КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА. 3 глава 1. По методу взимания доходы бюджета делятся на: налоговые доходы. К ним относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ налоги разного уровня бюджетной системы, а также пени и штрафы; неналоговые доходы; безвозмездные поступления делятся на собственные и регулирующие.
2. Доходы по уровням бюджетной системы: доходы федеральные; доходы бюджетов субъектов РФ; доходы местных бюджетов.
3. По плательщикам: с юридических лиц; с физических лиц.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с Законодательными актами: Бюджетным Кодексом Российской Федерации; Налоговым Кодексом Российской Федерации; ежегодным Федеральным Законом «О федеральном бюджете Российской Федерации»; иными правовыми и законодательными актами.
Охарактеризуем классификацию налоговой системы РФ.
1. В зависимости от объекта обложения, взаимоотношения плательщика и государства различаются:
- прямые налоги, взимаемые непосредственно с дохода и имущества, - это налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на имущество предприятий и др.;
- косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет казне. Покупатель товара или услуг становится действительным плательщиком налога.
2. По использованию налоги подразделяются на:
Общие налоги. Они обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий.
Специальные налоги, которые имеют строго определенное назначение.
3. В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает:
- Федеральные налоги;
- Региональные налоги - налоги субъектов РФ;
- Местные налоги.
Таким образом, доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства, финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованьями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций, которые играют важную роль в реализации государственной политики.
Расходы бюджета - это экономические денежные отношения, возникающие в связи с распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Разные авторы дают свою трактовку экономической сущности расходов бюджета.
При определении понятия расходов бюджета необходимым учитывать следующие специфические признаки, действующие только в совокупности:
- расходы бюджета - это совокупность экономических денежных отношений;
- расходы бюджета возникают в процессе перераспределения централизованных фондов денежных средств;
- расходы бюджета обеспечивают финансирование задач и функций государства и местного самоуправления.
На основе данных признаков возможно следующее определение.
Расходы бюджета - это денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода путем аллокации и использования централизованных фондов денежных средств с целью финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы бюджета - экономическая категория, поскольку они провоцируют перераспределение созданной стоимости в интересах государства.
Любая экономическая категория проявляется в ее функциях. Из определения расходов бюджета вытекают и их функции: перераспределительная и контрольная.
Группировка расходов бюджета по их функциональному назначению отражает выполняемые государством функции. По функциональному назначению: общегосударственные вопросы; национальная оборона; национальная безопасность; национальная экономика; ЖКХ; охрана окружающей среды; образование; культура; спорт; СМИ; здравоохранение; социальная политика; обслуживание государственного и муниципального долга; межбюджетные трансферты.
По характеру формирования: действующие расходные обязательства и принимаемые расходные обязательства
Под расходными обязательствами понимают обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета и государственного внебюджетного фонда.
Расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год называют бюджетные обязательства.
По уровню бюджетной системы РФ различают расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и расходы местных бюджетов.
Лекция «Внебюджетные фонды»
1.Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС)
В составе финансовой системы страны внебюджетные фонды занимают особое место: будучи самостоятельным звеном государственных и муниципальных финансов, они выступают экономической формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления для финансирования социально-экономических, экологических и других потребностей граждан, регионов общества в целом. Внебюджетные фонды являются материально вещественным воплощением тех финансовых отношений, который складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами в связи с необходимостью обеспечения различных видов целевой защиты граждан и общества.
Внебюджетные фонды — обособленная часть финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, формируемая в соответствии с действующим законодательством страны за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. Специфическими признаками внебюджетных фондов, отличающими их от бюджета, являются: конкретно обозначенная и законодательно зафиксированная цель, ради которой создается фонд; целевое закрепление конкретных видов доходов за соответствующими расходами (вместо обезличивания поступлений, характерного для бюджета); относительная самостоятельность, обусловившая создание автономной организационной структуры, управляющей фондом.
Внебюджетные фонды подлежат значительно меньшей регламентации и меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Поскольку изменение направлений использования внебюджетных фондов не нуждается в законодательном оформлении и происходит без участия парламента, появляется возможность расходовать фонды в более оперативном режиме. Это облегчает их использование и повышает заинтересованность государственных исполнительных структур в их росте. Внебюджетные фонды выполняют еще и роль финансового резерва, к которому прибегают органы государственной власти в случаях финансовых затруднений. Кроме того, благодаря внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства.
Внебюджетные фонды довольно разнообразны как по функционально-целевому назначению, так и по уровням управления. В соответствии с функциональным назначением их можно подразделить на фонды, имеющие либо экономический, либо социальный, либо природоохранный характер. По уровням управления внебюджетные фонды подразделяются на фонды общегосударственного, субфедерального и муниципального значения.
