РЕНТГЕНОАНАТОМИЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ Все отделы челюсти могут быть рентгенологически исследованы (рис. 20.17, 20.18, 20.19). В переднем отделе тела нижней челюсти, на наружной его поверхности, располагается подбородочное возвышение. Так как это возвышение в значительной своей части состоит из компактного костного вещества, его изображение на рентгенограмме отличается большей интенсивностью тени, которая на фоне губчатого вещества тела челюсти выделяется достаточно рез-
Рис. 20.17. Схема внутриротовой рентгенограммы передних отделов нижней челюсти.
Здесь и на рис. 20.18:
1 — вестибулярный край межальвеолярного гребня; 2 — язычный край альвеолярного гребня; 3 — тень щек; 4 — наружная кортикальная пластинка нижней челюсти; 5 — верхушка зуба; 6 — корень зуба; 7 — эмаль коронки; 8 — корневой канал; 9 — шейка зуба; 10 — поперечная часть вестибулярного канала.
ко. Тень подбородочного возвышения при проведении внутриротовой рентгенографии нередко отбрасывается кверху, вследствие чего она может наслаиваться и перекрывать верхушки корней вышележащих зубов.
Нижняя челюсть на всем протяжении построена как плоскогубчатая кость. Лишь в основании ее проходит интенсивная однородная полоса компактной костной ткани, ширина которой варьирует. В центральных отделах челюсти она максимальная (3—6 мм), по направлению к углам уменьшается и переходит в тонкую четкую полоску кортикальной кости, имеющей ровные контуры.
Структура костной ткани нижней челюсти образована петлистым рисунком перекрещивающихся костных балок. Наиболее интенсивную тень дают горизонтально направленные тра-бекулы. «Плотность» костного рисунка на рентгенограммах нижней челюсти неодинакова. В центральных участках тела на уровне резцов находится полоса повышенной плотности костной ткани, соответствующая зоне симфиза и подбородочного возвышения. По обеим сторонам от нее в основании подбородочного бугорка интенсивность тени костной ткани несколько убывает, а на уровне моляров вновь увеличивается из-за наличия бугристостей в зоне прикрепления жевательных мышц. В некоторых случаях, особенно в задних отде-
Рис. 20.18. Внутриротовые рентгенограммы передних отделов нижней челюсти.
Рис. 20.19. Внутриротовая рентгенограмма области моляров нижней челюсти.
1 — верхушка дистального корня второго премоляра нижней челюсти; 2 — верхушка медиального корня второго премоляра нижней челюсти; 3 — язычные бугры; 4 — щечные бугры; 5 — язычный край альвеолярного отростка; 6 — щечный край альвеолярного отростка; 7 — бифуркация зуба.
лах тела, есть места, где трабекулярный рисунок может отсутствовать.
Различают три типа костной структуры нижней челюсти: хорошо дифференцированную, плохо дифференцированную и переходную.
Плохо дифференцированная структура кости в норме наблюдается у детей и подростков, у которых трабекулярное строение нижнечелюстной кости выражено слабо, и у людей преклонного возраста при склеротической перестройке костной ткани. Переходный тип структуры обычно встречается при диффузном остеопорозе.
На наружной поверхности тела челюсти в области последних коренных зубов проходит наружный косой валик, представленный на рентгенограмме в виде косо идущей линейной тени, интенсивность которой находится в прямой зависимости от его плотности и толщины. Находящийся на внутренней поверхности тела челюсти такой же валик из-за меньшей плотности и толщины рентгенологически менее заметен.
Нижнечелюстной канал имеет толщину 3—4 мм, начинается на внутренней поверхности ветви челюсти входным нижнечелюстным отверстием, спускается несколько вниз и проходит параллельно нижнему краю тела. Входное отверстие нижнечелюстного канала на рентгенограмме выявляется редко. Оно выглядит как очаг просветления воронкообразной формы, расположенный в верхней части ветви. Постепенно суживаясь, воронка переходит в канал. Границы нижнечелюстного канала образованы тонкими четкими кортикальными пластинками, отчетливо видимыми на рентгенограммах. Верхняя стенка канала всегда прослеживается хуже нижней. Подбородочное отверстие находится на передней поверхности челюсти, чаще всего в области верхушек корней премоляров. На рентгенограмме оно определяется как резко очерченный очаг просветления округлой или овальной формы, окруженный по периферии плотным ободком (см. рис. 20.1, 20.2, 20.4).
Подбородочное отверстие является местом выхода нижнечелюстного канала, но на рентгенограммах не всегда кажется связанным с ним. Иногда на рентгенограммах можно видеть, как нижнечелюстной канал продолжается за подбородочное отверстие и, не доходя до срединной линии, постепенно суживается и заканчивается или сливается с одноименным каналом противоположной стороны.
