Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА, СКУЛЬПТУРА.

Вторая половина XIX века ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Здесь окончательно утвердился реализм.

В начале 60-х годов группа художников во главе с И.Н.Крамским порвала с академией художеств и объединилась в Петербургскую артель свободных художников «академия Крамского» (бунт четырнадцати). В 1870 году было создано «Товарищество передвижных художественных выставок», которое объединило лучших художников России. Идейным руководителем передвижников был И.Н.Крамской, автор целой галереи замечательных портретов русских писателей и художников, автор великолепного женского образа — «Незнакомка»

С наибольшей полнотой атмосферу середины XIX века отразило творчество Перова В.Г. (1833-1882). Творчество Перова претерпело в течение его жизни значительные изменения. В начале 60-х годов господствует бытовой жанр с ярко выраженной критической направленностью существующего крепостнического строя, обличением самоуправства сельских властей, сатирического изображения служителей церкви. Наиболее сильным из ранних произведений Перова является «Сельский крестный ход на пасху» (1861), в котором он нарисовал безотрадную картину убогой русской деревни дореформенного периода. В 70-е годы обличительный пафос сменился стремлением поэтически передать природу, изобразить людей, охваченных охотничьей страстью. Характер картин определила серия произведений на охотничьи темы: «Птицелов» (1870; за эту картину он получил звание профессора), «Охотники на привале» (1871), «Рыболов» (1871), Ботаник» (1874).

В поздний, заключительный период своего творчества Перов отдает все свои силы исторической живописи («Суд Пугачева», 1879) и пишет картины на евангельские темы. («Современная идиллия», 1880).



Величие русского народа, его красота и трагическое прошлое были центральной темой творчества В.И.Сурикова (1846-1916). Его картины «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» — вершина русского исторического жанра.

Картина А.К.Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели» стала исторической вехой в развитии русского реалистического пейзажа. В виде провинциального местечка Саврасов создал типический образ, который стал как бы художественным выражением всей страны. В изображении простого, даже внешне невзрачного мотива Саврасов сумел показать красоту, глубокую задушевность родной природы, радостное настроение наступающей весны. Дорогим сердцу зрителя сюжетом, его лирикой, прекрасно переданным волнующим настроением картина, показанная на первой выставке передвижников (1871), сразу привлекла к себе внимание и стала одним из самых популярных произведений русской живописи. Национальность сюжета, глубокий реализм, понимание красоты как, главным образом, внутренней содержательности явления были характерным выражением в этой картине передовой демократической эстетики передвижников.

Пейзажная живопись И.И.Левитана (1861-1900) приобретает ярко выраженный психологический характер. Картина «У омута» (1892) проникнута настроением настороженности. Овеянный духом народной легенды, этот пейзаж в изображении художника приобретает драматический смысл. В картине «Владимировка» (1892) Левитан изобразил тракт, по которому шли сосланные в Сибирь на каторгу. Проникновенно и выразительно передав настроение печального, хмурого дня, дорогу с разбегающимися колеями и одиноко бредущей по ней странницей, художник воплотил в картине тему дороги, ее влекущей вдаль силы, воспетой в русских песнях и стихах.

Поэтические раздумья о человеческой судьбе, смысл жизни отразились в монументальном полотне «Над вечным покоем» (1894). В образе бесприютной, хмурой природы отразились мысли многих представителей русской интеллигенции о суетности земной жизни и вечности, перед лицом которой все «суета сует» и все равны.

В поздний период творчества Левитан достиг выдающихся результатов в области пленэрного пейзажа, в передаче света и воздуха, живого трепета природы.

И.И.Шишкин (1832—1898) утвердил в русской живописи лесной пейзаж, раскрыл в эпических образах красоту и богатство родной страны. Созданные Шишкиным изображения хвойных лесов, полей, дубовых рощ, отличаются оптимистическим восприятием жизни, замечательным реалистическим мастерством. Первой серьезной победой на этом пути был пейзаж «Сосновый бор» (1872). Немного позднее художником был исполнен ряд прекрасных лесных пейзажей: «Лесная глушь», «Родник в сосновом лесу» и др. Художник в конце 80-х годов достигает подлинной монументальности в изображении старых, могучих дубов, растущих на поляне среди молодых деревьев. В одной из наиболее популярных картин Шишкина — «Утро в сосновом бору» (1889) мастерски изображены лесная глушь, проникающий сквозь туман в чащу неясный утренний свет. Долгий опыт работы над лесными пейзажами был обобщен Шишкиным в его последней большой картине — «Корабельная роща» (1898). Солнечный свет, заливающий передние планы и проникающий в глубину, мажорная световая гамма помогают создать величавый образ русского леса, полный торжественного спокойствия, красоты и силы.

