Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Особенности развивающей предметно- пространственной среды в старшей группе

 

 

В дошкольной педагогике под термином предметно-развивающая среда понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

Цель создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся

личности: витальные, социальные, духовные.

Основными элементами предметно-пространственной составляющей являются:

-архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты;

-художественные студии;

-игровые и спортивные площадки и их оборудование;

- игровые пространства, оснащённые тематическими наборами игрушек, игровыми материалами;

-аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др.

В состав предметно-игрового компонента входят:

- крупное организующее игровое поле;

-игровое оборудование;

- игровая атрибутика разного рода, игровые материалы.

Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции.

Она направлена на развитие инициативности,с амостоятельности, творческих проявленийребёнка, имеет характер открытой не замкнутой системы,и способной к корректировке и развитию.

Окружающий предметный мир пополняется, обновлятся в соответствии с возрастными возможностями ребёнка.

Среда обеспечивает:



-максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации (группы, участка);

-наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в разных видах детской деятельности;

-охрану и укрепление их здоровья, учёт особенностей и коррекцию недостатков их развития;

-возможность общения и совместной деятельности детей

и взрослых со всей группой и в малых группах;

-двигательную активность детей, а также возможности для уединения;

-учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

-учёт возрастных особенностей детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.

Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды отвечает принципу целостности образовательного процесса.

Для реализации образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» подготовили определённое оборудование:

- дидактические материалы;

-средства, соответствующие психолого-педагогическим особенностям возраста воспитанников;

- предусмотрели реализацию принципа интеграции образовательных областей, развития детских видов деятельности:

игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной, двигательной.

При создании предметно-пространственной развивающей среды придерживались следующих принципов:

Насыщенность среды - соответствие содержанию Программы, в том числе при реализации комплексно-тематического принципа её построения (ориентирована на примерный календарь праздников, тематика которых отражает все направления развития ребёнка младенческого, раннего и дошкольного возрастов), а также возрастным особенностям детей (учитывая ведущий вид деятельности в разные возрастные периоды дошкольного детства). Образовательное пространство включает средства реализации Программы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь (в здании и на участке) для возможности самовыражения и реализации творческих проявлений.

Трансформируемость предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детейтак, предметно-развивающая среда меняется в зависимости от времени года, возрастных, гендерных особенностей, конкретного содержания Программы, реализуемого здесь и сейчас.

Полифункциональность предполагает использование множества возможностей предметов пространственной среды, их изменение в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей, возможности для совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной детской активности, позволяет организовать пространство группового помещения со специализацией его отдельных частей: для спокойных видов деятельности (центры «Книги», «Театрализованная деятельность»), активной деятельности (двигательный центр (физкультурный инвентарь),центр экспериментирования, центр конструирования, центр сюжетно-ролевых игр) и др.

Вариативность предусматривает возможность выбора ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т. д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей.

Доступность обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям в разных видах детской деятельности. (Используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребёнок могдотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным.)

Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности (в помещении нет опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), углы закрыты.

При создании предметно-пространственной развивающей среды учитываем гендерный принцип, обеспечивающий среду материалами и игрушками как общими, так и специфичными для мальчикови девочек.

Материалы, игрушки и оборудование имеют сертификат качества и отвечают педагогическим и эстетическим требованиям (способствуют развитию творчества, воображения; возможности применять игрушки как в индивидуальных, так и коллективных играх; обладают дидактическими свойствами (обучают конструированию, знакомят с цветом, формой и т. д.); приобщаютк миру искусства.

Мы имеем материалы и оборудование для полноценного развития детей в разных образовательных областях.

Для полноценного физического развития, охраны и укрепления здоровья детей: участок при дошкольной организации со специальным оборудованием (физкультурным инвентарём, верандой ит. д.), в помещении — спортивный зал (включающий оборудование для ходьбы, бега, прыжков, катания, бросания, лазанья, общеразвивающих упражнений), кабинет для медицинского осмотра (физиокабинет), изолятор, физкультурные центры в группах.

Для познавательного развития: материалы трёх типов(объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал инормативно-знаковый материал (например, телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы); материалы для сенсорного развития (вкладыши — формы, объекты для сериации и т. п.). Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойствами и научиться различным способам упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.д.).

Группа образно-символического представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий; математические мульти-разделители, цифры, магнитные демонстрационные плакаты для счёта; центры опытно-экспериментальной деятельности, конструирования, дидактических и развивающих игр, книжный уголок.

Для социально-коммуникативного развития: игровое оборудование в группах и на участках, включающее предметы оперирования (для сюжетной игры), игрушки (персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства); материал для игр с правилами (должен включать материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие).

Для речевого развития: театрализованные, речевые и логопедические центры, центры для настольно-печатных игр, сенсорная комната.

Для художественно-эстетического развития: музыкальный зал, центр творчества в группах, специальное оборудование (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и строительный материал, детали конструкторов, бумага разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы и др.).

Группа оснащена оборудованием для разнообразных видов детской деятельности в помещении и на участках.

 

В группах должен находиться игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, для творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, познавательного развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей

Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать возрастным периодам развития ребёнка дошкольного возраста, тем самым обеспечивая реализацию ведущего вида деятельности — игры.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2021 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.