Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Персоналии современного хореографического искусства на российской сцене.

Танцевальное искусство России XX в.
Наиболее значительным событием в развитии хореографического искусства не только России, но и всего мира были «Русские сезоны» - выставки, концерты, а затем в 1909-1911 гг. - балетные спектакли русской труппы.в Париже. Их организатором выступал Сергей Павлович Дягилев, хореографом - Михаил Фокин (1880-1942), создавший такие балетные шедевры, как «Видение розы» на музыку К.М..Вебера, «Петрушка» и «Жар-птица» на музыку И. Стравинского, одноактный балет «Шопениана» и концертный номер «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса - спектакли, дожившие до наших дней. В балетах Фокина появляется новая пластика, свободные движения и позы, иные, отличные от спектаклей академического балета, костюмы. К созданию декораций хореограф привлекает известных художников группы «Мир искусства» - А. Бенуа, Л. Бакста, Н. Рериха и др. С «Русскими сезонами» связаны имена русских балетных звезд - Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Они были первыми исполнителями в упомянутых спектаклях, а Нижинский впоследствии стал и хореографом, поставив спектакли «Послеполуденный отдых фавна» и «Игры» на музыку К. Дебюсси, «Весна священная» на музыку И. Стравинского.
На московской сцене работали Александр Горский (1871 - 1924), Василий Ти­хомиров (1876- 1956). Стремясь сочетать новаторские поиски с сохранением тра­диций классического балета, Тихомиров стал одним из авторов первого советско­го балета «Красный мак» (1927) на музыку Р. Глиэра.
В 20-е годы под влиянием поисков новой пластики создается огромное количе­ство танцевальных студий, проповедующих самые разные направления - такие, как акробатический и спортивный танец, биомеханика, чечетка, свободная пластика в стиле Дункан, экспрессивный и выразительный танец, перекликающийся с экспериментами европейских хореографов, и многие другие. Среди лидеров пере­численных направлений - Людмила Алексеева, Николай Фореггер, Нина Греми-на, Инна Чернецкая, Вера Майя, Наталья Глан, Лев Лукин. В рамках студий идет работа по созданию нового советского бытового танца, вместо фокстрота и танго предлагаются танцы «Октябрь» и «Светит месяц», являющиеся по существу несложными вариантами народных танцев[8; с.160 ].
На студийной сцене оттачивал свое мастерство и известный балетмейстер Касьян Голейзовский (1892-1970), создатель стиля хореографической миниатюры и автор первого теоретического труда о русском танце «Образы русской народ­ной хореографии» (1964). Значительный вклад в развитие советского балета внес хореограф Федор Лопухов (1886-1973), который первым начал восстанавливать и реконструировать балеты классического наследия, обогатил классический танец элементами акробатики. Лопухов создал систему профессиональной подготовки балетмейстеров.
Предвоенное десятилетие необыкновенно богато хореографическими событиями. Развивается новая форма хореографического любительского творчества - самодеятельные танцевальные коллективы. Успешно работают кружки и студии классического и эстрадного танца, но больше всего участников привлекают коллективы народного танца, получившие широкое распространение. В культурную жизнь страны входят регулярные фестивали, олимпиады, смотры и конкурсы танцевальных коллективов. Успехи советских исполнителей на Международном фестивале танца в Лондоне (1935), Всесоюзном фестивале народного танца в Москве (1$3б) приводят к созданию нового направления профессиональной сценической хореографии - ансамблей народного танца, флагманом которых становится Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева (1937). Спустя десятилетие (1948) Надежда Надеждина создаст свою «Березку», поразившую мир красотой и разнообразием русских хороводов.
На балетной сцене возникает жанр драматического балета, или балета-пьесы. Балетмейстеры Ростислав Захаров (1907-1983) и Леонид Лавровский (1905- 1967) насыщают танец реалистическим действенным началом, развивают хореог­рафическую режиссуру. Наиболее значительными спектаклями стали «Бахчисарайский фонтан» (1937) на музыку Б. Асафьева и «Ромео и Джульетта» (1940) на музыку С. Прокофьева.
Агриппина Ваганова (1879-1951) стала основателем советской балетной педагогики. Ее учебник «Основы классического танца» (1934) является азбукой для преподавателей-хореографов всего мира. Ученицы Вагановой Марина Семенова,Наталья Дудинская, Галина Уланова и другие балерины - Ольга Лепешинская, Раиса Стручкова составили славу и гордость русского балета.
Вторая половина века - это начало и расцвет творческой деятельности Юрия Григоровича (р. 1927). Поставленные им балеты «Каменный цветок» (1957) на музыку С. Прокофьева, «Легенда о любви» (1961) на музыку А. Меликова, «Спартак» (1968) на музыку А. Хачатуряна и др. вошли в золотой фонд российского и мирового балетного театра. В спектаклях Григоровича раскрылся талант нового поколения артистов балета - Майи Плисецкой, Мариса Лиепы, Владимира Васильева, Екатерины Максимовой и др., которые определили сегодняшние пути развития балетного театра России.
Среди известных российских балетмейстеров, успешно работавших в 70-90-е годы, - Наталья Касаткина и Владимир Василёв, Олег Виноградов, Дмитрий Брян-цев, Борис Эйфман, каждый из них обладает своим особенным почерком, индивидуальным стилем, художественным кредо.
Любительская сцена по-прежнему является экспериментальной площадкой для становления и развития новых направлений хореографического искусства. Отсюда сделали первые шаги хореографы последнего поколения, использующие в своих постановках танец-модерн, джаз-танец, другую пластику, которая на протяжении длительного периода оставалась за порогом официального профессионального искусства. Фестивали современного танца, рожденные в последние десятилетия века, выявили ряд имен, которым, возможно, еще предстоит в будущем войти в историю хореографического искусства России



