Обратная связь
|
экономической эффективности производства Рентабельностьхарактеризует эффективность использования основных производственных фондов АТП и оборотных средств, служит один из показателей экономически эффективности работы предприятия. Определяют общую рентабельность, расчетную рентабельность и рентабельность производства.
Общая рентабельность определяется выраженным в процентах отношением балансовой прибыли Пбал к планируемой среднегодовой стоимости основных производственных фондов Ф осн и нормируемых оборотных средств Ф об.н :
Расчетная рентабельность - это отношение плановой суммы балансовой прибыли, уменьшенной на сумму платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, фиксированных платежей в бюджет (Фп) и платежей по процентам за банковский кредит (Бкр) к планируемой среднегодовой стоимости основных производственных фондов Фос и нормируемых оборотных средств Фоб.н :
Rрасч = 100(Пбал – [Нпл.ф (Фосн + Фоб.н) + Фп + Бкр ]) / (Фосн + Ф об.н), (47)
где Н пл.ф – норматив платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства в год. Обычно Н пл.ф равен 0,5; 1,5; 3; 6%.
Рентабельность производства определяется соотношением балансовой прибыли к общей сумме расхода предприятия.
Rпроиз = 100 Пбал / ΣЗ пер (48)
Рентабельность производства характеризует экономическую эффективность издержек предприятия на производственно-хозяйственную деятельность.
Производительность трудаодного работника АТП (ПТАТП) измеряется величиной общего дохода Добщ руб, приходящегося на одного среднесписочного работника, занятого в основной деятельности. Результаты выполненных расчетов сводим в табл.16.
Таблица 16 – Производительность труда персонала, занятого в основной деятельности
Показатель
| Ед.изм
| Формула расчета
| 1. Производительность труда одного водителя
| т.км
| ПТвод = Ргод / Nвод
|
| руб
| ПТ АТП + Д общ /N вод
| 2.Продолжительность труда ремонтных рабочих
| Чел-ч
| ПТрр = ΣТТОиТР /Nрр
|
К показателям эффективного использования основных производственных фондов относятся фондоотдача, фондоемкость и фондовооруженность.
Фондоотдача -показывает, сколько предприятием получено доходов на каждый рубль среднегодовой стоимости основных производственных фондов.
ФО = Добщ / Фосн (49)
Фондоемкость -обратная величина фондоотдачи, показывает, какой размер основных фондов приходится на каждый рубль полученного дохода.
ФЕ = 1/ФО = Фосн /Двал (50)
Фондовооруженностьтруда характеризует степень оснащенности каждого работника основными производственными фондами
ФВ = Фосн /N АТП (51)
Где NАТП – численность работающих на предприятии в рассматриваемый период.
К показателям эффективного использования оборотных средств относится коэффициент оборачиваемости (число оборотов) и продолжительность одного оборота.
Коэффициент оборачиваемости равен:
Коб = Добщ / Ф об.н (52)
Продолжительность (время) одного оборота, дн.:
Тоб = 360 / К об (53)
360 – принятое число дней в году.
После выполнения всех расчетов необходимо представить новые технико-экономические показатели в сводной табл.17, которая будет служить основой для последующего анализа производственной деятельности предприятия.
В заключении курсовой работы приводятся основные (конкретные) мероприятия АО повышению производительности транспортных средств в повышению прибыли и рентабельности АТП.
