Затраты на эксплуатацию подвижного состава План материально-технического снабжения разрабатывается с целью определения потребного количества материальных ресурсов для обеспечения нормальной работы автомобильного парка при выполнении установленного плана перевозок. Планом определяется потребность предприятия в автомобильном топливе, смазочных и обтирочных материалов, автомобильных шинах, запасных частях к автомобилям, материалах для ТО и ремонта подвижного состава, амортизационных отчислений по подвижному составу.
Потребность в топливе и затраты на негодля осуществления перевозок грузов рассчитываются отдельно по каждой марке топлива на основе линейных норм расхода топлива по каждой марке подвижного состава.
Для бортовых грузовых автомобилей или автопоездов (автомобилей-тягачей с полуприцепами) нормируемое значение расхода топлива определяется по формуле:
Т = 0,01 (НL Lобщ + НрРгод) ( 1+0,01 D), (5)
Где НL - линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км.
Для автомобиля с двухосными прицепами
НL = НLтяг + Нg Gпр (6)
Где Н Lтяг – линейная норма расхода топлива на пробег автомобиля-тягача л/100 км; Нg - дополнительная норма расхода топлива на буксировку прицепа на каждую тонну его собственной массы. Нормы установлены в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах бензин – 2 л/т; дизельное топлива – 1,3 л/т; Gпр – собственная масса прицепа, т; Нр - линейная норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т км. Норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах: бензин – 2 л, дизельное топливо – 1,3 л.
Lобщ – общий пробег автомобилей данной модели, км; - поправочный коэффициент, суммарное увеличение или снижение нормативного расхода топлива в особых условиях эксплуатации (работа автомобиля в зимнее время, на дорогах в горных местностях над уровнем моря, со сложным планом с частыми остановками, в карьерах, тяделых дорожных условиях, на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием и др.), %
Для автосамосвалов и самосвальных автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по формуле:
· при работе без прицепа
Т = 0,01 НLLобщ (1 + 0,01D ) + НпNег (7)
Где НL – линейная норма расхода топлива, л/100 км; Нп – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом автомобиля самосвал (на опрокидывание кузова), л/езд. (0,25 л бензина, 1 л дизельного топлива); Nег – количество ездок с грузом данной модели самосвала, езд;
· для автомобилей – самосвалов с самосвальными прицепами
НLап = НL + Нр (Gпр + 0,5qпр) (8)
Где qпр – грузоподъемность прицепа, т.
Норма расхода топлива повышаются в следующих условиях:
1) при работе в зимнее время года в умеренной зоне (5 мес) – до 10%, в холодной зоне (до 10 мес) – до 15%. Среднегодовой процент повышения норм расхода топлива при 10% их увеличении в течение пяти зимних месяцев в году
Di = 10% = 4,2% (9)
2) при почасовой работе грузовых бортовых автомобилей или их постоянной работе в качестве технологического транспорта – до 10%
3) работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при сельхозработах), а также при вывозе леса (на лесных участках вне основной магистрали) – до 20%;
4) Работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных заносов – до 35% на срок не более одного месяца.
Нормы расхода топлива снижаются при работе на загородных дорогах с усовершенствованным покрытием , находящихся в удовлетворительном состоянии – до 15%.
При необходимости применения одновременно нескольких надбавок линейная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок. На внутригаражные разъезды и технические надобности АТП (техосмотры, регулировочные работы, обкатка двигателей после ремонта и др.) нормативный расход топлива не должен превышать 0,5 % от общего его количества, потребляемого АТП.
Затраты на топливо, р
Зт =Nтз Ц1л (10)
где Ц1л – цена 1 л топлива, р.
Нормы расхода смазочных и обтирочных материалов, затраты на нихрассчитывают отдельно по каждому виду и марке материала. К смазочным материалам относятся масла для двигателей, трансмиссионные масла, специальные масла и пластичные (консистентные) смазки. Нормы расхода смазочных материалов установлены на 100 л общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок, соответственно в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел и смазок снижаются на 50% для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до 3 лет (кроме автомобилей ВАЗ и иномарок). Нормы увеличиваются до 20% для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобиля устанавливается в размере равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Индивидуальные нормы расхода масел и смазок приведены в справочнике (13).