Балеты классического наследия на украинской сцене на примере балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка на Украине. Его отец служил управляющим в имении. С самых ранних лет Серёжа полюбил серьёзную музыку благодаря своей матери, которая хорошо играла на рояле. В детстве талантливый ребёнок уже сочинял музыку. Прокофьев получил хорошее образование и знал три иностранных языка. Очень рано у него появились независимость суждений о музыке и строгое отношение к своему труду. В 1904 году 13 летний Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Он провёл в её стенах десять лет. Репутация Петербургской консерватории в годы обучения в ней Прокофьева была очень высокой. В числе её профессоров находились первоклассные музыканты такие как: Н.А. Римский- Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов, а в исполнительских классах - А.Н. Есипова и Л.С.Ауэр. К 1908 году относится первое публичное выступление Прокофьева, исполнившее свои произведения на вечере современной музыки.

Исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром (1912 год) в Москве принесло Сергею Прокофьеву громадную славу. Музыка поразила своей необычайной энергией, смелостью. Настоящий смелый и жизнерадостный голос слышится в бунтующих дерзостях молодого Прокофьева. Асафьев писал: “Вот – дивное дарование! Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества. Прокофьев иногда жесток, порой неуравновешен, но всегда интересен и убедителен”.

Новые образы динамичной, ослепительно светлой, музыки Прокофьева рождены новым мироощущением, эпохой современности, ХХ веком. После окончания консерватории молодой композитор ездил за границу – в Лондон, где проходили в то время гастроли русской балетной труппы организованной С.Дягилевым.

Появление балета “Ромео и Джульетта” составляет важную переломную веху в творчестве Сергея Прокофьева. Он был написан в 1935-1936 годах. Либретто разработано композитором совместно с режиссёром С.Радловым и балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку

Балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова). Убедившись в бесперспективности формального экспериментаторства, Прокофьев стремится к воплощению живых человеческих эмоций, утверждению реализма. Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии – столкновение светлой любви с родовой враждой старшего поколения, характеризующий дикость средневекового уклада жизни. Музыка воспроизводит живые образы шекспировских героев, их страсти, порывы, их драматические столкновения. Форма их свежа и самозабытна, драматургические и музыкально-стилистические образы подчинены содержанию.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.