КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. 4 глава Функции: активные операции по купле-продаже ценных бумаг; предоставление эмитентам дополнительных финансовых ресурсов для нужд; перераспределение финансовых ресурсов, позволяющих изменить структуру общественного производства; предоставление сберегательных возможностей, использовать с наибольшей выгодой денежные средства
Фондовые биржи во всех странах с рыночной экономикой- это хорошо технически оснащенные организационные структуры, которые оснащены современными системами обработки, передачи и хранения информации о сделках. Функционирование финансового рынка имеет большое значение: благодаря им становится возможно инвестировать денежные средства в производство; с помощью финансового рынка облегчается развитие производительных сил и отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам:перелив капитала способствует ускорению НТП
Все вышеперечисленное содействует наиболее быстрому движению и эффективному использованию финансовых ресурсов. Финансовый рынок позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, т.к. именно на финансовом рынке изыскиваются средства для покрытия постоянно растущих государственных расходов.
3. Развитие страхового и финансового рынков и их роль в формировании в международных финансовых центров
Финансовый рынок – система экономических отношений связанных с перераспределением временно свободных денежных средств, от тех у кого они имеются к тем кто в них нуждается в наиболее короткие сроки и по приемлимой цене.
Пожалуй единственное звено финансового рынка, которое не подлежит сомнению – это рынок ценных бумаг. Однако в настоящее время вопрос о структуре финансового рынка остается открытым. Различные авторы включают в его состав от двух до семи составных частей:
- Рынок ценных бумаг – перераспределяются временно свободные денежные средства путем выпуска и обращения ценных бумаг.
- Кредитный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, нуждающимися в финансовых средствах, и организациями и гражданами, которые их могут представить (одолжить) на определенных условиях.
- Валютный рынок - обслуживает международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.
- Страховой рынок – главная особенность в том, что процесс аккумулирования и использования средств разорван во времени.
- Рынок межбанковских кредитов – рынок, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов – 1, 3 и 6 месяцев, предельные сроки – от 1 дня до 2 лет (иногда 5 лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.
- Вексельный рынок
- Рынок золота и драгоценных металлов.
Включение того или иного звена финансового рынка авторами зависит в основном от того выполняется ли главная задача с помощью этого звена главная функциональная задача финансового рынка, которой является перераспределение временно свободных денежных средств.
Страховой рынок представляет собой сложную многофакторную динамическую систему. То есть, регулярно взаимодействующую и взаимозависящую группу отдельных составных частей, образующих единое целое. Группой составных частей, взаимодействующих в рыночной системе страховых услуг, являются: страховые продукты, система тарифов, инфраструктура страховщиков по взаимодействию с клиентурой и др. Эта система взаимодействует со средой, которая ее окружает. Взаимодействие осуществляется посредством внешних связей, которые характеризуют как влияние окружения на систему, так и взаимодействие системы на среду. Следует отметить, что выделение системы и среды является чисто условным методологическим приемом, позволяющим более точно определить место и целевую функцию конкретного рынка в более общей рыночной системе.
Лекция «Содержание и значение финансовой политики государства»
1. Понятие финансовой политики, ее цели и задачи
Финансовая политика – целенаправленная деятельность государства в сфере финансовых отношений. Финансовая политика используется для решения задач стоящих перед экономикой. Это надстроечное понятие. В процессе ее выработки обеспечивается материальные условия для выполнения поставленных задач. В процессе выработки финансовой политики обеспечиваются материальные условия для выполнения поставленных перед страной задач. Именно поэтому финансовая политика выступает активным инструментом воздействия на экономику.
Финансовая политика – это совокупность научно-разработанных и проводимых в жизни направлений, мер и путей по полному и эффективному использованию финансового механизма в реализации программ и задач эк-го и социального общества.
Составные элементы финансовой политики:
-выработка научно обоснованных концепций развития финансов
-определение основных направлений использования финансовых ресурсов на перспективу и текущий период
-осуществление практических действий для достижений поставленных целей
Финансовая политика включает финансовую стратегию и тактику.
Финансовая тактика охватывает набор конкретных инструментов, рычагов, методов, способных обеспечить реализацию стратегических целей с наибольшей эффективностью. Финансовая стратегия предполагает выбор методов, с помощью которых финансовая политика будет реализоваться. Различаю
В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой.
Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.
