Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Городское и сельское население 5 глава

В Харцызске работают два металлургических завода – сталеволококанатный и трубный.

       
   
 

Приазовский район использовал бедные железные руды Керченского и богатые Криворожского и Белозерского бассейнов, марганцевые руды из Никополя, кокс, флюсы и огнеупоры из Донбасса. Однако железорудные предприятия Керченского полуострова приостановили деятельность, поэтому сейчас район использует железные руды Криворожского бассейна.


Рис. 44. Завод «Электросталь»,

Г. Курахово


Рис. 45. Производство труб на

Харцызском заводе


В его состав входит Мариупольский металлургический узел с двумя мощными комбинатами: «Азовсталь» и комбинат им. Ильича. Это высокоэффективные металлургические предприятия полного цикла – от производства кокса и агломерата, до выплавки стали и выпуска высококачественного плоского проката, сортовых и фасонных профилей.

Цветная металлургия.

Значение отрасли, ее структура и предпосылки развития. К цветной металлургии относятся добыча и обогащение руд цветных металлов, выплавка металлов и сплавов, производство проката.

К цветным относятся все металлы и их сплавы, кроме железа и его сплавов, которые называют черными металлами. Цветные металлы делятся на: благородные (золото, серебро, платина), тугоплавкие (титан, хром, молибден, вольфрам и др.), легкие (литий, бериллий, натрий, магний,


алюминий и др.), тяжелые (свинец, медь, цинк, никель, кобальт, олово, ртуть и др.). Выделяют металлы радиоактивные (технеций и др.), редкоземельные (например, иттрий) и рассеянные (скандий и др.).

 
 

Рис. 46. Отраслевая структура цветной металлургии Донецкой области



Цветные металлы являются важными конструкционными материалами для машиностроения. Цветные металлы благодаря разнообразным свойствам (тепло- и электропроводности, химической стойкости) широко используются в приборостроении, производстве радиоэлектронной техники, реактивных двигателей и т. д.

Начало формированию цветной металлургии положил в 1887 году Никитовский ртутный завод.

Сегодня отрасль представлена всего несколькими видами производства.

Это связано с незначительными запасами сырья. В тоже время высокая конкурентоспособность данной отрасли на мировом рынке позволяет экспортировать более половины произведенной продукции и делает предприятия цветной металлургии достаточно привлекательными для вложения инвестиций.

Технологические особенности отрасли.

В рудах цветных металлов содержится в десятки и сотни раз меньше полезного компонента, чем в железной руде. Поэтому их нецелесообразно перевозить на большие расстояния (для производства 1 т цинка необходимо 16 т руды). Руды цветных металлов требуют обогащения. Обогащение – это производственный процесс, который

направлен на увеличение концентрации полезного компонента в руде. После обогащения получают концентраты с массовым содержанием металла 40–60 %.

Чтобы максимально снизить

себестоимость производства цветных металлов и меньше загрязнять окружающую среду, руду нужно использовать комплексно, потому что в ней


содержится много химических элементов (например, в свинцово-цинковых рудах – 18 сопутствующих компонентов). Наличие технологических процессов разделения металлов, необходимость использования попутных компонентов руды и производственных отходов создают необходимость комбинирования производства в цветной металлургии. Так из цинковых руд добывают почти 20 ценных компонентов – свинец, медные и пиритные концентраты, драгоценные металлы, кадмий, серную кислоту, некоторые редкие металлы, на основе которых производят свыше 40 видов продукции.

Для выплавки большинства тяжелых металлов необходимо большое количество коксующего угля, а для выплавки легких металлов необходимо много электроэнергии.

Размещение отрасли.

В Донецком регионе расположены предприятия по производству ртути, свинца, цинка, цинкового купороса и проката цветных металлов на основе меди.

