КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. 2 глава
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов хозяйствующих субъектов такие звенья, как финансы хозяйствующих субъектов, функционирующих на коммерческих началах; финансы хозяйствующих субъектов, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В сфере государственных финансов - бюджет субъектов власти, внебюджетные фонды, государственный кредит. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья. Так, в составе финансов хозяйствующих субъектов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.
Лекция «Управление финансами»
1.Характеристика понятия «управление» финансами
Управление финансами - совокупность приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.
Финансы можно рассматривать как объект и субъект управления. Если их рассматривать как субъект управления, то видно, что они играют активную роль в управлении экономикой. И в этом понимании мы имеем дело с финансами как инструментом управления экономикой. С другой стороны финансы - объект управления, где финансы выступают как объективная экономическая категория. В данном случае объектом управления являются разнообразные виды финансовых отношений.
К субъектам управления относятся организации, осуществляющие процесс управления.
К субъектам относятся: финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятии, организациях; финансовые органы государства (Минфин РФ, федеральные службы в его составе, министерства финансов субъектов Федерации)
Функциональные элементы управления:
1. Планирование – это оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов.
2. Оперативное управление – комплекс мер, с помощью которых получается максимальная эффективность при минимальных затратах.
3. Контроль – сопоставление фактических результатов с плановыми, выявление резервов для увеличения ресурсов с помощью эффективного хозяйствования.
Управление финансами, включает: стратегическое управление, которое заключается в определении финансовых ресурсов на перспективу и оперативное управление, осуществляемое финансовым аппаратом и заключающееся в реализации целей стратегического планирования.
2.Изменение функций органов управления финансами в условиях реализации административной реформы.
Административная реформа сосредоточена на широком спектре институциональных изменений, на построении новых механизмов и технологий исполнительной власти. В данной сфере необходимо последовательное накопление изменений в системах управления, чтобы результаты стали более зримыми и масштабными.
Мероприятия административной реформы сфокусированы на двух ведущих направлениях:
•снижение издержек, которые связаны с избыточным государственным регулированием экономики;
•повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти, состоящее в регламентации процессов исполнения функций и повышении качества и доступности государственных услуг, установления более высоких стандартов взаимодействия государственных органов и их клиентов.
Административная реформа в России осуществляется в несколько этапов. Первый этап связан с изданием Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 гг.», который был нацелен на повышение эффективности государственной администрации.
Второй этап начался в 2006 г. в рамках Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. и соответствующего плана мероприятий, в которых поставлены более широкие задачи повышения открытости государственной власти и улучшения качества государственных услуг.
Целями административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. являлись: повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Административная реформа предусматривает реализацию мероприятий по основным направлениям
· Управление по результатам.
· Стандартизация и регламентация.
· Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции.
· Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества.
· Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.
· Обеспечение административной реформы.
Лекция «Организация и совершенствование финансового контроля»
1. Понятие формы и методы финансового контроля
Финансовый контроль - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в Для понимания сущности финансового контроля основополагающими являются следующие положения:
- финансовый контроль выступает как одна из форм финансовой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
- осуществление государственного финансового контроля - форма государственного регулирования определенных финансово-производственных отношений.
- финансовый контроль эффективен, когда взаимосвязан со всеми остальными формами финансовой деятельности государства и системой управления.
- финансовый контроль – способ обеспечения соблюдения нормативно-правовых норм экономическими субъектами[1].
Перед государственным финансовым контролем стоят следующие задачи:
· содействие сбалансированности между потребностью государства в финансовых ресурсах и размерами его денежных фондов;
· обеспечение соблюдения действующего финансового законодательства;
· обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами финансовых обязательств перед бюджетной системой и внебюджетными фондами;
· содействие эффективному и целевому использованию средств государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на государственных предприятиях, учреждениях и организациях;
· выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий;
· обеспечение соблюдения правил осуществления денежных операций;
· проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др.[2]
Основными направлениями государственного финансового контроля являются:
- проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции.
проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами.
- проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов: бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств.
- проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями и учреждениями.
- выявление внутренних резервов производства.
Непосредственным предметом государственного финансового контроля выступают:
- бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении);
- финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.);
- налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
- показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения.
2.Совершенствование финансового контроля в условиях повышения эффективности управления общественными финансами
Приоритетным направлением государственной финансовой политики в Российской Федерации является создание адекватной современным экономическим условиям системы управления, важным функциональным элементом которой является государственный финансовый контроль. Создание действенной системы государственного финансового контроля сегодня следует рассматривать как существенный фактор укрепления Российской экономики, стабильности финансовой системы в целом.
