Понятие и основные черты административной ответственности. Чтобы нормы права могли быть реализованы, необходимо их подкрепить угрозой применения государственного принуждения. Административно-правовые нормы в этом смысле не являются исключением. Ключевое значение в системе мер административного принуждения принадлежит мерам административной ответственности. Однако административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Выделяют также административно-предупредительные меры. Основной их целью является предупреждение возможных правонарушений, которые носят принудительно-профилактический характер (проверка, досмотр вещей, личный досмотр, проверка. документов, введение карантина и др.). Кроме того, выделяют административно-пресекательные меры,которые направлены на прекращение противоправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведение, применение физической силы, специальных средств, оружия, административное задержание и др.).
Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Административная ответственность устанавливается законом и подзаконными актами. Некоторые общие положения содержит Конституция РФ. Важнейшим актом, устанавливающим административную ответственность и регулирующим порядок ее применения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП),состоящий из Общей, Особенной частей и Процессуальной части.
В Общей части закрепляется сам институт административной ответственности, административные взыскания и общие правила их назначения.
§ 6. Административные правонарушения 211
В Особенной части предусмотрен перечень составов административных правонарушений, за которые устанавливается определенное административное взыскание. Сразу необходимо отметить, что этот перечень является открытым: дело в том, что правом принимать решения, предусматривающие административную ответственность, обладают, кроме федеральных органов государственной власти, также представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции (например, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями).
В Процессуальной части фиксируются органы и порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также исполнение административных санкций (эти вопросы излагаются в части третьей настоящего учебника «Процессуальное право»).
Понятие административного правонарушения.Основанием административной ответственности признаются административные правонарушения.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие физических или юридических лиц, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Укажем основные признаки административного правонарушения.
1. Административное правонарушение — это прежде всего деяние, имеющее выражение вовне в виде действия (активное по ведение) или бездействия (пассивное поведение).Мысли, убежде ния, психические процессы не составляют правонарушения. Кроме того, у лиц должен быть хоть какой-то выбор между ан тисоциальным и правомерным поведением, иначе говорить о наличии деяния нельзя. Не образует деяния также и неконтро лируемое телодвижение.
2. Административное правонарушение — это антисоциальное деяние. Внауке существует спор по поводу природы админист ративных правонарушений: являются ли они общественно вредными или общественно опасными. По существу, админи- о Основы российского права
212 Глава 4. Административное право ;
стративный проступок есть общественно опасное деяние, кото- • рое отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности, о чем свидетельствует постоянный обмен составами между административным и уголовным правом в форме криминализации и декриминализации деяний. Об этом же свидетельствует привлечение к уголовной ответственности за некоторые повторные деяния, за которые ранее применялась административная ответственность.
Антисоциальность административных проступков проявляется в том, что они наносят вред общественным отношениям. Характер и степень антисоциальности деяний определяются объектом посягательства, качественным содержанием и величиной ущерба, особенностями способа посягательства, формой и степенью вины, местом, временем совершения правонарушения и др. Личность правонарушителя не влияет на степень общественной опасности правонарушения, однако является основанием для индивидуальности наказания.
По признаку отсутствия признака антисоциальности деяние, совершенное в состоянии крайней необходимости, не считается правонарушением.
Крайней необходимостью признается действие', совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или другим лицам, а также интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами. Здесь важно лишь, чтобы причиненный вред был менее значительным, чем вред предотвращенный. Например, водитель в случае затора на дороге выезжает на встречную полосу, чтобы скорее доставить тяжелобольного.
Данное деяние является общественно полезным, а потому не относится к разряду административных правонарушений.
3. Административное правонарушение — это противоправноедеяние. Это означает, что данное деяние нарушает нормы права, причем не только административного, но и любой другой отрасли, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Еще раз следует подчеркнуть, что КоАП (в отличие от УК) не содержит исчерпывающего перечня административно-противоправных деяний.
4. Административное правонарушение — это виновное (умышленное или неосторожное) деяние.
Состав административного правонарушения.Признаки административного правонарушения нужно отличать от состава правонарушения. Только при наличии состава правонарушения может
§ 6. Административные правонарушения 213
быть положительно решен вопрос о привлечении лица к административной ответственности. Случаются ситуации, например безбилетный проезд в общественном транспорте двенадцатилетним мальчиком, когда деяние удовлетворяет всем признакам административного правонарушения, однако отсутствует состав правонарушения (в данном случае отсутствует субъект). Поэтому перед тем, как привлекать лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии всех элементов состава административного правонарушения {рис. 4,8).
Состав административного правонарушения — это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер административной ответственности.
