Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие и основные черты административной ответственности.

Чтобы нормы права могли быть реализованы, необходимо их подкрепить угрозой применения государственного принужде­ния. Административно-правовые нормы в этом смысле не явля­ются исключением. Ключевое значение в системе мер админи­стративного принуждения принадлежит мерам административ­ной ответственности. Однако административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Выде­ляют также административно-предупредительные меры. Основ­ной их целью является предупреждение возможных правонару­шений, которые носят принудительно-профилактический ха­рактер (проверка, досмотр вещей, личный досмотр, проверка. документов, введение карантина и др.). Кроме того, выделяют административно-пресекательные меры,которые направлены на прекращение противоправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведе­ние, применение физической силы, специальных средств, ору­жия, административное задержание и др.).

Административная ответственность — вид юридической ответ­ственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность устанавливается зако­ном и подзаконными актами. Некоторые общие положения со­держит Конституция РФ. Важнейшим актом, устанавливаю­щим административную ответственность и регулирующим по­рядок ее применения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП),состоящий из Общей, Особенной частей и Процессуальной части.

В Общей части закрепляется сам институт административ­ной ответственности, административные взыскания и общие правила их назначения.




§ 6. Административные правонарушения 211

В Особенной части предусмотрен перечень составов админи­стративных правонарушений, за которые устанавливается опре­деленное административное взыскание. Сразу необходимо от­метить, что этот перечень является открытым: дело в том, что правом принимать решения, предусматривающие администра­тивную ответственность, обладают, кроме федеральных органов государственной власти, также представительные и исполни­тельные органы власти субъектов РФ, органы местного само­управления в пределах своей компетенции (например, по во­просам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями).

В Процессуальной части фиксируются органы и порядок рас­смотрения дел об административных правонарушениях, а также исполнение административных санкций (эти вопросы излага­ются в части третьей настоящего учебника «Процессуальное право»).

Понятие административного правонарушения.Основанием ад­министративной ответственности признаются административ­ные правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, соб­ственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосто­рожное) действие или бездействие физических или юридических лиц, за которое законодательством предусмотрена административ­ная ответственность.

Укажем основные признаки административного правонару­шения.

1. Административное правонарушение это прежде всего
деяние, имеющее выражение вовне в виде действия (активное по­
ведение) или бездействия (пассивное поведение).
Мысли, убежде­
ния, психические процессы не составляют правонарушения.
Кроме того, у лиц должен быть хоть какой-то выбор между ан­
тисоциальным и правомерным поведением, иначе говорить о
наличии деяния нельзя. Не образует деяния также и неконтро­
лируемое телодвижение.

2. Административное правонарушение это антисоциальное
деяние. В
науке существует спор по поводу природы админист­
ративных правонарушений: являются ли они общественно
вредными или общественно опасными. По существу, админи-
о Основы российского права


212 Глава 4. Административное право ;

стративный проступок есть общественно опасное деяние, кото- • рое отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности, о чем свидетельствует постоянный обмен составами между административным и уголовным пра­вом в форме криминализации и декриминализации деяний. Об этом же свидетельствует привлечение к уголовной ответствен­ности за некоторые повторные деяния, за которые ранее при­менялась административная ответственность.

Антисоциальность административных проступков проявля­ется в том, что они наносят вред общественным отношениям. Характер и степень антисоциальности деяний определяются объектом посягательства, качественным содержанием и вели­чиной ущерба, особенностями способа посягательства, формой и степенью вины, местом, временем совершения правонаруше­ния и др. Личность правонарушителя не влияет на степень об­щественной опасности правонарушения, однако является осно­ванием для индивидуальности наказания.

По признаку отсутствия признака антисоциальности деяние, совершенное в состоянии крайней необходимости, не считает­ся правонарушением.

