Обратная связь
|
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР
К старшему дошкольному возрасту немотивированные эмоциональные переживания детей при восприятии художественных произведений все больше сменяются интеллектуальными переживаниями: осмыслением,пониманием, оценкой. Дети начинают осознавать свое эмоциональное отношение к героям, различать произведения по жанрам, сравнивать их,устанавливать смысловые связи внутри произведения, замечать некоторые
выразительные средства литературного языка. Развивающиеся в этом возрасте образное мышление и воображение позволяют детям представить внешний вид героя, место событий, предвосхитить развитие сюжета в кульминации и придумать свой финал. На этой основе начинают появляться первые ростки литературного творчества.Художественные произведения для детей 5-6 лет подбираются таким образом, чтобы удовлетворять познавательные потребности, познакомить детей с разными сторонами окружающей их жизни: миром природы,человеческих отношений, миром собственных переживаний. Существенно разнообразятся сказки: появляются волшебные, поучительные бытовые,сказки разных народов, которые часто имеют похожий сюжет, но при этом несут на себе отпечаток национальных культур. Расширяется спектр фольклорных произведений: к песенкам, прибауткам и потешкам добавляются считалки, загадки, пословицы и поговорки. В репертуаре старших дошкольников появляются более сложные формы поэтических произведений, рассказы о природе, тексты юмористической направленности,тексты с игрой звуков, рифм, слов и пр. Постепенно дети приобщаются и к познавательной литературе (детским энциклопедиям, справочникам), к периодической печати в виде детских журналов.
Для занятий педагог сам подбирает разнообразные по темам, жанрам,авторам произведения, решая с их помощью образовательные задачи данной области. Работая над литературным произведением, педагог привлекает детей к совместному обсуждению его основной проблемы, поощряет желание дать оценку происходящим событиям, помогает почувствовать силу художественной детали, включиться в творческий поиск, связанный с
прогнозированием событий, придумыванием нового варианта сюжета (в разных его композиционных частях –зачине, кульминации, развязке).Часто используется группировка произведений по темам. Это позволяет демонстрировать детям, как один и тот же образ воплощается разными авторами. Например, сказки о лисе, в которых она представлена как обманщица и как помощница; образ птицы, переданный в стихах и природоведческом рассказе; тема дружбы, раскрытая в реалистическом рассказе и сказке, героями которой являются звери и пр.У детей развивают чуткость к слову, умение замечать эпитеты,понимать образные выражения, многозначные слова и использовать их всвоей речи и при участии в инсценировках, играх-драматизациях,театрализованных играх. Развивают выразительность речи. Знакомят со смыслом пословиц и поговорок.
Обсуждая прочитанное, педагог вовлекает детей в диалог, в коллективное обсуждение, старается выяснить, как понят детьми смысл произведения, что их затронуло больше всего, задает детям вопросы проблемного характера, учит анализировать и оценивать поступки героев,соотносить их со своим опытом. Небольшие по объему произведения могут использоваться для пересказа, разыгрывания по ролям, выразительного чтения, озвучивания диафильма голосом или с помощью музыкальных инструментов.
Творческие задания –неотъемлемый спутник образовательного процесса. Педагог вовлекает детей в процесс сочинительства, поощряет первые творческие проявления (введение новых героев в известный текст,придумывание других диалогов, речевые игры-придумки с рифмами,звуками, словами, подбор эпитетов и сравнений для характеристики героя или явления, фантазирование по собственному замыслу, по серии сюжетных картинок и пр.).