На привозных, преимущественно из России, цинковых концентратах работает Константиновский цинковый завод, вступивший в эксплуатацию еще в 1930 году. В настоящее время на его базе работают предприятия ЗАО

«Свинец», ЧАО «Цинк», ОАО «Мегатекс». Цинк – универсальный металл. Его используют в разных отраслях хозяйства: для производства цинковых белил, печатных клише, получения сплавов с другими металлами, для покрытия черных металлов. Попутные сернистые газы, образующиеся при производстве цинка, используют для получения серной кислоты. Интенсивно развивается производство свинца из вторичного сырья. ОАО «Мегатекс» – специализированное предприятие по выпуску свинцовых легированных сплавов и свинца высших марок для аккумуляторной промышленности на основе переработки отработанных свинцовых аккумуляторов и других отходов, содержащих свинец, сурьму и олово.

Медный и латунный прокат выпускают на Артемовском заводе по обработке цветных металлов. Из него производят трубы, листы, проволоку.

В Торезе работает уникальное предприятие – завод наплавочных твёрдых сплавов. В своём роде это единственное в СНГ предприятие, специализирующееся на производстве материалов для наплавки и напыления деталей машин и механизмов, работающих в условиях интенсивного абразивного износа в агрессивных средах, что в 4–10 раз повышает их срок службы и экономит металл.

На местных залежах киновари более века работал Никитовский ртутный комбинат, в составе которого есть рудник, металлургическое производство, вспомогательные цеха, три карьера для добычи ртутных руд. На комбинате впервые в мире была внедрена технология добывания ртути высокой чистоты с полной механизацией всех процессов выжигания ртутной руды в печах

«кипящего слоя». В настоящее время завод не работает, требует реконструкций и инвестиций.

Проблемы и перспективы развития металлургического комплекса. В последние годы металлургический комплекс переживает кризис, вызванный


применением устаревших технологий, низким техническим уровнем, перебоями в снабжении предприятий коксующимся углем, металлоломом, электроэнергией, недостаточной финансовой обеспеченностью и внедрением необходимых инноваций.

Среди приоритетных направлений, которые реализуются на металлургических предприятиях для повышения конкурентоспособности продукции, являются: техническое перевооружение и вывод из эксплуатации устаревших производств; внедрение передовой техники и технологий; реализация мероприятий по оптимизации потребления топливно- энергетических ресурсов и улучшения экологической ситуации в районах размещения металлургических предприятий; повышение качества продукции до уровня мировых стандартов.

 
 

 


    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что такое металлургический комплекс? 2. Каковы исторические предпосылки развития металлургии в нашем крае? Каково ее современное значение? 3. Что является основой для комбинирования производства в черной и цветной металлургии? 4. Каковы производственные особенности черной и цветной металлургии? 5. Охарактеризуйте основные районы черной металлургии и факторы их формирования. 6. Какие факторы определяют характер размещения предприятий цветной металлургии? Назовите крупнейшие предприятия. 7. Подготовьте учебный проект: «Проблемы и перспективы развития черной и цветной металлургии». 8. Определите принципиальные отличия «старой» и «новой» технологий производства черных металлов. Как бездоменная технология изменяет традиционные факторы размещения предприятий черной металлургии? 9. Будет ли возрастать и в дальнейшем значение сырьевого фактора в развитии предприятий металлургии? Определите, сколько необходимо железной руды для того, чтобы получить 50 млн тонн железа, если железа в руде: а) 65 %; б) 50 %; в) 25 %. 10. Переплавка вторичного сырья (металлолома) дает очень большой эффект (таб. 1). Рассчитайте возможную экономию ресурсов для современного уровня производства стали при 80 %- ом использовании металлолома.

 

Таблица 14. Экономический эффект при использовании 1 т

металлолома

Ресурс Экономия Сокращение
Железная руда 4 т Выбросы в атмосферу в 7 раз; загрязнение воды в 4 раза; количество отходов в 16 раз.
Медная руда 530 т
Коксующийся уголь 1,5 т
Электроэнергия 7,5 тыс. кВт ч

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

Тема: «Обозначение на контурной карте сырьевой базы основных районов предприятий»


1. Заполните таблицу


Ход работы:

Таблица 15. Сырьевая база черной металлургии


Вид сырья Место добычи (бассейн или месторождение)
   

2. Обозначьте и подпишите на контурной карте «Черная и цветная металлургия Донецкого региона», перечисленные в задании 1 виды сырья для металлургической промышленности.