Великим художником моря был И.К.Айвазовский (1817-1900) Он — первый русский маринист. Это слово уже само несет в себе запас романтики, от него как бы исходит дыхание моря, бесконечное, беспокойное и могучее. Его картины сегодня украшают лучшие собрания мира и являются гордостью нашей отечественной школы живописи. В 1843 году Лувр предложил художнику выставить свои холсты, и он привез «Море в тихую погоду», «Ночь на берегу Неаполитанского залива». Успех был полным. В 1844 году он возвращался в Петербург как триумфатор. Был удостоен званий академика живописи и причислен к Главному Морскому штабу в звании первого живописца с правом носить мундир министерства. Но он покидает столицу, в расцвете сил едет в родную Феодосию, где строит дом, мастерскую и начинает свой многолетний подвиг в искусстве. В 1850 году пишет самую известную картину: «Девятый вал». Дикие громады волн готовы раздавить затерянную в океане группу людей, потерпевших кораблекрушение. Мы не знаем, сколько дней они провели в открытом море, но люди измучены до предела. Весь ужас борьбы со стихией вложен в этот холст. Но луч солнца, пробивший грозовые облака, — луч надежды, обещает обессиленным людям спасение. Много полотен Айвазовский посвятил обороне Севатополя: «Оборона Севастополя», «Малахов курган» и т.д.

В.М.Васнецов (1848-1926) и А.М.Васнецов (1856-1933) — известны в истории культуры под общим именем «Братья Васнецовы».

А.М.Васнецов известен как автор ряда картин величественного, монументального характера, сыгравших значительную роль в развитии национальной эпической пейзажной живописи. Художника особенно привлекала величавая, девственная природа Урала и Сибири. Ее безграничную ширь, суровую, грандиозную красоту горных цепей, покрытых лесами, Васнецов изобразил в ряде картин: «Тайга на Урале», «Сибирь», «Кама», «Северный край» и т.д. Он создал серию пейзажей, посвященных старой Москве. Одно из лучших среди них — «Москва конца XVII столетия».

Творчество В.М.Васнецова посвящено мотивам народного эпоса: его сказочно-былинные сюжеты составили новую своеобразную область в русской живописи и широко известны всем с детского возраста. В 1881 году он создал знаменитую картину «Аленушка». Образ «Аленушки» — это живописное воплощение той горькой сиротской доли, о которой так часто повествуется в русском народном творчестве и в сказках. В 1880 году он написал «Ковер-самолет», в 1882 году «Витязь на распутье». Вершина былинно-сказочного творчества В.М.Васнецова — картина «Богатыри». Художник выразил в этой картине идею непоколебимой веры в русский народ, в его богатырские силы. Богатыри Васнецова — могучая и зоркая богатырская застава, охраняющая от врагов границы Русского государства, это сила, готовая бороться за независимость родины, это воплощение могущества и отваги русского парода.

Творчество И.Е.Репина (1844-1930) представляет собой одну из вершин реализма в русской живописи XIX века. Произведения Репина проникнуты демократическими идеями народности и патриотизма. Как и другие художники-передвижники, он ратовал за искусство самобытное, полное глубокого национального своеобразия. Руководствуясь этой программой, художник создает картину «Бурлаки на Волге», сразу поставившую художника в первые ряды борцов за демократическое искусство. «Бурлаки» имели европейский успех. Картина была гвоздем на Венской всемирной выставке 1873 года и на парижской 1878 года.

Крупнейшие немецкие и французские газеты единодушно писали, что на выставке нет другой такой жизненной и солнечной картины, как «Бурлаки». Правда, были и другие оценки...

