Связь социально-экономического краеведения с другими науками. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
9 класс
Социальная и экономическая география Донецкого края
Донецк 2015
ББК 74. 202. 4
С 69
Утверждено на заседании Ученого совета Донецкого ИППО (протокол № 4 от 25.06.2015 г.)
Общая редакция:
Чернышев А.И., ректор Донецкого института последипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук, доцент
Составители:
Денисова Е.Д., заведующий отделом естественных дисциплин Донецкого института последипломного образования
Гетьманцева Т.В., методист по географии Шахтерского методического центра Бятенко Е.В., учитель географии Новосветской школы Старобешевского района Воловская Т.В., учитель географии ОШ № 5 г. Донецка
Вечеркина Н.И., учитель географии УВК № 3 г. Енакиево Дрыга Н.Н., учитель географии ОШ № 7 г. Харцызска Жукова М.Н., учитель географии лицея № 1 г. Харцызска Келембет С.Л., учитель географии ОШ № 142 г. Донецка Кондратьева Е.В., учитель географии Енакиевской гимназии
Могильный А.А., учитель географии ОШ № 59 г. Донецка Решетняк Е.В., учитель географии ОШ № 44 г. Макеевки Токарева А.А., учитель географии ОШ № 112 г. Донецка Ямковая О.Б., учитель географии ОШ № 4 г. Шахтерска
Рецензенты:
Зарицкая В.Г., проректор Донецкого ИППО, кандидат филологических наук
Коробченко Л.В., учитель географии, директор Донецкой гимназии № 92
Ответственный за выпуск:
Сидельник Л.Н., заведующий центром издательской деятельности Донецкого института последипломного образования
С 69 Экономическое краеведение. 9 класс: Социальная и экономическая география Донецкого края / Общ.ред. А.И. Чернышев. - Донецк, 2015. – 196 с.
Учебное пособие «Экономическое краеведение» (Социальная и экономическая география Донецкого края) адресовано учащимся 9-х классов. Составлено в соответствии с государственной учебной программой и состоит из пяти разделов, в которых освещено содержание основных тем курса, таких как: «Донетчина на карте мира», «Население»,
«Хозяйство», «Топонимика», «Охрана природы». Каждый параграф имеет свою структуру: название, основной текст, таблицы, схемы, фотографии, диаграммы, практические работы, а также рубрики: «Географическая разминка», «Проблема»,
«Вопросы и задания», «Из дневника краеведа».
Данное учебное пособие поможет учащимся создать целостный образ Донетчины.
Для школьников, студентов, учителей, администрации общеобразовательных учебных заведений.
© Донецкий ИППО, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ...................................................................................................................... 5
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................ 7
§1. Понятие «краеведение» и его виды. Задачи краеведения. Связь социально-экономического краеведения с другими науками. ......................................... 7
§2. Известные краеведы нашего края................................................................... 11
РАЗДЕЛ І. ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН НА КАРТЕ МИРА........................................... 17
§3. Экономико- и политико-географическое положение............................ 17
§4. Административно-территориальное деление......................................... 20
РАЗДЕЛ II. НАСЕЛЕНИЕ................................................................................................. 25
§5. Численность и размещение населения. Половозрастная структура населения 25
§6. Национальный состав населения..................................................................... 30
§7. Особенности быта и религии, обрядов и обычаев местного населения. Изучение традиционных ремёсел региона ............................................................................ 34
§8. Размещение населения. Городское и сельское население.................. 40
§9.Миграционные процессы. Проблемы региона........................................... 46
§10. Трудовые ресурсы и занятость населения. Безработица................. 52
РАЗДЕЛ ІІІ. ХОЗЯЙСТВО................................................................................................ 57
§11. Общая характеристика хозяйства................................................................. 57
§12. Типы предприятий по форме собственности......................................... 66
§13. Топливная промышленность.......................................................................... 72
§13. Электроэнергетика.............................................................................................. 81
§14. Металлургия............................................................................................................ 88
§15. Машиностроение................................................................................................... 98
§17. Химическая промышленность..................................................................... 108
§18. Лесная и деревообрабатывающая промышленность...................... 118
§19. Промышленность строительных материалов.................................... 124
§20. Легкая промышленность. Художественные промыслы................. 130
§21. Пищевая промышленность........................................................................... 134
§22. Сельское хозяйство............................................................................................ 137
§23. Растениеводство................................................................................................. 140
§24. Животноводство................................................................................................. 144
§25. Аграрные реформы, их социальное и экономическое значение .. 149
§26. Транспорт............................................................................................................... 151
§27. Cоциальная сфера............................................................................................... 159
§28. Внешние экономические связи.................................................................... 167
РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ..................................... 174
§29. Специализация административных районов. Проблемы и перспективы развития административных районов ............................................................ 174
РАЗДЕЛ V. ТОПОНИМИКА РОДНОГО КРАЯ..................................................... 178
§30. Природная топонимика края....................................................................... 178
§31. Социальная и хозяйственная топонимика края................................. 181
§32. Охрана природы региона............................................................................... 185
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.................................................................................................. 191
ПРЕДИСЛОВИЕ
Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.