3. Подпишите на контурной карте «Черная и цветная металлургия Донецкого региона» основные районы и центры металлургического комплекса.

 

 

    ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА: В 1869–1872 гг. был построен чугуноплавильный завод возле села Александровки. Это предприятие было собственностью Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств, основанного английским предпринимателем Джоном Юзом. Чугунолитейный завод Дж. Юза дал жизнь рабочему посёлку – Юзовке (теперь город Донецк). С 1873 года Юзовский металлургический завод стал работать по законченному циклу. Именно в цехах Юзовского завода впервые в Российской империи было налажено производство кокса и пудлингование. С этим же заводом связано рождение девиза современной Донецкой области: «Возможность доказана делом». Эти слова написал в 1888 году после посещения заводов Дж. Юза выдающийся русский ученый Дмитрий Менделеев: «Недавняя пустыня ожила, результат очевиден, успех полный, возможность Рис. 47. Чугунолитейный завод Дж. Юза доказана делом».

 

§15. Машиностроение

Как вы думаете, для какой промышленности наибольшее значение имеет черная металлургия? Почему? Какие виды продукции производят машиностроительные предприятия? Что такое специализация?

Машиностроение – ведущая наиболее комплексная отрасль промышленности, которая обеспечивает выпуск разнообразных машин и оборудования для многих отраслей хозяйства и населения.

Продукция машиностроения применяется повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, быту, на транспорте, в вооруженных силах.

Машиностроение, наряду с

электроэнергетикой и химической промышленностью, определяет темпы


инновационного развития общества. От его мощи, совершенства производимых машин во многом зависят общий уровень развития экономики и уровень жизни населения. Следовательно, главная задача машиностроения

– обеспечить общество новыми, все более совершенными машинами.

Машиностроительный комплекс представляет собой самую сложную и дифференциальную отрасль хозяйства. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции машиностроение делится на отрасли, а те, в свою очередь – на подотрасли. Количество отраслей непрерывно растет. По роли и значению в хозяйстве их можно объединить в три взаимосвязанные группы.

 
 

Машиностроительный комплекс – не только крупный поставщик продукции, но и ее потребитель. Для производства современных машин нужны высококачественные металлы, пластики и другие материалы.

Рис. 48. Отраслевая структура и связи машиностроения

Объем производимой продукции машиностроения, начиная с 2010 года, постепенно снижается. В 2013 году он составил 79,1 % от прошлого года. Машиностроительные предприятия обеспечили с начала 2013 года 9 % реализации всей промышленной продукции региона и 11 % экспорта товаров. За этот период объем реализации машиностроительной продукции составил 10,3 млрд. грн., а от ее поставок за пределы получена валютная выручка в сумме 807,5 млн. долларов США.

Номенклатура производимой продукции машиностроительными заводами очень разнообразна: металлургическое, кузнечно- прессовое, горно-шахтное и горнорудное, коксохимическое и газо- нефтеперерабатывающее, подъемно-

транспортное оборудование и грузовые вагоны (цистерны, полувагоны, крытые вагоны, платформы, хопперы); машины для строительства, ремонта и


диагностики железнодорожного пути, автозаправщики; тяжелые металлообрабатывающие станки, машины для сельского хозяйства; специальные изделия и бытовая техника. Машиностроение региона ориентировано на экспорт продукции. Больше половины всей машиностроительной продукции поставляется почти в 100 стран.

В Донецкой области машиностроение возникло в XIX веке. Центрами машиностроения стали города Горловка (литейно-механический завод и завод горнорудного оборудования), Дебальцево (механический завод), Харцызск (котельный завод), Константиновка (литейно-механический завод) и Дружковка. В 20–30-ые годы начинается строительство заводов-гигантов: тяжелого машиностроения в Краматорске (1933), металлургического завода

«Азовсталь» в г. Мариуполь (1934).

