Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации иного имущества и имущественных прав
Связанные
С производством
И реализацией
1)материальные расходы (на приобретение сырья, материалов, топлива, комплектующих и др.
2)расходы на оплату труда
3)суммы начисленной амортизации
4)на ремонт основных средств
5)на освоение природных ресурсов
6)на научное исследование
7)на страхование имущества и др.
Внереализационные доходы
Внереализационные
1)от долевого участия в других организациях
2)от операций купли-продажи иностранной валюты
3)в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба
4)от сдачи имущества в аренду (субаренду)
5)в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам
6)в виде безвозмездно полученного имущества
7)в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде и др.
1)расходы на содержание переданного по договору аренды имущества
2)расходы в виде процентов по долговым обязательствам
3)расходы на организацию выпуска ценных бумаг
4)расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, охрану недр и др.
5)судебные расходы и арбитражные сборы
6)расходы в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций
7)расходы на оплату услуг банков
8)убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном периоде и др.
Рис.5.5. Расчет прибыли организации
266 Глава 5. Финансовое право
хода), полученных налогоплательщиком дивидендов (6% для российских организаций и 15% для иностранных) и др.
Налог на добавленную стоимость (НДС)также является одним из лидеров по объему поступлений в бюджет.
Субъектаминалога являются организации (как российские, так и иностранные и международные), а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. При этом организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от уплаты налога (на один год), если за каждые три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности один миллион рублей.
Объектом налогообложенияявляются:
• сделки по реализации товаров;
• импорт товаров и др.
Налоговая базапри реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, а при ввозе их на таможенную территорию РФ — как сумма их таможенной стоимости, таможенной пошлины и акцизов.
Ставка налога.Общая ставка НДС установлена в размере 20%. Для сделок по реализации некоторых видов товаров установлены льготные ставки (10% для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей; 0% для экспортируемых товаров и др.). Соответственно, сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщик, реализуя товар, увеличивает его цену на сумму уплаченного НДС. Из полученного от покупателя налога налогоплательщик вычитает сумму налога, в свою очередь уплаченного им при приобретении товаров, необходимых для производства. Разница вносится в бюджет.
Таким образом, юридический налогоплательщик не несет никакого экономического бремени, связанного с уплатой налога, так как компенсирует затраты за счет покупателя своего товара, на которого перекладывает налог.
'-"••'•§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства
Известно, что уплата налогов — нежелательная обязанность для каждого, поэтому многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. В связи с этим гаранти-
§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства 2 6 7
рованность исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения — это необходимое условие работоспособности налоговой системы.
Меры государственного принуждения в сфере налоговых отношений не сводятся исключительно к мерам ответственности за налоговые правонарушения. Дело в том, что существует система правовых инструментов, которые не направлены на наказание налогоплательщика, а носят предупредительный, пресе-кательный либо восстановительный характер (например, осуществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и т. п.). Главное, что отличает эти меры от мер ответственности, — это отсутствие дополнительного обременения, накладываемого в качестве наказания за совершенное правонарушение. Все это позволяет назвать меры государственного принуждения, не связанные с применением мер ответственности, мерами защиты. Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует невнесенной сумме налога.
Достаточно часто меры защиты могут применяться при отсутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых правонарушений. Поэтому, как правило, при применении данных мер разговор о наличии вины становится бессмысленным.
Применение мер налоговой ответственности возможно, если имеется для этого основание — налоговое правонарушение.
Налоговое правонарушение — противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.
Вроссийском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся преимущественно в НК РФ. Ответственность за наиболее тяжкие деяния в сфере налогообложения предусмотрена УК РФ.
Можно выделить некоторые специфические черты мер налоговой ответственности:
• эти меры осуществляются для обеспечения режима законности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей целью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанностей поуплате налогов;
268 Глава 5. Финансовое право
• эти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, однако перечень мер, применяемых к тем и другим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают. Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном;
• этот правовой институт налоговой ответственности носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренных административным, финансовым, уголовным законодательством. Соответственно и система мер различается по силе воздействия: от взыскания пени до лишения свободы.
Финансовая ответственность в сфере налоговых отношенийпредусмотрена Налоговым кодексом РФ (частью первой)и налагается за совершение указанных в НК РФ налоговых правонарушений.
Финансовые санкции не отличаются большим разнообразием. Универсальной санкцией является штраф.Однако его размер за одно и то же нарушение может существенно колебаться:
а) при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоя тельств (совершение деяния вследствие стечения тяжелых лич ных или семейных обстоятельств или под влиянием угрозы, принуждения, материальной, служебной или иной зависимости и др.) размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза;
б) при наличии отягчающего обстоятельства (повторное привлечение к ответственности за аналогичное правонаруше ние) штраф увеличивается на 100%.
Разумеется, взыскание штрафа не освобождает налогового правонарушителя от уплаты задолженности по налогам.
В НК РФ предусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:
• нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
• уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
• нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
• нарушение срока представления налоговой декларации;
• грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также и объектов налогообложения;
• нарушение правил составления налоговой декларации;
• неуплата или неполная уплата сумм налога;
§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства 2 6 9
• невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
• незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;
• несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
• непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
• отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;
• неявка, уклонение свидетеля от явки без уважительных причин либо отказ его от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний;
• отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки либо дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.
: Важную роль в финансовой системе любой страны играют ; банки. Вот почему российским законодательством на эти фи-\ нансовые учреждения возлагается ряд обязанностей, за наруше-! ние которых также предусматривается налоговая ответственность в виде штрафов и пеней. К "числу таких нарушений со стороны банков относятся:
• нарушение порядка открытия счета налогоплательщика;
• нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
• неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;
• неисполнение банком решения о взыскании налога. Налоговые органы, входящие в систему Министерства РФ
по налогам и сборам (а в ряде случаев, предусмотренных законом, их функции выполняют таможенные органы), а также органы налоговой полиции имеют большие права, предоставленные им законодательством для обеспечения взимания налогов и сборов, составляющих финансовую основу для выполнения государством своих многочисленных функций.
Вместе с тем эти органы должны выполнять и возложенные на них обязанности, в частности соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за его исполнением, вести учет налогоплательщиков, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов,
2 7 0 Глава 5. Финансовое п р а в о
пеней и штрафов, соблюдать налоговую тайну и др. За нарушение своих обязанностей налоговые органы несут юридическую ответственность.Они обязаны возместить убытки,причиненные налогоплательщикам.
Уголовная ответственность за преступления в сфере налоговых отношений.За самые серьезные правонарушения в сфере налоговых отношений ответственность предусмотрена в УК РФ, г д е налоговым преступлением посвящены две статьи (ст. 198, 199). Рассмотрим подробно эти статьи.
|