...Вот что заявил тогдашний министр путей сообщения при встрече с художником: «Ну скажите, ради бога, какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину? Ну как не стыдно.. Да ведь этот допотопный способ транспорта мною уже сведен к нулю. А вы пишете картину, везете ее на всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца побогаче, который приобретет себе этих горилл...».

Сила искусства Репина проявилась и замечательном мастерстве типизации: глубокое знание характера человека, его духовного мира позволило Репину раскрыть человеческую психологию во всей ее сложности и противоречивости.

«Протодиакон» (1877) — одно из замечательных полотен художника. Протодиакон могуч. Все в нем, от размаха богатырских плеч, мощных дланей, похожих на корневища вяза, до величественной бороды, черных густых бровей, нависших над грозными очами с искорками диавольского лукавства, монументального багрового носа — все в нем огромно, крепко сбито. Но этот местный Гаргантюа не просто физически громаден. В нем есть что-то от микеланджеловского «Моисея» — древнее, библейское. Язык этого полотна прост и в то же время темпераментен и свеж. В этом этюде, как его называли современники, как бы воскрес голос высокой классики и живописи — голос обобщенный, человечный и правдивый.

Репин был также выдающимся историческим живописцем. Его интересовали сильные натуры, судьбы которых связаны со значительными историческими событиями. В картине «Царевна Софья» (1879) он изобразил правительницу в келье Новодевичьего монастыря. С большой выразительностью обрисовал художник характер царевны, ее внешний облик: она грозна в гневе и властна, честолюбива и смела. В этом характере отражается переломное время, рождавшее сильных людей, боровшихся или гибнувших.

В 1885 году Репин завершает работу над другой исторической картиной — «Иван Грозный и сын его Иван». Картина поражает силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения. Репин ярко и убедительно показал страдания грозного царя, понявшего непоправимость совершенного поступка, и глубоко раскрыл чувства умирающего царевича.

Последним и наиболее значительным историческим произведением Репина была картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891). ...Курятся дымы костров, день склоняется к вечеру. Запорожцы. Вот они перед нами во всей своей красе и удали. Галерея типов совершенно оригинальных, неподражаемых, легендарных. Можно часами разглядывать их загорелые, обветренные степными ветрами, опаленные солнцем, изрубленные в жестоких схватках, но все дьявольски красивые, источающие силу, энергию лица.

В 80-е годы Репин создает и свои лучшие портретные произведения. В области портрета ярко проявляются демократизм Репина, его любовь к человеку, глубокий психологизм. Огромной глубиной характеристики образов выделяются портреты М.П.Мусоргского, Н.И.Пирогова, В.В.Стасова, Л.Н.Толстого, А.Г.Рубинштейна и др.

В историю мировой художественной культуры Репин вошел как художник-новатор, сумевший современную ему жизнь выразить в новых, неизвестных до этого живописи, художественных образах и формах.

Убежденным сторонником передвижников, близким к ним по эстетическим воззрениям был М.М.Антокольский (1843— 1902), скульптор-реалист, создатель серии прекрасных исторических образов: «Иван Грозный», «Петр I», «Ермак», «Ярослав». Конечно, наиболее крупное произведение Антокольского — большая статуя Петра 1 (1872). Изображенная во весь рост огромная фигура Петра, одетого в мундир офицера Преображенского полка, воспринимается как достоверный портретный образ, олицетворение исторической мощи русского государства. Этот великолепный памятник монументальной скульптуры второй половины XIX века работы Антокольского ныне стоит у морского порта Таганрога.

Величайшим явлением в истории мировой художественной культуры второй половины XIX века была русская классическая музыка. Ее расцвет, наметившийся в первой половине века, связанный с именами М.И.Глинки и А.С.Даргомыжского, во второй половине столетия достиг своего апогея. Характерной особенностью русской классики было ее удивительное многообразие музыкальных жанров: опера, балет, симфония, камерно-инструментальная музыка, песня, романс. В каждом из этих жанров создаются выдающиеся музыкальные произведения, представляющие жемчужины мирового искусства. Музыка и литература тесно переплетаются и взаимообогащают друг друга. По работам А.С.Пушкина была написаны оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» П.И.Чайковским. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством» Н.А.Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М.П.Мусоргского, «Черевички» П.И.Чайковского.

