Обратная связь
|
Информатизация общества и переход к устойчивому развитию Развитие идей информатизации и экологизации шло параллельно без серьезного пересечения, хотя, как оказалось, важна их мировоззренческая и методологическая интеграция. Оба процесса отображали развитие и в какой-то мере решение двух проблем глобального масштаба, хотя ясно, что человечеству требовалось решение глобальных проблем на базе единого концептуально-методологического подхода.
Поскольку переход к УР носит более целостный и системный характер, он включает в себя и свою информационную составляющую, которая в существенной степени разворачивается стихийно. Однако движение по пути УР, как правило, связывалось с экологией, поскольку сама стратегия УР возникла под влиянием проблем окружающей среды. Между тем переход к УР не просто включает в себя информационный аспект, но и выдвигает на одно из приоритетных мест все процессы движения информации, проявляющиеся особенно рельефно в ходе информатизации и становления информационного общества.
В исследованиях по проблеме УР выявилась одна важная особенность, с которой связаны все предполагаемые трансформации, обусловленные переходом к новой цивилизационной парадигме. Речь идет о необходимости управления процессом становления будущего общества с УР из настоящего. Для этого необходимо исследование будущего во всех его формах и, особенно в той его соционормативной форме, которая представляет собой процесс перехода мирового сообщества к УР и именуется «нашим общим будущим»[231].
Совершенно очевидно, что наше общее устойчивое будущее вначале может быть построено как некая его информационная опережающая модель. И дальнейшие действия по ее воплощению в реальность носят прежде всего информационный характер. Поэтому переход к УР зависит от создания инновационно-опережающих моделей в любой сфере деятельности и прежде всего от науки, образования и управления.
Информационное общество формируется пока в основном стихийным образом в процессе перехода к нашему общему устойчивому будущему. Эта устойчивость достигается благодаря усилению процессов информатизации и обеспечения их безопасности, в результате все большего накопления информационного содержания социосферы и превращения ее в ноосферу. В соответствии с законом необходимого разнообразия У.Р. Эшби устойчивость и стабильное функционирование кибернетической суперсистемы (а именно таким можно рассматривать информационное обществ) огромное информационное содержание этого общества (при эффективной организации движения информации) позволяет достичь необходимой устойчивости не только в информационном плане, но и в других аспектах системы «человек – общество – природа».
Информационный фактор движения к устойчивости позволяет формировать опережающие информационные модели устойчивого будущего и направлять реальную траекторию по оптимальной траектории. Это одна из наиболее важных характеристик перехода цивилизации к УР, которая приведет к становлению той стадии информационного общества, которое связывается со сферой разума. Становление инфоноосферы через УР окажется первой стадией сферы разума, за которой последуют эконоосфера, космоноосфера и т.д. (о чем далее еще будет идти речь).
Такое решение уже намечалось в рассуждениях последователей и сторонников ноосферного подхода, который в качестве средства решения всех проблем видел разум человека. Однако ноосферному подходу недоставало связи с практикой ближайшего будущего по созиданию постиндустриального общества. Вот почему принятие ЮНСЕД стратегии устойчивого развития мирового сообщества привлекло к ней внимание, если пока не всех, то многих научных школ и течений. Стало понятным, что грядущее общество с устойчивым развитием должно быть одновременно и информационным, и экологическим и еще обладать целым рядом черт и характеристик, которые должны отобразить процесс и результат решения других глобальных проблем.
Здесь пойдет речь в основном о взаимосвязи устойчивого развития и информационного общества, делается попытка обобщенного и более системного представления будущего информационного общества с устойчивым развитием. Мы уже не раз отмечали, что рассматривая устойчивое развитие, многие выделяют три основные области – экономику, экологию и социальную сферу, которые устойчивое развитие объединяет в одно системное целое. Однако легко видеть, что процесс информатизации тесно связан с каждой из этих сфер человеческой деятельности и в то же время выходит за рамки этих сфер. Это то направление развития, которое, объединяя упомянутые сферы на единой информационной основе, дает новое видение нашего общего будущего в виде информационного общества, без создания которого невозможен переход к устойчивому развитию, а тем более становление ноосферы.