Производственные особенности.

Принципиальная схема машиностроительного производства следующая: металл, а также прокат с металлургического завода поступает на переработку в литейный, прессовый или кузнечный цех, оттуда – в механический цех для изготовления деталей машин. Дальше в сборочном цехе из них собирают готовую продукцию.

Рис. 49. Структура машиностроительного завода

Для машиностроения характерны специализация и кооперирование. Современные машины включают в себя десятки тысяч деталей. Изготавливать их на одном заводе невозможно. Проще и дешевле выпускать отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия между предприятиями устанавливаются связи, т. е. осуществляется кооперирование предприятий.

Отраслевой состав, формы организации производства, технологические особенности обуславливают факторы, которые определяют размещение машиностроительных предприятий: сырье (металлургическая база), научные центры, квалифицированные трудовые ресурсы, транспортные пути и потребитель.


Рис. 50. Формы организации машиностроения

География машиностроения.

На базе собственной металлургии и энергетики в Донецком крае сформировались отрасли тяжёлого машиностроения. Ведущая роль принадлежит металлоёмким производствам, которые производят машины и оборудование для металлургической, горной, химической и других отраслей. Крупнейшими предприятиями отрасли являются Азовмаш (Мариуполь), Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ), Донгормаш (Донецк) и другие.

Предприятия горного машиностроения производят комбайны проходческие, комбайны очистные, струговые установки, вагонетки шахтные и горнорудные. Заводы горного машиностроения в своем размещении тяготеют к районам угольной промышленности.

Старейшим предприятием горного машиностроения региона является Горловский завод им. С.М. Кирова. Он был основан в 1895 году. В 1928 году здесь изготовили первую отечественную врубовую машину, в 1932 – угольный комбайн конструкции Бахмутского, а с 1950 года здесь выпускаются разнообразные шахтные машины и механизмы.

Крупные предприятия горного машиностроения находятся в городах Дружковка, Краматорск, Донецк, Ясиноватая.

       
   
 

Рис. 51. Проходческие комбайны Рис. 52. Горнопроходческая техника



Рис. 53. «НКМЗ». Установка внепечной обработки стали «Ковш-печь»


Рис. 54. «НКМЗ». Железнодорожные цистерны «Азовмаша»


Производство металлургического оборудования началось на Старокраматорском и Новокраматорском машиностроительных заводах. В настоящее время география расширилась. Доменное и сталеплавильное оборудование производят в Мариуполе, Краматорске, Дебальцево; прокатное оборудование – в Краматорске, Дебальцево, Артемовске; кузнечно- прокатные машины – в Краматорске.

Транспортное машиностроение выпускает вагоны грузовые магистральные на базе Мариупольского ОАО «Азовмаш». В номенклатуре предприятия более 40 позиций (железнодорожные цистерны повышенной грузоподъемности для сжиженных газов и нефтепродуктов, крытые вагоны, контейнеровозы и т.д.).

Особое место занимает станкостроение, которое в значительной степени удовлетворяет потребности машиностроения в металлообрабатывающем оборудовании. Это производство некоторых видов инструментов и различных станков: токарных, шлифовальных, сверлильных и т.д.

Все большее значение приобретают станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Данное производство тяготеет к районам с развитым машиностроением, научно-исследовательским и опытно-конструкторским центрам. Крупнейшие станкостроительные предприятия – Новокраматорский машиностроительный завод, Мариупольский завод тяжелого машиностроения и Краматорский завод тяжелого станкостроения.

 

       
   
 


 

Рис. 55. Станок токарно-винторезный


Рис. 56. «ДЭТЗ». Силовое горно- шахтное электрообрудование


       
   
 

Предприятия электротехнического машиностроения изготовляют разнообразные машины и устройства, предназначенные для производства, передачи, преобразования и потребления электроэнергии (электромоторы, приборы, кабель и др.) (рис. 9). Самые крупные предприятия: Торезкий электротехнический завод, электромеханические заводы в Донецке (ДЭТЗ), Красноармейске.


