Обратная связь
|
КЛАССИЦИЗМ КАК СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В первой лекции, прочитанной нами по эпохе Просвещения, мы отмечали, что подобно тому, как в эпоху Возрождения основной, центральной сферой культуры было искусство, в Средние века — теология, эпоха Просвещения также имела культурную парадигму. Такой парадигмой для нее является наука. Парадигма эта оказывает влиняие на все остальные сферы жизни общества, формируя их по своему образу и подобию. И если в эпоху Возрождения наука имела в себе определенные черты искусства, то в эпоху Просвещения наоборот, искусство становится во многом похожим на науку. Именно такой «онаученный» вид принимает искусство господствовавшего в эту эпоху стиля, который получил название «классицизм».
Как художественный стиль, классицизм формируется во Франции в середине XVII века, быстро распространяется на всю Европу и господствует вплоть до середины XIX века. Кратко рассмотрим наиболее важные черты, являющиеся общим для всех видов художественного творчества классицизма. Сам термин «классицизм» происходит от слова «классический» и имеет в себе указание на то, что искусство данного стиля ориентируется на классику, на старейшие и признанные образцы. Причем, если искусство эпохи Возрождения ориентировалось на наследие Эллады, то классицизм в качестве образца избирает Древний Рим. Из сказанного вытекает первая характерная черта классицизма как стиля художественного творчества — в нем есть определенный канон, свод правил, по которым только и можно творить художественное произведение.
Далее, основанное на принципе гуманизма, искусство эпохи Возрождения было ориентировано, в первую очередь, на изображение человека. Искусство же классицизма в силу того, что оно находится под сильным влиянием науки, переориентирует свое внимание с внутреннего мира человека на внешний. Главным предметом изображения в искусстве классицизма становится не человек, а событие. Стремление к изображению событий — одна из характерных черт классицизма.
Главным методом эмпирической науки XVIII века, как известно, является анализ, то есть разложение целого на части, сложного — на простые элементы. Влияние этой черты науки на искусство классицизма привело к тому, что для него стало характерно повышенное внимание к деталям, пусть даже в ущерб целостности произведения искусства. Если художники эпохи Возрождения стремились, в первую очередь, дать целостный образ, допуская при этом иногда вполне сознательно погрешность в деталях (неправильную светотень, анатомическую непропорциональность человеческого тела и т.д.), то для искусства классицизма это совершенно неприемлемо. Здесь главную роль играет правильность и тщательность отработки деталей, а целостность образа отходит как бы на задний план.
Следующей характерной чертой искусства классицизма является его стремление к законченности форм, и следовательно, статичность. Указанное стремление имеет под собой в качестве основы как бы ориентацию на торжественное искусство. Древнего Рима, так характерное для науки XVII века убеждение в том, что весь мир является законченным и неразвивающимся. Это стремление к законченным формам придает искусству классицизма совершенно определенный вид, легко позволяющий отличить его от искусства других эпох; оно становится слегка холодноватым, несколько отстраненным от действительности, даже приподнятым над ней, но получает определенный налет торжественности. Наконец, на искусство эпохи Просвещения серьезный отпечаток наложило характерное для этой эпохи представление о возможностях разума человека и его роли в истории. Представление о том, что вся жизнь общества должна быть устроена на принципах разумности, не могло обойти стороной искусство. Влияние этого представления на последнее было двояким: с одной стороны, само искусство приобрело рассудочный характер, стало руководствоваться больше разумом, а не чувствами, то есть приобрело, как мы уже говорили, черты науки. С другой стороны, на первый план среди многих функций искусства вышла воспитательная функция. Главное назначение искусства — воспитывать человека на принципах справедливости к разумности.
Рассмотрим теперь, как это главное предназначение искусства проявилось в конкретных видах художественного творчества.
ЛИТЕРАТУРА
Подобно тому, как в эпоху Возрождения наиболее развитым видом искусства было изобразительное искусство, в эпоху Просвещения таким видом становится литература. Причиной этого является тот факт, что литература пользуется понятиями с большой легкостью, чем все остальные виды художественного творчества. Это приближает ее к науке, делает возможным в рамках литературы усваивать и развивать достижения человеческого разума с большим успехом, нежели в живописи, архитектуре, либо музыке. Эпохе Просвещения мировая культура обязана возникновением нового литературного жанра — повести.
В эпоху Возрождения, как известно, возникает роман. В нем присутствуют два основных момента — герой и время его жизни. По сути дела, роман — это описание определенного периода жизни героев. Классицизм в качестве предмета изображения предпочитает использовать не личность человека, а какое-то событие. В повести главное — событие и время. Если роман является описанием жизни героя, то повесть — описанием событий, в которых принимает участие герой, ограниченный достаточно небольшими временными рамками.
Одним из наиболее видных «отцов» нового вида литературного жанра — повести — является Вольтер.