Крайней необходимостью признается действие', совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей лич­ности или другим лицам, а также интересам общества и госу­дарства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами. Здесь важно лишь, чтобы причиненный вред был менее значительным, чем вред предотвращенный. Например, водитель в случае затора на дороге выезжает на встречную по­лосу, чтобы скорее доставить тяжелобольного.

Данное деяние является общественно полезным, а потому не относится к разряду административных правонарушений.

3. Административное правонарушение это противоправноедеяние. Это означает, что данное деяние нарушает нормы пра­ва, причем не только административного, но и любой другой отрасли, за нарушение которых предусмотрена административ­ная ответственность. Еще раз следует подчеркнуть, что КоАП (в отличие от УК) не содержит исчерпывающего перечня адми­нистративно-противоправных деяний.

4. Административное правонарушение это виновное (умыш­ленное или неосторожное) деяние.

Состав административного правонарушения.Признаки админи­стративного правонарушения нужно отличать от состава право­нарушения. Только при наличии состава правонарушения может


§ 6. Административные правонарушения 213

быть положительно решен вопрос о привлечении лица к админи­стративной ответственности. Случаются ситуации, например без­билетный проезд в общественном транспорте двенадцатилетним мальчиком, когда деяние удовлетворяет всем признакам админи­стративного правонарушения, однако отсутствует состав право­нарушения (в данном случае отсутствует субъект). Поэтому перед тем, как привлекать лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии всех элементов состава админи­стративного правонарушения {рис. 4,8).

Состав административного правонарушения — это совокуп­ность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер ад­министративной ответственности.

1. Объект административного правонарушения— это общест­венные отношения, урегулированные нормами права и охра­няемые мерами административной ответственности, на кото­рые посягает административный проступок. Причинение ущер­ба общественным отношениям возможно путем:

причинения вреда субъекту общественных отношений (напри­мер, доведение'несовершеннолетних до состояния опьянения);

воздействия на вещь, по поводу которой возникло общест­венное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);


Рис.4.8. Состав административного правонарушения

устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей (нарушение сроков подачи налого­вой декларации). ,


214 Глава 4: Административное право

2. Объективная сторона административного правонаруше­
ния
— это действие или бездействие, которое запрещено нор­
мами административного или иных отраслей права и за кото­
рое установлена административная ответственность. Действие
предполагает активное поведение, в основе которого лежит
сознательное телодвижение. Рефлекторные движения свиде­
тельствуют об отсутствии состава административного правона­
рушения. Бездействие — это пассивное поведение, в основе
которого лежит неисполнение какой-либо обязанности, выте­
кающей из закона, из других нормативно-правовых актов. Не­
обходимо отметить, что в КоАП предусмотрено много право­
нарушений, основанных на неисполнении обязательных пра­
вил.

В некоторых случаях необходимо наступление общественно вредных последствий. О присутствии объективной стороны здесь можно говорить лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

Иногда законодательство связывает наступление админист­ративной ответственности с такими признаками, как неодно­кратность, повторность.

Неоднократность — это совершение однородного деяния не­сколько раз. Важно понимать, что неоднократные деяния в дан­ном случае составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько од­нородных деяний, каждое из которых в отдельности образует со­став административного проступка, принято говорить о повтор­ное™.

Повторность — это совершение одним и тем же лицом в те­чение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

3. Субъект административного правонарушения.Меры админи­
стративной ответственности могут быть применены как к граж­
данам РФ, так и к иностранным гражданам и лицам без граж­
данства. Возраст административной ответственности установ­
лен в 16 лет.

Не подлежит административной ответственности лицо, ко­торое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий или руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или


§ 6. Административные правонарушения 215

иного болезненного состояния психики (подробнее о невме-. няемости см. гл. 13).

