различий — фонетическими дифференциальными признаками, создающими уникальность звучания. Означаемое занимает определенное место в общей понятийной сетке, отличаясь от других понятий набором семантических дифференциальных признаков. В результате формируется целостная знаковая система языка, изучением и описанием которой должна заниматься лингвистика.
В 20—50-е гг. XX в. структурное направление заняло доминирующие позиции в лингвистике. Язык стал рассматриваться как иерархическая система знаков, каждый из уровней которой (фонетический, морфологический, лексический) образован конечным числом единиц — фонем, морфем, слов. Языковые знаки описаны и классифицированы; охарактеризованы «дифференциальные признаки», определяющие отношения между знаками внутри каждого уровня, и закономерности употребления единиц нижестоящего уровня на следующем уровне системы. Все это обширное и разветвленное знание стало составной частью современной концепции языка. Структурный подход, как и замышлял Соссюр, был в дальнейшем применен не только к языку, но и к изучению других знаковых систем, в частности невербальных кодов. Возникла семиотика — наука о знаковых системах разного рода, используемых в человеческом обществе. Структурные методы исследования применяются в психологии, социологии, литературоведении (Ж. Лакан, К. Леви-Строс, Р. Барт). Что же касается лингвистики, то с конца 50-х гг. начинает формироваться представление об ограничении формального подхода к языку уровнем лексической организации. Предложение уже не является
языковым знаком: число предложений бесконечно, не существует набора дифференциальных признаков, исчерпывающего их многообразие. Предложение выражает актуальный смысл — мысли, чувства, намерения говорящего, и подход, абстрагирующий язык от говорящего человека, в этой области не действует. Для ее изучения потребовался иной аппарат понятий, другие методы, которые и начали разрабатываться в последующие годы.
Речь как внутренняя переработка вербального материала
Редукционистской позиции в отношении речеязыковых явлений противостоят исследования, обращенные к сложным процессам переработки вербального материала, скрытым от непосредственного наблюдения и происходящим во внутренних механизмах речи. Обращение к этим процессам привело к образованию в психологии особого направления. Ранней его формой была разработка темы внутренней речи, широко представленной в психологической литературе.
Внутренняя речь
Темой внутренней речи интересовались А. Бине, А. Леметр, Фр. Полан. Они обсуждали происхождение и природу этого явления, связывая протекание внутренне-речевых процессов то со слуховыми образами, то с моторными кинестезиями, то со зрительными представлениями.
В дальнейшем было проведено разделение двух видов внутреннеречевых процессов. Один из них — речь «про себя», т. е. беззвучное проговаривание, которое при озвучивании становится обычной «внешней» речью. Другой — особое явление, качественно отличное от внешней речи, направленное на переработку информации от воспринятой речи и подготовку высказываний. Беззвучное говорение является объектом внимания ученых, занимающихся исследованием мышления, где разработан прием озвучивания внутренней речи, громкого проговаривания,
3.8. Речь, язык, коммуникация
в целях выявления хода мыслительного процесса.
Внутренняя переработка связанной со словом информации происходит при порождении человеком его внешне выражаемой речи, а также при восприятии и понимании им речи окружающих. Исследование этой темы, непосредственно касающейся механизмов речи, оказалось важным для психолингвистики, особенно ее когнитивного направления (см. с. 286-287).
Основные идеи в характеристике внутренней речи
В развитии представлений о внутренней речи большую роль сыграла концепция Л.С. Выготского, разработанная в 30-е гг. В обсуждении выдвинутых им положений и до сих пор не прекращающихся дискуссиях сформировалось современное понимание этого явления.
Выготский считал, что внутренняя речь происходит из речи эгоцентрической. Поэтому структурные особенности последней позволяют судить о внутренней речи, недоступной для наблюдения прямым способом. Внутренняя речь имеет ряд характерных особенностей. Ее синтаксис отрывочен, фрагментарен, сокращен. Сокращаются в первую очередь подлежащее и связанные с ним слова. Сказуемое и относящиеся к нему слова не только сохраняются, но и приобретают доминирующее положение. Структура внутренней речи предикативна — в пределе абсолютно предикативна. Сокращается и фонетическая сторона внутренней речи. Она почти без слов. Слова понимаются по намерению говорящего произнести их.