Сюжет «Садко» Римского-Корсакова построен на различных вариантах новгородской былины — странствиях и приключениях гусляра, посещение им сказочного мира подводного царя. «Все тональности, строи и аккорды для меня лично, встречаются в самой природе», — сказал Римский-Корсаков после первой постановки «Садко». Он зримо «видел» в музыкальном произведении едва уловимую красочную и яркую логику развития радуги звуков. Каждый звук для него имел свой цвет, а вместе они, построенные в определенном, только автору «видимом» порядке, составляли бесконечную, сказочную гармонию подводного царства. С развитием образа сине-зеленый цвет незаметно превращается в бледно-оранжевый, затем в красный, который в свою очередь уступает место бледно-свинцовому. «Логика» развития образа присуща как музыкальному, так и литературному произведению, и это стало понятным только к середине XIX века.

Потрясающий взлет литературы и не менее яркое развитие музыки «высветили» эту особенность искусства. Хрестоматийные примеры в литературе: А.С.Пушкин, по свидетельству близких людей, был искренне «удивлен» выходом Татьяны, в романе «Евгений Онегин», замуж. Л.Н.Толстой совершенно не ожидал от Вронского, одного из главных героев «Анны Карениной», что тот станет стреляться.

Большую роль в развитии музыкальной культуры России во второй половине XIX века сыграло творческое содружество выдающихся русских композиторов, известных под названием «Балакиревский кружок». Образное наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог В.В.Стасов. В него входили: М.А.Балакирев, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков. Несколько позднее — А.К.Глазунов, А.К.Лядов, В.С.Калинников, С.В.Рахманинов и др.

Близкие отношения с членами «Могучей кучки» поддерживал П.И.Чайковский. Центром музыкальной просветительской и концертной деятельности являлась основанная в 1862 году в Петербурге «Бесплатная музыкальная школа», руководимая Балакиревым.

Развивая творческое наследие Глинки, композиторы «Могучей кучки» обогатили русскую музыку новыми замечательными достижениями в различных областях музыкального искусства. Ими были созданы монументальные оперные произведения, отличающиеся яркой реалистичностью образов на сюжеты народно-исторические, эпические, сказочно-фантастические и бытовые. Оперы Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Бородина («Князь Игорь»), Римского-Корсакова («Псковитянка», «Царская невеста») и др. принадлежат к величайшим образцам мировой музыкальной классики.

Значительный вклад был внесен «Могучей кучкой» в развитие русского национального симфонизма. Бородин параллельно с Чайковским создал классический тип русской симфонии (2-я, «Богатырская симфония»). Много замечательных произведений симфонической музыки написали Балакирев (увертюра на темы трех русских народных песен, увертюра к драме В.Шекспира «Король Лир» и др.) и Римский-Корсаков (симфонические сюиты «Ангар», «Шехерезада»).

В области камерной инструментальной музыки наиболее плодотворно работал Бородин — один из создателей русской квартетной классики. Хорошо известно, что Бородин — автор бессмертного «Князя Игоря» и большого количества симфонической и камерной музыки. Гораздо менее известно, что он был выдающимся ученым-химиком, опубликовавшим более 40 различных работ.

Участники «Могучей кучки» и, прежде всего Стасов, постоянно «журили» Бородина за то, что он, по их мнению, напрасно тратит время на какие-то «химические опыты» вместо того, чтобы полностью посвятить себя более серьезному занятию — музыке. Впрочем, им отвечали «взаимностью» ученые-химики, ученики и коллеги известного русского академика Н.Зинина. Они считали занятия Бородина музыкой «непростительной роскошью», которая отвлекает его от серьезных исследований.

Одной из важных основ стиля «Могучей кучки» является русская народная песня. Следуя традициям Глинки, композиторы «Могучей кучки», и прежде всего Балакирев и Римский-Корсаков творчески развивали народную песню (Балакирев «Сборник Русских народных песен», 1866 год).

Деятельность «Могучей кучки» представляла собой один из важнейших этапов в развитии не только русской, но и мировой музыкальной культуры.

Социально-политические взгляды XIX века, развитие театра и архитектуры рекомендуется рассмотреть на семинарском занятии.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.