Расход обтирочных материалов определяют исходя из нормы затрат на списочную единицу подвижного состава (до 24-36 кг в год). Для сокращения расчетов эти расходы можно определить в процентном соотношении от стоимости запланированного расхода топлива Зт:
- для грузовых автомобилей, работающих на бензине – 4,5 %
- на дизельном топливе – 10 %
- на сжиженном газе – 6 %
- для автомобилей-самосвалов , работающих на дизельном топливе – 12,5%. Результаты расчетов занесен в табл.6
Таблица 6 – Потребность в смазочных и обтирочных материалов, их затраты
Показатель
| Ед.изм
| Подвижной состав
| Всего по плану
| КамАЗ
| МАЗ
|
| 1.Масло для двигателей
Общий расход масла
Стоимость 1 л масла
Общая стоимость масла для двигателей
|
|
|
|
|
| 2.Трансмиссионное масло
Общий расход масла
Стоимость 1 л масла
Общая стоимость трансмиссионного масла
|
|
|
|
|
| 3.Специальные масла
Общий расход масла
Стоимость 1 л масла
общая стоимость специального масла
|
|
|
|
|
| 4.Консистентная смазка
Общий расход смазки
Стоимость кг смазки
Общая стоимость консистентной смазки
|
|
|
|
|
| 5.Обтирочный материал
Общий расход обтирочного материала
Стоимость 1 кг обтирочного материала
Общая стоимость обтирочного материала
|
|
|
|
|
| ИТОГО затрат на смазочные и обтирочные материалы
|
|
|
|
|
|
Потребность в автомобильных шинах, затраты на восстановление их износа и ремонт рассчитывают отдельно по каждому размеру шин в комплектах (покрышка, камера, ободная лента):
Nш = Lобщ пш / Lшн (11)
где Lобш – общий пробег подвижного состава, км; пш – число шин автомобиля или подвижного состава без запасных колес, ед; Lшн – нормативный (амортизационный) пробег шин, км.
Далее следует указать размер, тип и модель шин, принятых для данного типа автомобиля.
Затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин
Зш = Nш Нш Lобщ пш / 100 (12)
где Нш – норма затрат на восстановление и ремонт одного комплекта шин на 100 км пробега в зависимости от размера, типа и модели автомобильных шин,р.
Нормативный пробег шин Lш и норма затрат на восстановление и ремонт одного комплекта шин Нш определяются по (13). Результаты расчетов заносят в табл.7.
Таблица 7 – Потребность в автомобильных шинах, затраты на восстановление их износа и ремонт
Показатель
| Ед.изм
| Подвижной состав
| Всего по парку
| КамАЗ
| МАЗ
|
| Общий пробег автомобилей
|
|
|
|
|
| Нормативный пробег одного комплекта
|
|
|
|
|
| Необходимое количество комплекта шин
|
|
|
|
|
| Стоимость одного комплекта шин
|
|
|
|
|
| Общие затраты на автомобильные шины
|
|
|
|
|
|
Потребность в запасных частях и материалах, затраты на ТО и ТР подвижного состава рассчитать в натуральном выражений сложно, так как в настоящее время номенклатура запасных частей, агрегатов и материалов для осуществления ТО и ремонта подвижного состава насчитывает более 300 наименований. В связи с этим производят в стоимостном выражении т.е. определяют в целом сумму затрат на запасные части и материалы:
З т.ч (м) = К1К2 Lобщ Н з.ч (м) / 1000 (13)
Где К1 – коэффициент снижения (увеличения) норм затрат при работе подвижного состава по данной марке на внегородских перевозках; в условиях дорог 1 категории применяют поправочный коэффициент 0,84, а в условиях Ш категории – 1,25; К2 – коэффициент увеличения нормы затрат при работе для автосамосвалов – 1, для автосамосвалов, работающих с одним прицепом, - на 1,2; с двумя прицепами – на 1,25; для бортовых автомобилей с одним прицепом – на 1,15; с двумя прицепами – на 1,2.