Литературные произведения используются также для обогащения представлений детей о том, что не может быть представлено детям в реальности, для усиления эмоционального воздействия на детей присюжетной связанности разных видов деятельности. Художественные произведения небольшого объема (стихи, фольклорные произведения,
короткие рассказы и пр.) включаются в другие виды детской деятельности,например, используются для усиления эмоциональности при знакомстве с каким-либо объектом природы; помогают через словесное описание добиться выразительности рисунка или лепной работы и пр.В свободное время книги читаются исходя из детских запросов и
интересов. Педагог индивидуально беседует с детьми о заинтересовавших их произведениях, рассказывает детям о своих литературных предпочтениях.Большое внимание уделяется книжной графике. Воспитатель предлагает детям для сравнения иллюстрации разных художников в разной стилистике к одному и тому же произведению. Дети могут создать по прочитанному произведению самодельные книги, иллюстрированные собственными рисунками.В этом возрасте вводится длительное чтение, когда детям частями читают достаточно объемные произведения как отечественной литературы,так и зарубежных авторов на протяжении нескольких дней. В длительном чтении используются приемы восстановления предыдущего сюжета, прогнозирования ситуаций, сочинения других вариантов окончания событий.Читаются также циклы рассказов об одних и тех же героях.В качестве итоговых мероприятий периодически проводятся литературные конкурсы, игры, досуги и праздники.
По возможности со старшими дошкольниками организуются посещения детской районной библиотеки, в которой проходят тематические выставки, встречи с детскими писателями. Детей знакомят с разнообразием книг, их расположением по алфавиту, порядком пользования библиотекой. На регулярное посещение библиотеки с ребенком нацеливаются и родители.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Педагог использует различные образовательные ситуации для обогащения художественных впечатлений детей, продолжает знакомить с произведениями национального и мирового искусства. Содействует освоению «языка искусства», овладению доступными средствами художественно-образной выразительности скульптуры, живописи, графики(книжной и прикладной), дизайна, народного и декоративно-прикладного искусства. Развивает эстетическое восприятие, творческое воображение, художественные интересы и способности. Поддерживает желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций,фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях; отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года). Учит детей отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации, конструкции (лес, водоём, пустыню «населять»соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки,колокольчики, а в саду –розы, астры, тюльпаны).
Педагог поддерживает стремление самостоятельно комбинировать способы изображения и материалы, помогает осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения(например, комбинировать силуэтную аппликацию с рисованием, создание объемной формы сочетать с декоративной росписью). В дидактических играх
с художественным содержанием способствует развитию восприятия цвета,формы, ритма, композиции; к примеру, помогает детям научиться различать цветовые нюансы; предлагает размещать цвета по степени интенсивности (допяти светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.
В лепке педагог обращает внимание детей на связь между художественным материалом, пластической формой и рациональным способом лепки, создает условия для обогащения и усложнения изобразительной техники, на основе чего дети:
•осмысленно и более точно передают форму изображаемых объектов(бытовых предметов, игрушек, животных, людей, сказочных героев,транспортных средств, зданий, растений), их характерные признаки,пропорции и взаимное размещение частей, движение отдельных персонажей и взаимодействия в сюжете;
•продолжают осваивать и творчески комбинировать различные способы лепки: скульптурный, конструктивный, комбинированный, рельефный,каркасный, модульный и др.;
•самостоятельно выбирают приемы декорирования лепного образа(рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, отпечатки,кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного искусства или по собственному замыслу).
В рисовании педагог углубляет интерес детей к самостоятельному освоению изобразительных материалов, инструментов и художественной техники; поддерживает уверенность, инициативность, творческие замыслы,благодаря чему дети:•совершенствуют технику рисования гуашевыми и акварельными красками (смешивают краски, чтобы получить новые цвета и оттенки, в т.ч.светлотные; уверенно пользуются кистью, рисуют всем ворсом кисти или концом); создают образ с помощью нескольких цветов или оттенков,например, разные оттенки коричневого при изображении ствола дерева, два-три оттенка красного цвета при изображении яблока);
•осваивают различные приемы рисования простым карандашом,пастелью, углем, сангиной, цветными мелками; при этом свободно используют разные цвета и оттенки, стараются регулировать темп,амплитуду движений руки и силу нажима;
•передают форму изображаемых объектов, их характерные признаки,пропорции и взаимное размещение частей; понимают, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит один и тот же объект с разных сторон, каким образом учитываются особенности художественного пространства (форма, величина, фактура фона);
•передают несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей; при создании сюжета отображают несложные смысловые связи между объектами, стараются показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.