1. Объект административного правонарушения— это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:
причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение'несовершеннолетних до состояния опьянения);
воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);
Рис.4.8. Состав административного правонарушения
| устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей (нарушение сроков подачи налоговой декларации). ,
214 Глава 4: Административное право
2. Объективная сторона административного правонаруше ния— это действие или бездействие, которое запрещено нор мами административного или иных отраслей права и за кото рое установлена административная ответственность. Действие предполагает активное поведение, в основе которого лежит сознательное телодвижение. Рефлекторные движения свиде тельствуют об отсутствии состава административного правона рушения. Бездействие — это пассивное поведение, в основе которого лежит неисполнение какой-либо обязанности, выте кающей из закона, из других нормативно-правовых актов. Не обходимо отметить, что в КоАП предусмотрено много право нарушений, основанных на неисполнении обязательных пра вил.
В некоторых случаях необходимо наступление общественно вредных последствий. О присутствии объективной стороны здесь можно говорить лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.
Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторность.
Неоднократность — это совершение однородного деяния несколько раз. Важно понимать, что неоднократные деяния в данном случае составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторное™.
Повторность — это совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.
3. Субъект административного правонарушения.Меры админи стративной ответственности могут быть применены как к граж данам РФ, так и к иностранным гражданам и лицам без граж данства. Возраст административной ответственности установ лен в 16 лет.
Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий или руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или
§ 6. Административные правонарушения 215
иного болезненного состояния психики (подробнее о невме-. няемости см. гл. 13).
В законодательстве установлены следующие ограничения административной ответственности:
а) прежде всего это ограничения, касающиеся администра тивного ареста: он не может быть применен к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп. Кроме того, к лицам, для которых охота или рыболовство является ос новным источником существования, не могут применяться воз мездное изъятие и конфискация огнестрельного оружия, бое вых припасов и других орудий, а также лишение права охоты. За редким исключением не может применяться к лицам, кото рые пользуются транспортным средством в связи с инвалидно стью, такая санкция, как лишение права управления транс портным средством;
б) военнослужащие и призванные на сборы военнообязан ные несут ответственность за административные правонаруше ния по дисциплинарным уставам. К указанным лицам не могут быть применены такие санкции, как административный арест, а к военнослужащим, кроме того, и штраф;
в) ограничения административной ответственности в виде ареста устанавливаются для судей, прокуроров, депутатов пред ставительных органов власти и др.;
г) административная ответственность не может применяться к иностранным гражданам, обладающим дипломатическим им мунитетом.
4. Субъективная сторона административного правонарушенияпоказывает психическое отношение к деянию и последствиям. К административной ответственности применимо классическое определение форм вины {рис. 4.9). Хотя в КоАП умысел и неосторожность не дифференцируются, на практике при назначении административного наказания это учитывается.
Деяние считается совершенным с п р я м ы м умыслом,если лицо сознавало антисоциальность своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и жела-* ло их наступления (например, принуждение к отказу ох забастовки).
Налицо наличие косвенного умысла,когда лицо сознавало антисоциальный характер своего деяния, предвидело его общественно опасные последствия, но, хотя и не желало, созна-
216 Глава 4. Административное право
| Рис.4.9. Формы вины
тельно допускало их наступление (например, безбилетный проезд).
Неосторожность в форме самонадеянности(или легкомыслие) присутствует в том случае, когда лицо предвидело возможность наступления последствий своего общественно опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить (например, завершение проезда перекрестка на красный сигнал светофора).
В том же случае, когда лицо не предвидело возможность наступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть, принято говорить о неосторожности в форме небрежности(например, торговля с рук в неустановленных местах).
Если же лицо не могло или не должно было предвидеть наступление последствий, речь идет об отсутствии вины, а следовательно, административного правонарушения.
Виды административных правонарушений.Достаточно большое количество составов административных правонарушений содержит Особенная часть КоАП, однако, как уже было сказано, перечень этот далеко не исчерпывающий, так как, во-первых, значительное число составов административных проступков предусмотрено в специальных нормативных актах, а во-вторых, органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований обладают правом нормотворчества в этой сфере.
Административные правонарушения можно разделить на четыре группы (рис. 4.10—4.13).
§ 6. Административные правонарушения
Рис. 4.10. Виды административных правонарушений
Рис. 4.11. В и д ы административных правонарушений против личности
Глава 4. Административное право
Рис. 4.12. Виды административных правонарушений против общественной жизни
Рис. 4.13. Виды административных правонарушений против государства
§ 7. Административные взыскания 219
Административные взыскания
Административное взыскание — это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.