Финансовая политика направлена на концентрацию финансовых ресурсов и решение важнейших задач, именно это позволяет государству активно влиять на общественное производство. Воздействие финансовой политики на экономику и социальное развитие общества требует, чтобы финансовая политика осуществлялась на основе научно обоснованной теории. Опыт экономического развития показал, что отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию тех задач, которые требуется решать для развития общества.
Научный подход предполагает:
С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3 составные части:
1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую перспективу.
2) определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе.
3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей.
2.Этапы развития финансовой политики Российского государства
1-й этап: Период военного коммунизма (1918 – 1920 гг.)
Доходы бюджета за этот период снизились с 3 млрд. до 13 млн. Расходы составили почти 148 млн. и покрывались эмиссией, произошла полная натурализация хозяйствования, падение стимула к труду.
При военном коммунизме отсутствовал экономический механизм, правление опиралось на административные методы.
Для данного этапа характерны:
- поиск форм хозяйствования, которые соответствовали бы общественной собственности на средства производства;
- разрушение денежного обращения, ценообразования, кредитной системы, финансовой системы, обесценение стоимости денежной единицы
2-й этап: НЭП (1921-1929 гг)
В эти годы:
- обеспечена база для многоукладной экономики;
- были разработаны и предложены предприятиям принципы хозяйственного расчёта, предприятия пробрели самостоятельность.
- изменялась система управления, формировались тресты и индикаты;
- разрешалось формирование АО;
- развивались рыночные институты;
- создавались фондовые товарные биржи;
- упорядочение денежной кредитной системы, был введён золотой червонец.
Доходы бюджета за 3 года выросли на 180%.
- развивается кредитная система (Внешторгбанк, Промбанк). банковская система строилась на хозяйственных расчётных принципах;
- образован государственный план в 1921 г.;
В 1927 г. начинается свёртывание НЭПа, всю кредитную систему подчинили государственному банку.
3-й этап: Административно-командная система (1929-1965 гг.)
В этот период:
- усиливается роль планирования;
- развивается пятилетнее планирование;
- развивается методология планирования (балансовый метод, понятие оптимального плана)
- сложилась административная система, которая сменила рыночные отношения;
- установление цен строго централизованно;
- изменилась финансовая система.
В 1930 г. произошла налоговая реформа.
Отменились 56 налогов, вместо них вводится единый налог с оборотов, который устанавливается как твёрдая ставка, независимо от динамики себестоимости.
Тем самым, бюджет получил гарантированный источник дохода.
4-й этап: Реформа 60-х гг. и развитие экономики после неё. (1965-1983)
В этот период наблюдалось:
- сокращение числа директивных показателей;
- укрепление хозяйственного расчёта;
- была введена плата за пользование основными фондами;
- начали формироваться фонды экономического стимулирования;
-менялась система ценоуправления.
В целом реформа дала крупный экономический и социальный эффект. Была лучшей восьмой пятилеткой, средний годовой национальный доход вырос на 7,1%, производительность выросла за 5 лет на 33%, реальный доход населения вырос на 37%. Вместе с тем эффект реформы оказался ниже ожидаемого в связи с ограниченностью и кратковременностью реформы.
5-й этап: Финансовая политика конца 60-х гг.
В этот период:
- продолжали подробным образом регламентироваться все доходы и расходы;
- рост кредитных вложений опережал рост валового дохода;
- росли долгосрочные ссуды, они обгоняли рост дохода бюджета, которые росли быстрее ВВП. Это усилило перераспределение ВВП через бюджет;
- наметился рост незавершённого производства.
К концу 80-х гг. наметились первые тенденции к финансовой нестабильности, изменилась конъюнктура цен на мировом рынке.
6-й этап: Этапы экономических преобразований (1983-1991)
В этот период:
- внедрена серия экономических экспериментов;
- формируются новые механизмы в учреждениях образования, медицины;
- вводятся 2 модели хозяйственного расчёта, аренда, меняется система в сторону либерализации.
7-й этап: Современный этап (1992 – по наст. время)
Данный этап ознаменовался переходом к рыночным отношениям.
Существовало 2 возможных перехода к рынку:
1. революционный (метод шоковой терапии), последовали СССР и вся Европа.
2. эволюционный (Китай).
А также либерализацией цен (государство перестало регулировать цены).
Это спровоцировало инфляционные процессы, который в свою очередь привёл к обесценению денежных доходов и накоплений предприятий, населения и государства.