В.Г. Белинский
Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего.
В этом учебном году, ребята, вы продолжаете изучать свой родной край, только акцент будет сделан на особенностях населения и хозяйства нашего региона.
Для успешного изучения курса потребуется знание структуры данного учебного пособия, сотрудничество не только с учителями и родителями, но и работниками музеев, представителями промышленных предприятий и старожилами родного края – все это поможет вам лучше понять учебный материал отдельных тем, готовить мини-проекты, проводить научные исследования.
Учебное пособие состоит из пяти разделов, в которых освещено содержание основных тем курса. Детально раскрыты темы «Донецкий регион на карте мира», «Население», «Хозяйство», «Топонимика». В связи с ухудшением экологической ситуации большое внимание уделяется геоэкологии.
Данное учебное пособие поможет вам, ребята, сформировать целостный образ нашего края.
Каждый параграф имеет свою структуру: название, основной текст, таблицы, схемы, фотографии, диаграммы, практические работы, а также следующие рубрики:
| Географическая разминкасодержит вопросы в начале параграфа, которые помогут при изучении темы.
|
понимаете термин
| Вопросы к тексту параграфа, на
которые Вы должны ответить.
|
| Проблема!
Этот значок призывает вас, ребята, принять участие в решении региональной проблемы и задаться вопросом: сделал ли я все от меня зависящее, чтобы обеспечить процветание моего региона?
|
| ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
После каждого параграфа помещены вопросы и задания, которые помогут вам, ребята, проверить насколько хорошо усвоен данный материал.
|
| ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА
В этой рубрике помещен интересный материал, который расширит ваши знания, и, возможно, приобщит вас к исследовательской краеведческой работе.
|
Полученные знания о своей местности помогут вам активно включиться в общественно полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем обогащении родного края.
Стремитесь знать больше! Будьте частью истории, станьте гордостью родного края!
ВВЕДЕНИЕ
§1. Понятие «краеведение» и его виды.
Задачи краеведения.
Связь социально-экономического краеведения с другими науками.
| В вашем городе (селе) есть краеведческий музей? Посещали ли Вы его? Что интересного узнали? Для чего нужно изучать свой край?
| Могучим и неисчерпаемым источником духовности, нравственности и культуры современного человека является его любовь к родному краю, его бесценным богатствам, глубокое уважение к вековым традициям своего народа.
Наука краеведение занимается изучением своего родного края, то есть того места, где человек родился, живет, которое считает своей родиной.
Краеведение – это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии.
Географическое краеведение изучает такие особенности территории, как климат, рельеф, водные объекты; биологическое – изучает флору и фауну родного края; историческое – знакомит с событиями, происходившими в крае в разное время; социальное – исследует черты быта местного населения, его обычаи, особенности языка, этническую принадлежность; экономическое
– подробно изучает хозяйство региона; экологическое – исследует экологические проблемы родного края; топонимическое – исследует происхождение географических названий; этнографическое – занимается описанием культуры, быта, народного творчества местного населения; искусствоведческое – это архитектура, литература, живопись, декоративно- прикладное искусство местных мастеров; литературное – занимается изучением жизни и творчества местных поэтов и писателей, изучением произведений о своём крае.