Именно благодаря постановке проблемы устойчивого развития наука в своем разобщенном виде получает мощный стимул к интеграции и обретению нового единства. Полагая сущностную взаимосвязь между тенденцией информатизации и переходом цивилизации к устойчивому развитию, мы считаем, что у этого последнего должны существовать и научные основы, связанные с проблемой информатизации[232]. Основное внимание будет сосредоточено на постановке вопроса о научно-информационных основах устойчивого развития и совместимости процессов информатизации общества с его переходом к устойчивому развитию ноосферной ориентации.
Биосферно-экологический подход к развитию должен заменить ныне практикуемый утилитарно-ресурсный подход, ведущий к разрушению планетарной экологической ниши. Вместо вытекающего из стратегии экономического роста разрушения окружающей среды и уничтожения других форм жизни должна быть принята стратегия совместного выживания и сохранения человечества и естественной биоты, цивилизации и биосферы. Принцип такого подхода – «погружение» социально-экономических систем и процессов в природу как естественный фундамент существования человечества.
Научное обоснование стратегия устойчивого развития, как отмечалось, получает лишь с позиций теории биотической регуляции и стабилизации окружающей среды[233]. Однако эта стратегия наиболее трудна для реализации, ибо в наибольшей степени противостоит всему предшествующему опыту человечества. Для ее реализации необходимо соединить информационно-синергетический и ноосферный подходы с теорией биотической регуляции и стабилизации окружающей среды. Эти подходы создают ту концептуально-теоретическую основу, на которой и может быть создана научно обоснованная стратегия устойчивого развития как цивилизации в целом, так и России.
Нужно иметь в виду, что представления об устойчивом развитии являются еще не достаточно разработанными и они будут изменяться как в процессе научных разработок, так и практики перехода к новой цивилизационной модели. В связи с этим эволюционные этапы продвижения по пути ноосферогенеза с современных позиций можно схематично представить в виде трех этапов.
Краткосрочная перспектива подразумевает принятие соответствующих мер в ближайшие годы. Среднесрочная перспектива определяется от пяти до пятнадцати-двадцати лет. Долгосрочная перспектива охватывает будущее на десятки лет и даже более длительные сроки, если речь идет о становлении ноосферы в ходе реализации стратегии устойчивого развития.
На начальном этапе переходного процесса (краткосрочная перспектива) осознается необходимость такого перехода, создается теоретическая и документальная база, формируется стабильный экономический, экологический, социальный и политический фундамент переходного процесса. Речь идет о выходе из системного кризиса России, о достижении политического равновесия и гражданского согласия. Первый, или начальный этап перехода к устойчивому развитию в значительной степени предопределен всей предшествующей историей, в том числе реформами последних лет в России, проведенных по неоправдавшей себя ультралиберальной модернизационной стратегии. На этом этапе необходимо решить острые экономические, социальные и политические проблемы, поскольку именно они определяют главные целевые ориентации данного этапа, обеспечивая выход страны из кризиса. Однако такой выход не должен достигаться за счет ухудшения состояния окружающей природной среды и особенно важно строго соблюдать в этот период обоснованные природоохранные ограничения на хозяйственную и иную деятельность, обеспечивая стабилизацию экологической ситуации. Такая стабилизация может быть достигнута за счет общего снижения роста антропогенного пресса на локальные экосистемы и биосферу в целом. На этом этапе целесообразно разработать программы оздоровления и реабилитации окружающей среды в зонах экологического кризиса и приступить к их реализации, сформировать систему действий по нормализации обстановки на экологически неблагоприятных территориях и подготовить организационную базу их выполнения. Для данного этапа должны быть разработаны соответствующие прогнозные и программные документы, законы и нормативно-правовые акты перехода РФ к устойчивому развитию.