Развивается цепочка неплатежей, произошло резкое снижение доходов бюджета. Проводится процесс приватизации с целью:
1) повысить заинтересованность работников в производительности труда через собственность;
2) пополнение доходов в бюджет.
В эти же годы сформировались негативные медико-демографические тенденции (выросла смертность, заболеваемость, снизилась рождаемость).
Лекция «Современный этап развития финансовой политики в России
1. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой реформ в России
В результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.
К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.
Но есть и ряд нерешенных проблем.
Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.
Во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.
В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития Российской Федерации, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств.
В-четвертых, зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.
В-пятых, межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Высока зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются.
В-седьмых, не удалось избежать практики постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства. Даже при улучшении условий налогообложения для ведения предпринимательской деятельности это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов.
2.Направления развития бюджетной реформы в контексте реализации государственных программ повышения эффективности управления общественными финансами
В условиях глобализации экономики эффективное и ответственное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение для всех стран с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста. Исходя из накопленного за последние годы коллективного опыта в области управления общественными финансами, включая результаты бюджетных реформ, к обсуждению предлагается инициатива по развитию и применению общепризнанных, динамичных и гибких принципов, стандартов и критериев эффективного и ответственного управления общественными финансами.
В рамках этой инициативы предлагается:
• согласовать общее понимание основного содержания принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами;
• на этой основе подготовить Кодекс надлежащей (лучшей)практики управления общественными финансами, а также соответствующие стандарты и правила по его применению и использованию.
К обсуждению предлагается следующий базовый перечень принципов (компонентов)эффективного и ответственного управления общественными финансами:
1) финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность;
2) стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов;
3) эффективная и справедливая система межбюджетных отноше-ний;
4) консолидация бюджета и бюджетного процесса;
5) среднесрочное финансовое планирование;
6) бюджетирование, ориентированное на результаты;
7) эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг.
Эти принципы (компоненты) следует рассматривать в рамках единой системы управления общественными финансами, требующей постоянного развития и адаптации к меняющимся условиям и возникающим новым задачам.
Финансовая (налогово-бюджетная) прозрачность, прежде всего, обеспечивается:
• общедоступностью информации о состоянии и тенденциях развития общественных финансах;
• открытостью деятельности органов власти по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов;
• наличием и соблюдением формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности;
• рассмотрением и утверждением законодательными органами основных показателей бюджетной отчетности;
• формированием и предоставлением бюджетной отчетности в соответствии с общими принципами, необходимыми и достаточными для проведения международных сравнений.
Для обеспечения стабильности и долгосрочной устойчивости бюджетов,прежде всего, необходимо:
• прогнозирование основных бюджетных параметров на сред- не - (до 3 лет) и долгосрочную (свыше 3 лет) перспективу в рамках единой макроэкономической и денежно-кредитной политики;
• реалистичность и осторожность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
• наличие и соблюдение при выработке средне- и долгосрочной бюджетной политики критериев (показателей) реалистичности и устойчивости бюджетов, а также приемлемости налоговой и долговой на- грузки;
• систематический анализ и управление рисками в бюджетно-налоговой сфере, в том числе - оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам с учетом стабильности и предсказуемости бюджетных доходов (в том числе – с выделением доходов, завсящих от внешнеэкономической конъюнктуры);
• создание и поддержание необходимых финансовых резервов, в том числе для стран с высокой долей доходов от экспорта сырьевых товаров, в форме стабилизационных фондов и фондов будущих поколений.
Лекция «Финансовый механизм, как инструмент реализации финансовой политики»
1.Сущностное понятие и содержание финансового механизма, его элементов
Финансовый механизм это– совокупность форм организации финансовых отношений, которая позволяет формировать и использовать финансовые ресурсы.
Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации финансовых отношений и способы их количественного определения. Множество финансовых взаимосвязей предопределяет различные формы и методы организации. Каждый элемент является составной частью единого финансового механизма, но функционирующий самостоятельно. И все элементы требуют согласования. Все звенья различаются степенью сложности и развитием отдельных элементов.
Структура финансового механизма
| Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков.