Наш регион известен во всем мире благодаря качественному углю, мощной металлургии, современному машиностроению, развитой химической промышленности, крупнейшим ВУЗам. Донетчина – это, прежде всего, трудолюбивые люди. И вы – будущее нашего края!
Подумайте и ответьте на такие вопросы:
- Вы – наблюдательный человек?
- Приходили ли Вы к выводу, что гордитесь своим селом, городом, районом, регионом?
Изучив все разделы данного учебного пособия, вы смело сможете называть себя краеведами. У всех народов мира были люди, хорошо знающие окружающую местность, природу, народные обряды, основы хозяйственной деятельности. Свои наблюдения и знания передавались последующим поколениям устно, а затем и в документах, летописях, картосхемах.
Для успешного изучения этого курса потребуется ваше сотрудничество с учителями и родителями, работниками музеев, представителями промышленных предприятий и старожилами родного края. Они помогут вам понять отдельные темы, привести конкретные примеры, выполнить научные исследования.
Стремитесь знать больше!… Будьте частью истории, станьте гордостью родного края!
Задачи социально-экономического краеведения
Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность интересующимся людям наблюдать географическую действительность в знакомой местности и использовать результаты наблюдений для формирования понятий, составляющих основу географической науки.
Занимаясь краеведением, вы развиваете как и индивидуальные способности, так и знакомитесь с техникой и технологией местного производства, что поможет Вам в выборе дальнейшей профессии.
Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведческой работой, вы познакомитесь с конкретными примерами преобразования человеком природы своего края, активно включитесь в работу по ее охране. Вы, юные краеведы, можете многое сделать для воспитания у учеников младших классов бережного отношения к «зеленому другу». Изучая местность родного края, у вас будет возможность активно включиться в общественно полезный труд и тем самым принять участие в дальнейшем обогащении своего региона.
Краеведение – самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых знаний и умений.
Социально-экономическое краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному применению полученных знаний.
Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений воспитывает активное природоохранное отношение к ней.
Большие возможности дает краеведение для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызовет у Вас любознательность и желание глубже познать тайны природы.
Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда связываются незабываемые образы родного края.
На современном этапе национальное краеведение переживает эпоху ренессанса. Краеведческое движение богато интересными традициями, плодотворными поисками и открытиями.
Но мало любить свой край – его еще нужно хорошо знать. Всестороннее знание родного края не просто обогащает и возвеличивает человека, оно служит своеобразным мостиком, который соединяет поколения прошлого с поколениями грядущими. Уважение к традициям древней культуры и славного прошлого – это основа настоящего и залог стабильного будущего.
Связь социально-экономического краеведения с другими науками
Очень тесно связаны социально- экономическое краеведение с социально- экономической географией – наукой о развитии и территориальной
организации населения и хозяйства. Объектом изучения этой науки является природно-ресурсный потенциал страны или региона, населенные пункты, промышленные центры, транспортные сети, отрасли хозяйства.
Хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс
– это сочетание взаимосвязанных элементов хозяйства: промышленных, транспортных, сельскохозяйственных предприятий и населенных пунктов на определенной территории. Причем на каждой территории формируется свой хозяйственный комплекс, который зависит от природных и экономических условий и ресурсов, стратегических интересов.
Краеведение
| физическое:
| социально-экономическое:
| физика
| топонимика
| астрономия
| математика и статистика
| почвоведение
| социология
| геоморфология
| история
| геология
| этнография
| гидрология
| экономика
| биогеография
| экология
| картография
| библиография
| систематика
|
|
ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ
Краеведение– это совокупность знаний об отдельной местности. Оно включает в себя сведения по географии, биологии, истории, археологии, этнографии, филологии.
Географическое краеведениеизучает такие особенности территории как климат, рельеф, водные объекты.
Биологическое– изучает флору и фауну родного края.
Историческое– знакомит с событиями, происходившими в крае в разное время.
Социальное– исследует черты быта местного населения, его обычаи, особенности языка, этническую принадлежность.
Экономическое– подробно изучает хозяйство региона.
Наш регион известен во всем мире благодаря качественному углю, мощной металлургии, современному машиностроению, развитой химической промышленности, крупнейшим Вузам.
