Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Сочетание и различия стабильных и инновационных процессов

 

Традиционное управление долгое время в качестве объекта име­ло стабильный производственный процесс, стабильную производ­ственно-техническую базу, устоявшуюся номенклатуру продукции

Рис.. Стадии цикла инновационного процесса

с высокой степенью стандартизации. Инновационный процесс носил кратковременный локальный характер и реализовывался силами специалистов и руководителей с привлечением ресурсов и методов, сформированных для стабильных (сложившихся, устояв­шихся) процессов.

Новые экономические условия, сложившиеся во второй поло­вине прошлого столетия, требовали интенсивной инновационной деятельности, повышения внимания к эффективности исследова­ний и разработок, организации нововведений на всех стадиях жиз­ненного цикла продукции, сокращения цикла, снижения иннова­ционных рисков, стратегического управления.

В деятельности каждой организации на любой стадии ЖЦИ со­четаются стабильный и инновационный процессы. Оба процесса взаимно дополняют друг друга: состояние стабильного процесса определяет инновационные задачи, а результаты инновационной деятельности реализуются в стабильном процессе (рис.).

Между стабильным и инновационным процессами есть суще­ственные различия и противоречия. Часть из них отражена в табл.

Глубина различий, а также возрастающие роль и масштабы ин­новационных процессов в жизни каждого предприятия и всего общества делают необходимым решение теоретических и практи­ческих вопросов организации и управления инновационными про­цессами.

Жизненные циклы спроса, технологий, товаров

Инновационный процесс, которым мы должны управлять, опи­сывается рядом признаков. В первую очередь устанавливается ста­дия жизненного цикла изделия (ЖЦИ), в которой будет осуще­ствляться инновационная деятельность (НИОКР, производство, реализация, потребление). Далее следует представить характер ди­намики жизненного цикла спроса (ЖЦС).



Жизненный цикл спроса делится на несколько различных ста­дий:

1. Зарождение (Е) — период становления отрасли, когда не­сколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой.

2. Ускорение роста (G1) — период, когда конкуренты, оставши­еся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение. Замедление роста (G2) — период, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос.

3. Зрелость (М) — период, когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности.

4. Затухание, спад (D) — снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими факторами и устареванием или уменьшением потребления продукта.

Требуется представить сочетание трех жизненных циклов: жиз­ненного цикла спроса (ЖЦС) на вид продукции, удовлетворяющей определенную потребность, жизненного цикла технологии (ЖЦТе) трех ее разновидностей (стабильной, плодотворной и изменчивой) и жизненного цикла товара (ЖЦТо). При этом нужно учесть возмож­ный характер кривой ЖЦТо: традиционная кривая со всеми пятью фазами (выведение на рынок, ускоренный рост, замедленный рост, зрелость, упадок); кривые бума и провала; кривая с повторным циклом; гребешковая кривая; пиковая кривая; продолжительное увлечение (рис.).

О многом может сказать график конкретного сочетания трех циклов: спроса, технологии и товара. Усложняет комбинации раз­нообразие видов технологии, в рамках которой может воспроизво­диться разное количество моделей изделия. В зависимости от уров­ня изменчивости технологий, т.е. в зависимости от частоты сменя­емости одних технологий другими (в течение ЖЦС) их подразделяют на три основных типа: стабильные, плодотворные и изменчивые (рис.).

Стабильная технология в основном остается неизменной в тече­ние ЖЦС (например, производство автомобилей ранних марок). Получается по одной кривой ЖЦС, ЖЦТе и ЖЦТо.

Плодотворная технология, как и в случае стабильной техноло­гии, сохраняется неизменной длительный период. Но при этом имеет место разработка сменяющих друг друга новых поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. В рамках плодотворной технологии (например, в области современной вычислительной техники) разработка но­вых видов продукции становится решающим фактором достиже­ния экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эф­фективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости тех­нологических инноваций.

Рис. Виды кривой жизненного цикла

Изменчивая технология характеризуется тем, что в течение ЖЦС помимо новых изделий наблюдается появление сменяющих друг Друга базовых технологий. Например, спрос на усилители слабых электрических сигналов возник в начале текущего столетия и свя­зан с изобретением электровакуумных ламп. Хотя и в настоящее время спрос на них ускоренно растет, произошли по крайне мере три коренные смены технологии: вакуумные лампы сменились

Рис. Сочетание жизненных циклов спроса, технологии и товара при различных типах технологии

транзисторами, те были заменены миниатюрными, а потом и мик­роминиатюрными схемами.

Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает моральным устареванием всем инвестициям предприятия в предшествующую технологию, в том числе инвестициям в НИОКР, в научно-технический персонал и производственные фонды. Поэтому переход к новой технологии тру­ден не только с финансовой стороны, но и с организационно-куль­турной, а также стратегической.

Идентификация инновационного процесса

Если учесть жизненный цикл организации-инноватора (создание, становление, зрелость, перестройка, упадок) и длительность ин­новационного процесса, то можно составить морфологическую матрицу идентификации инновационного процесса (табл.) и идентифицировать данный инновационный процесс (пример

Таблица Идентификация инновационного процесса по классификационным признакам (пример идентификации по морфологической матрице)

идентификации показан на матрице), что позволит более квали­фицированно разработать инновационный проект.

 


ТЕМА 20. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

 

Инновационная среда предприятия; инновационный потенциал; инновационный климат, его макро- и микросоставляющие; структу­ра внутренней среды предприятия; детальный анализ среды, диагнос­тический анализ среды, SWOT-анализ.

Операционная инноватика; стратегическая инноватика; функци­ональное управление инновациями; проектное управление инновация­ми; программно-целевое управление, лидер проекта, концепция про­екта, команда проекта, стратегическое партнерство в выполнении проекта; ранжирование задач; параллельно-итерационный (пере­крестный) метод.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.