Для усиления действенности государственного финансового контроля необходима реализация следующих основных задач:
1) Обеспечение системного подхода к организации государственного финансового контроля;
2) Повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства;
3) Создание условий для дальнейшего внедрения в деятельность контрольных органов аудита эффективности использования государственных средств;
4) Усиление ответственности должностных лиц и организаций за нарушения бюджетного законодательства, а также более полная реализация превентивной функции государственного финансового контроля;
5) Совершенствование организации деятельности контрольных органов в новых условиях административного реформирования.
Системный подход к организации государственного финансового контроля предполагает, прежде всего, определение его места и роли в единой системе контроля, осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей сферы - бюджетного контроля.
Создание эффективной и действенной системы финансового контроля предполагает усиление его роли в обеспечении финансовой безопасности государства. В целях дальнейшего совершенствования государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности необходимы: дальнейшее развитие методологии национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путём; разработка критериев и показателей, позволяющих судить о соблюдении всеми экономическими субъектами требований финансовой безопасности; совершенствование системы мониторинга финансовых операций, связанных с рынком ценных бумаг; нацеленность контроля на оценку целесообразности привлечения, законности и эффективности использования иностранных займов.
Важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса сегодня является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. В связи с этим, значение создания условий для дальнейшего внедрения в практическую деятельность органов государственного финансового контроля аудита эффективности государственных средств трудно переоценить.
Лекция «Финансы хозяйствующих субъектов – основа финансовой системы»
1.Характеристика финансовых отношений, составляющих содержание финансов хозяйствующих субъектов (коммерческих и некоммерческих)
Финансы хозяйствующих субъектов - это относительно самостоятельная сфера финансовой системы государства, которая охватывает широкий круг денежных отношений.Для финансов хозяйствующих субъектов предприятий характерны основные черты, присущие категории финансов в целом. Финансы хозяйствующих субъектов – это стоимостная категория, связанная с формированием и использованием части ресурсов (децентрализованной части).
Финансы хозяйствующих субъектов являются основным звеном финансовой системы, в котором создаются материальные и нематериальные блага, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов государства, подлежащая в дальнейшем процессу распределения.
Финансы хозяйствующих субъектов обсуживают все стадии процесса воспроизводства, они выступают как совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и распределения и использования совокупного общественного продукта.
При формировании доходов хозяйствующих субъектов возникает широкий спектр денежных отношений, которые отражают экономическое содержание финансов организаций.
Финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов - это денежные доходы и поступления, аккумулируемые субъектом хозяйствования и используемые им для осуществления всевозможных видов деятельности (выполнение финансовых обязательств, осуществление затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию работающих и т.д.).
Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают: акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранений отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства.
Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает стоимость реализованной продукции (оказанных услуг). Финансовые ресурсы формируются главным, образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов выступают: доходы от продажи имущества и других имущественных прав, устойчивые
Значительные финансовые ресурсы, особенно по вновь создаваемым и реконструируемым предприятиям, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются; продажа акций, облигаций и других видов денных бумаг, выпускаемых данным предприятием, кредитные инвестиции.
Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием по многим направлениям, главными из которых являются:
- платежи органам финансовой системы;
- инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширением производства и техническим его обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии и т.д.;
- инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретаемые на рынке;
- направление финансовых ресурсов на образование денежных фондов поощрительного и социального характера;
- использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.п.
2. Принципы организации финансов хозяйствующих субъектов, влияние на организацию финансовых отношений хозяйствующих субъектов организационно-правовых форм хозяйствования и отраслевых особенностей.
В условиях административно-командной системы выделялись следующие принципы плановости; строгого разделения средств основной деятельности от капитальных вложений; сохранности собственных оборотных средств; принцип демократического централизма
Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности:
- хозяйственная самостоятельность;
- самофинансирование;
- материальная заинтересованность и материальная ответственность;
- обеспечение финансовыми резервами.
Принцип хозяйственной самостоятельности заключается в том, что хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решения по поводу привлечения источников финансирования, сферы экономической" деятельности, способов использования полученных финансовых ресурсов.
Принцип самофинансирования. Самофинансирование – способ ведения финансово-хозяйственной деятельности котором предприятие способно компенсировать затраты на производство и реализацию продукции, создавать условия для расширения своей деятельности, обеспечивать расходы будущих периодов из собственных источников.
Принцип материальной заинтересованности обуславливается целью предпринимательской деятельности - извлечением прибыли. Помощь в реализации этого принципа может оказать государство, применяя сбалансированную налоговую политику, экономически обоснованную амортизационную политики, создавая экономические условия для развития производства.
Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за фактические результаты работы, своевременное выполнение обязательств перед потребителями, поставщиками, банками, государством.