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что изучает краеведение?
2. С какими науками связано краеведение?
3. Как вы понимаете выражение «родной край»?
|
| ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА:
Что такое донбасский патриотизм?
Это, прежде всего, любовь к Донбассу как к своему Отечеству, земле своих предков. Это любовь к нашим степным просторам и терриконам – неизменной части нашего быта. Это сохранение всего комплекса исторического наследия, включающего дореволюционный и советский периоды, а особенно героические годы борьбы с немецко-фашистскими оккупантами. Это глубокое уважение к тяжелому труду шахтеров, металлургов, машиностроителей, словом – рабочих, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Это сохранение родного языка, обогащение культуры на основе многонациональных традиций, в том числе и великой русской культуры. Это неприятие национализма, экстремизма, насилия в вопросах языка и веры. Это верность каноническому православию. Это защита социально-экономических интересов региона.
| §2. Известные краеведы нашего края
| Как называется улица, на которой вы живете? Откуда произошло ее название?
Как вы об этом узнали?
| Краеведами называют людей, которые занимаются изучением своего края. История развития Донецкой земли очень интересная, много «белых» пятен на ней, и потому, многие люди посвятили свои жизни изучению нашего края.
Степан Львович Рудницкий (1877–1938 гг.)
Основателем географического краеведения по праву считается выдающийся ученый-энциклопедист, академик С.Л. Рудницкий (1877–1938 гг.). В своем фундаментальном труде «Нынешняя география» (1905 г.) С.Л. Рудницкий неоднократно обращал внимание на связь географического образования и краеведения в различных аспектах и постулировал тезис: «География учит нас познавать свой родной край». Он писал: «На понятие отечество и
народность накладываются очень разные элементы; антропо- и этнологический, филолого-литературный, историко-политический и другие, но без сомнения важнейшим является географический, так как народ без родного края – тростник, вырванный из почвы».
Замковой Валентин Поликарпович (1911–2003 гг.)
Духовным наставником Замкового В.П. был Баранский Н.Н., известный ученый-географ России. Он назвал Валентина Поликарповича «молодым полпредом учителей географии Донбасса» и нацелил его на изучение родного края, сбор краеведческого материала об экономическом районе Донбасса. В 1951 году Валентин Поликарпович подготовил рукопись своей первой книги
«Донбасс – край индустриальных чудес».
В.П. Замковым было выдано много книг, напечатано сотни статей, посвященных географии и методике ее преподавания. Его книги «Советы учителю географии» и «Мастерство учителя географии» актуальны до сих пор. Благодаря образности, богатому фактическому материалу и доступности изложения фрагменты его работ вошли в школьные хрестоматии по географии.
Много лет Валентин Поликарпович посвятил возрождению краеведческого движения. Он собрал уникальные материалы для музеев
Донецка, Киева, Артемовска. Как краевед он работал в архивах и библиотеках Москвы, Ленинграда, Киева, Баку, Мурманска. Его статья
«Летопись Бахмута-Артемовска» включает 240 дат из истории города. Благодаря его заботам в городе установлены мемориальные доски и переименованы улицы в честь писателей-земляков Всеволода Гаршина, Бориса Горбатова, Ирины Левченко.
В.П. Замковой много лет вел рубрику «Привал краеведа» в областной газете «Комсомолец Донбасса», тем самым пропагандируя географические знания и освещая вопросы краеведческой работы в Донецком крае.
Николай Алексеевич Вознесенский (1903–1950 гг.)
Уроженец города Енакиево, доктор экономических наук, академик (был главой Госплана СССР). Был генератором деловых идей, сам воплощал их в жизнь. Вознесенский Н.А. был настоящим ученым, делая всегда ставку на самые современные способы научного управления государством и хозяйством. Его теории были всегда привязаны к конкретным географическим местам. Он лично рассчитывал многие экономические проекты, держал связь с
управляющими в регионах, с директорами крупных промышленных предприятий. Его даже Сталин называл своим приемником, но попал под следствие и был расстрелян в октябре 1950 года.
Григорий Григорьевич Горбунев (1939–2002 гг.)
