Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Оценка сочетания различных факторов, повлиявших на негативный исход

 

Техника "пирога" также позволяет пациенту осознать все многообразие причин того или иного события ( рис. 12.9 )

 

Рис. 12.9. Техника "пирога" для определения причин

 

 

264 Глава 12

 

 

Т: Салли, насколько вы убеждены в том, что получили на экзамене "С" (соответствует оценке "удовлетворительно". - Примеч.ред.) из-за своей абсо­лютной неспособности?

П: Почти на 100%.

Т: А может быть, есть и другие причины?

П: ...Там было несколько вопросов, которые нам никогда не объясняли на лекциях.

Т: Что-нибудь еще?

П: Не знаю. Несколько тем я выучила, но в моем билете ни одной из них не оказалось.

Т: Похоже, вам не повезло.

П: Угу. Из всех вопросов моего билета я немного знала только один. С остальными я попыталась угадать, но у меня ничего не получилось.

Т: Есть ли еще причины того, что вы не сдали этот экзамен так хорошо, как хотели бы?

П: Гм. Наверное, нет.

Т: А как его сдали остальные студенты?

П: Я не знаю.

Т: Можете ли вы назвать этот экзамен сложным?

П: Да, он был очень сложным.

Т: Можете ли вы сказать, что преподаватель хорошо подготовил вас, до­ступно объяснил весь материал?

П: Нет. В основном я готовилась по учебнику. И я слышала, что другие сту­денты жаловались друг другу, что не понимают объяснений преподавателя.

Т: Можете ли вы сказать, что вам было сложно сосредоточиться на подго­товке к экзамену из-за депрессии и повышенной тревожности?

П: Конечно.

Т: Теперь давайте все это изобразим графически. Вот круг, который мы раз­делим на секторы и отметим, что вы получили на экзамене "С", потому что:

• преподаватель плохо объяснял материал;

• экзамен был очень сложным;



• вам не повезло, поскольку тех вопросов, которые вы выучили, в вашем билете не оказалось;

 

Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 265

 

• конспект, который вы взяли у подруги, чтобы подготовиться, оказался неполным;

• вам пришлось отвечать на вопросы, которые ни разу не обсужда­лись на лекциях;

• депрессия и повышенная тревожность помешали вам как следует сосредоточиться на подготовке;

• в глубине души вы чувствуете себя неспособной.

 

(Пациентка заполняет круговую диаграмму, рис. 12.9.)

Т: Секторы получились почти одинаковыми по размеру. Насколько вы сей­час верите в то, что получили на экзамене "С" по причине своей неспособно­сти?

П: Меньше. Может быть, на 50%.

Т: Отлично!

 

Представляя альтернативные причины возникновения ситуации, терапевт побуждает пациента оценить дисфункциональное предположение (в данном случае "Я неспособна") и выработать более рациональное падение, учитываю­щее все возможные объяснения.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СРАВНЕНИЯ И ПОХВАЛЬНЫЕ ДЕЛА

Пациенты, страдающие психиатрическими расстройствами, допускают не­гативные искажения в обработке поступающей информации, особенно когда дело касается самооценки. Такие пациенты склонны замечать доводы, которые можно истолковать как негативные, и пренебрегают позитивной информаци­ей (либо обесценивают или даже забывают ее). Кроме того, эти пациенты за­частую используют одно из двух дисфункциональных сравнений: сравнивают себя в данный момент с тем, какими они были до начала заболевания, или с другими людьми, не имеющими психиатрического диагноза. Эти дисфункцио­нальные сравнения усиливают дисфорию.

 

Изменение самосравнений

 

В следующем примере терапевт помогает пациентке понять, что ее избиратель­ное негативное внимание и сравнения дисфункциональны. Затем он обучает девушку проводить обоснованные сравнения (принимая в расчет свое худшее состояние) и замечать похвальные дела.

 

 

266 Глава 12

 

Т: Салли, похоже, вы очень строги к себе. Скажите, вы сделали на прошлой неделе что-нибудь такое, за что можете себя похвалить?

П: Ну... я написала сочинение по литературе.

Т: Что еще?

П: Гм... Больше ничего не приходит на ум.

Т: А может, вы просто не заметили некоторых своих поступков? П: Не знаю.

Т: Вот например, сколько занятий вы посетили?

П: Все, которые есть в моем расписании.