Появление и функционирование внебюджетных фондов исторически было связано с двумя обстоятельствами: во-первых, с наличием у государства целевых расходов, подлежащих обязательному и полному обеспечению, в том числе за счет специальных финансовых источников, а во-вторых, с необходимостью обеспечения большей (чем у бюджета) оперативной самостоятельности внебюджетных фондов, не так жестко регламентируемых законодательными органами страны и подверженных менее строгому финансовому ролю со стороны парламента. С течением времени одной из важных причин сохранения внебюджетных фондов в странах с развитой рыночной экономикой явилась относительная их самостоятельность позволявшая, с одной стороны, противостоять с их помощью конъюнктурным колебаниям даже в условиях нестабильной экономики, а с другой — участвовать в финансировании мероприятий, необходимых не только государственному, но и частному сектору. Это способствовало сохранению вне бюджета даже некоторых «непопулярных» фондов, которые к тому же были избавлены от постоянного жесткого надзора со стороны депутатов парламента.
Пенсионный фонд наиболее крупны из всех государственных внебюджетных фондов, его доля в совокупных расходах внебюджетных фондах составляет 75-80 %. Доминирующее положение фонда объясняется его социальной значимостью. Фонд социального страхования является вторым среди внебюджетных фондов по объему перераспределяемых финансовых ресурсов, на его долю приходится более 15 % доходов всех внебюджетных фондов. Фонд обязательного медицинского страхования подразделяется на федеральный фонд и территориальные фонды, предназначен для обеспечения гражданам РФ равных возможностей в получении бесплатной медицинской и лекарственной помощи.
2.Порядок формирования и направления использования внебюджетных фондов, в условиях российских реформ
ПФР формируется за счет средств дотации из ФБ и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций. Средства используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий и пособий на детей.
ФСС реализует государственную социальную политику. Средства используются на выплату пособий по беременности и родам, рождению ребенка, нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение.
ФОМС финансирует учреждения здравоохранения с целью обеспечения населения минимальным объемом медицинских услуг на всей территории РФ.
Тариф страховых взносов в 2013г составил 30%
|
Лекция «Государственный (муниципальный) кредит и долг»
1.Сущность государственного (муниципального) кредита
Одним из основополагающих принципов формирования и исполнения любого бюджета является его сбалансированность, она состоит в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Обязательное требование сбалансированности бюджета означает, что даже при наличии дефицита в бюджете должно быть достигнуто равенство (баланс) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность, которая чревата отрицательными последствиями: несбалансированный бюджет заведомо нереален, он — фиктивен, а потому в принципе не исполним.
Составление бюджета с профицитом (когда доходы превышают расходы), также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая составлять и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.
Государственный долг — это долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникшие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений, в том числе международных, о предоставлении кредитов, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, других обязательств, а также принятые государством на себя обязательства третьих лиц. В унитарных государствах государственный долг представлен обязательствами центрального правительства, в федеративных, как, например, в России, он складывается из двух уровней: долговых обязательств самой федерации и долговых обязательств субъектов федерации.
В зависимости от рынка размещения и валюты займа государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. В зависимости от срока погашения долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). Состав, принципы управления, контроль за состоянием и порядок обслуживания государственного долга определяются действующим в стране бюджетным законодательством. Так, в России к основополагающим нормативным актам, регламентирующим и регулирующим оборот долговых обязательств, их погашение и обслуживание, относится Бюджетный кодекс РФ; используются и другие правовые акты.
Долговые обязательства государства существуют в разных формах, это: кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени страны (или субъекта федерации) с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями в пользу названных кредиторов; государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени страны (или субъекта федерации); договоры о предоставлении той или иной страной государственных гарантий и поручительств по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами; переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг соответствующей страны на основе принятых законов; соглашения и договоры (в т.ч. международные), заключенные от имени страны (или субъекта федерации), о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет
2.Классификация государственных (муниципальных) займов.
Классификация государственных займов.
1) В зависимости от валюты заимствования: различают государственные внутренние и внешние заимствования.
2) В зависимости от субъектов заемных отношений: займы, размещаемые центральными органами управления (федеральные займы); займы, размещаемы правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это предусмотрено законом
3) В зависимости от обращения на фондовом рынке:
рыночные - свободно обращаются на рынке, имеют рыночный курс. Реальная доходность таких бумаг определяется курсом продажи, которая зависит от величины номинального процента по ней, насыщенности рынка данным видом ценных бумаг и др.;
нерыночные - не подлежат обращению на фондовом рынке, выпускаются для привлечения крупных инвесторов, интересам которых и отвечают, например, страховых компаний, банков
4) В зависимости от обеспеченности долговых обязательств:
закладные - обеспечиваются определенными доходами или имуществом (муниципальные облигации), т.е. конкретным залогом (например, зданием администрации);
беззакладные - ничем определенным не обеспечиваются (государственные облигации).