Применение административного взыскания преследует следующие цели:
воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);
предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).
Административное взыскание не может иметь своей целью:
унижение человеческого достоинства физического лица;
причинение ему физических страданий;
нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего используется метод морального воздействия, затем — материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:
• предупреждение;
• штраф;
• возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;
• конфискация предмета или орудия административного правонарушения;
• лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
• дисквалификация;
• административный арест;
• административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
220 Глава 4. Административное право
Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.
Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.
Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторное™.
Штраф — это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой — воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).
Штраф устанавливается в пределах от 1/10до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должностных лиц — до 50 МРОТ, а на юридических лиц — 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного пра-
§ 7. Административные взыскания 221
вонарушения, не может превышать трехкратный их размер. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.
Возмездное изъятие предмета,являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.
Конфискация" предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако, иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контра-эанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Лишение специального права,предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом, в слу-те грубого и систематического нарушения порядка его использования. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального трава стоит такая мера ответственности, как аннулирование или дриостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено спе-диального права на срок от одного месяца до двух лет.
Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота лвляется основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.
222 Глава 4. Административное право
Дисквалификация— это новый вид административных санкций и заключается он влишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его исполнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
Административный арестможет применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.
Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам Iи IIгрупп.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданствавведено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:
• самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов;
• принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.
Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Наложение административного взыскания.Здесь существуют следующие правила.
Во-первых, административное взыскание может быть наложено только на лицо; которое совершило административное правонарушение. Другими словами, только тогда лицо может быть привлечено к административной ответственности, когда в его действиях установлен состав проступка.
Во-вторых, при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности. Это означает, что взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. В принципе
-§ 7. Административные взыскания 2 2 3
орган, привлекающий нарушителя к административной ответственности, не может налагать взыскание ниже низшего предела, установленного статьей, предусматривающей ответственность. Однако в тех случаях, когда совершенное правонарушение малозначительно, а лицо, его допустившее, не является закоренелым правонарушителем и активно проявляет раскаяние, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, которое, как известно, не является административным взысканием и не влечет за собой никаких правовых последствий. Кроме того, требование принципа законности означает, что принять решение о наложении административного взыскания может только орган, полномочный в соответствии с законом разбирать дело об административном правонарушении. При этом должны соблюдаться все правила производства по делам об административных правонарушениях.
В-третьих, при привлечении лица к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания. Это означает, что лицо, полномочное наложить административное взыскание, обязано учитывать характер допущенного правонарушения, его последствия, личность правонарушителя, форму и степень его вины, его имущественное, семейное положение и другие обстоятельства дела и определить такое взыскание, которое наилучшим образом будет соответствовать цели воспитания и исправления правонарушителя. Замечено, что излишне мягкое наказание стимулирует повторение допущенных правонарушений, возникновение ощущения безнаказанности, а излишне суровое — чувство несправедливости и произвола административных органов, что в конечном счете также провоцирует новые правонарушения. В правовом преломлении принцип индивидуализации ответственности проявляется в перечне обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за административное правонарушение, а также в возможности освобождения от административной ответственности.
Обстоятельствами, смягчающими ответственностьза административное правонарушение, признаются:
• раскаяние виновного;
• предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;
224 Глава 4. Административное право
• добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
• совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
• несовершеннолетний возраст;
• совершение правонарушений беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность,является закрытым и может быть изменен только законом Российской Федерации. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются:
• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его;
• повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;
• вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
• совершение правонарушения группой лиц;
• совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
• совершение правонарушения в состоянии опьянения. Однако, если административный проступок не был обусловлен таким состоянием, правоприменитель с учетом конкретных обстоятельств может не признать данное обстоятельство отягчающим.
Освобождение от административной ответственности. Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию малозначительности, о чем было сказано выше.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений по общему правилу административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела об этих правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом, то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение, допущенное этим лицом.
Обстоятельством, препятствующим привлечению виновного к ответственности, может быть истечение сроков наложения ад-
§ 1. Понятие финансового права 2 2 5
министративного взыскания. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцевсо дня совершения правонарушения.
Лицо, подвергнутое административному взысканию, которое в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, считается не подвергавшимся административному взысканию.
Глава 5 Финансовое право
Понйтие финансового права
Любому государству присущ достаточно широкий перечень функций: социальное управление, оборона страны, поддержание порядка и т. п. Однако осуществление этих задач невозможно без достаточного материального обеспечения. В условиях господства товарно-денежных отношений привлечение и использование денежных средств естественнее всего осуществлять в денежной форме.