При сокращенное™ и фрагментарности синтаксиса и фонетики наиболее значимой стороной внутренней речи становится ее семантика, которая имеет свои особенности: смысл — как широкий спектр впечатлений, связанных со словом, — преобладает над значением (значение — одна из наиболее устойчивых зон смысла). Слова во внутренней речи нагружены смыслом, образуют агглютинированные единства и являются как бы «сгустками смысла». Все эти особенности приводят к -идиоматич-
ное™ словесных значений, которые непере»-водимы на язык внешней речи и понятны только самому субъекту.
Характеризуя внутреннюю речь в целом, Выготский считал, что она представляет собой процесс «испарения речи в мысль» и в этом смысле противоположна внешней речи.
Идеи Выготского о внутренней речи не встретили единодушного одобрения коллег. П.Я. Гальперин обратил внимание на то, что внутренняя речь необходимо должна предшествовать всякому акту говорения. Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением Выготского, что она приходит на смену эгоцентрической речи лишь в конце дошкольного возраста. На это же обстоятельство указывал П.П. Блонский. Сомнительность тезиса «испарения слова в мысль» отмечал Б.Г. Ананьев, считая, что при этом взгляде внутренняя речь искусственно отрывается от сознания и действительности.
Ананьев развил свое представление о природе и структуре внутренней речи, исследуя речь людей, страдающих разными формами ее нарушения (сенсорных и моторных афазиков). Он подчеркнул различие понятий внутренней речи и внутреннего говорения. Внутренняя речь функционирует как механизм подготовки будущей внешней речи. Им описаны три фазы ее протекания:
• установка на наречение, актуализация осознаваемого содержания будущей речи;
• внутреннее наречение, в котором присутствуют субстантивные и предикативные структуры;
• указательные определения места нареченной мысли в суждении и умозаключении.
Вместе с развитием психологической науки и возникновением современной психолингвистики укреплялось и расширялось представление о внутренней речи как звене скрытой переработки вербальной информации, связанном с пониманием воспринятой речевой информации и подготовкой будущей речи. А.А. Леонтьев, анализируя предваряющий внутренний этап, обсуждает его программу, которая складывается из смысловых «вех», соответ-
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
ствующих будущему субъекту, предикату или объекту (см. [Леонтьев, 1974]).
Н.И. Жинкин рассматривает внутреннюю речь в структуре обмена информации между людьми в ходе коммуникации. По его мнению, при подготовке сообщения не обязательно используются словесные элементы. Ими могут быть и другие сигналы — образы, наглядные схемы. Код внутренней речи субъективен, он формируется вместе с общим развитием речи ребенка (см. [Жинкин, 1982]).
Речь и мышление
Обращение к внутреннеречевым процессам естественным образом поднимает вопрос о связи речи с мыслью. В норме речь не бывает без мысли. Однако связь эта зыбка, таинственна, плохо определима. Встречается речь не без мысли, но бессмысленная — квалифицируемая подобным образом по причине бессвязности, нечеткости, нелогичности ее содержания. Встречается очень содержательная речь. Каков же характер связи между мыслью и словом? В психологии имеется спектр суждений на данную тему. На крайних полюсах этого спектра — позиция классического бихевиоризма (мышление — это беззвучная речь) и представление Вюрцбург-ской школы (мышление и речь имеют разное происхождение и представляют собой различные сущности). Отождествлению речи и мышления и, напротив, решительному и полному их размежеванию противостоит представление о взаимосвязи речи и мышления: как формулировал С.Л. Рубинштейн, между мышлением и речью существует единство, но не тождество. Эта точка зрения, разделяемая многими психологами, требует дальнейшей конкретизации — необходимо ответить на вопрос, в чем заключается эта взаимосвязь, как мысль воплощается в слове?