В среднесрочной перспективе предполагается продолжение улучшения экономического положения страны, начнет уменьшаться имущественное расслоение населения, рост среднего класса (который сейчас составляет порядка десяти процентов от всего населения страны). Политические партии и движения все больше будут осознавать в качестве приоритетных не собственное стремление захватить власть (и продолжать дальнейшее движение по модели неустойчивого развития), а новые цивилизационные ценности и цели, и их мирная конкуренция может происходить вокруг проблем оптимальных траекторий переходного процесса. Социально-экономическая и политическая стабильность открывает возможность вложения все больших средств в решение проблем окружающей среды и другие приоритеты УР. Осуществляются основные структурные преобразования в экономике, уход от сырьевой ориентации, начинается технологическое обновление, происходит дальнейший процесс экологизации хозяйственной и другой социальной деятельности, преобразование государственных и общественных институтов, ориентирующихся на новые цели и реализующие упреждающие действия. Развивается экологическое предпринимательство и в основном завершается процесс принятия серии прогнозных управленческих документов и законодательных актов по переходу на путь устойчивого развития. Также заканчивается формирование системы всеобщего образования для устойчивого развития. Полным ходом идет процесс переориентации науки, техники, производства на новые цели, все больше начинают внедряться высшие экологически безопасные, наукоемкие технологии, создавая адекватную XXI веку социально-технологическую и эколого-ноосферную модель российского общества. На этом этапе следует добиваться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации хозяйственной и других видов социальной деятельности, а также их «футуризации».
В долгосрочной перспективе должно произойти смещение акцентов развития с экономических на социально-экологические, и с вещественно-энергетических ценностей на духовно-информационные. Переход к Ур будет все более соединяться с развертыванием ИО. На пути выживания и перехода к устойчивому развитию начинает формироваться не просто постиндустриальное качество общества (это завершающая стадия стихийного развития), а общество, которое, следуя традициям мировой научной литературы, можно именовать информационным. Информатизация охватывает все сферы деятельности, формируя новую социально-экономическую структуру, качество и уровень жизнедеятельности людей, все больше утрачивающих ценности и интересы потребительства и возрождающих духовно-интеллектуальный потенциал страны, органически на базе глобальных коммуникаций и средств медиатизации включающихся в информационные базы и процессы глобального масштаба. Формируется вначале на национальной и региональной основе общечеловеческий интегральный интеллект, с помощью средств информатики способный оптимально решать глобальные проблемы, и в мировом масштабе управлять дальнейшим переходом на путь устойчивого развития ноосферной ориентации. Россия, благодаря своему интеллектуальному потенциалу и огромному массиву территорий с ненарушенным биоразнообразием, становится не только центром стабилизации окружающей среды, но и мировым центром духовных трансформаций ноосферной ориентации. Развертывается ноосферная ориентация научно-технологического, научно-образовательного и научно-организационных процессов, формируется развитая система опережающего образования для устойчивого развития. Становление этого этапа перехода на путь устойчивого развития знаменуется тем новым качеством социально-экономического развития, которое, возможно, окажется первой ступенью ноосферы, т.е. инфоноосферой или информационным обществом.[234] Эта качественная трансформация может появится в России в глобальном масштабе не ранее 40-50-х годов XXI века.
Таковы ориентировочные сроки и некоторые качественные трансформации на пути перехода к устойчивому развитию, при условии, что будут приниматься соответствующие действия на пути перехода к новой цивилизационной стратегии, а не реализуется самоубийственная альтернатива в любом из её вариантов.
Человечество стоит на рубеже нового перехода – перехода к информационной цивилизации, ориентация которой должна быть связана с переходом к устойчивому развитию. Зримо вырисовывается тенденция интеллектуализации общества путем применения во всех сферах человеческой деятельности компьютерных информационных технологий. Создаются новые условия в сфере интеллектуальной деятельности людей. Впервые за всю историю человечества интенсивно автоматизируется не физический труд, а интеллектуальная деятельность, связанная в первую очередь с обработкой информации.
Сейчас информацию по праву причисляют к важнейшим ресурсам и факторам социального развития. Еще несколько десятков лет тому назад в качестве характерных показателей развития назывались такие параметры, как количество выплавленной стали, добытого угля, электроэнергии, нефти и т.д. Ныне эти характеристики уже не дают адекватного представления о качестве и уровне развития государства и общества. Информация, быть может, неожиданно для многих вышла на первое место среди иных критериев прогресса, как и средства ее получения, переработки и использования, и прежде всего те техника и технология, с помощью которых усиливаются интеллектуальные возможности и способности людей (а теперь может стать одним из главных критериев перехода цивилизации к устойчивому обществу). В развитых странах более половины трудящихся заняты в информационном секторе (в США порядка 80%), причем информация, технические и программные средства ее обработки превратились в один из главных товарных продуктов.