Блок 1.Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Включает в себя: планирование, прогнозирование; самофинансирование; инвестиционную программу; кредитование; выпуск ценных бумаг; налогообложение; систему расчетов; аренду; страхование; залоговые операции; траст; факторинг; лизинг;
| Блок 2 –Правовое обеспечение: правовые акты; законы; указы; постановления Правительства; приказы, распоряжения, письма Минфина и т.
|
Блок 3 –Финансовые рычаги: прибыль; доход; амортизационные отчисления; финансовые санкции; цена; арендная плата; дивиденды; процентная ставка;
| Блок 4 –Нормативное обеспечение: инструкции; методические указания
| Блок 5 –Информационное обеспечение: компьютерные программы; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность; оперативная отчетность и пр.
|
2.Общая характеристика составных частей финансового механизма
Основными звеньями (элементами) финансового механизма является:
- финансовое планирование и прогнозирование;
- финансовые показатели, нормативы и лимиты;
- управление финансами;
- финансовые рычаги и стимулы;
- финансовый контроль;
В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов и т.п. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья.
Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.
Таким образом можно сделать вывод, что финансовый механизм – совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения.
Постепенно с развитием новых форм финансовых отношений усложняется финансовый механизм
Лекция «Финансовое планирование и прогнозирование как важнейший элемент финансового механизма»
1.Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, цели и задачи
Финансовое планирование — один из важнейших элементов системы управления финансами. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, итоговым результатом - составление финансовых планов. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.). Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.
Рыночная экономика по сравнению с плановой более гибка, маневренна, и в этом ей помогает ориентирование на прогнозы и программы. И прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов; к числу наиболее важных из них относятся:
-метод экстраполяции,
-нормативный,
-математического моделирования,
-балансовый.
Метод экстраполяции состоит в определении финансовых показателей на основе выявления их динамики. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных экономических и социальных процессов. Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех видов финансовых планов между собой применяется балансовый метод
2. Методы финансового планирования, их развитие в условиях реализации бюджетной реформы
В настоящее время существует более 200 методов прогнозирования, но чаще всего на практике используются не более 10, среди них: фактографические (экстраполяция, интерполяция, тренд-анализ), экспертные (в т.ч. опрос, анкетирование), публикационные (в т.ч. патентные), цитатно-индексные, сценарные, матричные, моделирование, аналогий, построение графов и т.д.
Появляются новые методы:
1)адаптивные методы прогнозирования – построение самонастраивающихся рекуррентных моделей, способных отражать изменяющиеся во времени динамические свойства временного ряда и учитывать информационную ценность его членов;
2) морфологическое исследование (для систематического и непредубежденного отбора возможностей в связи с изыскательским прогнозированием);
3) ретроальтернативистика (И.В. Бестужев-Лада);
4) метод «дерево целей» (впервые использован при разработке схемы ПАТТЕРН) для нормативного прогнозирования и оценки «общих элементов»;
5) «контекстуальное картографирование» (contextual mapping);
6) причинно-следственный метод, близкий к проблемно-целевому методу Базарова-Руднева;
7) комбинированный прогноз – некоторая обобщающая оценка, получаемая на основе формального или неформального объединения частных прогнозов, чаще всего путем суммирования их с определенными весовыми коэффициентами.
Приведенное разделение способов прогнозирования условно, потому что на практике эти способы взаимно перекрещиваются и дополняют друг друга, так:
-прогнозная оценка обязательно включает в себя элементы экстраполяции и моделирования;
- процесс экстраполяции невозможен без элементов оценки и моделирования;
- моделирование подразумевает предварительную оценку и экстраполирование.
При прогнозировании объекта часто приходиться прогнозировать не один, а несколько его показателей. При этом прогноз развития одного показателя можно выполнять одним методом, а другого показателя – другим методом, т.е. используются сочетания методов.
Наиболее распространенными методами (свыше 90% всех сделанных в мире прогнозов) являются экспертиза и фактографические методы. Популярен метод аналогий. Методы линейного программирования, построение циклов (Н.Д. Кондратьев) широко используются в науке.
В последнее время все большее распространение получает термин «бюджетирование , ориентированное на результат». Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), – система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.
Концепция БОР подразумевает максимальное обеспечение открытости и доступности всей бюджетной информации, позволяющей всем заинтересованным лицам судить о том, насколько эффективно тратятся деньги налогоплательщиков, насколько эффективно работают органы власти.
Задача БОР – коренным образом изменить процесс подготовки бюджета путем его систематической увязки с результативностью и эффективностью расходов. При этом, БОР также влечет за собой не менее глубокие изменения в процессе исполнения бюджета.
|