Биржевой крах 1929 г. в США и Великая Депрессия МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
«Рабочая тетрадь» представляет собой дополнение к учебнику по курсу «Правовое регулирование рынка ценных бумаг». Основное назначение данного издания – формирование практических навыков студентов. Рабочая тетрадь может использоваться при проведении семинарских и практических заданий, для самостоятельного углубленного изучения дисциплины.
Задания выполняются в самой рабочей тетради. Выполнение задания в такой форме позволяет сформировать у студентов комплексное представление об изучаемой дисциплине, подготовиться к аттестации. При использовании данной формы исключается возможность утраты выполненных заданий. У преподавателя появляется возможность оценить весь объем проделанной студентами работы.
В «Рабочую тетрадь» включены задания следующих видов.
Терминологический минимум. Особенность изучения дисциплины «Правовое регулирование рынка ценных бумаг» заключается в необходимости освоения специфической терминологии. Для того, чтобы освоить терминологический минимум, студентам по каждой теме предлагается сформировать перечень основных терминов. При работе над заданием рекомендуется прежде всего искать необходимые определения в нормативно-правовых актах.
Практические задания.Практические задания направлены на совершенствование навыков классификации, толкования нормативно-правовых актов, сравнения, принятия решений на основании имеющейся и самостоятельно подготовленной информации.
Юридическая консультация.По данному типу задания студентам предлагается предоставить краткий мотивированный ответ с обязательной ссылкой на действующий нормативно-правовой акт.
Оформление юридических документов.На основании представленных форм студентам предлагается заполнить наиболее распространенные виды бланков ценных бумаг, а также договоры и исковые заявления.
Кейсы.По отдельным темам в «Рабочей тетради приведены «кейсы» - описание реальных правовых, экономических и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале. Приведенные примеры из судебной практики позволяют сформировать представление об особенностях решения споров и возможностях защиты прав участников рынка ценных бумаг в судебном порядке.
Тесты.Для контроля усвоения материала по каждой теме предложены тесты. Тесты составлены в соответствии с Приказом ФСФР России от 17.04.2012 N 12-92/пз "Об утверждении экзаменационных вопросов по базовому квалификационному экзамену для специалистов финансового рынка".
Использование «Рабочей тетради» в процессе обучения позволяет сформировать следующие компетенции:
- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1), обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3), принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4), применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5), юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6), толковать различные правовые акты (ПК-15), давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
- навыки подготовки юридических документов (ПК-7), отражения результатов профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).
ПОНЯТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ В ЭКОНОМИКЕ
Терминологический минимум.
Напишите определения представленным терминам
Рынок ценных бумаг – _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первичный рынок ценных бумаг _________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вторичный рынок ценных бумаг ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Практические задания
Изучите представленный документ и ответьте на следующие вопросы.
Рисунок 1. Образец ценной бумаги, 1908 г.
Вид ценной бумаги ___________________________________________________
Отношения, которые удостоверены ценной бумагой ________________________
Дата выпуска ___________________________________________________________
Номинал в рублях_______________________________________________________
Обязанное лицо по облигации _____________________________________________
Доходность облигации ___________________________________________________
Какое лицо могло получить доход по облигации _____________________________
Сумма дохода за год в рублях _____________________________________________
Кейс
Биржевой крах 1929 г. в США и Великая Депрессия
Прочитайте представленный текст, и ответьте на вопросы
В 1929 г. в США произошел биржевой крах. Обвальное падение цен на акции началось в «Чёрный четверг» - 24 октября 1929 года и последовавшие за ним «черную пятницу» (25 октября», «черный понедельник» (28 октября) и «черный вторник» (29 октября). Этот биржевой крах стад началом Великой депрессии.
Краху предшествовал спекулятивный бум 20-х годов, во время которого миллионы американцев инвестировали свои средства в акции. Растущий спрос на акции взвинчивал цены на них, что привлекало всё новых инвесторов, желавших обогатиться на инвестициях в акции. Это привело к образованию «экономического пузыря». Многие инвесторы покупали акции в кредит, занимая деньги в банках.
