Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Знаки препинания в предложениях с обращениями

1. Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации:

Наши сестры в полутёмной зале, мы о вас ещё не написали.

Позвольте мне, читатель мой, заняться старшею сестрой.

До свидания, благороднейший господин Глинкин.

2. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (следующее за обращением слово пишется с прописной буквы):

Старик! О прежнем позабудь...

3. Если обращение стоит в конце предложения, то после него ставится тот знак, который требуется содержанием и интонацией самого предложения:

Думай же, мастер культуры.

Ты здесь, миленький?

Свинья ты, братец...

4. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками:

Как хорошо ты, о море ночное!

Но перед обращением может стоять и междометие о (в значении «ах»), которое по правилам отделяется запятой или восклицательным знаком:

О, мама, почему ты меня упрекаешь?

5. Частицы аи да, стоящие перед повторяющимся обращением, запятой от него не отделяются, а перед ними запятая ставится:

Барин, а барин! – промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом.

При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и отделяется запятой:

– А, Васька! – сказал он, узнав прежде всего розоватые панталоны своего друга...

6. Повторяющиеся обращения разделяются запятой или восклицательным знаком:

Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?

7. Однородные обращения, соединённые союзом и или да, запятой не разделяются:

Здравствуй, солнце да утро весёлое!



8. Если союз и повторяется при однородных обращениях, то перед первым и запятая не ставится: Выйдите вон из класса и Петя, и Вася!

9. При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми:

Иван Ильич, распорядись, братец, насчёт закуски...

10. Если распространённое обращение разорвано другими словами – членами предложения, то каждая часть обращения выделяется по общему правилу:

Крепче, конское, бей,копыто, отчеканивая шаг!

 

ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Запомнить: вводные слова не являются членами предложения, на письме выделяются запятыми.

 

Основные группы вводных слов с помощью ВС говорящий выражает своё отношение к высказываемому
Чувства (радость, сожаление и т.д.) Уверенность, неуверенность Связь мыслей, последовательность их изложения
к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, не ровён час, странное дело, удивительное дело, нечего греха таить несомненно, без всякого сомнения, конечно, очевидно, безусловно, бесспорно, разумеется, само собой, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, полагаю, думаю, надеюсь итак, следовательно, значит, далее, наоборот, напротив, наконец, в общем, впрочем, между прочим, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, кстати, кстати сказать, к слову сказать, главное, таким образом, во-первых, во-вторых, в-третьих, с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю
Способы оформления мыслей Источник сообщения Призыв к собеседнику с целью привлечь внимание
словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется, вообще, собственно, вернее, точнее говорят, сообщают, передают, по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо), по сообщению (кого-либо), по сведениям (к.-л.), по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать   видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), верите (ли)

Не являются вводными и не выделяются запятыми:

авось, будто, вдобавок, вдруг, ведь, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно,

как будто, как бы, как раз, между тем, к тому же, приблизительно, примерно, причём, решительно, якобы.

Выделяется запятой частица бывало:Я, бывало, у него бывала.

Некоторые слова могут быть как вводными и выделяться запятыми, так и членами предложения:

Вводное слово (обособляется) не вводное слово (не обособляется)
НАКОНЕЦ, В КОНЦЕ КОНЦОВ
- указывает связь мыслей, порядок изложения (= и ещё); - выражает нетерпение; - дает оценку факту с т. зр. говорящего: Да входите же, наконец! Да замолчите же, в конце концов! = после всего, напоследок, в результате всего: Мы шли, шли и наконец пришли. Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое устраивало всех.
ОДНАКО
стоит в середине или в конце предложения: Елена, однако, не захотела понять намёка. Славно мы поохотились, однако! Исключение: Однако, холодная нынче весна! Однако - междометие стоит в начале предложения или между однородными членами предложения и является противительным союзом (=но): Однако он заблуждается. Тема не новая, однако интересная.
КОНЕЧНО
Вводное: Конечно, я вам помогу. частица: Я конечно б сходил туда...
ЗНАЧИТ
= следовательно, стало быть: Я не видел её сегодня в школe, значит, она действительно заболела. Сказуемое = означает: Она значит для меня слишком много, чтобы обмануть ее.
ВООБЩЕ
= вообще говоря: Вообще, это очень интересно. - в других значениях: Он вообще запрещал выходить на улицу после двенадцати.
ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ
= самое главноеЧтобы подготовиться к занятию, необходимо прочитать теорию и, главным образом, выполнить задания. = преимущественно, в основном, больше всего:Он выжил главным образом благодаря своим друзьям.
ВО ВСЯКОМ СЛУЧАЕ
имеет ограничительно-оценочное значение: Я, во всяком случае, этого не говорил. = при любых обстоятельствах: Во всяком случае он никогда не оставит прежнего своего питомца.
В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ
употребляется в переносном значении: Различаются такие второстепенные члены, как определение, дополнение и обстоятельство, в группе последних, в свою очередь, обстоятельство места. если употреблено в значении, близком к прямому, т. е. указывает на очередность, последовательность: «А ты?» - спросил я у Лены в свою очередь.