5) В зависимости от срока привлечения средств: краткосрочные (до года) (векселя); среднесрочные (от 1 г. до 5 лет) (облигации); долгосрочные (свыше 5 лет, но не более 30 лет).
6) В зависимости от вида ценной бумаги, обслуживающей займы: облигации, векселя, сертификаты, казначейские обязательства и др.
7) В зависимости от вида дохода по ценной бумаге: проценты (плавающие либо фиксированные); купонный доход (постоянный или переменный); доход в виде дисконта от номинальной стоимости; доход в виде выигрыша в лотерею и др.
8) В зависимости от обязательства заемщика строго соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске: обязательства с правом долгосрочного погашения; без права долгосрочного погашения.
9). В зависимости от метода определения дохода: долговые обязательства с твердым доходом, с плавающим доходом.
10). В зависимости от варианта погашения задолженности различают:· погашение единовременным платежом; частями: в том числе равными долями; возрастающими; снижающимися долями.
11). По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:
а) реализуемые только среди населения.
б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;
в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
12) По форме выплаты доходов займы могут делиться на:
а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.
б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.
13) Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.
Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.
14) По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.
Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
Предельный объем государственных внешних заимствований РФ установлен на уровне годового объема платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно проводит реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга
3.Основные направления долговой политики государства на долгосрочную перспективу.
Государственная долговая политика будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков. Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора и механизма предоставления государственных гарантий
В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут определять формы и масштабы государственных заимствований.
Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики
Предстоящий период социально-экономического развития Российской Федерации характеризуется неопределенностью темпов восстановления мировой экономики, обостряемой региональными и межрегиональными финансово-экономическими дисбалансами. Данные условия будут снижать спрос на товары российского экспорта, что, однако, будет способствовать формированию дополнительных предпосылок для модернизации отечественной экономики.
Неустойчивый характер восстановления мировой экономики, а также нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран, прежде всего, государств Европы, создают серьезные риски ухудшения глобальной экономической конъюнктуры и сохранения напряженности на мировых финансовых рынках в среднесрочной перспективе. Замедление роста экономик стран БРИКС, и, как следствие, сокращение мирового спроса на энергоносители чревато снижением цен на нефть в среднесрочной перспективе до уровня существенно ниже 100 долл. США за баррель, возникновением новой волны глобального финансового-экономического кризиса и реализацией пессимистических сценариев экономического развития России.
Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении планового периода, однако будет иметь относительно низкие значения (0,8% ВВП в 2013 г. и 0,2% ВВП в 2014 г.) с планируемым выходом на бездефицитный бюджет в 2015 г. При умеренном общем дефиците бюджета значения ненефтегазового дефицита сохранятся на все еще высоком, хоть и последовательно снижающемся уровне: в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП.
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета будут по-прежнему выступать государственные заимствования, объем валового привлечения по которым составит в 2013 - 2015 гг. 1,4 трлн. рублей, 1,1 трлн. рублей и 1,4 трлн. рублей соответственно.
В целях аккумулирования части нефтегазовых доходов в Резервном фонде и дальнейшего развития национального долгового рынка в предстоящий период планируется продолжить следовать стратегии "занимай и сберегай", осуществляя при благоприятной конъюнктуре рынка государственные заимствования в объемах, превышающих дефицит федерального бюджета.
Фактор 2. Введение бюджетного правила.
Одной из основных задач бюджетной политики, обозначенной Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании на 2013 - 2015 гг., является обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости федерального бюджета.
Фактор 3. Низкий уровень государственного долга
По состоянию на 1 октября 2012 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 5,8 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг - 4,5 трлн. руб., государственный внешний долг - 40,5 млрд. долл. США (эквивалентно 1,3 трлн. руб.).
Фактор 4. Состояние внутреннего рынка капитала
Лекция «Страхование и рынок ценных бумаг - важнейшие сферы финансовой системы»
1.Страхование как экономическая категория, специфические черты, функции и виды в условиях развития страхового рынка
Страхование представляет собой создание целевых фондов денежных средств, предназначенных для защиты имущественных интересов населения от неожиданно наступающих несчастий, сопровождающихся ущербами. Создание целевых денежных фондов для страхования, управление ими и распределение - это часть системы финансовых отношений, неразрывно связанная с другими формами аккумуляции и расходования финансовых ресурсов общества.