На определенных этапах развития общества стояли свои задачи, и хотя проблема информации – это вечная проблема, она характеризует не только становление и развитие человечества, но и, на наш взгляд, всей реальности, тем не менее, именно в последнее время, именно во второй половине XX в., сложились обстоятельства, которые выдвинули информацию на лидирующее место как в мышлении, так и в деятельности людей. И поэтому одна из важнейших задач становления и развития ноосферного мышления – это коренная информационная перестройка сознания человека, понимание того, что именно от информации, от степени овладения этим уникальным ресурсом зависит и дальнейший прогресс человечества, его выживание и на этой основе – устойчивое развитие страны и всей мировой цивилизации.
В современной науке сложилась определенная «информационная картина мира», сквозь призму которой можно увидеть и сложноорганизованные системы, процессы регулирования, и необходимый для этого обмен информацией, и иерархическую организацию этой последней, и многое другое.
«Информационная картина мира» оказалась очень емкой. Она ассимилирует и представления о несводимых к вещественным и энергетическим сторонам взаимодействиях в неорганической природе (из них вырастают концепции информационной причинности), и представления об универсальной инвариантной «мигрирующей структуре» всего живого, передающейся с помощью генетического кода от первичной живой клетки через бесчисленные поколения до разнообразных современных живых организмов, и, наконец, представления о фундаментальной роли информационных процессов для социальных групп, общностей и всего общества, нормальное функционирование и целостность которых, как выяснилось, во многом зависят от эффективности информационных процессов[235].
Информация представляет собой необходимый компонент любой человеческой деятельности. Всеобщность и необходимость информатизации в обществе делают любую социальную деятельность информационным процессом и вместе с тем любой информационный процесс в обществе – деятельностным, имеющим все компоненты, т.е. субъект, объект, средства, цели, потребности и т.д.
В течение всей предшествующей истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда человека были вещественно-энергетические ресурсы. В конце XX в. впервые в человеческой истории основным предметом труда в общественном производстве развитых стран становится информация. В этих странах материальные затраты на хранение, передачу и переработку информации начинают превышать подобные расходы на энергетику. Все возрастающая зависимость промышленно- развитых стран от источников информации (научной, технической, экономической, политической и т.п.), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации, привела к формированию на рубеже 80-х годов принципиально нового понятия – «национальные информационные ресурсы». Информационный ресурс становится основным ресурсом человечества, главной ценностью современной цивилизации. И это также прямо связано с переходом к устойчивому развитию, в котором наиболее важными оказываются ресурсы либо воспроизводимые, либо практически неисчерпаемые.
Информационный ресурс часто определяется как информация в виде понятийного знания. Так, информационным ресурсом является вся научно-техническая информация, представленная в виде того или иного документа (в том числе на компьютерных носителях). Важной особенностью информационных ресурсов является то, что в отличие от природных информационные ресурсы в процессе потребления не уничтожаются, а сохраняются и даже увеличиваются. Информационный ресурс относится к категории интеллектуальных ресурсов. Особенностью информационного ресурса является также то, что он не самостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение; только соединяясь с другими ресурсами (трудом, квалификацией, техникой, энергией, сырьем и т.п.), он проявляется как движущая сила. Информационный ресурс является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил, но в отличие от вещественно-энергетических ресурсов (с которыми он связан и без которых не может существовать) он оказывается «идеальным» ресурсом – в прямом и переносном смысле слова.
В новом информационном обществе наука выступает непосредственной производительной силой и это осуществляется в форме использования информационного ресурса. Превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их кодирования, распределения и передачи. Поэтому важным фактором формирования, накопления и использования информационного ресурса является система коммуникации общества.
Следует отметить, что информационный ресурс делает человеческое знание коллективным, массовым и фактором коллективного творчества. Личностные знания сейчас рождаются в основном в результате интеллектуальных коммуникаций человека, они формируются из получаемой информации и имеют субъективную форму своего существования. Знание же, превращенное в сообщение, ставшее информационным ресурсом, обретает уже субъективно-объективную форму, отражающую не пассивно-созерцательный подход к миру, а деятельностный, активный подход к миру.