Т: Сколько раз вы вели конспект?

П: На каждом занятии.

Т: Для вас это было не сложно? Или пришлось заставлять себя приходить на занятия и стараться сосредоточиться?

П: Мне было сложно. Но это неправильно. Наверное, никому из студентов не приходится заставлять себя ходить на занятия и писать конспекты...

Т: Салли, сейчас вы сравниваете себя с другими людьми. Часто вы так по­ступаете?

П: Наверное, часто.

Т: Но разве это обоснованные сравнения? Относились бы вы к себе так же строго, если бы, скажем, старались посещать занятия и писать конспекты, за­болев воспалением легких?

П: Нет, это законная причина плохо себя чувствовать.

Т: Точно. Но разве сейчас у вас нет законной причины плохо себя чувство­вать? Разве вы не заслуживаете похвалы, когда пытаетесь заставить себя что-то делать? Помните, на первой сессии мы обсуждали симптомы депрессии: по­вышенная утомляемость, нехватка сил, трудности с концентрацией внимания, нарушения сна и аппетита и т.д.?

П: Угу.

Т: Так, может быть, учитывая, что у вас депрессия, вы все-таки заслуживае­те похвалы, чтобы начать действовать? П:

Я так об этом не думала...

Т: Давайте коснемся двух вопросов: что делать, если вы начинаете сравни­вать себя с окружающими, и как научиться хвалить себя. Итак, что происходит с вашим настроением, когда вы сравниваете себя с другими людьми, например,

 

 

Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 267

 

думаете: "Никому из студентов не приходится заставлять себя ходить на заня­тия и писать конспекты"?

П: Оно ухудшается.

Т: А что произойдет, если вы скажете себе: "Подожди-ка минутку! Это бес­смысленное сравнение. Лучше я сравню себя с самой собой, когда я была в худ­шем состоянии, когда я с утра до вечера не вставала с постели и пропускала почти все занятия"?

П: Я пойму, что сейчас делаю больше.

Т: И ваше настроение ухудшится?

П: Нет, наоборот, улучшится.

Т: Попробуете выполнить это сравнение в качестве домашнего задания?

П: Угу.

Т: Тогда запишите: "Заметить, когда я сравниваю себя с другими людьми, не страдающими депрессией. Напомнить себе, что такое сравнение бессмыс­ленно, и вместо этого сравнить себя со мною же, только в худшем состоянии".

У пациента также могут быть автоматические мысли, в которых он сравни­вает себя с желаемой моделью ("Я должна была бы легко разобраться в этой теме") или с собой, но только до начала депрессии ("Раньше это давалось мне без труда"). В этом случае терапевт также обращает внимание пациента на про­гресс, достигнутый по сравнению с самым худшим состоянием, а не с прежним (самым лучшим), или с тем путем, который еще предстоит пройти, чтобы вер­нуться к прежнему состоянию.

В последнем примере терапевт уверен, что Салли уже достигла некоторого успеха и что она сама осознает это. В противном случае он поинтересовался бы, когда у пациента было наихудшее состояние: "Когда была худшая точка для вас? Какой была тогда ваша жизнь?", "Чем вы тогда занимались?". Если паци­ент обоснованно отвечает, что худшее состояние он переживает прямо сейчас, терапевт пробует иной подход: "Похоже, вас очень огорчает сравнение себя с другими людьми или с моделью - каким вам хотелось бы быть. Лучше напомните себе, что у вас есть список целей и мы вместе принимаем меры, чтобы у вас произошли изменения. Вспомните, что мы с вами — команда и вместе работаем над тем, чтобы помочь вам стать таким, как вы хотите. Если вы сделает это, что произойдет с вашим настроением?"

 

Список похвальных дел

Похвальные дела - это ежедневные положительные поступки, совершен пациентом, или действия, за которые он заслуживает похвалы. (См. рис.12.10.) Как обычно, вначале терапевт дает логическое обоснование.

 

 

268 Глава 12

 

Т: Салли, я хочу предложить вам полезное домашнее задание. Мы не раз отмечали, насколько вы преуспели в самокритике и самообвинении. Что про­исходит с вашим настроением, когда у вас возникают мысли "Я должна была бы сделать это лучше" или "Напрасно я пыталась"?

П: Мне становится хуже.