С юных лет увлекался историей родного края. Окончив Харьковский политехнический институт, работал в отделе техники безопасности Донецкого электромеханического завода, стал автором множества статей по истории города, развитию металлургии. Он собрал огромный архив с краеведческими работами, топографическими картами. Им были написаны книги об истории предприятий Донбасса.
Вадим Васильевич Пассек (1808–1842 гг.)
Родился в России, в городе Тобольске. За свою короткую жизнь – 34 года, исследовал Харьковскую губернию. Он был литератором, историком, археологом, этнографом, экономическим краеведом. Его любовь к географии была очень высока. Это видно по его произведениям «О курганах и городищах уездов Харьковщины», «Историко-статистическое описание Харькова». Его книгами зачитывались многие губернии,
люди Слобожанщины. Такой успех объяснился интересными географическими наблюдениями, простым разговорным языком, где популярно, ярко и красочно описывались поселения, обряды, традиции, хозяйственная жизнь края.
Николай Тимофеевич Янко (1912 г.)
Скромный учитель географии Алексеево- Дружковской средней школы. Закончил Луганский педагогический институт, географический факультет. Он был новатором среди учителей 60–70 годов. Написал много методических пособий. Был краеведом-практиком. Его краеведческий материал был уникален. Позже его заинтересовало население края и географические названия Донецкой области. Результатом социально- топонимического краеведения стал Топографический
словарь и более 100 статей в сборниках и газетах. Исследователь был отмечен орденом «Знак почета», медалями и памятными призами. Николай Тимофеевич стал кандидатом педагогических наук, действительным членом Географического общества.
Ему было присвоено звание «Почетный краевед Донецкой области» под номером один.
Кондратюк Евгений Николаевич (1914–1992 гг.)
Родился в селе Старый Солотвин Бердичевского района Житомирской области.
Е.Н. Кондратюк был вторым директором Донецкого ботанического сада. Он был видный специалист по созданию ботанических садов и корифей в промышленной ботанике. До приезда на Донбасс он занимал должность заведующего кафедрой ботаники Украинской сельскохозяйственной академии, а ранее в 1959–1965 годы был директором Национального ботанического сада им.
Н.Н. Гришко в Киеве.
В период Великой Отечественной войны Е.Н. Кондратюк был в составе действующей армии. Капитан, в РККА с июня 1941 года, в октябре 1942 года был награжден орденом Красной Звезды, будучи начальником штаба 327 БАО (батальона аэродромного обслуживания) 8-й воздушной армии, обслуживавшего ночных бомбардировщиков. В наградном листе указывалось, что «во время напряженной боевой обстановки Кондратюк лично организовывал своевременный подвоз ГСМ и боеприпасов для
самолетов на аэродромы подскока». Также он был награжден медалью «За оборону Сталинграда» и другими медалями.
Е.Н. Кондратюк в Донецком ботаническом саду проработал до 1987 года, а в последние годы жизни он был советником при дирекции этого научного учреждения. Именно при нем 31 мая 1977 года Донецкий ботанический сад принял первых своих посетителей после окончания строительства. Во время его руководства был заложен фундамент
коллекционного фонда живых растений, определены основные направления исследований. В 1984 году за теоретические и практические разработки по вопросам охраны природы коллектив сада награжден серебряной медалью Программы ООН по вопросам окружающей среды (ЮНЕП).
Графф Виктор Егорович (1819–1867 гг.)
В 2013 году исполнилось 170 лет Великоанадольскому лесу – первому на территории бывшей Российской империи лесному массиву, искусственно созданному в сухой степи для защиты прилегающих сельскохозяйственных земель от засух и пыльных бурь. Великоанадольский опытный лес и Великоанадольская лесная школа (ныне лесхоз-техникум) были основаны знаменитым лесоводом В.Е. фон Граффом.
Родился Виктор Егорович Графф на Волыни. Отцом мальчика был немец, матерью – итальянка. Сына крестили
по православному обычаю. В некоторых письменных документах его имя пишется с приставкой «фон», то есть фон Графф, что свидетельствует о его принадлежности к немецкому дворянству.
