Способы выражения подлежащего 1. Части речи, обозначающие предмет или лицо, в им. п. (сущ., мест., субстантивированные прил. и прич., числ.):
Снова пришел тихий розовый вечер. Никто не рыдает и не смеется. У меня на Чукотке есть близкие.Окружавшие молчали. Семеро одного не ждут.
2. Инфинитив:
Влюбиться не значит любить.
Идти было весело и очень интересно.
3. Синтаксически неделимое словосочетание (с разными значениями: количественным, совместности, избирательности, приблизительности и др.):
Тысячи колоколов торжественно зазвонили. Маша с летчиком медленно пошли по росе. Никто из них не хотел начинать разговор первым. До берега было около двухсот шагов.
4. Фразеологическое сочетание:Млечный Путь серебристой тканью разостлался по небу.
5. Любая часть речи в значении существительного:
Вот раздалось «ау» вдалеке.
6. Целое предложение:
Ее «Мне без тебя так грустно» еще долго звучало в моей душе после расставанья.
Примечание. При обозначении приблизительного количества с использованием слов больше, меньше, свыше, около и т. п. подлежащее выражается словосочетанием, не имеющим в своем составе именительного падежа. Сравните: Двадцать лет прошло с тех пор. — Больше двадцати летпрошло с тех пор.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО
ЧАСТИ РЕЧИ
| ПРИМЕРЫ
| 1. Имя существительное
| Старший сын уехал в столицу.
| 2. Местоимение
| Он уехал в столицу.
| 3. Имя прилагательное
| Старший уехал в столицу.
| 4. Причастие
| Поднявшиймеч от меча и погибнет.
| 5. Имя числительное
| Двое уехали в столицу.
| 6. Инфинитив
| Жить– родине служить.
| 7. Наречие
| Настало и роковое послезавтра.
| 8. Предлог
| «В» является предлогом.
| 9. Союз
| «А» – противительный союз.
| 10. Частица
| «Не» с глаголами пишется отдельно.
| 11. Междометие
| Вдали послышалось ку-ку.
| 12. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного
| «Брату» – форма дательного падежа существительного.
«Читаю» – форма 1-го лица глагола настоящего времени.
«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» – было его девизом.
| 13. Фразеологизм
| В поле вышлиот мала до велика.
| 14. Собственное наименование
| На клумбе рослианютины глазки.
| 15. Синтаксически цельное словосочетание
| Прошло несколько дней.
|
ВИДЫ СКАЗУЕМОГО
Виды сказуемого
| Способы выражения
| Примеры
| Простое глагольное
| Глагол в форме какого-либо наклонения
| В синем небе звезды блещут.
| Фразеологическое сочетание
| вышел из себя
бьет баклуши
пришел в негодование
| Составное глагольное
может быть осложненным, если в его состав входят два инфинитива.
Если же н. ф. обозначает действие другого лица, он представляет собой дополнение при простом глагольном сказуемом.
| Вспомогательный глагол + н. ф. глагола
| Владимир начиналсильно беспокоиться.
Он не мог решиться уехать.
Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье.
Беречь – дополнение,т. к.обозначает действие другого лица
| Составное именное
| Глагол-связка + именная часть (гл.-связка быть, естьили нулевая). Именная часть выражается:
| 1. существительным
| Деревня, где скучал Евгений, былапрелестный уголок.
| 2. прилагательным
| Погода была хорошая.
| 3. кратким страдат.причастием
| Брови её были сдвинуты.
| 4. числительным
| Я был третьим по списку.
| 5. местоимением
| Вишнёвый сад теперь мой.
| 6. наречием
| Ей туфли будут впору.
| 7. Неделимое (или фразеологическое) сочетание
| Вечером море было чёрного цвета.
| Составное именное сказуемое может быть осложненным: В человеке все должно быть прекрасно...
Осложненное составное именное сказуемое имеет следующий состав: краткое прилагательное с модальным значением /модальный или фазовый глагол/ + глагол-связка в форме инфинитива + именная часть.
| Обратите внимание!
1) Форма сложного будущего времени (буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое; 2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!); 3) модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется. Ср.: Он было начал читать газету, но, отвлёкшись, про неё забыл. Он, бывало, неделями в деревне не показывался; 4) чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить: а) фразеологизм часто можно заменить одним словом: одержать победу – победить; б) в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть, а в составном именном сказуемом – можно. Ср.: Он повесил нос (ПГС) – нельзя: Он был нос; Она сидела усталая (СИС) – Она была усталая; Он родился счастливым (СИС) – Он был счастливым.
Примечание. В речи (особенно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые простые глагольные сказуемые с экспрессивным значением. Наиболее распространёнными среди них являются следующие: 1) сочетание двух глагольных форм с частицей так (Удружил так удружил!); 2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме (Пойду позову маму); 3) сочетание глаголавзять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и (Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае – частица, не союз); 4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе (А Иванушказнай себе держись;Ятак и вскрикнула); 5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа (Он её поедом ест; Она ревмя ревёт)
110. Перепишите предложения, соблюдая правила правописания. Укажите, чем выражены главные члены в простых и сложных предложениях. Особо отметьте главные члены, выраженные различными устойчивыми словосочетаниями. Определите типы сказуемых.
1. По приказу командира солдат выш..л из строя. Станок выш..л из строя. 2. Наше озеро (не)глубоко. Ладожское озеро (не)глубоко. 3. Все нас просили спеть еще. Мы запели. Мы начали петь. 4. Наш учитель — человек добрый. Наш учитель — хороший спортсмен. 5. Через пять минут на опустевшей площадке остались только отец с сыном. Я остался с маленькой сестрой дома.
