Бланк для работы с глубинными убеждениями (РГУ)
Старое глубинное убеждение: Я ни на что не способна
Насколько вы уверены сейчас в истинности глубинного убеждении? (0-100) 60%
Какова была ваша самая сильная уверенность в его истинности на прошлой неделе (0-100)?_90%
Какова была ваша самая слабая уверенность в его истинности на прошлой неделе (0-100)? 60%
Новое убеждение: Чаще всего я вполне способная (но я всего лишь человек).
Насколько вы уверены сейчас в истинности нового убеждений? (0-100) 50%_
Доказательства, противоречащие старому убеждению и поддерживающие новое убеждение
| Доказательства, поддерживающие
старое глубинное убеждение и альтернативные объяснения
| Написала хорошее сочинение по литературе.
| Не разобралась в новом материале по экономике на занятии, НО эта информация для меня совершенно новая, и, вероятно, я разберусь в ней позже. В худшем случае - я действительно ничего не пойму. Но, по сути, это вина преподавателя, который плохо объяснил.
| Задала интересный вопрос на лекции по статистике.
| Быстро поняла, как работать с этим рабочим бланком.
Получала "хорошо" по тесту по химии.
Собрала материал для курсовой работы по экономике.
| Я так и не обратилась к помощнику учителя за помощью, НО это не означает, что я несостоятельна. Я не решилась потому, что полагала, будто должна разобраться самостоятельно, и думала, что он решит, будто я просто не подготовилась.
| Поняла большую часть материала главы 6 в учебнике по экономике.
Объяснила материал прошлой главы тому парню, в холле.
Смело обратилась за помощью к банковскому служащему.
| Получила "хорошо" по сочинению, НО ведь это, в общем-то, хорошая оценка. Если бы я действительно была неспособной, я не училась бы в колледже.
|
Рис. 11.3. Бланк для работы с глубинными убеждениями Салли.
Copyright, 1995 by Judith S. Beck, Ph. D.
Т: Хорошо. Запишите эту мысль в поле "Новое убеждение". Насколько вы верите в него сейчас?
Глубинные убеждения 215
П: Может быть... на 50%.
Т: Салли, мы и впредь в начале каждой сессии можем вместе оценивать степень вашей уверенности в этих убеждениях. Или определяйте и отмечайте это самостоятельно, перед сессией. И еще, во время сессий я предлагаю вам держать этот листок перед собой, чтобы видеть, не связана ли тема, которую мы обсуждаем, с вашим глубинным представлением о себе: "Я ни на что не способна".
П: Ладно.
Т: Теперь давайте обратимся к нижней части бланка. Сейчас мы заполни ее вместе, а потом вы научитесь делать это самостоятельно. Если это покажете вам полезным, вы сможете добавлять записи ежедневно.
П: Хорошо.
Т: И еще. Чтобы научиться заполнять этот бланк, требуется время и практика, как и тогда, когда вы осваивали работу с дисфункциональными мыслям (бланк РДМ).
П: Понятно.
Т: Сначала мы заполним правую часть бланка: перечислим доказательства того, что вы - ни на что не способны.
П: Хорошо.
Т: Чем вы сегодня занимались? Каковы самые свежие доводы в подтверждение вашей неспособности?
П: На лекции по экономике преподаватель объяснял новую тему, а я ровным счетом ничего не поняла.
Т: Запишите это в правой части... Так... И сразу же напишите заглавными буквами "НО"... А теперь давайте подумаем, нет ли другого объяснения тому, что вы не поняли новую тему, помимо вашей неспособности?
П: Ну... Это была совсем новая тема... Я никогда о подобном не слышала. И этого нет в учебнике...
Т: Хорошо. Как вы думаете, сможете ли вы разобраться в этой теме, если преподаватель объяснит ее еще раз, если вы прочтете дополнительную литературу или попросите помощи у своих друзей?
П: Возможно.
Т: Хорошо. Теперь после "НО" запишите альтернативное объяснение тому, что произошло. Как вы можете его сформулировать?
П: Думаю, я могла бы сказать так: "Но эта тема была для меня совершенно незнакомой, и возможно, я разберусь в ней позже".
216 Глава 11
Т: Отлично, так и запишите... А теперь давайте посмотрим, удастся ли нам усилить это альтернативное объяснение. Согласны ли вы с тем, что человек, который не разобрался в новой теме, в самом худшем случае неуспешен (неспособен) в одном аспекте, но не полностью неуспешен как личность?
П: Конечно.
Т: Допускаете ли вы, что многие способные люди не всегда схватывают суть темы, которая преподносится им впервые?
П: Да.
Т: И котом, могло ли произошедшее свидетельствовать о неспособности преподавателя доступно объяснить тему?
П: Да...