Т: Правильно. А как вы думаете, что произойдет, если вы попытаетесь за­мечать свои положительные поступки?

П: Наверное, мне станет лучше.

Т: Допустим, я заболел воспалением легких, но все-таки сделал над собой усилие, выбрался из кровати, пришел на работу, принимал пациентов, работал с документами и т.д. Заслуживаю ли я похвалы?

П: Конечно.

Т: Даже если все это получалось у меня хуже, чем обычно?

П: Да.

Т: Потому что я вполне мог вместо этого остаться дома, натянуть на голову одеяло и весь день провести в постели.

П: Правильно.

 

Список достижений

(Мои хорошие поступки или то, что было сложным, но мне удалось)

1.Пыталась понять новую тему на лекции по статистике.

2. Закончила писать отчет и сдала его преподавателю.

3. За обедом поговорила с другом Джулии.

4. Позвонила Джону, чтобы узнать, что задано по химии.

5. Приготовила ужин, вместо того чтобы лечь спать.

6. Прочитала главу 5 учебника по экономике.

Рис. 12.10.Список похвальных дел ("Список достижений" Салли)

 

Т: А справедливо ли все это в отношении вас самой? Заслуживаете ли вы хотя бы небольшой похвалы - своего рода аванса, чтобы начать действовать?

П: Наверное, да...

Т: Между сессиями вам, возможно, будет непросто вспомнить о необходи­мости хвалить себя. Поэтому я предлагаю заранее составить список. Как вам эта идея?

П: Я попробую.

Т: Если не возражаете, давайте начнем прямо сейчас. Как мы назовем этот список? Список похвальных дел? Список достижений? Или как-нибудь иначе?


Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 269

 

П: Пусть будет "Список достижений".

Т: Хорошо. Сейчас вы заполните его, отметив поступки, за которые заслу­живаете похвалы, - что было сложным, но удалось вам.

П: Хорошо. (Записывает указания терапевта.)

Т: Давайте начнем с сегодняшнего дня. Чем вы сегодня занимались?

П: (Записывает и комментирует.) Так, надо вспомнить... Я пришла на заня­тие по статистике... и пыталась разобраться в новой теме, хоть это было непро­сто... Я закончила писать свой отчет и сдала его... Я поговорила с другом моей соседки по комнате, который приходил к нам на обед...

Т: Хорошее начало. Сможете ли вы выполнять это задание каждый день?

П: Смогу.

Т: Мне кажется, вы запомните свои положительные поступки в десять раз лучше, если будете записывать их, едва вспомнив. Но если такой возможности не представится, старайтесь делать записи, как минимум, во время обеда, ужи­на и перед сном. Получится у вас?

П: Да.

Т: Надо ли записать, зачем вам нужно это задание?

П: Нет, я запомню. Это поможет мне сосредоточиться на хорошем, чтобы мое состояние улучшилось.

 

Составление списка похвальных дел в начале терапии готовит пациента к более позднему заданию: поиску позитивных данных для бланка для работы с глубинными убеждениями (РГУ) (глава 11).

Итак, существует множество когнитивных и поведенческих техник; в этой книге представлены самые распространенные. Чтобы расширить репертуар ис­пользуемых техник, обратитесь к дополнительной литературе.

 

Глава 13

 

 

ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

 

У многих пациентов автоматические мысли возникают не только в виде не­высказанных слов, но также в форме мысленных картин или образов (Beck & Emery, 1985). Например, у Салли была мысль: "Если я попрошу помощи у преподавателя, он подумает, что я ему навязываюсь". В ходе беседы терапевт определил, что Салли помимо этой вербальной автоматической мысли одно­временно представляла себе преподавателя, который, нахмурившись, смотрел на нее сверху вниз и выглядел очень раздражённым, в то время как она зада­вала ему волнующий ее вопрос. Эта картина и есть образная автоматическая мысль.

Из этой главы вы узнаете, как обучать пациентов выявлению их спонтан­ных образов и как осуществлять терапевтическую работу с двумя видами об­разов - спонтанными и намеренно вызванными. Хотя визуальные образы возникают у большинства пациентов, лишь немногие сообщают о них. Чтобы выявить образные автоматические мысли, зачастую недостаточно простого во­проса, даже повторенного несколько раз. Образы нередко слишком мимолетны и неприятны пациенту. Неудивительно, что их стараются как: можно скорее стереть из памяти. Если травмирующие образы остаются нераспознанными и непроработанными, дистресс пациента продолжает усугубляться.