В законодательстве установлены следующие ограничения ад­министративной ответственности:

а) прежде всего это ограничения, касающиеся администра­
тивного ареста: он не может быть применен к беременным
женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к
лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп. Кроме
того, к лицам, для которых охота или рыболовство является ос­
новным источником существования, не могут применяться воз­
мездное изъятие и конфискация огнестрельного оружия, бое­
вых припасов и других орудий, а также лишение права охоты.
За редким исключением не может применяться к лицам, кото­
рые пользуются транспортным средством в связи с инвалидно­
стью, такая санкция, как лишение права управления транс­
портным средством;

б) военнослужащие и призванные на сборы военнообязан­
ные несут ответственность за административные правонаруше­
ния по дисциплинарным уставам. К указанным лицам не могут
быть применены такие санкции, как административный арест,
а к военнослужащим, кроме того, и штраф;

в) ограничения административной ответственности в виде
ареста устанавливаются для судей, прокуроров, депутатов пред­
ставительных органов власти и др.;

г) административная ответственность не может применяться
к иностранным гражданам, обладающим дипломатическим им­
мунитетом.

4. Субъективная сторона административного правонарушенияпоказывает психическое отношение к деянию и последствиям. К административной ответственности применимо классическое определение форм вины {рис. 4.9). Хотя в КоАП умысел и неос­торожность не дифференцируются, на практике при назначе­нии административного наказания это учитывается.

Деяние считается совершенным с п р я м ы м умыслом,если ли­цо сознавало антисоциальность своего действия или бездейст­вия, предвидело его общественно опасные последствия и жела-* ло их наступления (например, принуждение к отказу ох забас­товки).

Налицо наличие косвенного умысла,когда лицо сознавало антисоциальный характер своего деяния, предвидело его об­щественно опасные последствия, но, хотя и не желало, созна-



216 Глава 4. Административное право

Рис.4.9. Формы вины

тельно допускало их наступление (например, безбилетный проезд).

Неосторожность в форме самонадеянности(или легкомыс­лие) присутствует в том случае, когда лицо предвидело возмож­ность наступления последствий своего общественно опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить (на­пример, завершение проезда перекрестка на красный сигнал светофора).

В том же случае, когда лицо не предвидело возможность на­ступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть, принято говорить о неосторожности в форме не­брежности(например, торговля с рук в неустановленных мес­тах).

Если же лицо не могло или не должно было предвидеть на­ступление последствий, речь идет об отсутствии вины, а следо­вательно, административного правонарушения.

Виды административных правонарушений.Достаточно боль­шое количество составов административных правонарушений содержит Особенная часть КоАП, однако, как уже было сказа­но, перечень этот далеко не исчерпывающий, так как, во-пер­вых, значительное число составов административных проступ­ков предусмотрено в специальных нормативных актах, а во-вторых, органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований обладают правом нормотворчества в этой сфере.

Административные правонарушения можно разделить на че­тыре группы (рис. 4.10—4.13).


§ 6. Административные правонарушения



Рис. 4.10. Виды административных правонарушений

Рис. 4.11. В и д ы административных правонарушений против личности



Глава 4. Административное право


Рис. 4.12. Виды административных правонарушений против общественной жизни

Рис. 4.13. Виды административных правонарушений против государства


§ 7. Административные взыскания 219

Административные взыскания

Административное взыскание — это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени госу­дарства по решению уполномоченных органов к лицу, совершив­шему административное правонарушение.

Применение административного взыскания преследует сле­дующие цели:

воспитание лица, совершившего административное право­нарушение;

предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);

предупреждение совершения новых правонарушений други­ми лицами (общая превенция).

Административное взыскание не может иметь своей целью:

унижение человеческого достоинства физического лица;

причинение ему физических страданий;

нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административное право пытается воздействовать на право­нарушителя разными методами. Прежде всего используется ме­тод морального воздействия, затем — материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть ли­шен отдельных прав. Достаточно часто административное взы­скание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

• предупреждение;

• штраф;

• возмездное изъятие предмета или орудия административ­ного правонарушения;

• конфискация предмета или орудия административного правонарушения;

• лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

• дисквалификация;

• административный арест;

• административное выдворение за пределы Российской Фе­дерации иностранного гражданина или лица без гражданства.