Рис. 57. Зугрес. Воздухоподогреватель для подогрева стационарных котлов с температурой подогрева 450°С


Рис. 58. Крупногабаритные днища диаметрами более 5 метров (элемент емкостного оборудования)


Энергетическое машиностроение размещается в г. Краматорске («Энергомашспецсталь» – оборудование для ветро-, паро-, гидро-, атомной энергетики (рис. 10), г. Зугрэс (Зуевский энергомеханический завод – оборудование линий топливоподачи (рис. 11), г. Дзержинск (ОАО «Галея» – кабели для электростанций), г. Енакиево (котельно-механический завод), г. Константиновке (завод высоковольтной аппаратуры), г. Донецке (завод высоковольтных опор).

Машиностроение выпускает оборудование для других отраслей. Химическое машиностроение имеется в г. Снежное. «Снежнянскхиммаш» является традиционным поставщиком в страны СНГ химического оборудования, компрессорно-холодильного оборудования, нефтепромыслового оборудования, тяжеловесной и блочной нефтеаппаратуры.

Предприятия, специализирующиеся на производстве машин и оборудования для пищевой промышленности, тяготеют к машиностроительным центрам и центрам пищевой промышленности. Оборудование для пищевой промышленности изготавливают в Донецке (завод «Продмаш» в Петровском районе г. Донецка).

Подъемно-транспортное, строительное и дорожное машиностроение очень металлоемкое, поэтому его предприятия тяготеют к металлургическим базам. Оборудование для стройиндустрии производят в Славянске (завод строительных машин «Бетонмаш»), строительные и дорожные машины выпускают в Славянске (завод дорожных машин), в Артемовске («Дориндустрия»), подъемно-транспортные машины – в Донецке, Мариуполе, Краматорске.



Рис. 59. «Энергомашспецсталь». Роторы для ветроэнергетических установок мощностью 1,5 МВт


Рис. 60. «НКМЗ». Роторные экскаваторы


Производство сельскохозяйственной техники осуществляют

Мариупольский «Сельмаш» и Славянский «Сельмаш».

Судостроение и судоремонт представлены Азовским судоремонтным заводом и Мариупольским судостроительным заводом «Плаз».

Предприятия приборостроения тяготеют к большим городам, поскольку для развития этой отрасли требуются высококвалифицированные работники. Основные центры: Дзержинск (приборостроительный завод), Торез (завод

«ЭВМ-информ»), Донецк («Точмаш», «Топаз»).

Бытовой техникой население обеспечивают предприятия:

«Краматорский кондиционер», мариупольский «Электробытприбор» (производство стиральных машин), Дружковский завод газовой аппаратуры (производство газовых плит) (рис. 14), Мариупольский концерн «Азовмаш» (производство бойлеров и котлов), Донецкий Nord (производство холодильников) (рис. 15)

В Донецком регионе имеется целый парк предприятий, обслуживающих автомобильный транспорт. Авторемзаводы находятся в Горловке, Енакиево, Донецке, шиноремонтный завод – в Марьинке.

Машиностроение включает в себя особую отрасль – металлообработку. Она производит некоторые виды инструментов и металлические конструкции.

Формы территориальной организации.

       
   
 

Основными формами территориальной организации машиностроения являются машиностроительные центры, узлы, районы.


Рис. 61. Дружковский завод газовой аппаратуры «Грета»


Рис. 62. Донецкий завод холодильников

Nord


В машиностроительном центре (например, Донецк, Горловка и др.) сосредоточены предприятия машиностроения определенной специализации.

Машиностроительный узел включает несколько машиностроительных центров. Они отличаются по величине, специализации, уровню развития. Крупным узлом, например, является Краматорский (тяжелое машиностроение).

Машиностроительный район – это территориально-производственный комплекс с четкой специализацией по выпуску продукции машиностроения. Такие районы формируются вокруг одного или нескольких больших узлов и охватывают несколько областей. Предприятия машиностроения Донецкого края входят в состав Донбасского машиностроительного района (Донецкая и Луганская области).