Развернутое обсуждение этой проблемы представлено в книге «Мышление и речь» Д.С. Выготского (1934). Основная идея Выготского состоит в том, что отношение мысли к слову есть процесс, «движение от мысли к слову и обратно». Течение мысли, писал Выготский, не совпадает прямо и
непосредственно с развертыванием речи. Мысль постепенно совершается в слове, проходя через ряд «внутренних планов». Путь, который проходит мысль, воплощающаяся в слове, обозначается как движение от «мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, затем — в значениях внешних слов и, наконец, в словах». «Внутреннее слово», или слово внутренней речи, характеризуется нагруженностью смысла, идеоматичностью, предикативностью; подобные единицы группируются по смыслу в соответствии с субъективной значимостью. На следующем этапе мысль опосредуется значениями внешних слов, которые, однако, организуются не по правилам грамматики, а в соответствии с «семантическим синтаксисом» — синтаксисом с «живыми» значимыми категориями, психологическим подлежащим и психологическим сказуемым (см. [Выготский, 1956].
Эти идеи сыграли определенную роль в развитии психолингвистики. Когда в 70-е гг. психолингвистика обратилась к проблемам семантики (см. с. 277—280), они были использованы в модели речепорож-дения, предложенной А.А. Леонтьевым. Эта модель развила формулировки Выготского в поэтапное представление, охватывающее круг речевых явлений: от фазы мотивации, через формирование интенции, «внутреннее программирование высказывания» (или внутреннюю речь) вплоть до произнесения слов. Дальнейшему продвижению в уяснении специфики взаимоотношений мышления и речи способствовало развитие исследований когнитивной ориентации. Как в психолингвистике, так и в психологии мышления накоплены многие новые данные, однако в ряде аспектов проблема взаимосвязи речи и мьпиления и в настоящее время остается дискуссионной.
Начало психолингвистики
Термин «психолингвистика» вошел в научный обиход с 1954 г., когда под этим названием в США была опубликована коллективная монография под редакцией
3.8. Речь, язык, коммуникация
Ч. Осгуда и Т. Себеока. Психолингвистические исследования первоначально ориентировались на концепцию Осгуда (50-е гг.), затем (до начала 70-х) — на генеративную грамматику Н. Хомского. При всем различии теоретических позиций эти разработки направлены на преодоление антименталистского подхода к речеязыко-вым явлениям. Осгуд обращается к проблеме значения, которая по существу игнорировалась классическим бихевиоризмом. В противоположность представлению о накоплении и воспроизведении ассоциаций как основе вербального поведения концепция Хомского акцентирует аспект речевой продуктивности. Объясняя, каким образом человек способен продуцировать и понимать прежде никогда не слышанные высказывания, Хомский вводит понятие «правило» — впоследствии одно из важных в когнитивной психологии. Под влиянием идей генеративной грамматики в 60-е гг. разворачивается экспериментальное исследование порождения грамматически оформленных предложений.
Значение по Осгуду
Ч. Осгуд интересовался главным образом тем, как значения выучиваются и как они связаны с поведением. Он следовал классической теории научения и полагал, что базовая ассоциативная связь между стимулом и реакцией ответственна и за формирование значений. Согласно разработанной модели, при ассоциировании нейтрального словесного стимула с натуральным раздражителем происходит следующий процесс (рис. 3.30): • • s ———————* r ' :
R'
S — натуральный стимул;
R — внешняя поведенческая реакция на стимул S;
rm — внутренняя репрезентация реакции R;
S' — вербальный стимул;
Sm — внутренний стимул;
R' — внешняя поведенческая реакция на слово (S')
Рис. 3.30.Образование значения слова по Осгуду
Ответ на натуральный стимул представлен в его «внутренней репрезентации» (rm). При сочетании словесного стимула (S1) с натуральным (S) слово начинает ассоциироваться с этой внутренней реакцией: в ответ на слово возникает реакция, сходная с поведенческой, но более слабая и не проявляющаяся в поведении. Эта так называемая «частичная опосредствующая репрезентативная реакция», проявляющаяся как предрасположенность к определенному поведению, и есть значение. Внутренняя репрезентативная реакция (т. е. значение) в свою очередь может стать стимулом (Sm) для другой, связанной с первой внешней реакцией (R1), — реакции на знак S'1. Модель описывает формирование «коннотативных значений», т. е. ассоциированных со словом эмоционально-оценочных реакций, имеющих индивидуальный характер. Это как бы «значение значения» для субъекта, аффективная компонента значения, связанная с эмоциональным опытом человека.