Процесс усвоения (использования) информационного ресурса чрезвычайно эффективен и лежит в основе социальной аккумуляции знаний. Интеллектуальное накопление не является просто складированием знаний; ценность имеет прежде всего такая информация, которая позволяет вывести те или иные закономерности. Сейчас в основе появления новых идеи все большую роль играет синтез знания, разитие междисциплинарных исследований. Формой непосредственного участия знаний, вырабатываемых наукой, выступает информационный ресурс, а механизмом эффективного взаимодействия науки и производства выступает информационный механизм. Таким образом, информационный ресурс становится новым функциональным элементом общественного производства. Ресурсный подход к информации также базируется на деятельностном представлении информационных процессов, на понимании наличия потребностей в информации, использовании ее для целей выживания и устойчивого развития общества.
В развитых странах (особенно вступивших на путь постиндустриализма) возникает информационно-коммуникационный комплекс, который рассматривается как совокупность индустрии информации и всех смежных отраслей, обеспечивающих ее предметами и средствами труда, а также подготавливающих информационные услуги. Базы данных становятся основой инфраструктуры информационного обслуживания современного общества, и эта их роль существенно повышается в связи с переходом к устойчивому развитию.
Индустрия информации за последние десятилетия превратилась в высокоразвитую отрасль производства всех развитых стран мира и приняла глобальный характер, рынок информационных услуг стал действительно международным. Образовались обширные информационные ресурсы, к которым возможен быстрый доступ, а это, в свою очередь, усилило влияние информации и информационных услуг на все виды деятельности, сокращая в определенной степени потребность в использовании природных и других материальных ресурсов.
Информатизация общества оказалась одной из наиболее примечательных черт нашего времени, коренным образом меняющей само качество жизнедеятельности человека и оказывающее глубокое и широкомасштабное влияние на материальную и духовную культуру человечества, перспективы его перехода к устойчивому развитию.
Когда мы говорим об информации как факторе и ресурсе устойчивого развития, то чаще всего речь идет как о предмете человеческой деятельности, так и о средствах его использования. Как предмет особой информационной деятельности информация ценится за свое содержание, т.е. за свою идеальную форму существования и содержания. В этом плане, в отличие от материальных ресурсов, она представляет идеальный ресурс, экономящий все виды материальных ресурсов. Вместе с тем в понятие информационных ресурсов в широком смысле, на наш взгляд, входят и сами информационные средства, т.е. информационная техника и технология (компьютеры, средства связи, модели, алгоритмы, программы и т.д.), без которых либо невозможно, либо неэффективно перерабатывать и передавать информацию. В информационные ресурсы начинают включать и кадры, овладевшие компьютерно-информационной грамотностью и культурой. Тем самым информационный ресурс развития (и в частности социального управления) имеет два аспекта: идеальный и материальный, как предмет и как средство информационной деятельности.
Как известно, ресурсы делятся на возобновляемые (воспроизводимые) и невозобновляемые, причем именно возобновляемые ресурсы приобретают все большее значение для устойчивого развития, поскольку вся социальная деятельность в условиях ограниченности невоспроизводимых ресурсов ориентируется на использование того, что либо не ограничено, либо может быть сколь угодно раз воспроизведено. Информация, прежде всего научно-техническая (НТИ), пожалуй, ближе к возобновляемым ресурсам по своему статусу. Относить ее полностью к возобновляемым ресурсам нельзя, поскольку свойством повторного использования обладает далеко не вся информация в силу своего старения и ряда других качеств, скажем, неконкурентоспособности и т.п. Что касается НТИ, отображающей фундаментальные законы природы и общества, то, вне всякого сомнения, такого рода информация, т.е. документализирующая фундаментальное знание в удобную форму для дальнейшего его движения по социальным коммуникациям, относится к возобновляемым ресурсам. Фундаментальная НТИ может быть использована многократно (в принципе бесконечное количество раз), и это свидетельствует о том, что по своему статусу она может быть приравнена к возобновляемым материально-вещественным ресурсам, хотя НТИ по своему содержанию – не материальный, а идеальный, феномен (однако ресурс, не могущий существовать без своих материальных носителей).