Проблемы и перспективы развития машиностроения.

Дальнейшее развитие машиностроения в стране требует технического переоснащения, реконструкции, изменений в специализации предприятий, которые производят не пользующуюся спросом продукцию.

 

Проблема!Сегодня остро стоит проблема технического переоснащения и реконструкции предприятий. Как, по вашему мнению, нужно действовать в этой ситуации, в условиях формирования рыночного механизма в экономике?

 

Необходимо развивать экономические связи для поставок комплектующих, увеличивать качество продукции соответственно мировым стандартам, расширять рынки сбыта как внутри, так и в мире. Новые направления – это создание небольших и средних заводов по выпуску приборов, продукции общемашиностроительного назначения, товаров народного потребления, что даст возможность эффективнее использовать возможности отдельных районов.

В современном мировом хозяйстве новым социальным феноменом становятся научно-технические зоны.

В декабре 2001 года было принято решение об образовании технопарка

«Углемаш» в городе Донецк. Технологические парки – это наиболее масштабные инновационные центры, в которых обеспечивается максимально благоприятные условия для научно-технических инновационных проектов, которые выполняются совместными усилиями научных центров и промышленности.


 

  ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Назовите отрасли, которые входят в состав машиностроительного комплекса. 2. Почему машиностроение является ведущей отраслью хозяйства? 3. Перечислите производственные особенности машиностроительного завода. 4. Раскройте факторы, которые влияют на размещение предприятий машиностроительного комплекса. 5. Каковы особенности географии ведущих отраслей машиностроения? 6. Составьте учебный проект «Проблемы и перспективы машиностроительного комплекса». 7. Раскройте своеобразие меж- и внутриотраслевых связей машиностроения. 8. Проанализировав карты, определите закономерности размещения на территории нашего края предприятий металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 9. Используя дополнительную литературу, подготовьте краткие сообщения об отраслях машиностроения, размещенных в своем населенном пункте.

  ИЗ ДНЕВНИКА КРАЕВЕДА: «Ясиноватский машзавод» – единственное предприятие на постсоветском пространстве, которое изготавливает уникальные механизированные щитовые комплексы для прохождения и сооружения тоннелей различного предназначения – железнодорожных тоннелей, метрополитенов, крупных Рис. 63. Шагающий эскаватор коллекторов. Новокраматорский машиностроительный завод создает сверхмощный шагающий экскаватор ЭШ-10-50. Базовая модель шагающего экскаватора разработана в Краматорске тридцать лет назад. С тех пор драглайны с маркой НКМЗ завоевали признание во многих странах мира. Сегодня на заводе разработан и создается шагающий экскаватор новых возможностей. Современная машина весом более пятисот тонн оснащена новейшей автоматизированной системой управления на базе микропроцессорной техники. За час новый агрегат способен сделать до двухсот шагов, что для подобного класса землеройной техники равно спринтерской скорости. Рис. 64. Слиток весом 415 т Рис. 65. Валок весом 225 т В апреле 2012 года, впервые в истории «Энергомашспецсталь» (ЭМСС), был залит уникальный крупногабаритный слиток рекордным весом 415 т. Из слитка был изготовлен цельнокованый опорный валок. Вес валка составил 225 т. На сегодняшний день ПАО «Энергомашспецсталь» – единственное предприятие на постсоветском пространстве, способное производить крупные цельнокованые валки весом от 70 до 225 т. В августе 2013 года, впервые в странах СНГ, ПАО «Энергомашспецсталь» изготовило цельнокованый шабот из крупнотоннажного слитка весом 415 т. Поставочный вес изделия составил 195 т. Шабот стал крупнейшим среди всех шаботов, производившихся на ЭМСС. Он предназначен для штамповочного молота с массой падающей части 25 т . «Топаз» – многопрофильное Рис. 66. Шабот весом 195 т предприятие, занимающееся






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.