Проектное управление инновационной деятельностью
Инновационный процесс
как объект функционального и проектного управления
Масштаб инноваций и соответственно инновационных процессов имеет широкие границы. Укрупненно можно выделить два уровня инновационной деятельности (инноватики): операционный и стратегический.
Операционная инновашика обслуживает текущие краткосрочные цели организаций — получение текущей прибыли за счет стабильно действующего производства и снижения издержек в реальном режиме времени. В основном это проведение локальных инноваций — отдельных улучшений в продуктах, технологиях, услугах. Речь идет об изменениях в рамках конструкторского и технологического сопровождения производства, в рамках его технической подготовки. Такие изменения встречаются в жизни предприятия довольно часто, и они нуждаются в управлении. Как правило, это объекты функционального управления.
Назначение функционального управления — консервативное. Оно призвано поддерживать, сохранять стабильные условия для производства и проведения локальных инноваций, нейтрализующих отдельные возмущения среды, а также способствовать снижению издержек. Специалисты, занятые организацией функционального управления, справедливо считают операционную инноватику одной из функций предприятия, подобно производству и маркетингу.
Стратегическая инноватика призвана решать глобальные цели организаций по их выживанию в долгосрочной перспективе, способствовать достижению целей, направленных не на получение текущей прибыли, а неудовлетворение потребителей.
Инновационная деятельность такого масштаба не может ограничиваться одной функцией (пусть даже называемой проектированием), так как она органически представляет собой бизнес в целом (в целостном восприятии — от идеи продукта до его коммерческой реализации), интегрирующий исполнителей всех стадий цикла создания и реализации нового продукта, т.е. исполнителей всех функций организации. Здесь мы имеем дело уже не с функцией, а с проектом. Поскольку стратегическая инноватика требует значительных ресурсов организации, исполнители проекта конкурируют в потреблении ресурсов с исполнителями текущих стабильных процессов. Для одновременного осуществления обоих видов деятельности требуется их организационно разделить.
При организации стратегической инноватики необходимо провести большую работу по переходу от функционального мышления руководителей и исполнителей, ведущему к ограниченности восприятия задач и уходу от ответственности за конечные результаты всего дела, к проектному мышлению и проектному управлению, при которых все функции, включая и само проектирование, и производство, и маркетинг, — всего лишь звенья одной цепи, которые должны служить одной цели, заключающейся в выпуске нового продукта, решающего проблемы потребителей.
Особенности стратегической инноватики как объекта проектного управления
Эти особенности более четко видны из результатов успешно завершенных инновационных проектов. Мировой опыт, в том числе и России, дает нам многие образцы такого рода. Остановимся на двух, получивших мировое признание: опыт станкостроительного объединения из г. Иванова (в дальнейшем — ИСО) в создании обрабатывающего центра, действие происходит в середине 1970—1980-х гг.; опыт фирмы IBM (Рочестер, США), в дальнейшем — IBM(R), в создании компьютера среднего класса серии AS/400, действие происходит во второй половине 1980-х гг.
Осознание необходимости стратегической инноватики
Исходные условия старта инновационных проектов обычно крайне неблагоприятны. Стратегическое управление по слабым сигналам отсутствовало, и предприятия дошли до того, что пора думать не о развитии, а о выживании. При этом отдельные улучшения в рамках операционной инноватики не только не спасают положения, а ускоряют катастрофу, поскольку создают ложные иллюзии, отнимают время, отвлекают ресурсы. Нужны радикальные преобразования организации, т.е. нужна стратегическая инноватика. Но это требуется осознать.
ИСО: периферийный незначительный завод, производящий многие годы устаревшие, не пользующиеся спросом станки по чужой документации, от производства которых отказались столичные предприятия; плохо финансовое состояние; смирившиеся с положением сотрудники. Новый руководитель осознает, что коренного перелома хода дела предприятие обречено.
IBM(R): периферийное проектное и производственное отделение 1ВМв г. Рочестере (штат Миннесота), разрабатывающее и выпускающее на рынок компьютеры среднего класса; положение IBM на этом рынке с каждым годом ухудшалось — наступали конкуренты; предыдущий главный проект (Fort Knox), целью которого было вывести компанию на правильный путь, поглотив гигантские деньги, провалился; фирма даже не представляла, насколько бедственно ее положение, поскольку растущие доходы от ранее выпущенных изделий маскировали сокращение рыночной доли, а по сути в IBM(R) даже не знали, как оценить свою долю рынка. Новый руководитель осознает это положение и постепенно формирует контуры стратегической инноватики.
Обе рассматриваемые организации стали выходить из кризисного положения путем формирования и реализации уникальных инновационных проектов (см. подходы к организации проекта на рис.). Отметим особенности стратегической инноватики объекта проектного управления.
Рис. Особенности организации инновационного проекта
Для операционной инноватики достаточно менеджера, назначенного администрацией для планирования, организации, контроля работ по проведению изменений. Для стратегической инноватики требуется не менеджер, а лидер. Только лидер может объединить и вести участников"инновационного сложного и непредсказуемого процесса, поскольку лишь лидер способен выдвигать далеко не очевидные (порой парадоксальные, но единственно возможные) решения, казалось бы, тупиковых ситуаций и только лидеру могут в этом случае поверить участники. Требует динамики их изменения. Все это определяется квалификацией и информированностью аналитиков и экспертов.
Оценка состояния и влияния макросреды проходит три стадии: на первой оценивается состояние и влияние отдельных факторов среды; на второй — влияние среды в целом; на третьей подводится итог влиянию всей внешней макросреды.
Анализ микросреды
Объект анализа — зоны микросреды. Предмет — их влияние на инновационные цели и стратегии через влияние на инновационный потенциал, т.е. определение инновационного микроклимата. Внешняя среда в части ближайшего окружения организации и прямого на нее влияния, т.е. микросреда, представляется совокупностью следующих стратегических зон:
• стратегические зоны хозяйствования (отрасли, рынки, потребители, конкуренты);
• стратегические зоны капиталовложений;
• стратегические зоны технологий и информационных ресурсов;
• стратегические зоны сырьевых и материально-технических ресурсов;
• стратегические зоны трудовых ресурсов;
• группы стратегического влияния.
•
|