Сочетание и различия стабильных и инновационных процессов
Традиционное управление долгое время в качестве объекта имело стабильный производственный процесс, стабильную производственно-техническую базу, устоявшуюся номенклатуру продукции
Рис.. Стадии цикла инновационного процесса
с высокой степенью стандартизации. Инновационный процесс носил кратковременный локальный характер и реализовывался силами специалистов и руководителей с привлечением ресурсов и методов, сформированных для стабильных (сложившихся, устоявшихся) процессов.
Новые экономические условия, сложившиеся во второй половине прошлого столетия, требовали интенсивной инновационной деятельности, повышения внимания к эффективности исследований и разработок, организации нововведений на всех стадиях жизненного цикла продукции, сокращения цикла, снижения инновационных рисков, стратегического управления.
В деятельности каждой организации на любой стадии ЖЦИ сочетаются стабильный и инновационный процессы. Оба процесса взаимно дополняют друг друга: состояние стабильного процесса определяет инновационные задачи, а результаты инновационной деятельности реализуются в стабильном процессе (рис.).
Между стабильным и инновационным процессами есть существенные различия и противоречия. Часть из них отражена в табл.
Глубина различий, а также возрастающие роль и масштабы инновационных процессов в жизни каждого предприятия и всего общества делают необходимым решение теоретических и практических вопросов организации и управления инновационными процессами.
Жизненные циклы спроса, технологий, товаров
Инновационный процесс, которым мы должны управлять, описывается рядом признаков. В первую очередь устанавливается стадия жизненного цикла изделия (ЖЦИ), в которой будет осуществляться инновационная деятельность (НИОКР, производство, реализация, потребление). Далее следует представить характер динамики жизненного цикла спроса (ЖЦС).
Жизненный цикл спроса делится на несколько различных стадий:
1. Зарождение (Е) — период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой.
2. Ускорение роста (G1) — период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение. Замедление роста (G2) — период, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос.
3. Зрелость (М) — период, когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности.
4. Затухание, спад (D) — снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими факторами и устареванием или уменьшением потребления продукта.
Требуется представить сочетание трех жизненных циклов: жизненного цикла спроса (ЖЦС) на вид продукции, удовлетворяющей определенную потребность, жизненного цикла технологии (ЖЦТе) трех ее разновидностей (стабильной, плодотворной и изменчивой) и жизненного цикла товара (ЖЦТо). При этом нужно учесть возможный характер кривой ЖЦТо: традиционная кривая со всеми пятью фазами (выведение на рынок, ускоренный рост, замедленный рост, зрелость, упадок); кривые бума и провала; кривая с повторным циклом; гребешковая кривая; пиковая кривая; продолжительное увлечение (рис.).
О многом может сказать график конкретного сочетания трех циклов: спроса, технологии и товара. Усложняет комбинации разнообразие видов технологии, в рамках которой может воспроизводиться разное количество моделей изделия. В зависимости от уровня изменчивости технологий, т.е. в зависимости от частоты сменяемости одних технологий другими (в течение ЖЦС) их подразделяют на три основных типа: стабильные, плодотворные и изменчивые (рис.).
Стабильная технология в основном остается неизменной в течение ЖЦС (например, производство автомобилей ранних марок). Получается по одной кривой ЖЦС, ЖЦТе и ЖЦТо.
Плодотворная технология, как и в случае стабильной технологии, сохраняется неизменной длительный период. Но при этом имеет место разработка сменяющих друг друга новых поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. В рамках плодотворной технологии (например, в области современной вычислительной техники) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости технологических инноваций.
Рис. Виды кривой жизненного цикла
Изменчивая технология характеризуется тем, что в течение ЖЦС помимо новых изделий наблюдается появление сменяющих друг Друга базовых технологий. Например, спрос на усилители слабых электрических сигналов возник в начале текущего столетия и связан с изобретением электровакуумных ламп. Хотя и в настоящее время спрос на них ускоренно растет, произошли по крайне мере три коренные смены технологии: вакуумные лампы сменились
Рис. Сочетание жизненных циклов спроса, технологии и товара при различных типах технологии
транзисторами, те были заменены миниатюрными, а потом и микроминиатюрными схемами.
Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает моральным устареванием всем инвестициям предприятия в предшествующую технологию, в том числе инвестициям в НИОКР, в научно-технический персонал и производственные фонды. Поэтому переход к новой технологии труден не только с финансовой стороны, но и с организационно-культурной, а также стратегической.
Идентификация инновационного процесса
Если учесть жизненный цикл организации-инноватора (создание, становление, зрелость, перестройка, упадок) и длительность инновационного процесса, то можно составить морфологическую матрицу идентификации инновационного процесса (табл.) и идентифицировать данный инновационный процесс (пример
Таблица Идентификация инновационного процесса по классификационным признакам (пример идентификации по морфологической матрице)
идентификации показан на матрице), что позволит более квалифицированно разработать инновационный проект.
ТЕМА 20. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
Инновационная среда предприятия; инновационный потенциал; инновационный климат, его макро- и микросоставляющие; структура внутренней среды предприятия; детальный анализ среды, диагностический анализ среды, SWOT-анализ.
Операционная инноватика; стратегическая инноватика; функциональное управление инновациями; проектное управление инновациями; программно-целевое управление, лидер проекта, концепция проекта, команда проекта, стратегическое партнерство в выполнении проекта; ранжирование задач; параллельно-итерационный (перекрестный) метод.
|