Принцип обеспечения финансовыми резервами основывается на необходимости страховой защиты предпринимателя, деятельность которого сопряжена с определенными рисками невозвращения вложенных в бизнес средства.
Лекция «Государственные и муниципальные финансы»
1.Экономическое и организационное содержание государственных и муниципальных финансов
В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для рыночной экономики, есть особая сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что для функционирования государственных и муниципальных властных необходимы денежные средства, достаточные для их деятельности, осуществляемой в интересах граждан, развития регионов и страны в целом.
Эти денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти на основе денежных отношений, возникающих в распределительном процессе; используются они на выполнение функций, закрепленных за государственными и муниципальными структурами. Следовательно, по экономической сущности государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов, государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.
Экономическое содержание государственных и муниципальных финансов неоднородно; в их составе выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции. В соответствии с функциональным назначением в составе государственных и муниципальных финансов можно выделить бюджеты и внебюджетные фонды; благодаря им государственные и муниципальные органы оказывают активное влияние на широкий спектр экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, на решение общегосударственных, территориальных и отраслевых проблем. В свою очередь бюджеты подразделяются на федеральный, субфедеральные (региональные) и местные.
Бюджеты являются финансовой базой деятельности для федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления; с их помощью в распоряжение властных структур мобилизуется значительная часть национального дохода, перераспределяемого финансовым методом. Главное назначение внебюджетных фондов — финансирование отдельных мероприятий социального, экологического и т.п. характера за счет специальных целевых отчислений и других источников.
При функционировании государственных и муниципальных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса: во-первых, поступление финансовых ресурсов в распоряжение государственных и муниципальных властных структур и, во-вторых, использование средств на различные государственные и муниципальные потребности. Первый из этих процессов находит свое отражение в понятии государственных и муниципальных доходов, второй — в понятии государственных и муниципальных расходов. При этом в каждом из названных процессов происходит движение бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
2.Организационно-правовые основы государственных и муниципальных финансов в рамках Российской модели бюджетного федерализма
Ключевыми принципами бюджетного федерализма являются:
- единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;
- сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;
- высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;
- активное участие членов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.
Когда говорят о бюджетном федерализме, то речь, в первую очередь, идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализации. В идеале такая модель предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения деятельности государства.
Бюджетный федерализм может эффективно претворяться только при законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта:
1) разграничение доходных (налоговых) полномочий;
2) разграничение расходных полномочий;
3) выравнивание бюджетов.
Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс», или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный финансовый дисбаланс», обусловленный неравномерным распределением доходной базы по различным регионам. Поэтому бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.
Лекция «Бюджет и бюджетная система»
1. Экономическая сущность бюджета государства
Слово «бюджет» происходит от древнефранцузского «bouge», «bougette», то означает кожаный мешок (сумку) с его содержимым. Позднее это слово трансформировалось. В Англии стал применяться финансовый термин budget». Когда палата общин вотировала налоги (субсидии) королю, перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранился соответствующий законопроект. Этот акт стали называть «открытием бюджета».
Экономическое содержание государственного характеризуется денежными отношениями, возникающими у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами, а также иностранными государствами и международными организациями по перераспределению национального дохода в связи с необходимостью реализации экономических социальных и политических интересов граждан, и региональных сообществ, государства в целом.
Бюджетные отношения - неотъемлемая часть экономической системы общества, поскольку «именно благодаря им создается финансовая база деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающая удовлетворение общегосударственных, региональных и муниципальных мероприятий по регулированию экономики, повышение курса рубля».
Категория «бюджет» выступает как, во-первых, система денежных, распределительных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд, во-вторых, количественная и качественная характеристика бюджета отражается в бюджетном фонде.
Через государственный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.
С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Бюджету как финансовой категории свойственны 2 функции распределительная и контрольная
В условиях рыночных отношений государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технической базы.
Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Огромное значение имеют расходы бюджета, обусловленные социальной политикой государства. Они позволяют государству развивать систему образования, здравоохранения, осуществлять социальную защиту.
2.Понятие, структура и принципы организации бюджетной системы
Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах.
Принцип единства
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип самостоятельности бюджетов.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.
Принцип сбалансированности бюджета.
Принцип эффективности использования бюджетных средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов.
Принцип прозрачности (открытости).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных.
Принцип подведомственности расходов.
Принцип единства кассы.
3.Доходы и расходы бюджетов бюджетной системы
Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов.
Все источники государственных доходов можно разделить на две группы:
Внутренние. К ним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.
Внешние.К ним относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны».
Доходы бюджетов - это экономические отношения, возникшие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджета и бюджетного фонда страны.
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
|