Долгая жизнь Вольтера (1694—1778) была посвящена энергичной подготовке французской буржуазной революции. В дни революции, в 1791 году, когда останки Вольтера торжественно перенесли в Пантеон, усыпальницу великих людей Франции, на катафалке с гробом писателя были начертаны знаменательные слова, выразившие признательность к нему французского народа: «Он подготовил нас к революции». Литературная деятельность Вольтера чрезвычайно разнообразна. Его перу принадлежит «История России в царствование Петра Великого», Вольтер был поэтом, автором «Генриады» и «Орлеанской девственницы», а также многих сатир, лирических стихов. Он был выдающимся драматургом своего времени, создавшим несколько десятков трагедий, комедий, драм, либретто, опер. Наибольшей известностью пользуются трагедии «Брут», «Смерть Цезаря», «Заира» и др. Но самой занимательной его литературной работой несомненно является повесть «Кандид».
Герой повети юноша Кандид, честный и простодушный, носитель естественного, здравого смысла. В повести подвергается осмеянию модная в то время философия так называемого «оптимизма». Носителем ее является в повести тупой и чванливый учитель Панглос — «величайший философ провинции и, следовательно, всей земли»,— иронизирует Вольтер. Панглос столкнулся со злом, вопиющими несправедливостями мира. Он попадает на костер инквизиции и только чудом спасается, его обращают в рабство, бросают на галеры, он обезображен венерической болезнью — страшным бичом общества, в котором существуют разврат и проституция. Однако Панглос с тупой настойчивостью твердит одно: «все к лучшему», «в мире представлена вечная гармония» и т.д. Кандид с наивным простодушием поверил разглагольствованиям Панглоса, но суровая действительность неумолимо и жестоко разрушила все его представления о мире, в котором якобы царят добро и гармония. Перенеся столько несчастий, став свидетелем стольких бед, Кандид в конце концов восклицает с болью в сердце: «О Панглос...! Кончено, — я, наконец, отказываюсь от твоего оптимизма». Вольтер сталкивает героя с человеком иного склада, носителем противоположной философии — философии пессимизма, утверждавшим, что мир — «нечто очень глупое и очень скверное». Но мысли пессимиста Мартена тоже не по душе Кандиду. Очевидно, в мире есть какое-то разумное начало, размышляет юноша. Но где оно? В чем оно заключается? Автор показывает своему герою сказочную страну Эльдорадо. Там люди свободны и живут в изобилии. Там нет притеснений, нет тюрем, там никого не судят, не казнят. Там прекрасные города с величественными общественными зданиями, среди которых особенно великолепен дворец наук.
Страна Эльдорадо — это мечта Вольтера о всеобщем счастье народов. Правда, представления французского просветителя о будущей судьбе человечества весьма туманны, но сама мечта его о том, чтобы все люди жили счастливо, прекрасна и благородна.
Кандид в конце концов так и не решил, кто более прав — «оптимист» Панглос или «пессимист» Мартен. Он пришел лишь к выводу, что нужно не мудрствовать, а трудиться. В этом смысл жизни». Работа гонит от нас три больших зла: скуку, порок и нужду... Каждому надо возделывать свой сад!» В эпоху Просвещения большое место в литературе получила драматургия, в то время как она на протяжении Средневековья и Возрождения находилась как бы в тени. По сути дела драматическое произведение есть изображение события в наиболее чистом виде. Сюжет драматического произведения всегда завязан на определенных событиях внешней жизни людей, порождающих столкновения между ними, движение которых и составляет действие драматического произведения. В то время создается множество драм, комедий, трагедий, вошедших в золотой фонд истории мировой культуры. Достаточно назвать такие имена, как Корнель, Расин, Лопе де Вега, Мольер, Бомарше и многие другие. При этом для всех жанров Драматургии, будь то комедия, драма или трагедия, соблюдается строгий канон их построения. Речь идет о знаменитом правиле трех единств: единстве места, времени и действия. Единство места предполагает, что все действие пьесы разворачивается в одном и том же доме или, на худой конец, в одном и том же городе. Правило единства времени заключается в том, что все события пьесы должны проистекать на протяжении одного дня или одних суток, чтобы максимально приблизить время пьесы ко времени спектакля. Наконец, правило единства действия требует, чтобы все события, происходящие в пьесе, имели непосредственное отношение к ее основному содержанию, чтобы не отвлекать внимание зрителя.
Поэзия эпохи классицизма также имеет свои характерные черты. На смену лирическим стихотворениям эпохи Возрождения приходят торжественно-приподнятые оды — стихотворения, написанные по поводу того или иного события и описывающие его значение. Здесь также явственно видна переориентация поэзии внутреннего мира человека на его внешний мир, с изображения состояния души мифического героя — на изображение все того же события.
Особо стоит отметить такую характерную черту литературы классицизма, как ее язык. Для современного читателя он, прямо говоря, неудобоварим. Герои пьес, повестей, авторы торжественных од выражаются так, как в реальной жизни обычно никто не говорит. Дело в том, что в рамках литературы классицизма одним из признаков принадлежности к ней явилась приподнятость и торжественность выражений, символизирующая, по мнению авторов, благородство их героев.
Проистекало это из указанного выше взгляда на литературу как на учителя жизни. Если литература — учитель жизни, то учить она должна вещам возвышенным и благородным. Если же она этого не делает, то и считаться литературой, по канонам классицизма не должна.
|
|