Таблица 17 – Технико-экономические показатели работы грузового АТП
Показатель
| Ед.изм
| Величина
| 1. Производственная мощность предприятия
| Ед
|
| - количество автомобилей
| Ед
|
| - грузоподъемность одного автомобиля
| Т
|
| - общая грузоподъемность парка
| Т
|
| 2. Производительная программа АТП
|
|
| - объем перевозок
| Тт
|
| - грузооборот
| Т.км
|
| -общий пробег автомобилей
| Ккм
|
| 3. Производительность одного автомобиля
|
|
| - суточная
| Т.км
|
| - годовая
| Т.км
|
| 4. Общая численность персонала:
|
|
| - всего работающих
| Чел
|
| - водителей
| Чел
|
| -ремонтных рабочих
| Чел
|
| 5. Производительность труда:
|
|
| - водителей
|
|
| - ремонтных рабочих
|
|
| 6. Доходы АТП:
|
|
| - общая сумма валовых доходов
| Руб
|
| - доходная ставка на 1 т.км
| Руб
|
| 7. Расходы АТП:
|
|
| - общая сумма расходов
| Руб
|
| - себестоимость 1 т.км
| Руб
|
| 8. Основные производственные фонлды:
|
|
| - общая стоимость ОПФ
|
|
| - фондоотдача
| р/р
|
| -фондоемкость
| р/р
|
| - фондовооруженность
| р/чел
|
| 9. Нормируемые оборотные средства:
|
|
| - общая сумма средств
| Руб
|
| - число оборотов
| Раз
|
| - продолжительность одного оборота
| Дней
|
| 10. Рентабельность АТП:
|
|
| - общая рентабьельность
| %
|
| - расчетная рентабельность
| %
|
| - рентабельность производства (перевозок)
| %
|
| 11. Прибыль
| Руб
|
|
Приложение А
Таблица А1
Исходные данные для выполнения курсовых работ
Показатели
| Вариант
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Способ погр.-разгр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Объем перевозок тыс.т в год
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Условная эксплуатация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Место эксплуатации
| Гор
| Гор
| з/гор
| Гор
| З/гор
| З/гор
| Гор
| Гор
| З/гор
| Гор
| З/гор
| з/гор
|
| Режим работы АТП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний пробег автомобилей с начала эксплуатации (в долях от ресурса пробега)
| 0,7
| 1,1
| 1,3
| 0,6
| 0,8
| 1,3
| 1,7
| 0,6
| 0,9
| 1,1
| 1,4
| 1,2
|
| Виды груза, удельный вес каждого вида в суммарном объеме перевозок а ,% и среднее расстояние перевозки ср, км
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - щебень 14 км
| -
|
|
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
|
| Механ
| - гравий 12 км
| -
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
|
| -
| -«-
| -керамзит 16 км
|
| -
| -
|
|
| -
| -
|
| -
|
| -
| -
| -«-
| -кирпич 24 км
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
|
| -«-
| -железобетон
35 км
| -
|
| -
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -«-
| -шифер 31 км
|
| -
| --
|
| -
| -
|
| -
| 30-
| -
| -
|
| Ручной
| -краска в банках 68 км
|
| -
| -
|
| -
|
| -
|
| -
| -
| -
| -
| -«-
| -ткань в кипах 59 км
| -
| -
|
| -
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
|
| -«-
| -крупа в мешках 85 км
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| -«-
| -овощи свежие 32 км
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
| Механ
| -бензин 42 км
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| -
|
| -
| -
| -
| Налив
| -станки 62икм
|
| -
|
| --
|
|
|
| -
| -
|
|
| -
| Механ
| -тара (ящики) 45км
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
|
|
| ручной
| Объем перевозок, тыс.т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Условия эксплуатации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Место эксплуатации
| Гор
| Згор
| Згор
| Гор
| Гор
| Згор
| Гор
| Згор
| Гор
| Гор
| Згор
| Згор
|
| Режим работы АТП Др
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний пробег автомобилей с начала эксплуатации (в долях от ресурсного пробега)
| 1.7
| 1.2
| 0.7
| 0.9
| 1.2
| 1.4
| 0.5
| 0.9
| 0.8
| 0.4
| 1.7
| 1.8
|
| Процентное соотношение видов груза и среднее расстояние перевозок ср, км
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - щебень 14 км
|
| -
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| -
|
| -
| Механ
| -гравий 12 км
|
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -«-
| -керамзит 16 км
| -
| -
| -
|
| -
|
| -
| -
|
| -
| -
|
| -«-
| -кирпич 24 км
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -«-
| -железобетон 35 км
|
| -
|
| --
| -
| -
|
| -
|
| -
|
| -
| -«-
| -шифер 31 км
|
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
|
| -
|
| -
| Ручной
| -краска в банках 68 км
| -
| -
|
| -
|
| -
| -
|
| -
| -
|
| -
| Ручной
| -ткань в кипах 59 км
| -
|
| -
| --
| -
|
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -«-
| -крупа в мешках 85 км
| -
| -
| -
|
| -
|
|
| -
| -
| -
| -
|
| -«-
| -овощи свежие 32 км
|
| -
|
|
| -
| -
| -
| -
|
| -
| -
| -
| механ
| -бензин 42 км
| -
|
| -
| -
|
| --
|
| -
| -
| -
| -
|
| Налив
| -станки 62 км
|
| -
| -
| -
| --
| -
| -
|
| -
|
| -
| -
| Механ
| -тара (язщики) 45 км
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
| -
|
| -
| ручной
|
Приложение Б
Таблица Б1
Значение коэффициентов использования пробега автомобилей β
Бортовые автомобили
| Автомобили-самосвалы
| Расстояние перевозки, км
| β
| Расстояние перевозки, км
| β
| Расстояние перевозки, км
| Β
|
| 0,47
|
| 0,59
|
| 0,48
|
| 0,48
|
| 0,59
|
| 0,48
|
| 0,50
|
| 0,61
|
| 0,49
|
| 0,53
|
| 0,62
|
| 0,49
|
| 0,55
|
| 0,69
|
| 0,50
|
| 0,57
| 100 и выше
| 0,70
| Свыше 10
| 0,50
|
Примечание.