Н з.ч(м) – норма затрат на запасные части (материалы) для ТО и ТР на 1000 км пробега для конкретной марки подвижного состава, р/1000 км пробега.
Затраты на основную и дополнительную заработную плату ремонтных рабочих, занятых в ТО и ТР.
З з.п = К1К2L общ Н з.п/1000 (14)
Где З з.п – нормы затрат на ТО и ТР по заработной плате ремонтных рабочих, р/1000км пробега.
Нормы затрат на запасные части, материалы и заработную плату ремонтных рабочих приведены в (13).
Все затраты на ТО и ТР подвижного состава
ЗТО, ТР = Ззч + Зм + Ззп (15)
Результаты расчетов сводятся в таб.8
Таблица 8 – Потребность в запасных частях и материалах, затраты на ТО и ТР подвижного состава
Показатель
| Ед.изм
| Подвижной состав
| Всего по парку
| КамАЗ
| МАЗ
|
| Норма затрат на запасные части на 1000 км пробега
|
|
|
|
|
| Общие затраты на запасные части
|
|
|
|
|
| Норма затрат на материалы на 1000 км пробега
|
|
|
|
|
| Общие затраты на материалы
|
|
|
|
|
| Нормы затрат на ТО и ТР по заработной плате ремонтных рабочих на 1000 км пробега
|
|
|
|
|
| Общие затраты на заработную плату ремонтных рабочих
|
|
|
|
|
| Итого затрат на ТО и ТР
|
|
|
|
|
|
Амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава. Для автомобилей грузоподъемностью более 2 т, прицепов и полуприцепов всех марок амортизационные отчисления рассчитываются по нормам амортизации в процентах от их балансовой стоимости на 1000 км пробега (метод потонной ставки), а по автомобилям грузоподъемностью 2 т и менее – в процентах от их балансовой стоимости в год (только по линейному методу расчета).
Амортизация на полное восстановление по линейному методу для автомобилей грузоподъемностью до 2 т
Ав = Нав Асп (16)
Где Нав - норма амортизации на полное восстановление от балансовой стоимости автомобиля (прицепа или полуприцепа) в год, %; Сб – балансовая стоимость автомобиля, р. Балансовая стоимость может быть принята по данным АТП или найдена как сумма оптовой цены автомобиля и затрат по доставке автомобиля с завода-изготовителя на АТП; для автомобилей грузоподъемностью более 2т, прицепов и полуприцепов (по методу потонной ставки)
Ав = Нав (17)
Где Нав – норма амортизации на полное восстановление от балансовой стоимости автомобиля на 1000 км пробега, %.
Для автопоездов (автомобилей с прицепом или полуприцепом) амортизацию рассчитывают отдельно по автомобилю и прицепу (полуприцепу) , а затем суммируют.
Результаты расчетов заносят в табл.9.
Таблица 9 – Амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава
Показатель
| Ед.изм
| Подвижной состав
| Всего по парку
| КамАЗ
| МАЗ
|
| Норма амортизационных отчислений
|
|
|
|
|
| Балансовая стоимость автомобиля
|
|
|
|
|
| Балансовая стоимость прицепа (полуприцепа)
|
|
|
|
|
| Амортизация на полное восстановление
|
|
|
|
|
|
План по труду и заработной плате
Разработка плана по труду и заработной плате имеет целью определить необходимое количество работников всех категорий – водителей, ремонтных рабочих и остальной персонал АТП, уровень производительности труда по АТП и фонд заработной платы на планируемый период.
