Обратная связь
|
Понятие, структура и виды административно-правовых норм. Административно-правовая норма — это общеобязательное, структурно организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.Наиболее характерные свойства административно-правовых норм проявляются при проведении классификации по следующим основаниям:По функциям в механизме правового регулирования выделяют: исходные административно-правовые нормы, нормы-правила поведения.По предмету правового регулированияадминистративно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные В зависимости от функций права различают регулятивные и охранительные административно-правовые нормы.В зависимости от метода правового регулирования различают императивные, диапозитивные, поощрительные и рекомендательные административно-правовые нормы.По содержанию предписанияразличают запрещающие, обязывающие и управомочивающие административно-правовые нормы. По действию в пространстверазличают административно-правовые нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории федерального округа, на территории субъекта Российской Федерации, на территории муниципального образования, на территории предприятия, учреждения, организации (локальные нормы)действию во времениклассифицированы на действующие без ограничения срока действия (бессрочные) и ограниченные определенным сроком действия (срочные, временные). По действию в отношении круга лиц административно-правовые нормы подразделяются на нормы общего и специального действия. По юридической силеадминистративно-правовые нормы подразделяются на нормы законов и нормы подзаконных нормативных правовых актов.
структура административно-правовой нормы правила поведения включает гипотезу, диспозицию и санкцию.Гипотеза — это часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма вступает в действие. Диспозиция — часть административно-правовой нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать участники управленческих отношений. Санкция — часть административно-правовой нормы, указывающая на негативные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции административно-правовой нормы.
6.Понятие, элементы и виды административно-правовых отношений;
Административно-правовые отношения — это управленческие отношения, урегулированные нормами административного права, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. В структуре административно-правовых отношений выделяют следующие элементы: субъекты правоотношения, объекты правоотношения, содержание правоотношения.Субъектомадминистративного правоотношения является лицо (физическое или организация), обладающее административной правосубъектностью. Административная правосубъектность представляет собой единство двух элементов — административной правоспособности и административной дееспособности. К физическим лицам как субъектам административного правоотношения относятся граждане РФ, лица с двойным гражданством, иностранные граждане и лица без гражданства. В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства установлен национальный правовой режим. К организациям как субъектам административных правовых отношений относятся как государственные, так и негосударственные организации. При этом следует обратить внимание, что организации могут и не обладать статусом юридического лица.Объекты административно-правовых отношений —это то, на что направлено воздействие субъектов отношений. К ним относятся самые разнообразные блага и явления, на которые распространяются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. К их числу относятся следующие:- предметы материального мира - личные неимущественные блага - продукты духовного творчества - поведение участников правоотношений, то есть взаимодействие физических лиц и их коллективов с окружающей действительностью, которое может осуществляться в активной форме - результаты поведения участников правовых отношений, то есть итоги действия или бездействия, которые могут быть как правомерными, так и противоправными.
Содержание административно-правовых отношенийобразуют субъективные права и юридические обязанности их участников.
Субъективное право — это мера возможного поведения участника административно-правовых отношений, принадлежащая управомоченному лицу. Это потенциально возможное поведение, реализация которого определена административно-правовой нормой. Юридическая обязанность - это мера должного поведения субъекта в интересах управомоченного лица. Носитель юридических обязанностей не вправе отказаться от возложенной на него юридической обязанности. В зависимости от направленностиразличают внешневластные и внутриорганизационные административно-правовые отношения. Например, отношения по поводу привлечения к административной ответственности, которые возникают между органами внутренних дел и лицом, совершившим административное правонарушение. Внутриорганизационные административно-правовые отношения возникают в процессе реализации внутренних задач государственного управления. Примером может служить назначение дисциплинарного взыскания государственному служащему в связи с совершением дисциплинарного проступка. По своему содержанию административно-правовые отношения подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные административно-правовые отношения являются результатом реализации материальных норм административного права, то есть тех норм, которые регулируют управленческие отношения по существу. Например, принятие решения о выдаче лицензии на приобретение огнестрельного оружия. Административно-процессуальные отношения регламентируются административно-процессуальными нормами и определяют порядок (процедуру) реализации материальных норм административного права. Так, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях определяется ст. 29.7 КоАП РФ.С учетом функций различают регулятивные и охранительные административно-правовые отношения. Регулятивные административно-правовые отношения представляют собой результат воздействия норм административного права на позитивные управленческие отношения. Выделяются вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения с учетом характера взаимодействия их участников.. Вертикальные административно-правовые отношения являются результатом одностороннего волеизъявления уполномоченных субъектов государственного управления. Горизонтальные административно-правовые отношения возникают между субъектами административного права, которые не находятся в отношениях власти-подчинения. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, различают административно-правовые отношения, порождаемые правомерными и неправомерными действиями, событиями. С учетом способа защиты административно-правовых отношений от противоправных посягательств выделяют отношения, охраняемые в судебном и во внесудебном (административном) порядке.
7.Понятие, элементы и действие механизма административно-правового регулирования.Механизм административно-правового регулирования —это система административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
Механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.
Элементы:1) нормы административного права;2) акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;3) индивидуальные акты;4) акты применения норм административного прав, издаваемые должностными лицами органов исполнительной власти при реализации властных полномочий (в том числе и индивидуальные акты);5) административно-правовые отношения. Важнейшими средствами механизма административно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальные акты. Эти акты соответствуют двум уровням административно-правового регулирования. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников в правоотношении. Акт применения нормы административного права включается в механизм административно-правового регулирования как средство индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.В административно-правовом отношении как элементе правового регулирования индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права и обязанности участников отношения.
|
|