В четверг 24 октября 1929 г. началась паническая распродажа акций. Пытаясь избавиться от своих активов прежде, чем они совсем обесценятся, инвесторы продали в тот день 12,9 млн ценных бумаг. Индекс Доу-Джонса за один день снизился на 11%. В последующие дни были проданы ещё около 30 млн акций, и цены рухнули, разоряя миллионы инвесторов. В целом за неделю биржевой паники рынок снизился на 40 %, потерял в стоимости около 30 млрд долларов. Банки, которые ранее финансировали покупку акций своими кредитами, были не в состоянии вернуть долги и объявляли о банкротстве. Банкротство банков постепенно отразилось на реальному секторе экономике. Во-первых, многие предприятия лишились средств на счетах в банках. Во-вторых, резко снизилась доступность кредитов. В результате резко возросла безработица.
После этого кризиса в США был принят большой комплекс мер, которые направлены на предотвращение подобных ситуаций в будущем:
- создан государственный регулирующий орган – Комиссия по ценным бумагам;
- запрещена покупка акций без достаточных средств (в кредит);
- введена обязательная регистрация бирж и брокеров;
- введены правила по раскрытию информации для держателей акции;
- введено правило остановки биржевых торгов в случае резкого падения котировок;
- проведена конфискация золота у населения США;
- разделение банков на коммерческие (работающие с физическими и юридическими лицами) и инвестиционные (работающие на рынке ценных бумаг и не работающие с физическими лицами).
Вопросы
1. В чем заключалась причины биржевого краха в США
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Какие меры, перечисленные в списке, внедрены в российскую практику (поставьте отметки в списке)?
3. Существует ли в России запрет для банков работать на рынке ценных бумаг и инвестировать туда деньги вкладчиков? ___________________________________________
4. Возможно ли повторение биржевых крахов?_____________________________________
5. Разработайте собственные рекомендации по преодолению кризисов на рынке ценных бумаг:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тесты
1. Фондовый рынок классифицируется по видам ценных бумаг и срокам их обращения на:
а) Первичный и вторичный рынок
б) Биржевой и внебиржевой рынок
в) Денежный рынок и рынок капитала
г) Спотовый и срочный рынок
2. Рынок ценных бумаг классифицируется по срокам исполнения сделок на:
а) Первичный и вторичный рынок
б) Биржевой и внебиржевой рынок
в) Денежный рынок и рынок капитала
г) Спотовый и срочный рынок
3. Как называется сегмент рынка ценных бумаг, на котором сделки купли-продажи финансовых инструментов заключаются на условиях их немедленной оплаты и поставки?
а) Срочный рынок
б) Биржевой рынок
в) Рынок деривативов
г) Спотовый рынок
4. Что такое ликвидность финансового актива?
а) Возможность быстрого обмена финансового актива на денежные средства без существенных потерь в стоимости
б) Возможность совершения сделок купли-продажи по данному финансовому активу
в) Установление равновесной цены на данный актив
г) Получение регулярного дохода от вложений средств в данный актив
5. Организованный рынок ценных бумаг классифицируется по месту обращения финансовых инструментов на:
а) Первичный и вторичный рынок
б) Биржевой и внебиржевой рынок
в) Денежный рынок и рынок капитала
г) Спотовый и срочный рынок
6. Термин "рынок капиталов" применяется для описания:
а) Рынка долговых ценных бумаг, выпускаемых предприятиями на срок более одного года
б). Рынка долговых ценных бумаг, выпускаемых предприятиями и государством на срок более одного года
в) Рынка долговых ценных бумаг, выпускаемых предприятиями и государством на срок более одного года, а также рынка акцийг
г). Рынка долговых ценных бумаг, выпускаемых предприятиями и государством на срок менее одного года
7. Укажите, что относится к основным элементам финансовой системы:
а) Государственные финансы, финансы предприятий (фирм) и финансы домашних хозяйств
б) Финансы государственных и частных предприятий и внебюджетные фонды
в) Финансы государственных предприятий и внебюджетные фонды
г) Финансы государственных предприятий и бюджеты субъектов Федерации
8. Что является конечной целью участников финансового рынка?
а) производство максимально возможного объема товаров и услуг
б). получение максимально возможной выручки от сделок с ценными бумагами
в) Максимально полное удовлетворение общественных потребностей;
г) получение максимально возможной прибыли от сделок с ценными бумагами.
9. Фондовый рынок какой страны из перечисленных принято относить к развивающимся рынкам (emerging markets)?
a) США;
б). Франция;
в) Россия;
г) Великобритания.
10. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) - это:
а) Государственный регулятор фондового рынка в США
б) Саморегулируемая организация в Великобритании
в) Саморегулируемая организация в США
г) Государственный регулятор фондового рынка в Японии
|