2.6.1. Расчет численности водителей и их фонд оплаты труда.Среднесписочная численность водителей грузового АТП Nвод определяется по формуле
Nвод = (АЧр +Топ + ΣТм.о) /Фрв (18)
Где АЧр – количество автомобилечасов работы водителей на линии (всего парка) в год, ч; Тп.з. – количество автомобилечасов подготовительно-заключительного времени у водителей в гараже, ч. Принимается 18 мин или из расчета 0,3 ч за смену;
ΣТ м.о – сумма затрат времени водителей на прохождение предрейсового медицинского осмотра (5 мин в смену), ч;
ΣТ м.о = АДзпсм 5/60 (19)
Фр.в. – годовой фонд рабочего времени водителей, ч.
Фр.в = [365 – (Дв + Дп + Доо + Ддо + Д ув.пр)] t1 – (Дпв +Дпп – Дпв.с) 1, (20)
Где Дв – число выходных (воскресных) дней в году. Принимается 52 дня; Дп – число праздничных дней в году, не совпадающих с выходными; Доо – число дней основного очередного отпуска. Водителям, работающим на автомобилях грузоподъемностью до 3 тонн, отпуск предоставляется в размере 21 календарного дня, а водителям, работающим на автомобилях грузоподъемностью свыше 3 тонн, - 28 календарных дней; Ддо – дни дополнительного отпуска. Лица, проработавшие более 2 лет, получают дополнительный отпуск в количестве 3 дней. При планировании можно принять, что правом на дополнительный отпуск пользуются 2/3 персонала, следовательно, число дней дополнительного отпуска принимают равным двух дням.
Д ув.пр - дни уважительных пропусков (по болезни – до 2,5 % числа календарных дней в году и на выполнение государственных обязанностей – 0,5% числа календарных дней в году);
t1 - продолжительность рабочего дня, ч; Дпв, Дпп – число производственных и предпраздничных дней в году (в эти дни продолжительность рабочего дня снижается на 1 час); Дпв.с – количество выходных и предпраздничных дней, совпадающих с отпуском, дн.; 1 – время сокращения рабочего времени в предвыходные и предпраздничные дни, ч.
Численность водителей по классам водителей 1 класса 35%, П класса – 35%. Ш класса – 30 % (для четырех вариантов); водителей 1 класса 40%, П класса – 35%, Ш класса – 25% (для нечетных вариантов).
Общий фонд оплаты труда водителей ФОТвод состоит из фонда основной и дополнительной заработной платы.
Фонд основной заработной платы водителей слагается из: оплаты за перевезенные тонны груза, за выполненный тоннокиломераж, за участие в ТО и Р автомобилей в данной работе не учитывается), надбавки за классность, доплат за экспедирование, премий и др.
ФЗПвод = ФЗПед + Нкл + Дэк + Пр (21)
Сделана расценка за простой под погрузочно-разгрузочными работами за 1 тонну груза равна
Р1 = Счас t п.р. / (qн γ с) (22)
Где С час - часовая тарифная ставка водителя 3 класса, р.; q н – номинальная грузоподъемность автопоезда (автомобиля и прицепа), т.
Сдельная расценка за 1 т.км
Рткм = (Тдв +t п-з) Счас / (Vрq γ с β н ). (23)
Где Тдв – время в движении, ч. Принимается равным 1 ч; tп-з - подготовительно-заключительное время, приходящееся на 1 ч движения (0,3 ч); Vр - расчетная норма пробега (скорость) автомобиля для соответствующей группы дорог, км/ч. При работе автомобилей в городе независимо от дорожного покрытия для автомобилей грузоподъемностью до 7 тонн (для автомобилей-цистерн емкостью до 6 тысяч литров) – 25 км/ч; для автомобилей грузоподъемностью 7 тысяч и выше – 24 км/ч.
При работе за городом расчетная норма пробега автомобилей по дорогам 1 группы установлена – 49; П – 37 и Ш – 28 км/ч; q – грузоподъемность автомобиля-тягача без учета грузоподъемности прицепа, т. βн - нормативный коэффициент использования пробега: для автомобиля-самосвала, автомобиля-цистерны, рефрижератора, панелевоза и других специализированных автомобилей (кроме автомобилей-фургонов) βн = 0,4, для остальных автомобилей βн = 0,50.