111. Спишите, выделите грамматические основы в предложениях. Определите способы выражения подлежащего и сказуемого. Укажите типы сказуемых.
1. И произошло с Иваном Ивановичем нечто совершенно нежданное, негаданное (Гоголь). 2. Солнце начинало прятаться за снеговой хребет (Лермонтов). 3. Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось (Тургенев). 4. Равнина казалась бесконечной.
5. Неаполитанские художники пришли в величайшее волнение (Паустовский). 6. Нелегкое дело в моем положении оставаться спокойным (Казакевич). 7. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился (Чехов).
8. Морской воздух в любое время года чист и приятен. 9. Русский язык богат, образен и точен (Паустовский). 10. Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России (Гоголь).
112. Подчеркните подлежащее и сказуемое и обозначьте, чем оно выражено.
1. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости. 2. Нюанс - оттенок, тонкое различие в чём-нибудь. 3. Отрицать - значит отвергать существование, необходимость, обязательность чего-нибудь. 4. Шли два приятеля вечернею порою. 5. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии. 6. Никто не отвечал мне. 7. Далече грянуло ура. 8. Бывалые и старые поучали молодых. 9. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. 10. Октябрь уж наступил. 11. Я помню чудное мгновенье. 12. Приезд отца явился полной неожиданностью. 13. Некоторые подростки в годы войны были удостоены боевых наград. 14. Думать не грех. 15. Поймать ерша или окуня – это такое блаженство. 16. Наступило, наконец, пятнадцатое мая. 17. Что-то задержало его в комнате. 18. Каждый из нас станет на самом краю площади. 19. Мы с ним лежали на пике у громадного камня. 20. Однажды Верховное существо вздумало задать великий пир в своих лазоревых чертогах.
113.Расставьте знаки препинания в предложениях, определите типы подлежащего и сказуемого.
1. Сказки которые знают и любят все дети в мире это волшебные истории созданные воображением Андерсена.
2. Главная задача стоящая перед Андерсеном писать не только для детей но и для взрослых.
3. Стать человеком значило для русалочки наслаждаться зеленой травой пением птичек и запахами цветов, ведь это то чего нет под водой.
4. Всё и предательство и нелюбовь и измену преодолела русалочка на пути к счастью.
5. Всегда рядом с русалочкой были её верные друзья краб Тристан рыбка Флаудер и пеликан с противным голосом имя которого тайна для многих.
6. Русалочка вынырнула на поверхность и увидела что небо над морем словно разлитая банка чернил, такое же черное.
7. Дети любят не только играть и развлекаться но еще и слушать интересные рассказы о волшебных приключениях.
8. Читать сказку под одеялом пока родители смотрят какой-то неинтересный для детей фильм любимое занятие многих детишек.
9. «Ты мне друг или враг?» - спрашивала акула у рыбки перед тем как съесть.
10. «А вот это моя лучшая подруга Ариэль!» - представил Флаудер свою большую подружку другим маленьким рыбешкам.
114.Выделите в предложениях подлежащие и сказуемые, определите их типы.
Глубоко под водой находится дворец морского царя. Там живут сам морской царь и его дочери. Одиннадцать дочерей похожи друг на друга как близнецы, но младшая дочь Ариэль отличается не только длинными рыжими волосами, но и своим необычным характером. Ариэль с сестрами очень дружны, но никто из сестер не может до конца разобраться в поступках младшенькой. Каждая из них имеет свою мечту: кто-то хочет удачно выйти замуж, несколько сестер мечтают стать владычицами в собственных морских королевствах, но ни одна из них не мечтает стать человеком. Ведь они не люди, они русалки!
Главным отличием русалочки от обычной девушки будет длинный хвост вместо ножек, который не позволяет его обладательнице ходить по земле, но помогает быстро плавать. Сменить хвост на пару стройных ножек было мечтой Ариэль лет с десяти. Она искала способы совершить такую замену, и об этом взяла да и узнала старая морская ведьма. Ведьма (никто из сказочников не знал её имени) послала верных слуг сказать Ариэль, что может ей помочь. Глупышка было отказалась, но желание иметь ножки оказалось сильнее.
За ножки ведьма взяла в аренду нежный голосок Ариэль, и бедняжка оказалась на берегу с новыми, «нехожеными» ножками, но немая. Она хотела пойти к виднеющемуся впереди дворцу, но не смогла. Ножки отказались идти вперед, и девушка упала. Она даже не имела возможности закричать и позвать на помощь!
Тут откуда ни возьмись появился принц! Его любимым занятием было гулять по вечерам по берегу моря, что и привело к встрече с Ариэль. Но красавица не могла ни произнести своего имени, ни пройти вместе с принцем в его дворец. Принц взял красавицу на руки и тут же решил связать свою судьбу именно с этой девушкой.
115. Решите уравнения:
116. Какие типы сказуемых представлены в данном отрывке из сказки А. С Пушкина:
Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд; Слуги белку стерегут.
Игра«Чёрный ящик». В черном ящике находится схема этого сказуемого, одной из частей которого является глагол-связка быть, назовите, что в черном ящике?
I. Выделите основу предложения. Укажите вид сказуемого.
1) Это была наша новая учительница._________________________________
2) Марина была уже здесь.__________________________________________
3) Юрий будет хорошим спортсменом.________________________________
4) Он будет делать уроки.___________________________________________
5) У Елизаветы был чудный кот.______________________________________
|