Терапевт рассказывает пациенту об автоматических мыслях, принимаю­щих форму образов, уже на первой терапевтической сессии (см. главу 3).

 

ВЫЯВЛЕНИЕ ОБРАЗОВ

 

Чтобы научить пациента распознавать болезненные представления, терапевт пробует либо выявить спонтанный образ, возникающий у пациента, либо на­меренно вызвать его во время сессии. В следующем примере терапевт выяс­няет, есть ли у Салли спонтанный образ, который появляется одновременно с вербальной автоматической мыслью.

 

 

 

272 Глава 13

Т: Итак, у вас есть мысль: "Если я попрошу помощи у преподавателя, он по­думает, что я ему навязываюсь", и вы тревожитесь, правильно?

П: Да.

Т: А скажите, когда вас посещает эта мысль, представляете ли вы какую-нибудь картину?

П: Что вы имеете в виду?

Т: Представляете ли вы, как может выглядеть ваш преподаватель, когда вы обращаетесь к нему с просьбой о помощи? Выглядит ли он довольным? (Чтобы помочь пациенту сосредоточиться, терапевт предлагает вариант, противопо­ложный ожидаемому.)

П: Нет, он хмурится...

Т: Что вы еще представляете? Где, например, вы находитесь? В аудито­рии?

П: Нет. Я представляю, что стучу в дверь его кабинета, захожу и говорю ему, что не поняла тему, которую он объяснял на лекции.

Т: И что потом?

П: Я вижу, как он хмурится, смотрит на меня сверху вниз и выглядит очень недовольным.

Т: Что-нибудь еще?

П: Нет, это все.

Т: Хорошо. Эту картину, или представление, мы называем образом.

 

Иногда пациенту трудно уловить суть, когда терапевт использует лишь слово "образ". Поэтому не забывайте о синонимах - мысленные картины, виде­ния, фантазии, представления, воспоминания и др. Если бы Салли не удавалось сообщить о своем образе, терапевт продолжил бы разъяснения с использова­нием некоторых из этих слов-синонимов. В том случае, если бы одной из те­рапевтических целей данной сессии было помочь пациентке выявлять се обра­зы, терапевт постарался бы вызвать у нее нейтральный или позитивный образ ("Опишите, пожалуйста, что вы видите из окна своего дома" или "Представьте, что вы входите в это здание. Что вы видите?"). В некоторых случаях терапевт вызывает у пациента образ, касающийся травмирующей ситуации, как показа­но ниже.

Т: Салли, вы представляли, как может выглядеть ваш преподаватель, когда вы обратитесь к нему за помощью? Будет ли он довольным?

П: Нет, я его совсем не представляла.

 

 

Образные представления 273

 

Т: Попробуйте сделать это сейчас! Вообразите, что вы приходите к Где и когда вы можете застать его? (Помогает пациентке сосредоточиться ).

П: Наверное, во вторник - это его приемный день.

Т: Значит, во вторник он должен быть в своем кабинете?

П: Да.

Т: В каком здании расположен его кабинет?

П: В Беннет-Холл.

Т: Можете ли вы представить, будто сейчас вторник, вы заходите в Беннет-Холл... Поднимаетесь в его кабинет... Постарайтесь увидеть обстановку так, будто все это происходит прямо сейчас. Дверь открыта или заперта?

П: Закрыта.

Т: Представьте, что вы стучите в дверь. Что вы слышите в ответ?

П: Он говорит: "Войдите". (Копирует резкий, сердитый голос преподавателя.

Т: Теперь вы заходите в его кабинет. Взгляните на его лицо...

П: Он нахмурился...

Т: И что происходит потом? (Терапевт помогает пациентке развивать образное представление дальше, до тех пор, пока оно не достигнет самого неприятного для Салли момента) Итак, эта сцена, которую вы только что нарисовали в своем воображении, называется образом. А не создавали ли вы в своём уме образ, подобный этому, когда на прошлой неделе собирались пойти к преподавателю на консультацию?

Т: Может быть... Но я не уверена...

Т: В качестве домашнего задания попробуйте помимо вербальных автоматических мыслей выявить образы, посещающие вас в те моменты, когда ваше настроение ухудшается.

П: Хорошо.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.