Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Бессоюзное сложное предложение

Знаки препинания в БСП

Знаки препи- нания При каком условии ставится Схема Пример
٫ перечисление (и) [ ], [ ]. Скрипят клёсты, звенят синицы, смеётся кукушка. (Скрипят клёсты, и звенят синицы, и смеётся кукушка.)
; если в одном из ПП или в обоих уже есть запятые [ О, О ]; [ ].   [ ]; [ ,| д. о. |, ]. Мальчики прыгают, резвятся; девочки играют в куклы. Лягушата бросаются по ноги;уж, подняв голову, лежит между корней.
: 1. (так как, потому что) [ ]: [ причина ] Печален я: со мною друга нет. (Печален я, так как со мною друга нет.)
2. (а именно) [ ] : [пояснение].     Степь пестреет цветами: желтеют одуванчики, синеют колокольчики. (Степь пестреет цветами, а именно желтеют одуванчики, синеют колокольчики.)
3. (как, что) [ ]: [изъяснение].   Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до него. (Павел чувствует, как чьи-то пальцы дотрагиваются до него.)
4.и увидел, и услышал, и почувствовал [ ]: [ ]. Я поднял глаза: на небе сияло солнце. (Я поднял глаза и увидел, что на небе сияло солнце.)
5. [ ]: [прямой вопрос]. Скажи мне: ты откуда пришел?
1. (Когда)[ время ] - [ ]. Настанет утро – двинемся в путь. (Когда настанет утро, двинемся в путь.)
2. (Если) [ условие]- [ ]. Назвался груздем – полезай в кузов. (Если назвался груздем , полезай в кузов.)
3 (так что) [ ] - [результат, следствие]. Солнце дымное встаёт – будет день горячий. (Солнце дымное встаёт, так что будет день горячий.
4. противопоставление (а) [ ] - [ ]. Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. (Чин следовал ему, а он службу вдруг оставил.)
5. (как, словно, будто) [ ]- [сравнен.]. Молвит слово – соловей поёт. (Молвит слово, будто соловей поёт.)
6. быстрая смена событий [ ] - [ ]. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
7. вторая часть – неполноепредложение Я думал – волк.
8. перед присоединительной частью могут иногда ставиться запятая и тире [ ,| д.о|., …,| д. о.| ], - [ ]. Рука его, засунутая под подушку, лежала на тяжёлом кольте, согревая его теплотой, - так было спокойнее и увереннее.
9. если по смыслу нужно ставить два двоеточия подряд, вместо 2-го ставится тире Я понял: до конца не досижу – очень скучно.

Цифровой диктант.Вписать в таблицу только номера нужных предложений.



Условие / время  
Следствие, результат  
Противопоставление  
Быстрая смена событий  
Сравнение  

1. Делаю добро – чувствую себя хорошо. Поступаю плохо – чувствую себя плохо. 2. Наблюдайте за вашим телом – ум будет работать правильно. 3. Хочешь добиться уважения – начинай с себя. 4. Хочешь преуспеть – догоняй тех, кто впереди. 5. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 6. Идёт – лебёдушка плывёт. 7. Распахнули окна – запах сосен вступил на веранду. 8. Осень припасает – зима поедает. 9. Совесть потеряешь – другой не купишь. 10. Посмотрит – рублём одарит.

Тест

1. Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то между ними ставится:

  1. Запятая
  2. Точка с запятой
  3. Двоеточие
  4. Тире
  5. Точка

2. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении: Узнаешь меня – перестанешь бояться.

  1. Время
  2. Следствие
  3. Условие
  4. Противопоставление
  5. Быстрая смена событий

3. Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, то между ними ставится:

1) Запятая

2) Точка с запятой

3) Двоеточие

4) Тире

5) Точка

4. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении: Служить бы рад – прислуживаться тошно.

  1. Время
  2. Следствие
  3. Условие
  4. Противопоставление
  5. Быстрая смена событий

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

Прямая речь после слов автора
А: "П". Мальчик сказал: "Я приду сегодня вечером".
А: "П?" Он спросил: "Что ты делаешь?"
А: "П!" Он возмутился: "Что ты делаешь!"
Прямая речь перед словами автора
"П", -а ". Я приду сегодня вечером", - сказал мальчик.
"П?" – а. "Что ты делаешь?" - спросил он.
"П!" - а". Что ты делаешь!" - возмутился он.
Прямая речь прерывается словами автора
"П, -а, - п". "Плыви вперед, - сказал он, - я за тобой последую".
"П, -а. - П". "Я приду завтра вечером, - сказал он. - Принесу тебе книгу".
"П!(?) -а. - П" . "Какой чудесный человек, не правда ли? - воскликнула Саша. - Я не видела его грустным".
“П,!? – а: – П”. “П,!?... – а: – П!?...” “Я знаю, зачем ты пришёл! – заявил он и добавил: – Незачем тебе было приходить!”
Прямая речь стоит внутри авторских слов
А: "П", - а. Он сказал: " Я очень устал", - и сразу же замолчал.
А: "П!(?)" Раздался чей-то голос: "К вам можно?" - и кто-то вошел в комнату.
А: "П..." -а.   Сергей говорит: "Ветру бы теперь дунуть..." - и отвернулся.

 

Текст. Тема и основная мысль текста

Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Признаки текста:

1) наличие темы и основной мысли;

2) наличие или возможности заголовка;

3) смысловая связь между предложениями;

4) определенная последовательность предложений;

5) использование языковых средств связи между предложениями.

Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создается на определенную тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея– это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

Структура текста

 

Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, т. к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.

Абзац. Структура текста характеризуется тем, что он членится на единицы более крупные, чем предложения – абзацы.

Каждый абзац имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Не все абзацы являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными.

Основным признаком, сигнализирующим о границе между абзацами, является переход от одной микротемы к другой. Кроме того, абзацы характеризуется интонацией начала и конца: завершение его маркируется, как правило, значительным понижением тона и заключительной долгой паузой; начало же следующего абзаца определяется повышением тона.

Предложения, не входящие в абзацы. Не все предложения текста входят в абзац. Чаще всего ими бывают первые и последние предложения речевого произведения (которые относятся не к какому-то одному абзацу, а к тексту в целом), а также авторские отступления. Такие предложения являются относительно независимыми в смысловом отношении.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.