Коэффициент использования пробега для бензовозов рекомендуется принимать 0,5, так как горючее перевозится в основном по маятниковым маршрутам.
Таблица Б2
Величина коэффициента использования грузоподъемности, yс
Класс груза
| Значение коэффициента использования грузоподъемности ( yс )
| Среднее значение для расчетов
|
| 1,0
| 1,0
|
| 0,71-0,90
| 0,80
|
| 0,51-0,70
| 0,60
|
| 0,41-0,50
| 0,50
|
Таблица Б3
Продолжительность простоя автомобилей самосвалов под погрузкой и разгрузкой на 1 ездку
Грузоподъемность автомобиля (автопоезда)
| Нормы времени простоя, включая вспомогательные операции для 1-го класса груза, мин
| Погрузка
| Разгрузка
| До 3,5 т включительно
| 2,0
| 1,0
| Свыше 3,5 до 5,0 включительно
| 2,2
| 1,8
| Свыше 5,0 до 10,0 т включительно
| 3,0
| 2,0
| Свыше 10,0 до 25,0 включительно
| 3,2
| 2,8
| Свыше 25 до 30,0 т включительно
| 5,0
| 3,0
| Свыше 30 до 40,0 т включительно
| 7,0
| 4,0
| Таблица Б4
Норма времени на налив и слив самотеком автомобильных цистерн (на полную емкость цистерны)
Грузоподъемность автомобиля, на шасси которого смонтирована цистерна
| Налив или слив, мин
| Жидкие грузы
| Вязкие грузы
| Ассенизационные грузы
| До 1,5 т включительно
|
|
|
| Свыше 1,5 т включительно
|
|
|
| Свыше 3,0 до 5,0 т включительно
|
|
|
| Свыше 5,0 до 7,0 т включительно
|
|
|
| Свыше 7,0 до 10,0 т включительно
|
|
|
| Свыше 10,0 до 15,0 т включительно
|
|
|
| Свыще 15,0 до 20,0 т включительно
|
|
|
| Свыше 20,0 до 25,0 т включительно
|
|
|
| Свыше 25 т
|
|
|
| Таблица Б5
Нормы времени простоя бортовых автомобилей в пунктах погрузки и разгрузки
Грузоподъемность
| Способ погрузки- разгрузки
| Механизированный
| Немеханизированный
| Навалочные грузы
| Прочие
| Навалочные грузы
| Прочие
| В пунктах погрузки
| До 1,5 т вкл
|
|
|
|
| От 1,5 до 2,5 т
|
|
|
|
| От 2,5 до 4,0 т
|
|
|
|
| От 4,0 до 7,0
|
|
|
|
| От 7,0 до 10 т
|
|
|
|
| От 10 до 15 т
|
|
|
|
| От 15 до 20 т
|
|
|
|
| От 20 до 30 т
|
|
|
|
| От 30 до 40 т
|
|
|
|
| Свыше 40 т
|
|
|
|
| В пунктах разгрузки
| До 1,5 т вкл
|
|
|
|
| От 1,5 до 2,5 Т
|
|
|
|
| От 2,5 до 4,0 Т
|
|
|
|
| От 4,0 до 7,0 т
|
|
|
|
| От 7,0 до 10 т
|
|
|
|
| От 10 до 15 т
|
|
|
|
| От 15 до 20 т
|
|
|
|
| От 20 до 30 т
|
|
|
|
| От 30 до 40 т
|
|
|
|
|
Таблица Б6
Расчетные значения технической скорости движения автомобилей
Одиночные автомобили
| Автопоезда
| lср
| yТ
| lср
| yТ
| lср
| yт
| lср
| yТ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| св.100
|
|
|
| св.100
|
|
Таблица Б7
Продолжительность простоя автомобилей в ТО и ТР d ТОиТР, дн
Тип подвижного состава
| Норма простоя в ТО и ТР, дн/1000 км
| Грузовые автомобили особо малой, малой и средней грузоподъемности (до 5 т)
| 0,4 - 0,5
| Грузовые автомобили большой и особо большой грузоподъемности (более 5 т)
| 0,5 – 0,55
| Прицепы и полуприцепы
| 0,10 – 0,15
|
Приложение В
Таблица В1
Распределение грузовых автомобилей по технологически совместным группам
Тип подвижного состава
| Технологически совместные груза по базовым моделям автомобилей
|
|
|
|
|
|
| Грузовые автомобили
| ИЖ
| УАЗ, ЕрАЗ
| ГАЗ
| ЗИЛ, КАЗ, Урал
| МАЗ, КамАЗ, КрАЗ
|
Приложение Г
Таблица Г1
Примерные нормативы стоимости строительства грузовых АТП
(на 1 списочный автомобиль)
Мощности АТП