•В аппликации педагог продолжает знакомить детей с искусством силуэта и «бумажным фольклором» для обогащения художественной техники, чтобы дети:
•творчески выполняли плоскостную и рельефную аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, осенние листья, цветочные лепестки,соломка);
•осваивали новые способы вырезания: симметричное,парносимметричное, предметное, силуэтное по нарисованному или воображаемому контуру, накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги,ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (цветы, снежинки,салфетки, занавески, одежда для кукол);
•создавали орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи) в сотворчестве с педагогом, родителями и другими детьми.В художественном конструировании педагог содействует накоплению детьми опыта создания различных конструкций для обустройства игрового, бытового и образовательного пространства детского сада, праздничного оформления интерьера и благоустройства участка детского сада (игрушки, элементы костюма, предметы интерьера, сувениры и подарки). Дети конструируют из бумаги, картона, гофрокартона, природного материала, из готовых и полуоформленных предметов (открыток, бумажных полосок, пластиковых трубочек, упаковок), деталей конструктора, предметов мебели и др. Основное отличие данного вида детского творчества от технического конструирования и детского строительства (зодчества) состоит в том, что дети получают конструкцию не только практичную, но при этом
эстетичную, что позволяет вывести этот вид деятельности на уровень дизайна. Дети осваивают новые художественные техники: оригами, киригами, мокрое оригами, модульное конструирование, создание бумажных моделей на основе конуса и цилиндра и др. Педагог по своему увлечению и желанию (в форме мастер-классов, дополнительной студийной или индивидуальной работы) может ознакомить детей с техникой квиллинга
(бумагокручение), айрис-фолдинг (радужка) и др.В художественном труде педагог знакомит детей с традиционными художественными ремеслами (художественная обработка дерева, гончарное и кузнечное дело, ткачество, кружевоплетение и др.); предлагает для декоративного оформления объемные изделия, выполненные на занятиях по лепке и конструированию; для иллюстрирования –сборники сказок и рассказов из личного опыта, составленные детьми на занятиях по развитию речи и ознакомлению с литературой; показывает способы экономного использования художественных материалов. Все образовательные ситуации учебного года выстроены в единой логике с условным названием «Город мастеров». Каждый месяц деятельность детей организуется в
форме творческого проекта: «Игрушечных дел мастера», «Тайны природы и секреты ремесла», «От ложки до матрешки», «Между молотом и наковальней», «Нитки из кудели для мягких рукоделий», «Хороводы нежных кружев под руками мягко кружат» и др. Созданные детьми изделия широко используются для оформления и обогащения предметно-пространственной среды, а также в образовательной работе.Коллекция народных игрушек (в т.ч. из промыслов родного края –по выбору педагога);коллекция посуды (городецкая, хохломская, гжельская, жостовская,семикаракорская, армянская, украинская, китайская и др.) и других предметов интерьера; коллекция высокохудожественных изделий для знакомства детей с ремеслами (художественная обработка дерева – скульптура, резьба, роспись; художественная обработка металла –кузнечное и ювелирное дело, роспись, чеканка, скульптура; ткачество, ковроделие;
кружевоплетение и др.). Изделия могут быть представлены на выставках, в коллекциях и в мини-музее, а также в игровом и бытовом пространстве (по выбору детского сада).
Дети приобретают «опыт зрителя» в художественном музее и на арт-выставке.
МУЗЫКА
У детей 6-го года жизни уже есть собственный чувственный опыт музицирования. Важно наладить координацию между слухом и «инструментом» –голосом, телом, звучащим предметом. Дети 6-го года жизни способны более тонко, дифференцированно воспринимать музыку, понимать ее образ, высказывать свои предпочтения.Педагог использует разнообразный, более сложный музыкальный репертуар в различных формах постановках детских балетов и опер и др.