220 Глава 4. Административное право

Перечень административных взысканий составлен по прин­ципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все ука­занные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, адми­нистративное выдворение, кроме того, и в качестве дополни­тельных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют проти­воправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий приме­няется за совершение незначительных административных право­нарушений и может налагаться только путем издания письмен­ного постановления. Устные предупреждения, которые должно­стные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как админи­стративное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторное™.

Штраф — это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное право­нарушение. Данная мера ответственности наиболее распро­странена в административном праве, так как она, с одной сто­роны, отличается оперативностью исполнения, а с другой — воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимо­сти похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате админи­стративного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).

Штраф устанавливается в пределах от 1/10до 25 минималь­ных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должност­ных лиц — до 50 МРОТ, а на юридических лиц — 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенно­го, утраченного, поврежденного имущества либо размера незакон­ного дохода, полученного в результате административного пра-


§ 7. Административные взыскания 221

вонарушения, не может превышать трехкратный их размер. В исключительных случаях в связи с выполнением обяза­тельств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета,являвшегося орудием соверше­ния или непосредственным объектом административного пра­вонарушения, состоит в его принудительном изъятии и после­дующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за админи­стративные правонарушения.

Конфискация" предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правона­рушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован мо­жет быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако, иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контра-эанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может приме­няться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником су­ществования.

Лишение специального права,предоставленного данному гра­жданину специальным индивидуальным правовым актом, в слу-те грубого и систематического нарушения порядка его исполь­зования. Речь идет о праве управления транспортными средст­вами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального трава стоит такая мера ответственности, как аннулирование или дриостановление лицензии. Однако в этом случае срок не ука­зывается. По общему же правилу лицо может быть лишено спе-диального права на срок от одного месяца до двух лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота лвляется основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользу­ются транспортным средством в связи с инвалидностью, за ис­ключением случаев наиболее грубых нарушений.


222 Глава 4. Административное право

Дисквалификация— это новый вид административных санк­ций и заключается он влишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его ис­полнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административный арестможет применяться только в ис­ключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех слу­чаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превы­шать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.

Административный арест не может применяться к бере­менным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам Iи IIгрупп.

Административное выдворение за пределы Российской Федера­ции иностранных граждан и лиц без гражданствавведено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Зако­нодательство предусматривает два способа административного выдворения:

• самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Фе­дерации под контролем соответствующих органов;

• принудительное перемещение указанных лиц через Госу­дарственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу вы­дворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Наложение административного взыскания.Здесь существуют следующие правила.

Во-первых, административное взыскание может быть нало­жено только на лицо; которое совершило административное пра­вонарушение. Другими словами, только тогда лицо может быть привлечено к административной ответственности, когда в его действиях установлен состав проступка.

Во-вторых, при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности. Это означает, что взы­скание за административное правонарушение налагается в пре­делах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. В принципе


-§ 7. Административные взыскания 2 2 3

орган, привлекающий нарушителя к административной ответ­ственности, не может налагать взыскание ниже низшего преде­ла, установленного статьей, предусматривающей ответствен­ность. Однако в тех случаях, когда совершенное правонаруше­ние малозначительно, а лицо, его допустившее, не является закоренелым правонарушителем и активно проявляет раская­ние, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответст­венности и ограничиться устным замечанием, которое, как из­вестно, не является административным взысканием и не влечет за собой никаких правовых последствий. Кроме того, требова­ние принципа законности означает, что принять решение о на­ложении административного взыскания может только орган, полномочный в соответствии с законом разбирать дело об адми­нистративном правонарушении. При этом должны соблюдаться все правила производства по делам об административных право­нарушениях.