Т: Чем бы вы дополнили свое альтернативное объяснение? ...Хорошо, а теперь переходим к левой части бланка. Есть ли у вас свежие, сегодняшние доказательства вашей способности в широком смысле? Предупреждаю, их непросто увидеть, когда действует ваш экран.
П: Ну... Я написала сочинение...
Т: Хорошо, запишите это... Что-нибудь еще?
П: (Молчит.)
Т: Не правда ли, вы очень быстро разобрались в том, как работать с этим бланком?
П: Угу... (Записывает).
Т: Согласны ли вы продолжить эту работу в качестве домашнего задания? Обратите внимание, что в утверждениях правой части бланка легче сформулировать начало, чем продолжение (альтернативное объяснение).
П: Да.
Т: Поэтому сделайте то, что у вас получится. Возможно, над созданием альтернативных объяснений и над поиском позитивных доказательств нам придется поработать вместе. Но я дам вам подсказку. Если у вас возникнут сложности с заполнением бланка, представьте, что это задание выполняет кто-нибудь другой, например ваша соседка по комнате, и подумайте, какими могут быть ее действия. Договорились?
П: (Кивает.)
Т: Что еще может помешать вам выполнить это домашнее задание?
П: Ничего, я постараюсь его сделать.
Т: Хорошо.
Глубинные убеждения 217
Если бы у Салли на сессии возникли сложности с поиском позитивных доводов, терапевт отложил бы это домашнее задание и применил бы разные техники, чтобы научить пациентку выявлять доказательства для левой части бланка. Например, он мог бы применить технику контраста.
Т: Помните, вы рассказывали, как проявили твердость и настойчивость когда вас хотели оттеснить в очереди в студенческой поликлинике?
П: Я не знаю... Это такая ерунда, не стоит даже говорить.
Т: Минуточку. Если бы вы не стали отстаивать свои права, разве не свидетельствовало бы это о вашей неспособности?
П: Возможно...
Т: Подумайте об этом! Все, за что вы осуждали бы себя, если бы не сделали этого или приняли за доказательство неспособности, наверняка свидетельствует об обратном и подходит для левой колонки.
Обучать пациента выявлению позитивных доказательств для заполнения левой части бланка по работе с глубинными убеждениями можно и другими способами.
1.(Как показано в примере выше.) Предложить пациенту представить, будто позитивные доказательства в подобной ситуации ищет другой человек: "Салли, можете ли вы представить человека, который, по вашему мнению, очень способный во многих отношениях? Кто это может быть? Если бы ваши сегодняшние поступки совершила Донна, какие из них можно было бы назвать признаком ее успешности (способности в широком смысле)?"
2.Предложить пациенту подумать о доказательствах, которые мог бы привести кто-нибудь другой, как свидетельство его состоятельности: "Салли, есть ли человек, который знает нас очень хорошо и мнению которого вы доверяете? Что из ваших сегодняшних поступков [этот человек) мог бы назвать доказательством вашей успешности (способности широком смысле)?" или "Салли, что я мог бы назвать свидетельство] вашей состоятельности, исходя из ваших сегодняшних поступков
3.Обсудить с пациентом, не обесценивает ли он какие-либо позитивные доказательства собственной успешности путем сравнения своих действий и достижений с воображаемой негативной моделью: " Салли, вы не согласны с тем, что написанный вами краткий отчет свидетельствует) о вашей успешности (способности и широком смысле). Но смог на самом деле ни на что не способный человек написать этот отчет?"
218 Глава 11
4. В начале каждой сессии, перед определением повестки дня, предлагать пациенту заполнить графы в верхней части рабочего бланка для работы с глубинными убеждениями (РГУ), причем глубинное убеждение, согласованное с пациентом, остается одним и тем же. Терапевт может спросить: "Что происходило, когда вы были меньше всего уверены в собственной неспособности? Какая это была ситуация? Можем ли мы включить что-нибудь об этом в повестку дня?" Обсуждение таких (более позитивных) ситуаций позволяет получить или укрепить доказательства, подходящие для левой части рабочего бланка.
По ходу сессии терапевт использует подходящие возможности, чтобы обсудить с пациентом целесообразность применения бланка РГУ в работе над обсуждаемой темой.
Т: Салли, подытожьте, пожалуйста, о чем мы только что говорили.
П: Я была очень огорчена, потому что меня не приняли на временную работу, о которой я мечтала. В такой ситуации кто угодно был бы разочарован, но я впала в депрессию, потому что для меня это означало, что я ни на что не способна.
Т: Хорошо. Вы понимаете, каким образом это связано с бланком РГУ?
П: Да. Это то же самое убеждение.
Т: Что вы можете записать в бланке?
П: Думаю, это подойдет к правой части... Я не получила работу ассистен-та в исследовательской лаборатории... но это не означает, что я абсолютно ни на что не способна. Заявление о приеме подали много человек, некоторые из них - с гораздо большим опытом, чем я.
|