Принципы построения телефонной сети с обходными направлениями
Идею построения сети с обходными направлениями рассмотрим на следующем примере. Пусть требуется соединить между собой три телефонные станции i, j и к (рис.6.2). При отсутствии обходных направлений это можно осуществить двумя известными способами: либо соединить станции по принципу "каждая с каждой" (рис. 6.2(а)), либо по радиально-узловому принципу (рис. 6.2(б)). Выбор того или иного способа соединения в основном определяется величинами потоков сообщений между станциями и стоимостью соединительных пиний в каждом направлении. Если между станциями имеет место значительное тяготение или же при малом тяготении расстояние между ними небольшое, то в этих случаях целесообразно связать эти станции по принципу "каждая с каждой". Если же между рассматриваемыми станциями существует незначительное тяготение, а расстояние между ними значительное, то желательно применить радиально-узловой принцип построения телефонной сети, используя, например, станцию "к" в качестве транзитной станции. При этом каждое радиальное направление должно быть рассчитано на обслуживание, как оконечной нагрузки, так и транзитной. Естественно предположить, что при определенных условиях (величинах нагрузки между станциями и стоимостью соединительных линий) целесообразным с экономической точки зрения будет такое решение, когда между станциями, например, i и j, будет проложено некоторое число соединительных линий. Этих линий недостаточно для обслуживания нагрузки между станциями i и j при заданной величине потерь, а избыток сообщений, не пропущенный этими линиями, будет направляться в обход через транзитную станцию"к" (рис.6.2в). Таким образом, вызов между станцией i и j будет потерян, если будут заняты все соединительные линии на участках ik или kj. В данной схеме направление ij будет называться прямым, а направление ikj , состоящее из двух участков соединительных линий i k и kj - обходным.
Рис. 6.2 Способы связи телефонных станций между собой.
Использование обходных направлений на телефонной сети позволяет:
а) достигнуть повышения пропускной способности линий при минимальных затратах на линейные сооружения;
б) значительную часть сообщений пропустить сравнительно коротким путём, что обуславливается большим количеством прямых направлений;
в) обеспечить высокую надежность связи, т.к. в случае повреждения какой-либо линии передачи или коммутационного оборудования на одной из станций соединения будут устанавливаться через линии обходных направлений;
г) в некоторых случаях осуществить расширение ёмкости сети, не осуществляя при этом реорганизацию линейных сооружений. При этом среднее качество обслуживания абонентов на всей сети в целом ухудшится незначительно.
Наряду с указанными достоинствами сети с обходными направлениями имеют недостатки, а именно:
а) планирование таких сетей и нахождение оптимального варианта является трудоёмкой задачей;
б) затрудняется контроль работы отдельных направлений и нахождение мест повреждений, а также определение момента времени, когда необходимо произвести расширение того или иного направления для улучшения качественных показателей работы сети;
в) выход из строя кабеля или резкое повышение нагрузки в одном из направлений влияет на качество обслуживания вызовов во всех остальных направлениях.
При рассмотрении сети с обходными направлениями будем использовать следующие понятия:
1.Прямое направление - совокупность каналов непосредственно связывающих две какие-либо станции или узла автоматической коммутации. Остальные пути будем называть обходными.
2.Избыточная нагрузка - часть предложенной какому-либо направлению нагрузки, не пропущенная линиями этого направления и поступающая затем на обходное направление.
3. Направление высокого использования - направление, количество линий в котором рассчитывается при высоких значениях потерь. Направление с высоким использованием линий может быть либо прямым направлением, либо промежуточным обходным. Последнее имеет место в том случае, когда избыточная нагрузка последовательно предлагается нескольким обходным направлениям.
4. Направление последнего выбора - направление, на которое в самую последнюю очередь поступают все избыточные потоки вызовов от других направлений (прямых и обходных).
Направление последнего выбора может использоваться не только для обслуживания избыточных потоков вызовов, но и обслуживать потоки вызовов между станциями, для которых направления последнего выбора являются прямыми направлениями. Направление последнего выбора рассчитывается на высокое качество обслуживания вызовов, поступающих на это направление.
|