Очевидно, что и определенная часть прикладной НТИ может быть использована многократно, и тем самым она тоже относится к возобновляемьм ресурсам. Это одно из свойств НТИ, которое делает ее основой интенсификации абсолютно всех сфер деятельности благодаря их компьютеризации. Информация как ресурс тем самым в своей основе обнаруживает тенденцию стать общечеловеческим достоянием. Как видим, процесс ее функционирования тесно связан с таким ее качеством, как свойство быть возобновляемым, многократно используемым ресурсом и существенно не зависеть от своего вещественно-энергетического «сопровождения».
Вместе с тем для широкого распространения и развития информационных процессов в обществе очень важной является и такая черта НТИ, как ее новизна, которая в принципе делает процесс ее получения инновационным процессом. Новизна НТИ как раз представляет то качественно иное по сравнению с уже имеющимся массивом знаний, из-за чего информация обретает особую значимость для общества. Новизна НТИ противостоит ее старению, деактуализации, моральному износу, что приводит к необходимости решения проблем с помощью новых знаний. Производство новой НТИ – это имманентное свойство такой подсистемы социальной деятельности, как наука. В силу этой своей особенности наука и продуцируемая ею НТИ как раз и кладется в основу абсолютно всех интенсификационных процессов, столь важных для перехода к устойчивому развитию, который окажется самым наукоемким процессом за всю историю цивилизации.
В настоящее время появились объективные потребности общества в усиленном и широкомасштабном использовании НТИ. Это явление мы связываем с переходом прежде всего развитых стран к устойчивому развитию, требующему привлечения интеллектуальных ресурсов, новых качественных факторов развития, важнейшим из которых в силу вышеизложенных обстоятельств оказывается НТИ. Именно на этапе интенсификации производства информация и информационная деятельность обретают роль важнейшего инновационного фактора, одного из главных ресурсов социально-экономического развития и подъема на качественно новый уровень других сфер социальной деятельности и прежде всего – экологической деятельности и опережающего управления.
Информация начинает обретать свой экономический статус как ресурс и потенциал развития, но именно интенсивной его формы, т.е. устойчивого развития. Предлагается под информационным потенциалом понимать всю совокупность информационных средств и факторов, которые могут быть включены в ту или иную деятельность человека. Информационный ресурс – часть этого потенциала, включающая лишь активную его составляющую, способствующую социально-экономическому развитию. Причем, в условиях рынка информация может даже превращаться в товар и эффективно использоваться для повышения экономической эффективности как качественный фактор, органически вписывающийся в систему эволюционного перехода к устойчивому развитию.
Рассматривая информацию как фактор устойчивого развития общества, хотелось бы отметить, что часть производимой социальной информации (притом наибольшая) не используется по разным причинам – либо оказывается избыточной, дублирующей уже ранее полученную, либо быстро устаревает и т.д. Поэтому рост информационного содержания социосферы вряд ли можно представить в виде процесса лишь непрерывного накопления каких-то неизменных «атомов», или квантов информации. Накопление действительно происходит, но не просто в кумулятивном процессе накопления, а скорее всего в процессе обобщения в ходе преобразования как хранимой, так и вновь производимой информации, т.е. это модель своего рода «информационной перестройки», где вновь производимая информация не только добавляется к хранимой, но и существенно обновляет и генерализирует ее. Наибольшую ценность представляет новая и фундаментальная научная информация, движение которой к практическим и иным сферам деятельности представляет инновационно-интенсификационный процесс, в наибольшей степени способный содействовать переходу к устойчивому развитию.
Выше уже отмечалось возрастание роли информации в процессе перехода к устойчивому развитию общества, и этот рост связан с тем, что информация оказывается, вероятно, единственным ресурсом, который в отличие от энергетических, вещественно-сырьевых и других материальных ресурсов, используемых обществом, обнаруживает тенденцию к росту эффективности этого использования в экономическом, социальном и экологическом аспектах, т.е. во всех тех аспектах, которые должны составлять «системное ядро» устойчивого развития. Причем, казалось бы, возможная неограниченность информации не ставит вопроса об ее экономии, но это так лишь на первый взгляд. В условиях товарно-денежных отношений информация также оказывается товаром, на ее получение, обработку и хранение затрачиваются усилия, средства и т.д. Поэтому при всей ее неограниченности вопрос об экономии информации в той или иной степени также стоит, коль скоро она становится приоритетным ресурсом развития. В условиях рынка формируется цена на информацию, и вопросы ее приобретения, роста или экономии также начинают обнаруживать трансформации, вектор которых направлен от гносеологии к экономике и другим сферам человеческой деятельности.