Внутренняя мотивация деятельности детей получение удовольствияот музыки и движения, интерес к творческой деятельности, общение. Педагог создает необходимые условия для получения детьми удовольствия от музицирования в творческих формах и общения, которое его сопровождает.Восприятие музыки. Детям 5-6 лет доступно более тонкое идифференцированное восприятие музыки: дети воспринимают уже не только
контрастное звучание, но и менее яркие динамические, темповые, тембровые оттенки. Более тонкое восприятие находит отражение во всех видах исполнительской и творческой деятельности детей.Задачи развития восприятия музыки включают развитие специальных
музыкальных способностей и воспитание интереса к слушанию музыки,обогащению музыкально-слуховых представлений.
Пение. Анатомо-физиологические особенности детей 6-го года жизни способствуют развитию дыхания (развивается дыхательная мускулатура,увеличивается объем легких). Важно правильно развивать певческое дыхание, учить детей петь протяжно, пропевая все слова.Продолжительность музыкальной фразы –до 5-6 секунд (небольшая музыкальная фраза, которую нужно спеть на одном дыхании). Диапазон голоса детей расширяется (до -си первой октавы).Развитие певческой деятельности проводится в трех вариантах: со всей
группой (поют хором вместе с педагогом), с подгруппой или индивидуально.С детьми 5-6 лет можно организовать вокальные ансамбли (для исполнения более сложных песен). В старшем дошкольном возрасте некоторые дети уже готовы к сольным выступлениям, поэтому с ними необходима индивидуальная работа.
В музыкально-ритмической деятельности благодаря созреванию и развитию двигательных качеств у детей совершенствуется способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений(основные, общеразвивающие, плясовые, имитационные).Педагог включает в работу с детьми танцы и упражнения с различной
атрибутикой: лентами, обручами, платками, бубнами, скакалками и др.Освоение музыкально-ритмических композиций, танцев, хороводов способствует развитию навыков ориентировки в пространстве.В этом возрасте дети усваивают основные виды ориентировки («на себя», «от себя»и «от предмета или объекта»), педагог учит детей самостоятельноперестраиваться в различные фигуры во время движения (колонны, шеренги,круг, два концентрированных круга, несколько кругов, «клином» и т.п.),становиться друг за другом парами и по одному, становиться парами лицом друг к другу и спиной, находить свободное место в зале, двигаться«змейкой» за ведущим.
Важно развивать у детей способность к импровизации под музыку с использованием знакомых движений и построений.Игра на детских музыкальных инструментах. Дети 5-6 лет проявляют интерес к музыкальным инструментам, хотят и могут на них играть организованно и импровизационно.Музыкальный материал: русский народный фольклор, фольклор народов мира, танцы народов мира, современная танцевальная музыка;
программные авторские миниатюры различного характера («Детские альбомы», части программных сюит –в различном исполнении и стилистической интерпретации).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ЗАБОТА О ПСИХИЧЕСКОМ И ФИЗИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ
Продолжается работа по укреплению эмоциональных связей и коррекции детско-родительских взаимоотношений средствами разнообразных форм совместной двигательной деятельности(физкультурные занятия и досуги, праздники, подвижные игры и др.).Поддерживаются условия эмоционального комфорта в группе детского сада с использованием средств, применяемых в работе с детьми 6-го года жизни.Взрослые (педагоги, родители) стараются на личном примере демонстрировать преимущества ведения здорового образа жизни.
Развивается самостоятельность в выполнении элементарных навыков личной гигиены(мытье рук, умывание, чистка зубов, ополаскивание их после еды, обтирание,пользование личной расческой, носовым платком). Продолжается совершенствование культуры поведения во время еды: правильно пользоваться столовыми приборами, хорошо пережевывать пищу, соблюдать правильную осанку. Совершенствуются умения детей аккуратно и быстро одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу.Воспитатель продолжает воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом (за чистотой тела, опрятностью одежды, прически);ухаживать за своим вещами и игрушками; опрятно заправлять постель (без напоминания взрослого).Обогащаются представления детей о функционировании организма человека. Расширяются представленияо важности для здоровья гигиенических и закаливающих процедур,соблюдения режима дня, физических упражнений, сна, пребывания на свежем воздухе, правильного питания. Развиваются умения избегать опасных для здоровья ситуаций, умения привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания. Расширяются представления о том, как оказывать элементарную помощь себе и другим при ушибах. Воспитывается сочувствие к болеющим детям. Воспитатель рассказывает о факторах, разрушающих здоровье человека, раскрывает возможности здорового человека. Дети под руководством взрослого учатся определять качество продуктов по сенсорным ощущениям. Взрослый дает начальные представления о правилах ухода забольным (не шуметь; выполнять его просьбы; ухаживать, заботиться о нем);поощряет стремление детей использовать в играх правила здоровьесберегающего поведения.
ПРИОБЩЕНИЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Оптимизация режима двигательной активности старших дошкольниковв детском саду может быть достигнута за счёт ежедневного проведения занятий по физической культуре: три занятия в неделю подгруппами проводятся в первой половине дня, из них одно занятие –в игровой форме на воздухе. В тёплое время года все занятия рекомендуется планировать на воздухе. При наличии бассейна два занятия посвящено обучению детей
плаванию. Длительность занятия не должна превышать 25 минут.В возрасте 5-6 лет актуальным становится формирование координационных способностей и точности движений. Последовательно применяются более сложные виды и способы ходьбы, бега, прыжков,метания, лазания, удерживание равновесия. Значительное место занимают
общеразвивающие упражнения с использованием разных пособий (обручи,мячи и пр.); элементы спортивных игр; ходьба на лыжах, катание на коньках,езда на велосипеде и самокате.
Ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, с перекатом с пятки на носок, с приставным шагом (вправо и влево), с приседанием, с поворотами. Ходьба по рейке,гимнастической скамейке, наклонной доске (боком и на носках).Перешагивание через набивные мячи и другие предметы. Ходьба и бег по бревну, лестнице. Кружение парами, держась за руки.
Непрерывный бег в медленном темпе (в течение1,5-2 мин), бег в среднем темпе (на 80-100 м) в чередовании с ходьбой; челночный бег (3 раза по 10 м). Бег на скорость 30 м.
Прыжки на месте на одной и двух ногах; в чередовании с ходьбой разными способами (скрестно, ноги врозь, вместе,одна нога вперед –другая назад); с продвижением вперед на одной, двухногах, боком, прямо, через предметы поочередно. Прыжки с высоты (40-80см), в обозначенное место, в длину с места на мягкое покрытие (не менее 90см), в высоту, с разбега. Прыжки через короткую скакалку, вращая ее впереди назад; через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).
Бросание мяча вверх, о землю (об пол) и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд), бросание мяча вверх и ловля его с хлопками; перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений и разными способами(снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли). Прокатывание набивных мячей (весом 1 кг). Метание предметов (мяча) на дальность, в горизонтальную и вертикальную цели (с расстояния 3-4 м).
Упражнения в ползанье, лазанье. Ползанье на четвереньках змейкой между предметами; ползанье на четвереньках толкая головой мяч (на расстояние 3-4 м). Лазанье вверх и вниз произвольным способом по гимнастической стенке, по канату. Пролезание в обруч разными способами; лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа и перелезанием с одного пролета на другой.
Строевые упражнения. Построение в колонну по одному, в шеренгу,в круг. Размыкание в колонне (на вытянутые руки вперед), в шеренге (навытянутые руки в стороны). Повороты направо и налево.
Ходьба на лыжах скользящим шагом, выполнение поворотов на месте и в движении, подъем на горку лесенкой и спуск с нее. Ходьба по лыжне в медленном темпе (1-2 км). Катание на санках друг друга по кругу;скатывание вдвоем с горки, перепрыгивание санок. Скольжение по ледяной дорожке с разбега, приседая и вставая во время скольжения.
Плавание. Знакомство с правилами поведения в воде. Упражнения в воде: движения ногами вверх-вниз, сидя в воде; выполнение разнообразных движений руками в воде. Плавание произвольным способом.Скольжение на груди и на спине, выполняя выдох в воду.
3.3. Комплексно-тематическое планирование
|
|