Для характеристики коннотативных значений Осгудом была разработана техника семантического дифференциала: коннотации описываются на основе анализа ассоциаций, вызванных соответствующим словом или выражением. Испытуемым предлагается оценить слово по множеству (до 50) полярных шкал, полюса которых заданы самыми разными антони-мичными прилагательными (высокий/низкий, быстрый/медленный, бодрый/вялый). Простейшая семибалльная шкала выглядит так:
хороший — : — : — : — : — : — : — плохой
Ставя на шкале отметку, человек обозначает, как ассоциируется исследуемое слово с данной парой прилагательных, в какой мере оно «хорошее» или «плохое». Оценки по отдельным шкалам сопоставляют с помощью факторного анализа, что позволяет сгруппировать шкалы и дать им обобщающую интерпретацию. Главным
"Так, пусть паук (S) вызывает у человека комплексную реакцию страха (R). Когда слово «паук» ассоциируется с этим насекомым, внутренняя репрезентация этой реакции (гт) становится ассоциированной со словом. Это внутреннее значение определяет индивидуальный ответ на слово даже при отсутствии самого объекта.
ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
итогом многочисленных исследований с использованием этой техники стало представление об «универсальном семантическом дифференциале» — общих для представителей разных культур и социальных слоев компонентах или измерениях коннотативных значений. Такими компонентами являются «оценка», «сила», «активность», где «оценка» указывает на направленность реакции по отношению к объекту, активность — на динамичность реакции, сила — на заключенную в реакции энергию. Метод семантического дифференциала в дальнейшем получил широкое распространение как в психологии (исследование социальных, установок, личностных смыслов и др.), так и в социологии, теории массовой коммуникации. Изучение коннотативных значений продолжает «психосемантика» — современное направление, получившее развитие в работах Е.Ю. Артемьевой, В.Ф. Петренко, А. Г. Шмелева.
Генеративная грамматика
Интерес к проблемам порождения грамматически оформленных предложений, захвативший психолингвистику в 60-е гг., пробудила вышедшая в 1957 г. работа лингвиста Н. Хомского «Синтаксические структуры». Хомский поставил перед собой задачу смоделировать процесс построения неограниченного числа предложений, т. е. разработать такую грамматическую модель, которая соответствует реальной продуктивности вербального поведения. Решая эту задачу, он выдвинул представление о «поверхностной» и «глубинной» структуре предложения. Поверхностная структура — это та форма предложения, в которой мы его видим и слышим. Внешне используемые человеком предложения весьма разнообразны, однако, отличаясь по грамматической форме, они нередко тождественны по смыслу1. В основе различных поверхностных реализаций лежит общая грамматическая
Чак, два предложения «Полиция разогнала демонстрацию» и «Демонстрация разогнана полицией» имеют разную поверхностную структуру и одинаковый смысл.
модель, получившая название глубинной структуры предложения. Генеративная грамматика содержит набор правил, позволяющих описать глубинную структуру предложения и создать на этой основе множество синтаксически правильных парафраз предложения — его поверхностных реализаций. Построение предложения осуществляется в два этапа. Сначала с помощью правил анализа по составляющим генерируется «ядерное», т. е. простое, активное утвердительное предложение. Отрицательные, вопросительные, пассивные и другие варианты поверхностной структуры получаются на втором этапе, предполагающем использование правил трансформации2.
|
|