В 14 лет Виктор стал воспитанником Санкт-Петербургского лесного и межевого института. В 22 года он получает офицерское звание и как отличник в чине подпоручика подряжается на действительную службу. Первая его должность – помощник лесничего Екатиренославской губернии. Молодому офицеру поручают провести детальное исследование залежных казенных земель в Павлоградском, Бахмутском и Александровском уездах (ныне территории Днепропетровской, Донецкой и Запорожской областей). Цель исследования – определение места под показательную лесную посадку.
И он его определил – Великоанадольская пустошь, недалеко от села Благодатного на южном склоне Донецкого кряжа. 23 ноября 1843 года в присутствии группы чиновников, сельских старшин и местных крестьян, священник, отслужив молебен, благословил новое дело, и несколько волов плугами нарезали черные борозды в вековой целине. В те борозды В. Графф и его помощники посеяли желуди, семена клена, ясеня и других деревьев и кустарников.
Сегодня приходится только удивляться самоотверженности молодого офицера. Во-первых, он выбрал очень сложное место для апробации идей степного лесоводства, хотя у него была возможность выбрать иное, более удобное место. Во-вторых, он начал по настоящему жить своим лесом. Известно, в частности, что он не позволял себе брать отпуск, пока его
«зеленое дитя» не окрепло.
В. Графф взял на воспитание одиннадцать крестьянских детей, и они со временем стали его надежными помощниками. На то же время приходится и его предложение открыть в селе Новотроицкое училище сельских лесников. Тогда и были заложены основы знаменитого Великоанадольского лесного техникума.
Швец Николай Александрович (1947)
С февраля 1973 г. и по сей день работает учителем географии и биологии в Алексеево-Дружковском УВК
«общеобразовательная школа-детский сад № 14». Все эти годы активно занимается географическим краеведением, много печатается в местной прессе (газета «Наша Дружковка») и географических, исторических и литературных журналах Украины.
Вместе с женой Швец Н.Я. и учащимися школы создал первую в Донецкой области экологическую
учебно-экскурсионную тропу (1980 г.), на которой уже побывали представители 23 стран мира и многих областей Украины. Экскурсии на тропе ведут учащиеся 9–11 классов.
Его воспитанники берут активное участие во многих городских, областных и республиканских соревнованиях, конкурсах, выступают по местному ТВ и радио. С 1975 г. и по 2010 г. его учащиеся являются активными участниками городских, областных и республиканских конкурсов учащихся-членов МАН. Швец Н.А. – один из авторов регионального учебного пособия «География родного края» и многих других книг и учебных пособий.
ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ
Краеведами называют людей, которые занимаются изучением своего края. История развития Донецкой земли очень интересна, много «белых» пятен на ней, и потому, многие люди посвятили свои жизни изучению нашего края.
Основателем географического краеведения по праву считается выдающийся ученый-энциклопедист, академик С.Л. Рудницкий (1877– 1938 гг). В своем фундаментальном труде «Нынешняя география» (1905 г) С.Л. Рудницкий неоднократно обращал внимание на связь географического образования и краеведения в различных аспектах и постулировал тезис:
«География учит нас познавать свой родной край».
Николаю Тимофеевичу Янко было присвоено звание «Почетный краевед Донецкой области» под №1.
Великоанадольский опытный лес и Великоанадольская лесная школа (ныне – лесхоз-техникум) были основаны знаменитым лесоводом В.Е. фон Граффом.
Н.А. Швец с февраля 1973 г. и по сегодня работает учителем географии и биологии в Алексеево-Дружковском УВК «Общеобразовательная школа- детский сад № 14». Все эти годы активно занимается географическим краеведением, много печатается в местной прессе и географических, исторических и литературных журналах.
| ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Перечислите фамилии людей, которые изучали наш край.
2. Расскажите о краеведах нашего края.
3. Если бы Вы были краеведом, о чем бы Вы написали в местной газете?
4. Как вы понимаете определение «родной край»?
|
| ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА:
Василий Васильевич Докучаев в конце ХІХ века организовал особую экспедицию, целью которой было улучшение естественных условий земледелия с упорядочением водного хозяйства в степной России посредством лесонасаждения и обводнительных работ. Для выполнения этой задачи одним из опытных участков Докучаев выбрал Великоанадольский участок на водоразделе между Донцом и Днепром. В наши дни в честь учёного гордо носит своё название город Докучаевск.