В-третьих, при привлечении лица к административной от­ветственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания. Это означает, что лицо, полномочное наложить ад­министративное взыскание, обязано учитывать характер допу­щенного правонарушения, его последствия, личность правонаруши­теля, форму и степень его вины, его имущественное, семейное по­ложение и другие обстоятельства дела и определить такое взыскание, которое наилучшим образом будет соответствовать цели воспитания и исправления правонарушителя. Замечено, что излишне мягкое наказание стимулирует повторение допу­щенных правонарушений, возникновение ощущения безнака­занности, а излишне суровое — чувство несправедливости и произвола административных органов, что в конечном счете также провоцирует новые правонарушения. В правовом пре­ломлении принцип индивидуализации ответственности прояв­ляется в перечне обстоятельств, смягчающих и отягчающих от­ветственность за административное правонарушение, а также в возможности освобождения от административной ответствен­ности.

Обстоятельствами, смягчающими ответственностьза админи­стративное правонарушение, признаются:

• раскаяние виновного;

• предотвращение виновным вредных последствий правона­рушения;


224 Глава 4. Административное право

• добровольное возмещение ущерба или устранение причи­ненного вреда;

• совершение правонарушения под влиянием сильного ду­шевного волнения либо при стечении тяжелых личных или се­мейных обстоятельств;

• несовершеннолетний возраст;

• совершение правонарушений беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность,явля­ется закрытым и может быть изменен только законом Россий­ской Федерации. Обстоятельствами, отягчающими ответствен­ность за административные правонарушения, признаются:

• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его;

• повторное в течение года совершение однородного право­нарушения, за которое лицо уже подвергалось административ­ному взысканию;

• вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

• совершение правонарушения группой лиц;

• совершение правонарушения в условиях стихийного бед­ствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

• совершение правонарушения в состоянии опьянения. Од­нако, если административный проступок не был обусловлен та­ким состоянием, правоприменитель с учетом конкретных об­стоятельств может не признать данное обстоятельство отягчаю­щим.

Освобождение от административной ответственности. Лицо может быть освобождено от административной ответственно­сти по основанию малозначительности, о чем было сказано выше.

При совершении лицом двух и более административных право­нарушений по общему правилу административное взыскание на­лагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела об этих правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом, то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение, допу­щенное этим лицом.

Обстоятельством, препятствующим привлечению виновного к ответственности, может быть истечение сроков наложения ад-


§ 1. Понятие финансового права 2 2 5

министративного взыскания. По общему правилу администра­тивное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцевсо дня совершения правонарушения.

Лицо, подвергнутое административному взысканию, кото­рое в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, счита­ется не подвергавшимся административному взысканию.

Глава 5 Финансовое право

Понйтие финансового права

Любому государству присущ достаточно широкий перечень функций: социальное управление, оборона страны, поддержа­ние порядка и т. п. Однако осуществление этих задач невоз­можно без достаточного материального обеспечения. В услови­ях господства товарно-денежных отношений привлечение и ис­пользование денежных средств естественнее всего осуществлять в денежной форме.

Финансы — это экономическая категория, обозначающая сис­тему экономических отношений по созданию, распределению и ис­пользованию государственных и муниципальных денежных средств.

Категория «финансы», определяющая предмет одноимен­ной отрасли права, обозначает не всякие отношения, связан­ные с образованием, перераспределением и использованием фондов денежных средств, а лишь такие, которые складыва­ются в процессе осуществления финансовой деятельности го­сударства. Кроме того, данным понятием охватываются и та­кие отношения, которые хотя и не относятся непосредственно к финансовой деятельности государства, тем не менее тесно с нею связаны, а потому также регулируются с помощью фи­нансового права (финансы предприятий, учреждений, органи­заций; страхование; банковский кредит). Иные отношения, связанные с денежными средствами, имеют другую правовую природу и регулируются иными отраслями права: гражданским


226 Глава 5. Финансовое право

(например, отношения по оплате товара, по расчетам и др.), административным (по взысканию административного штра­фа), трудовым (по выплате заработной платы).

Финансовая деятельность государства— это осуществление им функций по собиранию, распределению (перераспределению) и использованию государственных и муниципальных фондов де­нежных средств.

