Обратная связь
|
Прокурорский надзор в государственном управлении Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами. Прокуроры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием правовых актов и решений, принимаемых правоохранительными и контролирующими органами. Порядок расследования преступлений, совершенных работниками прокуратуры, предполагает гарантии независимости прокуроров. На деятельность Правительства РФ надзорная компетенция прокуратуры не распространяется. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ. Сущность прокурорского надзора: а) это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры; б) осуществляется от имени государства – Российской Федерации; в) заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ; г) направлен на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к установленной законом ответственности. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности – деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, выполняемая с использованием предусмотренных законом полномочий и правовых средств их осуществления. ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. определяет понятие, систему и структуру прокуратуры, принципы и направления деятельности, полномочия прокуроров относительно конкретного направления деятельности и др. Иные законодательные акты, регламентирующие полномочия и процессуальное положение прокурора
Административный надзор в государственном управлении
Административный надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением и применением юридическими и физическими лицами правовых норм в сфере государственного управления.
Виды надзорной деятельности государства:– отраслевой надзор (например, финансовый надзор);– межотраслевой надзор, осуществляемый не только в сфере государственного управления, но и в иных сферах общественной жизни. Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:– Государственный таможенный комитет РФ;
– Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ;– Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации;– Федеральный горный и промышленный надзор России;– Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;– Государственная налоговая служба РФ;– Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью. Особенности административного надзора:– является особой разновидностью государственного контроля;– осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;– деятельность по надзору осуществляется систематически;– цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;– между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;– осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;– осуществляется при помощи определенных методов;– оценка объекта дается только с позиции законности. Методы осуществления административного надзора:– постоянное наблюдение;– периодические проверки;– обследование поднадзорного объекта;– истребование и анализ документов;– изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфере государственного управления. Полномочия органов, осуществляющих административный надзор:– получение информации;
– применение мер административного предупреждения;– применение мер административного пресечения;– привлечение к административной ответственности;
– регистрация и учет;– выдача разрешений (лицензий);– нормотворчество.
Предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.
Контроль в гос управлении.
Государственный контроль состоит в проверке соблюдения органами исполнительной власти и их должностными лицами законности, а также обеспечения целесообразности и эффективности в своей деятельности.
В государственном управлении осуществляются следующие виды государственного контроля:- контроль, осуществляемый Президентом Российской Федерации (президентский контроль);- контроль, осуществляемый органами представительной власти (парламентский контроль);- контроль, осуществляемый органами исполнительной власти;- судебный контроль.
Согласно ст. 32 Конституции граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства. И теоретически и практически это предполагает общественный контроль над органами государственного управления, за деятельностью государственного аппарата и их должностных лиц.
Контроль – это функция управления, заключается в проверке качества управления деятельности посредством сопоставления фактически достигнутого уровня промежуточных или конечных результатов и уровня, установленного решениями, нормативными документами. Позволяет не только выявлять, но и предупреждать отклонения, ошибки и недостатки, искать новые резервы и возможности.
Контрольная власть как неотъемлемая часть государственного механизма призвана способствовать снижению издержек управления. Органы контроля: все федеральные службы, органы прокуратуры, счетные палаты, институт уполномоченного по правам человека, избирательные органы, Центральный банк.
Эффективность контроля зависит от выполнения требований: - Контроль должен осуществляться непрерывно, регулярно и систематически;- Быть своевременным по сроками осуществления, тщательным и полным в охвате объекта контроля;- Носить объективный характер, способствовать формированию чувства личной ответственности и дисциплины;- Быть оперативным, действенным гласным;- Осуществляться на всех этапах управленческой деятельности;- Формы и методы контроля должны носить разнообразный характер;- Необходимо сформировать систему текущего контроля, который позволит готовить регулярную информацию о состоянии дел на том или ином участке работы, вносить необходимые коррективы в планы и программы действия.
|
|