Финансы — это экономическая категория, обозначающая систему экономических отношений по созданию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных средств.
Категория «финансы», определяющая предмет одноименной отрасли права, обозначает не всякие отношения, связанные с образованием, перераспределением и использованием фондов денежных средств, а лишь такие, которые складываются в процессе осуществления финансовой деятельности государства. Кроме того, данным понятием охватываются и такие отношения, которые хотя и не относятся непосредственно к финансовой деятельности государства, тем не менее тесно с нею связаны, а потому также регулируются с помощью финансового права (финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; банковский кредит). Иные отношения, связанные с денежными средствами, имеют другую правовую природу и регулируются иными отраслями права: гражданским
226 Глава 5. Финансовое право
(например, отношения по оплате товара, по расчетам и др.), административным (по взысканию административного штрафа), трудовым (по выплате заработной платы).
Финансовая деятельность государства— это осуществление им функций по собиранию, распределению (перераспределению) и использованию государственных и муниципальных фондов денежных средств.
Экономические отношения по собиранию, распределению и использованию государственных денежных средств, а также смежные с ними отношения можно дифференцировать исходя из форм и методов аккумуляции и распределения этих средств. Группа однородных отношений образует финансовый институт или звено финансов. Совокупность всех финансов и их взаимосвязь образуют финансовую систему государства.
Финансовая система Российской Федерации состоит из следующих звеньев (рис. 5.1).
Бюджетная система Российской Федерации— это основанная на экономических отношениях и государственном, устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. С помощью бюджетной системы образуются денежные фонды государственных и муниципальных образований, которые используются для осуществления функций Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Рис.5.1. Финансовая система РФ
| Средства бюджетной системы образуются в основном за счет обязательных платежей физических и юридических лиц: налогов, сборов, пошлин. Кроме того, к источникам формирования бюджетов относятся добровольные взносы денежных средств
§ 1. Понятие финансового права 227
(приобретение облигаций, других ценных бумаг, вклады населения в государственных банках и т. п.).
Однако подавляющая масса денежных средств бюджетной системы аккумулируется при помощи налогов. Поэтому налоговая система составляет важнейший пединститут финансовой системы Российской Федерации.
Внебюджетные децентрализованные (целевые) фонды— это денежные фонды строго условного характера, средства которых образуются за счет обязательных и добровольных платежей и отчислений юридических и физических лиц и расходуются исключительно на цели, для финансирования которых был создан соответствующий фонд (Пенсионный, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования и др.).
В соответствии с гл. 17 БК РФ государственные внебюджетные фонды являются частью бюджетной системы. И лишь внебюджетные децентрализованные фондыимеют статус самостоятельных фондов и составляют отдельный институт финансовой системы Российской Федерации.
Финансы юридических лиц— это отношения по созданию и использованию обособленных денежных фондов каждого конкретного юридического лица. Совокупность данных отношений представляет собой комплексный институт, регулируемый различными отраслями права (гражданским, трудовым и др.). Финансовое право регламентирует лишь такие отношения, которые особо значимы для финансовой деятельности государства. Прежде всего, это финансы унитарных предприятий и государственных учреждений. В сфере финансовой деятельности негосударственных юридических лиц это преимущественно вопросы бухгалтерского учета, упорядочение которого необходимо для эффективного сбора налогов.
Страхование— это система общественных отношений по созданию и использованию страховых фондов. Объем финансово-правового регулирования страховых отношений, также представляющих собой комплексный институт, зависит от вида страхования: если государственное обязательное страхование подвергается исчерпывающей регламентации, то деятельность частных страховых организаций, осуществляющих добровольное страхование, регулируется в части, связанной с финансовой деятельностью государства. Нормами финансового права, например, определяются взаимоотношения страховых фондов с другими частями финансовой системы государства.
228 Глава 5. Финансовое право
Кредит— это совокупность отношений между государством, кредитными учреждениями, гражданами по привлечению свободных средств физических и юридических лиц, государства, предоставляемых для их использования на принципе возвратности.
Существует также ряд вопросов, которые тесно связаны с финансовой деятельностью государства.
Во-первых, необходимо разделить компетенцию Российской Федерации, субъектов РФ имуниципальных образований в сфере финансовой деятельности. Во-вторых, необходимо определить, какие органы государственной власти и государственного управления непосредственно осуществляют финансовые функции государства, а также их компетенции в этой сфере. Наконец, в-третьих, немаловажен вопрос финансового контроля, т. е. государственного контроля за образованием, распределением и использованием государственных денежных средств. Данные вопросы также регулируются с помощью финансового права. Тем не менее основным предметом финансового права остается финансовая деятельность государства.
|