Экономические отношения по собиранию, распределению и использованию государственных денежных средств, а также смежные с ними отношения можно дифференцировать исходя из форм и методов аккумуляции и распределения этих средств. Группа однородных отношений образует финансовый институт или звено финансов. Совокупность всех финансов и их взаимо­связь образуют финансовую систему государства.

Финансовая система Российской Федерации состоит из сле­дующих звеньев (рис. 5.1).

Бюджетная система Российской Федерации— это основанная на экономических отношениях и государственном, устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокуп­ность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. С помощью бюджетной системы образуются денежные фонды государственных и муниципальных образований, которые ис­пользуются для осуществления функций Российской Федера­ции, субъектов РФ, муниципальных образований.

Рис.5.1. Финансовая система РФ

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет обязательных платежей физических и юридических лиц: налогов, сборов, пошлин. Кроме того, к источникам формирова­ния бюджетов относятся добровольные взносы денежных средств


§ 1. Понятие финансового права 227

(приобретение облигаций, других ценных бумаг, вклады насе­ления в государственных банках и т. п.).

Однако подавляющая масса денежных средств бюджетной системы аккумулируется при помощи налогов. Поэтому налого­вая система составляет важнейший пединститут финансовой системы Российской Федерации.

Внебюджетные децентрализованные (целевые) фонды— это денежные фонды строго условного характера, средства которых образуются за счет обязательных и добровольных платежей и отчислений юридических и физических лиц и расходуются ис­ключительно на цели, для финансирования которых был соз­дан соответствующий фонд (Пенсионный, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования и др.).

В соответствии с гл. 17 БК РФ государственные внебюджет­ные фонды являются частью бюджетной системы. И лишь вне­бюджетные децентрализованные фондыимеют статус самостоя­тельных фондов и составляют отдельный институт финансовой системы Российской Федерации.

Финансы юридических лиц— это отношения по созданию и использованию обособленных денежных фондов каждого кон­кретного юридического лица. Совокупность данных отношений представляет собой комплексный институт, регулируемый раз­личными отраслями права (гражданским, трудовым и др.). Фи­нансовое право регламентирует лишь такие отношения, кото­рые особо значимы для финансовой деятельности государства. Прежде всего, это финансы унитарных предприятий и государ­ственных учреждений. В сфере финансовой деятельности него­сударственных юридических лиц это преимущественно вопро­сы бухгалтерского учета, упорядочение которого необходимо для эффективного сбора налогов.

Страхование— это система общественных отношений по созданию и использованию страховых фондов. Объем финансо­во-правового регулирования страховых отношений, также представляющих собой комплексный институт, зависит от вида страхования: если государственное обязательное страхование подвергается исчерпывающей регламентации, то деятельность частных страховых организаций, осуществляющих доброволь­ное страхование, регулируется в части, связанной с финансо­вой деятельностью государства. Нормами финансового права, например, определяются взаимоотношения страховых фондов с другими частями финансовой системы государства.


228 Глава 5. Финансовое право

Кредит— это совокупность отношений между государством, кредитными учреждениями, гражданами по привлечению сво­бодных средств физических и юридических лиц, государства, предоставляемых для их использования на принципе возврат­ности.

Существует также ряд вопросов, которые тесно связаны с финансовой деятельностью государства.

Во-первых, необходимо разделить компетенцию Российской Федерации, субъектов РФ имуниципальных образований в сфере финансовой деятельности. Во-вторых, необходимо опре­делить, какие органы государственной власти и государствен­ного управления непосредственно осуществляют финансовые функции государства, а также их компетенции в этой сфере. Наконец, в-третьих, немаловажен вопрос финансового кон­троля, т. е. государственного контроля за образованием, рас­пределением и использованием государственных денежных средств. Данные вопросы также регулируются с помощью фи­нансового права. Тем не менее основным предметом финансо­вого права остается финансовая деятельность государства.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.