| Норматив удельных капитальных вложений (Нрд н), руб
| На 20 автомобилей
|
| На 50 автомобилей
|
| На 10 автомобилей
|
| Свыше 100 автомобилей
|
|
Таблица Г2
Значения коэффициента Кт, учитывающего влияния
типа подвижного состава
Грузоподъемность подвижного состава
| Коэффициент Кт
| от 2,5 до 3,4 т
| 0,90
| От 3,5 до 5,5 т
| 1,00
| От 5,6 до 10,0 т
| 1,25
| От 10,1 до 15,0 т
| 1,45
| От 15,1 до 27,0 т
| 1,50
| От 27.1 до 40 т
| 2,15
|
Таблица Г3
Значение коэффициента Кп, учитывающего влияние прицепного состава
Тип подвижного состава
| Количество прицепного состава (в % от кол-ва автомобилей)
| Коэффициент Кп
| Грузовые автомобили
|
| 0,90
|
|
| 0,9525
|
|
| 1,00
|
|
| 1,10
|
Таблица Г4
Значения коэффициента Кх , учитывающего влияние
способа хранения автомобилей
Способ хранения
| Коэффициент Кх
| Открытый без подогрева
| 0,92
| С воздушным подогревом:
|
| - открытый
| 1,00
| - закрытый на 25% автомобилей
| 1,00
| - закрытый на 50% автомобилей
| 1,12
| - закрытый на 100% автомобилей
| 1,15
|
Таблица Г5
Значение коэффициента Ксс , учитывающего влияние среднесуточного пробега грузовых автомобилей
Среднесуточный пробег автомобилей, км
| Коэффициент Ксс
|
| 0,88
|
| 0,94
|
| 1,00
|
| 1,05
|
| 1,10
|
| 1,13
|
Таблица Г6
Значение коэффициента Кэ, учитывающего влияние условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации
| Коэффициент Кэ
|
| 0,95
|
| 1,00
|
| 1,08
|
| 1,12
|
От общей стоимости АТП можно принять стоимость строительства зданий 65% , сооружений – 12%, стоимость оборудования и его монтаж – 20% и стоимость дорогостоящего инвентаря и приспособлений – 3%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абалонин С.М., Пахомова А.В. Бизнес-план автотранспортного предприятия. М.,1998, 54с.
2. Автотранспортные средства. Учет, налоги, списание ГСМ. Приложение к журналу «Бухгалтерский бюллетень». Изд.3, перераб. и доп. М.,1996/97, 82с.
3. Анисимов А.П. Экономика, планирование и анализ деятельности автотранспортных предприятий. М., 1998, 245с.
4. Кожин А.П., Мезенцев В.Н. Математические методы в планировании и управлении грузовыми автомобильными перевозками. Учеб. для вузов. М., 1994, 304с.
5. Краткий автомобильный справочник. НИИАТ. М., 1994, 380с.
6. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях. Учеб. для вузов. М.П.Улицкий, К.А.Савченко-Бельский, Н.Ф.Билибина и др.; под ред. М.П.Улицкого. М., 1994, 328с.
7. Положение о техническом обслуживании и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта. М., 1986, 48с.
8. Рекомендации по составлению трансфинплана автотранспортного предприятия. Ч. 1. М., 1988, 202с.
9. Трансфинплан автотранспортного предприятия (объединения) / М.Д.Столярова, В.И.Кузнецова и др. М., 1990, 238с.
10. Шутикова Ж.Ф. Бухгалтерский учет на автотранспортном предприятии. М., 1999, 128с.
11. Единые нормы времени на перевозку груза автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей. М., 1990, 48с.
12. Краткий автомобильный справочник. М., 1982, 464 с.
13. Справочник инженера-экономиста автомобильного транспорта / С.Л.Голованенко, О.М.Жарова, Т.И.Маслова, В.Г.Посыпай. Киев, 1991, 351с.
14. СТП СГУПС 01.01-2001. Курсовой и дипломный проекты. Требования к оформлению. Новосибирск, 2001, 51с.
|
|