 

  Одни и те же слова могут употребляться в качестве
вводных слов членов предложения
1. Вы, верно, недавно здесь служите? (= вероятно) 1. Иван вернослужит своим господам (= преданно).
2. Магнитофон, возможно, уже отремонтирован (= может быть). 2. Магнитофон возможно отремонтировать (= можно).
3. Прежде всего, нужно ли искать карту? (= во-первых) 3. Прежде всего нужно отыскать карту (в первую очередь).
4. Таким образом, денег явно не хватает (= итак). 4. Таким образом можно заработать много денег (таким способом).
5. Тётушка, может быть, в гостях (= возможно). 5. Тётушка может быть в гостях (может находиться).
6. Кажется, шепчут колосья друг другу. 6. Мир кажется мне книгой бесконечной. (Кажется – что делает? –сказуемое.)
7. Вы, верно, едете в Ставрополь?   7. Задача решена верно. (Верно – как? – обстоятельство образа действия.)
8. Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными.   8. Правдав огне не горит и в воде не тонет. (Правда – что? – подлежащее.)
9. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе в гостинице. 9. Поезд мчит меня к счастью. (К счастью – дополнение.)
Выделение ВС запятыми
ВС выделяется запятыми При двух ВС между ними СТАВИТСЯ запятая
Конечно, не один только графский дворец привлекает такое множество посетителей.   На первом этаже, вероятно, находилась контора.   Это хозяйский кабинет, надо полагать? Вероятно, по-твоему, можно всё так и оставить?   Таким образом, по общему мнению, пирог удался на славу.
Выделение запятыми ВС, находящихся в обособленном обороте. Выделение запятыми ВС, перед которыми стоит сочинительный союз
если ВС стоит в начале или в конце особленного оборота, то запятой от оборота оно НЕ ОТДЕЛЯЕТСЯ: если ВС стоит в середине обособленного оборота, то запятыми оно ВЫДЕЛЯЕТСЯ на общих основаниях: Запятая между соч. союзом и ВС СТАВИТСЯ, если ВС можно опустить или переставитьв другое место без нарушения смысла предложения: Запятая между соч. союзом и ВС НЕ СТАВИТСЯ, если изъятие или перестановка ВС невозможны:
Во флигеле поселились новые жильцы, кажется хозяйкины родственники.   Во флигеле поселились новые жильцы, хозяйкины родственники кажется. Во флигеле поселились новые жильцы, хозяйкины, кажется, родственники. Завтра бабушка не придёт, но, может быть,придёт на следующей неделе. Уже поздно, и, пожалуй, нам пора возвращаться. Во-первых, будь повежливее с матерью, а во-вторых, не забывай вешать свою одежду в шкаф.

1. Обособляются вводные предложения, начинающиеся с союзов как, если, сколько:Завтра, как сообщают газеты, открывается музей.

2. Слова: например, в частности, главным образом, возможно, допустим, по-видимому, видимо, очевидно, скажем, если стоят в начале оборота (деепричастного, причастного, уточняющего) не отделяются от него запятой: Книга понравилась многим, например мне. Малыш, очевидно испуганный криком, прижался к матери.

Но, если стоят в середине оборота, запятая ставится: Малыш убежал , испуганный, очевидно, мной.

140. Расставьте все пропущенные знаки препинания. Проанализируйте, какими правилами вы пользовались при работе над текстом.

К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые в свою очередь надо специально запоминать.

Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.

Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например «наконец», «собственно», «значит». Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом смешные.

В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок.

Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах часто попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.

Вводные предложения

Вводные предложения совпадают с вводными словами по характеру выражаемых ими значений. Вводные предложения имеют вид простых предложений – они могут содержать подлежащее и сказуемое, могут иметь один главный член, могут быть как нераспространенными, так и распространенными. В зависимости от степени распространенности предложения выбирается знак препинания – парные запятые или парные тире.

 

Запятыми выделяются:

• двусоставные нераспространенные предложения типа я думаю, я помню, я слышал и подобные – Ты, я думаю, не будешь возражать против моего предложения. Он, я слышал, собирается поехать учиться в Америку. • односоставные предложения, имеющие в своем составе один второстепенный член – мне кажется, ему сказали, ей казалось- В этом книжном магазине, ему сказали, всегда можно купить книги немного дешевле. Снег, мне кажется, еще не кончился.• распространенные предложения, вводимые при помощи союзов и союзных словПетя, как утверждали его родители, был мальчиком редких способностей. Красная Шапочка была девочка симпатичная и, что не менее важно, воспитанная. На улице, как мы узнали от Кати, была настоящая метель.

Тире выделяются:

• предложения болеераспространенные, чем перечисленные в предыдущем пункте – Мультипликационные фильмы, или – как их ласково называют и взрослые, и дети – «мультики», рисуют люди, любящие детей. • вводные предложения вопросительные и восклицательные, то есть отличные по своей целеустановке и интонации от основного предложения – Он – можете себе представить? – уже неделю снимается в боевике вместе со Сталлоне. • допускается выделение при помощи тире и «короткого» вводного предложения – Он совсем не занимается спортом и – что еще хуже – не хочеть даже зарядку делать.

Вставные конструкции

Вставные конструкции вносят в основное предложение дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения. Эти конструкции выпадают из общей структуры предложения, часто достаточно резко. В отличие от вводных предложений, эти конструкции не выражают отношения говорящего к высказыванию, не содержат оценки, не указывают на источник сообщения. Обычно вставные конструкции стоят в середине или в конце предложения и выделяются скобками или тире.

Скобками выделяются:

• вставные конструкции, дополняющие смысл основного предложения – Кати не было дома (она пошла к подруге за учебником по химии), поэтому мама тайком смогла проверить её дневник; • вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания «Ты знаешь, - тихо сказала мама (голос её немного дрожал от волнения), - мы скоро переедем жить в другой город»; • вставные конструкции, служащие для пояснения отдельных слов в основном предложении –Мурзик (так зовут любимого кота нашей соседки)часто забегает к нам в гости через общий балкон. Граница между группами вставных конструкций не всегда достаточно четкая. Перед открывающей скобкой знак препинания не ставится, он ставится после закрывающей скобки –Он боялся не вопросов в билете (текст учебника он знал назубок), а экзаменаторов и их каверзных вопросов. У него было три мечты (об этом он мог говорить постоянно):поездка в Париж, шуба из норки и обед у Президента.

Тире выделяются:

Вставные конструкции, выражающиечувства автора. Часто они бывают восклицательными предложениями, поэтому перед вторым тире, закрывающим вставную конструкцию, стоит восклицательный знак – Я вернулась домой и – о ужас! – увидел на чистом ковре гостиной свои варежки, разодранные в клочья котом.

Если по условиям контекста вставная конструкция стоит между частями предложения и структура первой части требует постановки запятой, то запятая ставится перед тире – Она посмотрела на бардак, который был в комнате, - какой кошмар! – и руки сами собой опустились. В первой части есть придаточное определительное, которое выделено запятыми.

Если запятой требует структура второй части, то запятая ставится перед вторым тире: Когда он начинал впадать в депрессию – а это с ним происходит каждые пять дней, - значит, он хочет, чтобы его пожалели. В главной части стоит вводное слово, которое должно выделяться запятыми.

Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь,
И все ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут: “К счастью… “
И потом
Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова “во-первых”, “во-вторых “,
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.

А.Кушнер

 

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СОЮЗНОЕ БЕССОЮЗНОЕ
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ
     

Сложным называется предложение, состоящее из двух и более простых предолжений.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2021 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.