При перевозке грузов различного класса из общего объема перевозок грузов выделяют объемы грузов каждого рода (класса) и сдельную заработную плату водителя рассчитывают по каждому классу груза отдельно.
Оплата за перевезенные тонны и выполненные тонно-километры определяется умножением объема перевозок груза и грузооборота на соответствующие сдельные расценки. Сумма оплат за перевезенные тонны и выполненные тоннокилометры составляет сдельный фонд зарплаты водителей, руб. в год
ФЗПсд = (Рт Qгод + Рткм Ргод) (24)
Надбавка за классность составляет для водителей 2-го класса – 10%, для водителей 1-го класса – 25% от часовой тарифной ставки определяется по формуле
Нкл = Счас Фр.в (0,25N вод + 0,10N вод2) (25)
Где Nвод ,Nвод2 - численность водителей, соответственно 1-го и 2-го классов, чел.
Доплаты за экспедирование – сопровождение грузов с оформлением документов в пунктах приема. Если АТП перевозиться не один вид груза, а разнородные грузы, то доплата за экспедирование будет определяться по зависимости
Д эк = ФЗПсд Σ (26)
где Пэк - процент доплаты за экспедирование, %. Рекомендуются следующие доплаты на экспедирование:
· 10 % тарифа за грузы, не требующие большого внимания на их прием, сдачу, оформление товарно-транспортных документов, а также при экспедировании в пути: кирпич, лесоматериалы, дрова, уголь, металл сортовой, железобетонные конструкции, кровельный материал, сухая штукатурка;
· 15 % тариф за грузы, требующие внимания при экспедировании в пути: линолеум, переплеты оконные и дверные, паркет, металлоизделия, сантехника, сельскохозяйственные грузы;
· 20 % тариф за грузы, требующие значительного времени для приема, сдачи и оформления товарно-транспортных документов, а также внимания при перевозке: промышленные и продовольственные товары в упаковке, не требующие взвешивания и пересчетов; пылящие грузы (цемент, известь, алебастр, гипс); нефтепродукты; стекло, баллоны со сжиженным и сжиженным газом;
· 30 % тарифа за грузы, требующие пересчета, взвешивания особого внимания к оформлению документов по приему и сдаче их: промышленные и продовольственные товары без упаковки: грузы, перевозимые с объявленной ценностью в универсальных контейнерах; мелкие партии грузов, взрывчатые и радиоактивные вещества;
· а 1 = удельный вес а-го груза в суммарном объеме перевозок, %.
При перевозке таких грузов, как песок, глина, гравий, щебень, камень и тому подобных, не требующих сопровождения, доплата водителям не производится.
Премии за выполнение производственных заданий Пр можно принять в размере до 40% от сдельного фонда заработной платы водителей.
Размер дополнительной заработной платы составляет 8-10% от ФЗПвод. Расчеты сводятся в табл.10.
Показатель
| Ед.изм
| Подвижной состав
| Всего по парку
| Камаз
| МАЗ
| …
| 1.Годовой фонд времени работы одного водителя
|
|
|
|
|
| 2.Количество водителей, всего:
В том числе
- водителей 1 класса
- водителей 2 класса
- водителей 3 класса
|
|
|
|
|
| 3.Числовая ставка водителя 3-го класса
|
|
|
|
|
| 4.Сдельная расценка на перевозку 1 тонны груза
|
|
|
|
|
| 5.Сдельная расценка за 1 т-км
|
|
|
|
|
| 6.Фонд основной заработной платы водителя
|
|
|
|
|
| 7.Фонд дополнительной заработной платы водителя
|
|
|
|
|
| 8.Общий фонд заработной платы водителя с районным коэффициентом (15%)
|
|
|
|
|
| 9.Средне-месячная заработная плата одного водителя
|
|
|
|
|
|
|