В 1988 году Менделеев прибыл в Юзовку, где провел три месяца, изучая оборудование цехов, угледобычу, качество производимого металла, условия труда металлургов и горняков. Восхищенный, он сказал Джону Юзу: «Вы совершили подвиг! Недавняя пустыня ожила! Результат очевиден, успех полный, возможность доказана делом». Эта фраза: «возможность доказана делом» теперь красуется на гербе Донецкой области.
| РАЗДЕЛ І. ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН НА КАРТЕ МИРА
§3. Экономико- и политико-географическое положение
| Что изучает физическая география?
Дайте характеристику физико-географическому положению Донецкого края.
| Донетчина – регион на юго-востоке Украины. На севере она граничит с Харьковской областью, на востоке – с Луганской, на западе – с Днепропетровской, на юго-западе – с Запорожской, на юго-востоке – с Ростовской областью России. Главный центр – город Донецк. Регион образован 2 июля 1932 года.
Территория Донецкой области составляет 26,5 тыс. км. кв., что составляет 4,4 % площади Украины.
В мае 2014 года, в результате обострения политического кризиса на Украине, на территории области была провозглашена Донецкая Народная Республика.
Географическое положение объекта – важная географическая категория. Оно всегда индивидуально, в мире нет двух объектов (государств), которые имели бы одинаковое географическое положение.
Сегодня ученые выделяют несколько видов географического положения:
- макроположение (глобальное);
- мезоположение (региональное);
- микроположение (соседское).
Экономико-географическое положение (ЭГП) – это положение города, района, страны или иного экономико- географического объекта по отношению к прочим экономико-географическим
объектам, имеющим для него хозяйственное значение.
Согласно типовому плану учитывают экономико-географическое положение по отношению:
- к соседним странам;
- к соседним регионам;
- к главным сухопутным и морским транспортным путям;
- к главным топливно-сырьевым базам;
- к промышленным и сельскохозяйственным районам;
- к рынкам сбыта;
- к изменению ЭГП во времени.
Рис. 1. Географическое положение Донетчины
Общий вывод о степени выгодности ЭГП.
ЭГП объекта может быть оценено как благоприятное или неблагоприятное.
Благоприятное ЭГП – это возможность успешного хозяйственного развития, сама же степень развития и его
темпы зависят от конкретных исторических и социально-экономических условий.
Геополитическое положение (ГПП) – это пространственное отношение географического объекта (страны, города) к другим географическим объектам, лежащим вне его и имеющим или могущим иметь на него существенное влияние.
ГПП характеризуется положением по отношению к странам:
- имеющим высокий политико-экономический потенциал;
- экспортирующим и импортирующим продукцию в больших количествах;
- к странам, с которыми осуществляется тесное политическое, экономическое, культурное сотрудничество;
- к странам, которые предъявляют экономические, политические или территориальные претензии;
- к странам – очагам региональных конфликтов;
- к странам-нейтралам;
- к странам, с которыми осуществляется тесное политическое, экономическое, культурное сотрудничество;
- к региональным группировкам, военно-политическим союзам стран.
Рассмотрим несколько примеров:
Геополитическое положение предполагает отношения нашего региона с другими странами (или группами стран) с точки зрения: ее собственной безопасности, межгосударственных отношений (союзов), возможных военных угроз.
Транспортно-географическое положение – особенности и возможности транспортных связей нашего края с другими странами. При этом рассматриваются и оцениваются особенности транспортной сети внутри Донецкого региона.
Эколого-географическое положение характеризуется внешними и внутренними источниками экологической опасности для нашего региона. Оно учитывает расположение крупных промышленных районов соседних стран, количество и характер вредных выбросов, направление водных и воздушных потоков.
Особенности экономико-географического и геополитического положения Донецкого края.
Наш край расположен в Восточной Европе. Территория находится на пересечении крупных транспортных путей между Востоком и Западом, Севером и Югом, что дает определенные экономические выгоды, например, транзит грузов по ее территории.
|