Страхованию присущи следующие признаки: создание целевого денежного фонда, наличие замкнутых перераспределительных отношений и страхового риска, солидарная ответственность всех страхователей за возможный ущерб, возвратность мобилизованных страховых платежей, самоокупаемость страховой деятельности (или принцип эквивалентности), а также перераспределение платежей во времени и пространстве. Все вышеуказанные признаки тесно взаимосвязаны между собой и не рассматриваются в отдельности. Итак, средства сформированного из страховых взносов участников фонда расходуются только для компенсации ущерба, причем только тем участникам, у которых произошел страховой случай (иными словами, реализация гипотетической возможности наступления ущерба или риска). При этом другие страхователи не могут требовать обратно уплаченные средства, даже если страховой случай у них не наступил в течение длительного периода времени. В этом заключается принцип замкнутых перераспределительных отношений. Однако внесением платежей каждый участник страхования освобождает себя от определенного риска, а также приобретает право на страховое возмещение при наступлении страхового случая; в этом заключается возвратность мобилизованных страховых платежей. Необходимо также отметить, что при всеобщей уплате взносов далеко не все пользуются гарантированными ему правами, другими словами, реализуется принцип солидарности, когда богатый платит за бедного, здоровый - за больного, а молодой - за старого. Суть принципа эквивалентности или самоокупаемости состоит в том, что страховщик для бесперебойного обеспечения необходимых выплат при наступлении страховых случаев должен обеспечить сбалансированность доходов с расходами.
Экономическая сущность страхования заключается в формировании страховщиком за счет страховых взносов страхователей страхового фонда, предназначенного для страховых выплат страхователям при наступлении страхового случая путем солидарной раскладки ущерба между ними. Из системы образования страховых фондов сложилось несколько направлений страховой деятельности:
- государственное страхование, в т.ч. социальное - направленное на социальное выравнивание и обеспечение минимума благосостояния;
- индивидуальное страхование физических и юридических лиц, основанное на принципе добровольности.
Признаки, определяющие специфику экономической категории страхование.
1.При страховании возникают денежные перераспределительные отношения.
2.Для страхования характерны замкнутые перераспределительные отношения между его участниками.
3.Для организации замкнутой раскладки ущерба, создается денежный страховой фонд целевого назначения.
4.Страхование предусматривает перераспределение ущерба от чрезвычайных событий, как между территориальными единицами, так и во времени.
5.Следующим характерным признаком страхования является возвратность мобилизованных в страховой фонд страховых платежей
2.Роль и значение финансового рынка в перераспределении финансовых ресурсов государства
Предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности финансовых ресурсов у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этой потребности. Финансовый рынок предназначен для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования. Сберегателями выступают юридические и физические лица, накапливающие у себя денежные средства. Инвесторами выступают субъекты хозяйствования и органы государственной власти, вкладывающие денежные средства в предприятия.
Функционирование финансового рынка предопределено наличием в экономике страны самостоятельных собственников, которые способны заключать сделки на финансовом рынке. Вместе с тем функционирование финансового рынка не мыслимо без соответствующих правовых основ. Их создание базируется на разработке нормативных документов, регламентирующих деятельность рынка и его участников.
Аккумуляция временно свободных денежных средств и их инвестирование в затраты осуществляется посредством обращения на финансовом рынке ценных бумаг. Их можно подразделить на долговые и долевые.
Долговые ценные бумаги отличаются твердой фиксированной процентной ставкой и обязательством выплатить сумму долга на определенную дату в будущем. Классическим видом этой ценной бумаги является облигация.
Долевые ценные бумаги представляют непосредственную долю их владельца в реальной собственности. Примером является акция.
На ряду с акциями и облигациями на финансовом рынке обращаются казначейские обязательства, векселя, сберегательные сертификаты и другие документы.
Финансовые рынки можно подразделить на первичные, связанные с эмиссией новых ценных бумаг и вторичные, которые осуществляют перепродажу ценных бумаг.
Субъектами первичных финансовых рынков наряду со сберегателями и инвесторами являются эмитенты. К ним относятся:
- юридические лица, стремящиеся получить дополнительные финансовые ресурсы для инвестирования их в затраты по расширению производства;
- органы государственной власти различного уровня, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов.
Посреднические функции между эмитентами и инвесторами выполняют специальные дилерские и брокерские фирмы.
Вторичные финансовые рынки предназначены не для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а для перераспределения имеющихся ресурсов между субъектами хозяйствования в соответствии с потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества. Первичные и вторичные рынки тесно связаны между собой.
Обязательной предпосылкой реального функционирования финансового рынка является многообразие форм собственности, твердая денежная единица, свободные цены и т.д.
Организационные структуры финансового рынка включают различные финансовые учреждения: финансово-банковские учреждения, страховые компании и главное фондовые биржи. Существуют следующие виды бирж: замкнутая биржа, в торгах которой могут принимать участие; биржа со свободным доступом посетителей, сделки на ней осуществляются только маклерами; биржа, состоящая из широкого круга лиц, действующая под контролем правительства
|