На внутренней стороне нижней челюсти, в районе коренных зубов, может выявляться углубление подчелюстной слюнной железы. Оно значительно варьируется по длине, высоте и глубине и обычно выглядит как хорошо очерченное просветление округлой или овальной формы около 10—20 мм в поперечнике, расположенное в зоне неизмененной костной ткани. Костная ткань в зоне просветления резко истончена. Такие же участки, встречающиеся на снимках в ветви нижней челюсти, могут быть связаны с прилеганием околоушной слюнной железы, а в центральных отделах тела нижней челюсти обусловлены прилеганием подъязычной слюнной железы.
ИНВОЛЮТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
После 40 лет возникают инволютивные изменения зубов, костной ткани челюстей и ви-сочно-нижнечелюстного сустава, нарастающие с возрастом и обнаруживаемые при рентгенологическом исследовании.
Раньше всего выявляются инволютивные изменения зубов. Они выражаются в стирании эмали и дентина на жевательных поверхностях коренных и режущих краях передних зубов. В глубокой старости коронки зубов иногда оказываются стертыми почти до самих шеек. Одновременно со стиранием жевательной поверхности уплощаются выпуклости на боковых поверхностях смежных зубов, что ведет к увеличению пространств между ними, а также к их смещению.
На рентгенограммах в этот период выявляются укороченные коронки зубов, площадки режущих краев передних зубов, не определяются бугры коренных зубов. Зубы стоят неправильно, местами сближаясь друг с другом или образуя диастемы.
Выраженность инволютивных изменений зубов зависит от индивидуальной прочности эмали и дентина, особенностей прикуса и питания. Этим объясняется то, что время появления и интенсивность инволютивных изменений у разных людей могут варьировать. Кроме стирания эмали и дентина, инволютивные изменения проявляются в отложении заместительного дентина в полости зуба. Заместительный дентин, откладываясь на стенки полости зуба (и ко-ронковой, и корневой части), суживает полость и может вызывать ее полную облитерацию. Чаще всего это наблюдается в каналах зубов, имеющих узкий диаметр, например, в каналах нижних резцов, премоляров и щечных моляров. Уменьшающиеся в результате отложения заместительного дентина полости зубов, особенно корневой части, плохо выявляются на рентгенограммах, просвет корневого канала часто не прослеживается.
Старение в норме сопровождается потерей минеральной составляющей костей, изменением архитектоники трабекулярной кости и кристаллических свойств минеральных депозитов. Рентгенологически это проявляется диффузной повышенной прозрачностью костной ткани, крупнопетлистым костным рисунком, истончением и разрыхлением кортикальной кости. Инволютивные
изменения челюстей, в пер
вую очередь нижней, при рентгенологическом иссле-
Рис. 20.20. Инволютивные
изменения челюстно-лицевой
Области.
Адентия, атрофия нижней челюсти. Тело нижней челюсти тонкое, деформировано, угол нижней челюсти сглажен, деформация головки суставного отростка.
довании отмечаются уже в возрасте 40—50 лет в виде слабо выраженного очагового остео-пороза. В следующем возрастном периоде, в 50—60 лет, на рентгенограммах отчетливо выявляется диффузный остеопороз, сопровождающийся атрофией альвеолярного края, снижением его высоты и рассасыванием межальвеолярной перегородки, что ведет к обнажению шейки и корней зубов.
Обнажение шеек зубов при инволютивных изменениях в связи с атрофией альвеолярного края прежде всего наступает в области резцов, а затем премоляров и моляров. Альвеолярный край имеет четкие ровные контуры, снижение высоты выражено достаточно равномерно на всем протяжении.
Инволютивные изменения обычно более выражены в нижней челюсти вследствие ее массивности и более активной механической функции. Остеопороз и атрофия, истончение костных балок губчатого вещества и наружного кортикального слоя снижают устойчивость нижней челюсти к функциональной нагрузке. В свою очередь, отсутствие зубов и атрофия альвеолярного отростка изменяют характер двигательной функции челюсти. Все эти факторы ведут к изменению формы нижней челюсти, она становится тонкой, искривленной, ее угол увеличивается, становится тупым, а головка суставного отростка деформируется и уменьшается в объеме. Трабекулярная кость приобретает крупнопетлистый рисунок, силовые линии, границы нижнечелюстного канала определяются менее отчетливо или не определяются. В области угла челюсти иногда может наблюдаться обызвествление мягких тканей, а также связочного аппарата, сухожилий и мышц у места их прикрепления к кости (рис. 20.20).
Инволютивные изменения со стороны челюстей особенно выражены при адентии, так как снижение нормальной функциональной нагрузки способствует преждевременному наступлению инволютивных изменений. Процесс старения зубов обычно заканчивается их выпадением, что приводит к усилению атрофических процессов в челюсти.
|