Несколько десятилетий тому назад было замечено, что для увеличения производства вдвое необходимо вчетверо больше информации. Но дело не только в росте объемов производства, но и в производительности труда, эффективности производства. Это означает, как писал Н.Н. Моисеев, что «для сохранения качества управления при возрастании производительности труда в N раз необходимо, чтобы производительность труда лиц, занимающихся управлением, возросла бы в N3 раз. Таким образом, на определенной ступени технической вооруженности общества сдерживающим фактором его развития становится производительность труда управляющих, ученых, связистов и всех тех, кто занят созданием и переработкой информации»[236].
Эти простейшие математические зависимости в какой-то мере иллюстрируют причины усиленного роста информационной сферы. Необходимость роста переработки информации в сфере управления диктуется не только социально-экономическими процессами, но и социально-экологическими и другими приоритетами устойчивого развития, что является принципиально новым моментом в истории человеческой цивилизации. И здесь ведется рассуждение не только о проблеме экологической гласности как гласности вообще, а о глобальной экологической перестройке для выживания человечества, которую в принципе невозможно осуществить без достижения сплошной информатизации общества и его взаимодействия с природой. Информационные технологии в будущем должны обеспечить непрерывное слежение и управление состоянием окружающей среды, эффективное решение экологических проблем. Переход к устойчивому развитию невозможен без формирования инфосферы на базе ЭВМ и глобализации средств телекоммуникации, с помощью которых можно будет осуществлять управление будущим социоэкоразвитием, формирование устойчивой цивилизации как планетарной ноосферы.
К сожалению, традиционные способы производства научных знаний и вообще развития человеческого интеллекта привели к тому, что сложилось противоречие (которое можно назвать весьма тревожным, если не трагическим), когда физические возможности всего человечества, его природопреобразовательные действия существенно опередили понимание и предвидение того, что в результате этого может произойти. Отставание развития человеческого интеллекта и всего общественного сознания от его деятельности теперь чревато различного рода катастрофами, преодолеть которые можно не просто реализацией нового политического мышления, но прежде всего посредством кардинальной перестройки всего сознания, мышления и производства человеческих знаний: они должны не только снабжать идеями, но и опережать практическую деятельность, а не плестись в хвосте человеческой истории, тем самым невольно способствуя приближению ее конца.
Такое изменение сознания возможно лишь ценой решительного отказа от традиционных методов генерации и использования научных знаний, резкого повышения престижа и статуса нравственного интеллекта и особенно науки, но науки максимально гуманизированной, преследующей цель выживания человечества, обеспечения социально-экономических и экологических условий его дальнейшего безопасного во всех отношениях устойчивого развития. А это невозможно без ускоренной информатизации общества. И в этом плане информация, прежде всего научная, выступает как фактор и механизм выживания человечества и сохранения биосферы. Речь идет не о традиционной науке, а о науке максимально информатизированной (и – потому в перспективе – ноосферной). Научная информация тем самым превращается в приоритетную общецивилизационную ценность, а информатизация – в кардинальный механизм выживания всего человеческого рода и сохранения окружающей его природной среды.
В развитии общества информационные потребности и ценности должны быть коэволюционно-разумными, ведь их удовлетворение чревато не только одними позитивными социальными последствиями. Вот почему для удовлетворения быстро растущих информационных потребностей приходится затрачивать квалифицированный труд, причем во все возрастающих количествах. Информатизация общества должна быть эффективным средством перехода к устойчивому развитию, что отнюдь не связано с полным удовлетворением абсолютно всех потребностей, а прежде всего жизненно важных. Смысл и ценность приобретают лишь разумные гуманистические и экологоориентированные потребности, тогда как мнимые и нерациональные (сверх) потребности не должны находить своего удовлетворения с помощью новых технико-технологических средств информатики. Процесс информатизации в принципе должен иметь социально-гуманистическое и эколого-ноосферное содержание и быть с самого начала ориентирован на раскрытие и развитие сущностных сил человека, его свободное и всестороннее развитие в обществе и благоприятной для жизни окружающей среде, где для этого будут созданы все условия, в том числе и с помощью средств информатики.
|
|